10 лет дебюту первого русского в «Формуле-1» – Петрова. Он сходу выдал грандиозный старт – 7 обгонов на первых 300 метрах
Выборгская ракета!
14 марта 2010 года в «Формуле-1» состоялось историческое для России событие – дебют первого гонщика под триколором в Гран-при. Счастливчиком стал Виталий Петров – вице-чемпион GP2 (предшественник «Формулы-2», проиграл только Нико Хюлькенбергу и обыграл будущего чемпиона «Формулы Е» Лукаса ди Грасси, Пастора Мальдонадо, Гидо ван дер Гарде, Жерома д’Амброзио, Серхио Переса и Камуи Кобаяси – будущих пилотов «Ф-1»).
Его взяли в «Рено» на роль напарника Роберта Кубицы, и уже в первом заезде в Бахрейне Выборгская ракета показал мастерство стартов: с 17-го места к середине круга взлетел на 11-е.
«Его скорость реакции сразу произвела на меня впечатление, – вспомнил Петрова в недавнем интервью Motorsport бывший инженер «Рено» по данным (и нынешний гоночный инженер Ромена Грожана в «Хаасе») Айао Комацу. – Я никогда не видел пилота с такой же реакцией, как у Виталия.
Когда он только пришел в команду, его пилотаж не был идеальным. Но при возникновении избыточной поворачиваемости он отлавливал машину с невероятной скоростью. Это была одна из его сильных сторон – думаю, именно она позволяла ему так хорошо стартовать и отыгрывать позиции на первых кругах. Некоторые старты были просто великолепны – все помнят первый круг в Австралии».
О, да. Те самые первые 300 метров в Мельбурне на втором этапе чемпионата до сих пор считаются одним из лучших стартов в истории «Формулы-1» – Петров реально улетел вперед как ракета, опередив сразу семерых конкурентов.
Как же Виталию это удалось?
В первую очередь благодаря феноменальной реакции, как и сказал Комацу: пилот «Рено» отпустил лепестки сцепления раньше стартовавшего слева Хайме Альгерсуари и нажал на педаль газа намного резче.
Здесь снова сыграла его способность моментально контролировать и отлавливать машину: например, стартовавший впереди Кобаяси ударил на газ примерно с той же силой, но его сразу же чуть сдернуло с прямой из-за пробуксовки.
Камуи на мгновение снял ногу, прекратив разгон, и потерял момент – его моментально догнал Петров, сумевший рулем несколько раз отловить заднюю часть машины.
Дальше Виталю чуть-чуть повезло: он успел проскользнуть мимо соперников до того, как один из них захлопнул калитку.
Остальной прорыв стал результатом смелой работы с газом: Петров намного лучше и агрессивнее разогнался на первой сотне метров, создал колоссальное преимущество по км/ч, но продолжал давить педаль в пол и отлавливать пробуксовку. Обычно в дождевых гонках так не делают из-за риска как раз сорваться в скольжение или перегреть задние шины – для промежуточных хуже превышения температурного режима вообще ничего нет (они тогда из-за пузырения быстро теряют сцепление и способность отводить воду).
Благодаря более качественному разгону Виталий опередил еще и Нико Хюлькенберга – а затем въехал в зону торможения и сместился на внешнюю траекторию.
В Австралии в первом повороте обычно есть два пути для обгона: нырять вовнутрь, тормозить как можно позже и надеяться на лучшее и тормозить как можно раньше на внешней траектории, направлять машину в вираж, сразу же нажимать на газ и атаковать на следующей прямой за счет более раннего разгона и преимущества по пиковой скорости.
По предыдущему стартовому отрезку понятно: Виталий лучше всего реализовывал вторую стратегию, да и внутренняя траектория все равно уже была заблокирована «Заубером» Педро де ла Росы и «Форс-Индией» Витантонио Льюцци.
Тем не менее, россиянин нашел способ их опередить: в точке торможения пилот «Рено» рискнул и не сразу начал замедление, а сперва отпустил педаль газа, а затем еще два раза по ней ударил.
В итоге Виталий вошел в поворот чрезмерно быстро и уткнулся в Рубенса Баррикелло – пришлось перетормаживать и сбрасывать скорость.
С выигрышем новой позиции Петрову снова повезло – Алонсо развернуло, и пилот «Рено» поднялся еще чуть-чуть выше. Дальнейшие попытки догнать «Уильямс» и остальные машины на прямой не удались: россиянин давил на газ слишком сильно в стремлении сократить дистанцию, машину болтало и приходилось чрезмерно много работать рулем.
А потом Петров попал в след из водной взвеси из-под колес и уже не мог рисковать с более поздним торможением.
В дальнейшем из-за аварий конкурентов Виталий вообще взлетел на 8-ю позицию (при старте 18-м!), но после перехода на слики уже не смог совладать с болидом.
«Я не удержал машину в зоне торможения третьего поворота и застрял в гравии», – признался Петров после финиша.
Тем не менее, путешествие на обочину в «Формуле-1» не запомнили, а вот легендарный ракетообразный старт вспоминают каждый год!
И шедевральные серийные начала гонок Виталия взялись не с пустого места.
«Мы с Иньяки Руэдой специально отрабатывали старты, – рассказал Петров для Motorsport. – И добились того, что мои старты были лучшими чуть ли не за всю историю «Рено». Парни видели, насколько у меня хорошая реакция, что я даю хорошую обратную связь – и поэтому отработке стартов уделялось много времени. Надо отдать должное Иньяки, он с полуслова понимал то, что я ему рассказывал о тонкостях зацепа».
Первым русским в гонках класса «Ф-1» был не Петров. Виталия опередили на 63 года
Фото: Gettyimages.ru/Paul Gilham
За Виталия Петрова болеть получалось как-то само собой, так переживать за Сергея Сироткина или Даниила Квята у меня не получается, не знаю, почему...
И тем не менее, хоть я в восторге от прорыва, но трезво понимаю, что это всё из-за плохой квалификации.