Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца
Закулисные игры на тестах.
В 2020 году командам «Формулы-1» стало чуть легче следить за техническими новинками конкурентов на предсезонных тестах. Все дело в правиле о запрете на использование защитных экранов в боксах: с нынешнего сезона отгородиться можно только в случае работы над разобранным или остановившимся на трассе болидом.
Естественно, изменения повлияли на шпионские игры в паддоке на тестах – важнейшем моменте сезона, когда команды пристально рассматривают конкурентов в поисках скрытых новинок или необычных решений. Обычно процесс слежки за соперниками остается за кадром, но на этот раз нам повезло: в паддоке оказался фотограф Евгений Сафронов из Москвы.
В детстве Евгений занимался картингом и работал механиком в гоночной команде, а сегодня освещает автосалоны и заезды. С 2017 года – и в Гран-при: снимает огонь, искры, дым и эмоции «Формулы-1».
Фото Евгения постил даже Льюис Хэмилтон:
И в феврале Евгений вновь фиксировал на камеру предсезонные тесты «Ф-1» в Барселоне – но теперь решил поделиться на своем Youtube-канале рассказом об уловках команд ради шпионажа за оппонентами и защиты от чужих глаз. Мы выбрали самое-самое интересное и важное из его инсайда.
Как шпионить в «Ф-1»: пособие для начинающих
За годы проведения заездов на «Барселоне-Каталонии» автодром и условия на трассе подробнейшим образом изучили не только пилоты и инженеры, но и фотографы. Для последних тесты открывают больше возможностей, чем Гран-при: можно поймать максимальную мощь торможения в первом повороте – а во время гонки располагаться с камерой здесь нельзя:
Приходится извращаться с очень удобными позами, чтобы выловить нужный кадр.
На тестах у журналистов есть редкий шанс уютно устроиться чуть ли не под колесами машины, заехавшей в боксы:
Сфотографировать тормозную пыль на фоне заходящего солнца:
И увидеть воздушные завихрения («вортексы») от заднего антикрыла в прохладные утренние часы. Самые длинные – у «Альфа Таури»:
Наиболее «сладкие» места забиваются стремительно – для фотографов «Ф-1» скорость не менее важна, чем для пилотов.
Вход в боксы – идеальная позиция для поиска необычных технических решений: с помощью длиннофокусного объектива можно «просочиться» через помехи в виде снующих механиков и заснять внутренности болида.
Элементы машины можно рассмотреть во всех деталях.
В это же самое время сотрудники команд проводят инспекцию конкурентов невооруженным взглядом.
С другой стороны, заснять здесь машину сзади проблематично, ведь при заезде болида на пит-лейн механики сразу же закатывают его внутрь.
Совсем другое дело – выезд с пит-лейн. Здесь журналистам, сотрудникам и инженерам («кого здесь только нет!») открывается вид на заднюю часть машины: можно детально рассмотреть диффузор и подвеску.
Правда, для того, чтобы получить такие кадры, придется немного полежать на асфальте.
Если гонщик останавливается на выезде из пит-лейн для отработки процедуры старта, у фотографов открываются новые возможности.
«У нас есть куча времени, чтобы дойти до машины, взять объектив и детально рассмотреть, какие режимы пилот переключает на руле, какая информация горит на руле и как происходит процесс старта», – рассказывает Сафронов.
Интересный момент – Льюис Хэмилтон при этом часто придерживает руль сверху. The Special One.
И еще одна локация для шпионских фотографий – пресс-центр трассы в Барселоне. Он располагается прямо над боксами и открывает прекрасный вид сверху на аэродинамические элементы болида. Особенно не повезло «Мерседесу» и «Ред Булл» – их боксы наиболее легко «простреливаются».
Защита от любопытствующих: у «Мерседеса» и «Феррари» снова разная тактика
Возможностями подглядеть разработки конкурентов пользуются все команды – или почти все.
«На протяжении первой недели тестов я ни разу не видел, чтобы «Мерседес» шпионил, высматривал или пытался что-то загородить и не дать возможности снять», – вспоминает Евгений.
Есть у чемпионов мира и последователи из «Рейсинг Пойнт» (что неудивительно) – «розовый «Мерседес» тоже отличается относительным безразличием к шпионским играм.
Если по ходу сезона, когда все карты раскрыты, репортеры могут чуть ли не залезать камерой в кокпит, то во время тестов такая терпимость со стороны команд – скорее редкость. В «Мерседесе» доброжелательное или нейтральное отношение к фотоаппаратам является нормой практически для всех.
«Зачастую им абсолютно пофигу. Единственный, кому не пофигу в «Мерседесе» – Льюис Хэмилтон. Он очень не любит фотографов, пытается их избегать и даже закрывается рукой, когда его обступают во время интервью и фотографируют на телефон. Поймать Льюиса непросто».
У «Феррари», как всегда, особый путь. На тестах Скудерия включила режим максимальной паранойи: в ход пошли знаменитые стеночки из механиков в качестве замены защитным экранам, но Шарлю Леклеру это не помогло.
Живой щит не является преградой и для длиннофокусных объективов – секреты «Феррари» под угрозой.
Отношение к камерам соответствующее:
«Они отгоняют фотографов от боксов – на некоторых Гран-при, особенно в первой половине сезона, нельзя оставаться даже между гаражами. Никто из других команд так не делает».
Еще одна особенность Скудерии – сверхтщательное закутывание болида во время эвакуации с трассы. В случае поломок во время заездов большинство команд просто накидывает на машину покрывало.
Не закрыты колеса или переднее антикрыло? Ничего страшного!
«Рено» вообще не парится:
Но «Феррари» действует основательно:
«Впервые видел, чтобы автомобиль оборачивали снизу. Когда его спускают с эвакуатора, механики очень жестко следят, чтобы болид располагался строго горизонтально и никто не смог сфотографировать с другой стороны».
Помните, как в прошлом году боссы «Ред Булл» принюхивались к запаху из боксов «Феррари»? Кристиан Хорнер учуял грейпфрут, а Гельмут Марко настаивал на том, что итальянское топливо пахнет клубникой. Что ж, в этом сезоне «Феррари» и их клиентов из «Альфа Ромео» и «Хааса» тоже можно найти по устойчивому своеобразному аромату – особенно когда заводятся моторы.
Кристиан Хорнер: «Топливо в боксах «Феррари» пахнет грейпфрутовым соком»
Гельмут Марко: «Из боксов «Феррари» странно пахнет, но не грейпфрутом, а клубникой»
«Ред Булл», похоже, приготовил что-то необычное для второй недели тестов, поэтому изменилось и поведение персонала. Если на первых тестах сотрудники не придавали значения репортерам, то в заключительные три дня заездов стали закрывать детали от посторонних глаз.
Спойлер: не помогло.
А ведь, между прочим, это редчайший кадр той самой сверхинновационной подвески RB16! Мы сделали про нее отдельный материал – настолько она продвинута.
Режим повышенной секретности не разрушил образ наиболее веселого коллектива в «Ф-1»:
«Ред Булл» – самая рок-н-рольная команда: механики улыбаются, у всех хорошее настроение. Это единственная команда, в боксах которой частенько играет бодрый музон. Особенно после гонки, когда все пакуются и готовятся переезжать на следующий Гран-при».
Есть у австрийцев и инновации по части инструментов тестирования: в Барселоне они использовали сливающуюся с цветом болида темно-синюю аэродинамическую краску flow-vis вместо привычной кислотной – рассмотреть рисунки от воздушных потоков было практически нереально.
Кстати, сохранение аэродинамических секретов является приоритетом и у «Макларена» – британский коллектив сильнее остальных беспокоился по поводу того, чтобы следы от flow-vis не попали в объектив:
«Механики стараются как можно быстрее закатить машину в боксы или встать и не дать фотографам снять, как именно растекалась краска».
До первых сражений в «Формуле-1» осталось меньше десяти дней – скоро увидим, эффективен ли чудо-руль «Мерседеса» и поможет ли «Феррари» ставка на шифрование темпа и мощные спины механиков.
Фото: скриншоты Youtube, instagram.com/safronov.f1; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Charles Coates, Peter Fox
Относительно расходов надо считать с нуля:
1. Покупка камеры премиум-класса - погодозащищенной в магниевом корпусе, с двумя картами памяти, большим буфером, скоростью съемки не менее 8 кадров/сек. и с модулем WiFi. Из продукции "Никон" для работы на спортивных мероприятиях наиболее подходит модель D850.
2. Покупка парка оптики из, как минимум, трех объективов: широкоугольного 17-35мм, 50мм/1.4 и телевика по типу 70-200мм с быстрым мотором и стабилизатором.
3. Оплата поездок и проживания для практики во время этапов того же туринга в России.
Т.е., нужно вложить примерно пол ляма для того, чтобы было не стыдно клянчить аккредитацию. И неизвестно когда это отобьется. Так что для этого паренька его деятельность - это хобби. Впрочем, как видишь, он пытается это хоть как-то монетизировать заходя в соцсети