Команда Квята – больше не младшая для «Ред Булл». Теперь у них равные статусы и множество одинаковых деталей
Ожидается битва с «Рено» и «Маклареном».
Долгие годы «Торо Россо» была всего лишь детским садом и финальной ступенью подготовки пилотов программы «Ред Булл» для «Формулы-1». Концерн по производству энергетиков создал ее на основе аутсайдера «Минарди», и даже названием сходу задал ее вторичность: «торо россо» на итальянском – «красный бык», как и «ред булл» – с английского.
С тех пор команда из итальянской Фаэнцы заработала с 2006-го ровно 300 очков, выиграла Гран-при Италии 2008 года, заработала еще два подиума (оба – в 2019-м усилиями Даниила Квята и Пьера Гасли) и подарила главной команде суперзвезд вроде Себастьяна Феттеля, Даниэля Риккардо и Макса Ферстаппена. Остальной гоночный мир тоже немало получил от «Торо Россо»: через нее прошли чемпион «Формулы Е» и мира по гонкам на выносливость Себастьян Буэми, двукратный чемпион электросерии Жан-Эрик Вернь и один из лучших пилотов современной «Формулы-1» Карлос Сайнс.
Однако схема исключительно младшей дочерней команды не отличалась реальной эффективностью. С меньшим бюджетом (не более 155 миллионов долларов) «Торо Россо» не могла претендовать на высокие результаты в личных зачетах и Кубках конструкторов, зато головной концерн тратил на ее содержание ненамного меньше, чем на основную команду: 45 миллионов в год против 65 миллионов.
Владелец компании Дитрих Матешиц закономерно сперва попытался продать «Торо Россо», но в итоге все-таки сохранил актив у себя, изменив его позиционирование. Теперь вторая конюшня потеряла всю айдентику производителя энергетиков – от спонсорства до названия. Ее новая ипостась – модный бренд одежды «Альфа Таури», запущенный концерном «Ред Булл» в 2016-м.
В этом как раз нет ничего откровенно странного: производители одежды постоянно участвовали в «Ф-1» в качестве спонсоров, а иногда даже организовывали целые команды – к примеру, Михаэль Шумахер выиграл первые два титула за «Бенеттон». Да и сейчас практически у каждой команды в пелотоне есть партнер из мира моды: «Мерседес» и Хэмилтон работают с Tommy Hilfiger, «Феррари» рекламирует премиальные бренды Hublot и Ray-Ban, «Ред Булл» взаимодействует с Tag Heuer, у «Макларена» и «Альфа Ромео» контракты с Richard Mille, «Хаас» продвигает датского производителя Jack & Jones, а «Уильямс» сотрудничает с Crew Clothing.
Теперь и у концерна «Ред Булл» многомиллионные затраты на вторую команду снова обретают бизнес-смысл без потери первоначальной цели в виде воспитания гонщиков. Вместе с названием и позиционированием у «Альфа Таури» поменялось все: ливрея, дизайн комбинезонов и шлемов – и даже немного философия построения машины. И вот как раз ее мы сейчас и рассмотрим.
Меньше самостоятельности и более глубокая интеграция
Казалось бы, из-за связей с «Ред Булл» у «Торо Россо» появлялись безграничные возможности по копированию и использованию топовых запчастей – но в реальности конюшня из Фаэнцы практически всю свою историю придерживалась автономного подхода. Сперва на выбор модели существования повлиял регламент, серьезно ограничивший количество доступных до покупки деталей, а потом техническим директором команды стал Джеймс Ки. Тот самый, при котором «Заубер» построил одну из лучших своих машин в современной истории – С31, на которой Камуи Кобаяси и Серхио Перес трижды поднялись на подиум в 2012-м.
В том же году Ки забрали в «Торо Россо», и там британский инженер развернул собственную самостоятельную деятельность: он очень не любил пользоваться наработками даже гениального Эдриана Ньюи с двумя десятками титулов «Ф-1» и строил машины по собственному усмотрению. Джеймс ушел в «Макларен» в 2018-м, но еще успел заложить основы концепта прошлогоднего STR14, не совпадавшего с идеями «Ред Булл» по максимизации прижимной силы. В итоге в 2019-м машины Квята, Гасли и Албона нередко демонстрировали быстрый темп на прямых и проигрывали в поворотах, очевидно делая ставку именно на пиковую скорость.
Разные концепции болидов влияли и на пилотов: вместо подготовки к управлению «Ред Булл» молодые парни получали совсем другую технику и развивались в иных направлениях. Кому-то это шло на пользу (Риккардо, Ферстаппен, Сайнс), а кто-то вроде Пьера Гасли после повышения в головную команду долго не мог совместить собственный пилотажный стиль с топовой машиной, основанной на незнакомой ему философии (итог в данном конкретном случае – понижение).
Но с 2020-го никаких расхождений больше не будет: теперь «Альфа Таури» строит Джоди Эггингтон, и в производстве используется максимально допустимое количество деталей авторства «Ред Булл». Естественно, концепцию болида выстраивают вокруг задумок Эдриана Ньюи.
Однако углубление интеграции не означает закрепление статуса вечного второго номера – как раз наоборот: в жизни бывшей «Торо Россо» наступило время равенства и повышения статуса. Консультант гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко подтвердил: «Альфа Таури» – больше не младшая команда, а полноценная «сестра».
«Вся идея ребрендинга заключалась в том, чтобы вернуть гламур в «Формулу-1», а также отметить предыдущие заслуги «Торо Россо». И, конечно, со сменой названия изменились и цели, – подтвердил консультант гоночной программы и бывший пилот «Ф-1». – Изменился и статус команды: теперь она не молодежная, а равная «Ред Булл» по статусу. Также, учитывая новый уровень публичности и объем средств, идущих на продвижение [нового бренда], очевидно, что и ресурсы команды должны быть увеличены.
Все разрешенные по регламенту детали от «Ред Булл» мы использовали в конструкции «Альфа Таури». И мы будем использовать все доступные технологии – но с небольшой временной задержкой. Просто темпы развития болида «Ред Булл» будут крайне высокими, особенно на старте сезона. Так что отставание по технологиям между командами составит от 3 до 6 месяцев – но к середине сезона «Альфа Таури» получит новинки».
Босс команды Франц Тост честно рассказал, что досталось АТ01 от «Ред Булл»: коробка передач, передняя подвеска, гидравлика (в том числе и рулевого управления) и тормоза. А данные с официального сайта выдают информацию о сотрудничестве еще и в сфере топливной системы и верхних воздухозаборников для силовых установок.
Какие плюсы несет в себе подобная интеграция помимо экономии бюджета? Конечно, команда с меньшим количеством ресурсов может перенаправить внимание на другие детали, выстроив концепцию вокруг топовых элементов вроде подвески и коробки передач. В то же время подобные сложные системы от коллективов с огромным штатом и бюджетом всегда будут надежнее сделанных самостоятельно и за копейки (по меркам «Ф-1») – в итоге еще сильнее снизится количество сходов или неполадок. Правда, покупатель не сможет выбрать собственную философию развития: если ему захочется победить продавца на треке, ему придется создать ту самую копию, которая лучше оригинала.
Не все детали новой «Альфа Таури» – перекрашенный «Ред Булл»
Аэродинамический пакет в любом случае приходится разрабатывать самостоятельно – и потому отличия от RB15 и RB16 видны сразу же. К примеру, у АТ01 cовсем другой носовой обтекатель и даже философия переднего антикрыла, а также инженеры из Фаэнцы не стали следовать еще и тренду по уменьшению объемов носа.
Просто «Альфа Таури» еще с прошлого года использует концепцию «Феррари» с закрылками, формирующими обтекание переднего колеса вместо создания мощного вихря, нагружающего переднюю часть. Поскольку конструирование болида началось еще в предыдущем сезоне и без расширения бюджета, команда опиралась на старые известные наработки и не стала использовать данные «Ред Булл». Ведь при смене концепции антикрыла пришлось бы изменять и всю остальную машину целиком, а у бывшей «Торо Россо» просто не хватило бы ресурсов на подобное в последний сезон действия старого регламента.
По этой же причине АТ01 получила переднюю подвеску с RB15 без хитрого кинематически-гидравлического элемента, меняющего угол дорожного просвета в медленных поворотах с углом более 210 градусов. Ее установка потребовала бы слишком грандиозных исследований для вписывания продвинутого элемента в концепцию машины – и их «Альфа Таури» тоже не могла себе позволить.
И по этим же причинам АТ01 не получит сверхвысокую и сложную переднюю подвеску с RB16.
Более того, из-за за затрат на работу над машиной для 2021-го Квяту и Гасли можно и не надеяться на получение этих новинок – Гельмут Марко уже это подтвердил.
«Новый носовой обтекатель и переднюю подвеску мы в данный момент переносить на «Альфа Таури» не планируем», – резюмировал австрийский менеджер.
Однако у «Альфа Таури» все-таки нашлись интересные конструкторские решения – например, небольшие и уникальные боковые понтоны с двойными воздухозаборниками.
Если приглядеться, то можно увидеть, что над небольшими обычными входными отверстиями в систему охлаждения расположились еще одни – поменьше. Судя по всему, они появились из-за чрезвычайно изящной задней части болида – поскольку практически все детали в ней куплены у мастеров этой зоны из «Ред Булл», инженерам «Альфа Таури» тоже пришлось работать над минималистичной компоновкой моторного отсека и верхнего воздухозаборника.
Естественно, подобная философия сыграет в плюс в смысле аэродинамической эффективности: воздушный поток будет терять меньше энергии при контакте с корпусом и активнее загружать заднее антикрыло и диффузор. С другой стороны, инженерного гения по части систем охлаждения в Фаэнце явно не хватило – и уменьшение отверстия в «гребне» компенсировали изящным образом, по максимуму использовав возможности «высокого понтона».
Вот, смотрите: теперь он меньше и с двумя отверстиями вместо четырех: одна – для нагнетания воздуха в камеры сгорания, другая – для охлаждения. Ходов к боковым радиаторам больше нет.
А вот как работает боковая часть «Альфа Таури».
Так что дополнительное мини-отверстие позволяет добрать весь полезный поток практически без штрафа в скорости в виде лобового сопротивления или нехватке прижимной силы в задней части.
А вот другие яркие инновации «Альфа Таури» достались все-таки от нового «Ред Булл» – например, сверхвысокая передняя подвеска, помогающая в быстрых поворотах.
А еще сейчас заднее антикрыло АТ01 установлено на одном пилоне, но вскорости его поменяют на два – как и у RB16. Все ради стабильности на высоких скоростях и в быстрых поворотах, а также для минимизации опасности разрушения конструкции из-за сильных вибраций.
Также «Альфа Таури» стала четвертой командой в пелотоне, перешедшей на более легкую матовую краску.
Это тоже наследие «Ред Булл» – сестринская команда открыла инновацию в 2018-м, после чего ее скопировали в «Феррари» и «Макларене».
Также стоит отметить и саму форму боковых понтонов: они резко идут вниз, копируя концепцию «Ред Булл» и родоначальника тренда «Мерседеса» – таким образом в примерно тот же объем корпуса влезает более длинный радиатор.
Теперь «Альфа Таури» и поедет со скоростью «Ред Булл»?
Пока еще нет – все-таки даже с грядущим увеличением бюджета нельзя радикально пересобрать машину за одну зиму. «Рено», к примеру, мучается уже пятый сезон, а «Макларен» заметно ожил только на второй год.
Но задачи у бывшей «Торо Россо» все-таки немного подросли: теперь команда Квята должна попадать в топ-5 по итогам чемпионата и сражаться на равных с каждым обитателем середины турнирной таблицы – от тех же «Рено» и «Макларена» до «Хааса», «Рейсинг Пойнт» и «Альфа Ромео». И босс команды считает, что у «Альфа Таури» все может получиться.
«Я по-настоящему убежден, что нас ждет удачный сезон, – сказал он на презентации машины. – Почему? Прежде всего, машина показала очень хорошие результаты в аэродинамической трубе. Мы очень хороши и по части аэродинамического пакета, и по механической части – из-за сотрудничества с «Ред Булл».
Во-вторых, «Хонда» – наши друзья из Японии добились хорошего прогресса этой зимой как по части мощности, так и по части надежности. В-третьих, у нас хорошие пилоты».
Кажется, теперь мы должны ждать Квята в топ-10 еще чаще.
Все самое интересное из мира автоспорта – в телеграм-канале «Формула-1». Подписывайтесь!
Фото: formula1.com; Gettyimages.ru/Lars Baron, Vladimir Rys/Bongarts, Peter Fox
В прошлом году РБ был быстрее ТР где то на 2 сек. Если ТР станет быстрее на 2 сек, это же очень круто. Многие мечтают хотя бы 1 секунду найти.
- РБ отдал АТ все некритичные технологии и наработки, чтобы, на собственные деньги, рисовать не две машины, а полторы.
- Ребятам из АТ пришлось усердно вкалывать, чтобы как-то собрать всё это воедино. В результате, такого вот эффективного манагерства, обычно появляется помесь бульдога с носорогом, которая хоть и едет, но плохо и недалеко.
- Судя по оптимизму Тоста, сделали действительно неплохой агрегат, но надо смотреть, что будет хотя бы в Австралии.
- Молодых и талантливых в академии РБ на данный момент нет, обкатывать что-то революционное на АТ тоже не собираются (судя по словам Марко). Так что, АТ надо действительно хорошо выступить в следующем сезоне, иначе РБ реально или толкнёт кому-нибудь бывшую Минарди, или вообще закроет нафиг перед 2021 годом.