«Не вижу ни одного места для обгона». Пилоты «Формулы-1» критикуют новую трассу
Забудьте о борьбе — в Нидерландах ее не будет.
14 мая ознаменовалось грандиозным событием для фанатов Макса Ферстаппена и любителей гонок из Нидерландов: в маленькую страну на побережье Северного моря вернулся свой Гран-при. Впервые с 1985 года окрестности Зандворта вновь огласит рев топовых моторов, а зрители увидят борьбу лучших пилотов современности.
Руководство «Формулы-1» уже расхвалило потенциальную посещаемость этапа — болельщики голландского лидера «Ред Булл» явно обеспечат аншлаг. Но что же увидят телезрители по всему миру?
На первый взгляд, трек достаточно скоростной и техничный.
Записи с бортовых камер болидов, гоняющих по автодрому, прямо источают адреналин.
Гонщики «Формулы-1» тоже не скрывают требовательности исторического трека — и им определенно нравится новый вызов.
«Это интересная трасса в плане пилотирования – скоростная, не прощающая ошибок и требующая смелости, – сказал Даниэль Риккардо — Знаю ее по «Формуле-3».
«В повороте «Схейвлак» будет весело: он будет очень быстрым в «Формуле-1», потребуются яйца», – описал впечатления напарник австралийца Нико Хюлькенберг.
«Это трасса старой школы, пилоты любят такое, – рассказал Валттери Боттас. – Ошибки в скоростной секции обойдутся очень дорого. На треках такого типа мы понимаем, что рискуем чуть больше».
Но как бы официальные медиа «Формулы-1» ни подогревали интерес к треку и не искали позитив в интервью гонщиков, они никак не уйдут от реальности: борьба на «Зандворте» происходила в 70-е и 80-е, когда машины были намного меньше, короче и легче. Тогда один болид не закрывал собой целиком вход и выход из некоторых поворотов, и потому у смелых маневров был шанс на успех. Но для современной техники трек слишком узкий: атаковать теперь просто негде, поскольку из-за малой ширины дорожного полотна отсутствуют альтернативные траектории, а доминирование быстрых и среднескоростных виражей в таких условиях без пары точек жесткого торможения исключают любые обгоны. Даже DRS «Зандворту» не поможет: прямая короткая, а после нее нет снова следует среднескоростной поворот с одной возможной траекторией.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/09/e5ddfc397466f853f075e4c96e494.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Пилоты на самом деле совсем не скрывают степень потенциального веселья на Гран-при Нидерландов.
«Местами трасса настолько узкая, что c нынешними скоростями и шириной машин «Формулы-1» держаться вплотную за соперником и обгонять будет очень сложно, – резюмировал Даниэль Риккардо. – Боюсь, мы просто будем ездить паровозиком по кругу».
«Даже в «Формуле-3» здесь было практически невозможно обгонять, – вторит напарнику Хюлькенберг. – К сожалению, конфигурация трассы совсем не подходит для атак».
«Первое, о чем я подумал — обгонять здесь будет очень сложно, – сказал Даниил Квят. – Из-за шикарных быстрых поворотов. Их тут много, и преследовать соперников на современных болидах «Формулы-1» в таких виражах очень сложно».
«Да, обгонять будет непросто», – согласился пилот «Макларена» Ландо Норрис.
«Трасса чересчур узкая», – согласился напарник Ферстаппена по «Ред Булл» Пьер Гасли.
«Касательно обгонов «Зандворт» будет примерно как «Монако», – поделился мнением лидер «Феррари» Себастьян Феттель.
«Я не вижу ни одного шанса или возможностей для обгонов, – рассказал обычно самый смелый пользователь педали тормоза из «Хааса» Ромен Грожан. – Честно говоря, этот трек не совсем для «Формулы-1». Он очень узкий, сверхбыстрый, но без каких-то выраженных точек торможения».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/85/d6d5706424e41a5fbe885606c09d1.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Не все серии, проходившие на «Зандворте», остались довольными результатом: например, ДТМ катала в Северную Голландию с 2001 года, но в 2018-м переехала на другую голландскую трассу «Ассен» в Дренте.
«Автодром был быстрым, а его конфигурация – плавной, – описал новый трек для Гран-при бывший директор этапа немецкого чемпионата Марк Зурер. – Да, «Формула-1» может туда приехать. Но я бы поставил под вопрос, нужна ли такая трасса чемпионату мира. Машины будут ехать колонной, никаких обгонов – все будет примерно как в Венгрии.
Зато Зурер рассказал о неожиданном природном эффекте, способном возродить интригу в Гран-при.
«Когда поднимается ветер, возникают песчаные бури! Подул ветер – и ты вдруг едешь на две секунды медленнее. Это добавит гонке остроты».
Да, руководство автодрома уже запланировало перемены, но они точно не спасут от скуки — корректировка трека примет чисто косметический масштаб.
«Мы сместим черту старта-финиша чуть ближе к первому повороту «Тарзан», чтобы старт полностью просматривался с главной трибуны, – рассказал директор Гран-при Ян Ламмерс. – Третий и четвертый повороты расширим на внешней траектории ради безопасности и лучшего разгона перед виражом «Схейвлак». Заключительный поворот изменим так, чтобы гонщики могли проезжать его с полным газом, как на «Интерлагосе». Поворот «Ханс Эрнстбохт» сократят и чуть расширят, чтобы увеличить скорость».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/2e/acb2219024503a78182f274712915.png?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Возможное изменение конфигурации – спасибо reddit.
Фактически дирекция заезда уберет единственную более-менее жесткую точку сброса скорости, а перенос черты старта-финиша уничтожит ожесточенную борьбу и тактические игры в первом повороте первого круга заезда.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/33/0f97074344dbaab62241bef579b03.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но Зурера беспокоит даже не это.
«Тарзан вряд ли узнаем, там сделают огромную зону вылета, – сказал швейцарец. – Конечно, хорошо бы сохранить классическую трассу – боюсь, в итоге она просто утонет во всех этих зонах безопасности».
А бывший голландский гонщик «Формулы-1» Гидо ван дер Гарде опасается, что никакие перемены не помогут сделать «Зандворт» интересным.
«Это однозначно будет очень сложно, – рассказал Гидо. – Даже несмотря на все их изменения трек все равно останется коротким и узким. Прямая останется недостаточно длиной. В гонках на треке в Барселоне было немного обгонов, но на «Зандворте» в следующем году их число еще сильнее упадет».
Остаются лишь надежды, что новые правила 2021 года изменят машины «Формулы-1» настолько, что и конфигурация голландского автодрома не помешает пилотам устроить настоящее шоу.
«Формуле-1» показали, как нужно обгонять в Монако
Фото: Gettyimages.ru/Michael Hardy/Daily Express/Hulton Archive; globallookpress.com/Juergen Tap/www.imago-images.de (2,3)
1. Прямая короче.
2. Выход на прямую - скоростной поворот. Близко не подъехать, чтобы атаковать. В Испании был такой же поворот, но его заменили на два очень медленных поворота перед дугой, чтобы обгонов было больше.
3. Первый поворот напоминает Венгрию, только быстрее. Быстрее - значит обгонов меньше.
В Испании змейка, которая позволяет атаковать как с внешней траектории, так и с внутренней.
4. В Испании есть на втором секторе прямая с жестким торможением. Тут дуга с быстрым выходом как в Испании. Но если трассу перестроят, то жесткого торможения не будет. Змейка на торможении убьет все траектории, кроме одной.
Как итог эта трасса проигрывает Испании во всех обгонных местах. Походу поливать трассу придется или песком посыпать, чтобы интригу создать.
П.С.: Современный регламент сделал все старые узкие трассы необгонными. Даже Сузука не так хороша.