В Японии стартует мощный гоночный чемпионат: машины близки к «Ф-1», участвует мастер обгонов из России
Он едва не пробился в Гран-при и хочет выиграть.
Среди болельщиков часто возникают споры о крутизне NASCAR, «Индикара» и «Формулы-1». Фаны американских чемпионатов упирают на всеобщее равенство участников, большое количество спортивной борьбы с обгонами и общий адреналин заездов, а болельщики Гран-при отмечают сложность, престижность, историю и драмы даже без большого числа маневров.
Однако в мире есть чемпионат, объединяющий в себе большую часть плюсов «Индикара» и «Формулы-1»: в нем тоже продвигаются теоретическое равенство всех команд и шансы на титул для каждого, но в то же время машины по крутости и скорости намного ближе к технике Гран-при. Более того, в этой серии по-прежнему сохраняются самые дозаправки, добавлявшие огромное количество тактических вариаций в «Формуле-1» еще десяток лет назад!
Речь идет о самой громкой и сильной серии Дальнего Востока — японской «Супер-Формуле». Здесь отмечались звезды мирового автоспорта вроде многократных чемпионов «Ле-Мана» Андре Лоттерера и Бенуа Трелуйе, проходили обкатку на мощных болидах перспективные юниоры типа новичка «Ред Булл» Пьера Гасли или бывшего пилота «Макларена» Стоффеля Вандорна, и, конечно же, соревновались лучшие японские звезды «Ф-1» Камуи Кобаяси и Кадзуки Накадзима. В 90-е из Японии к вершинам автоспорта пробились Ральф Шумахер, Педро де ла Роса и вице-чемпион «Ф-1» 1999 года Эдди Ирвайн.
С 2019-го в «Супер-Формуле» дебютирует один из лучших российских пилотов современности Артем Маркелов. Чем не повод обратить взор на восток в перерыве между Гран-при?
Тот самый русский, что почти попал в «Формулу-1»
Осенью 2018 года одного из самых обгоняющих пилотов «Ф-2» и лидера «Русского времени» связывали слухами о переходе в «Уильямс», но судьба распорядилась иначе. Мечты о Гран-при пришлось забыть: финансировавшего все выступления бизнесмена-отца задержали в Сочи за коррупцию (сразу после посещения домашнего Гран-при), команду Маркелова пришлось вернуть итальянцам из «Виртуози», а самому Артему пришлось искать место с меньшими финансовыми запросами.
Но не стоит сразу считать Маркелова чистейшим рента-драйвером: 24-летний москвич провел на добротном уровне 5 сезонов в GP2 и «Ф-2», и считался одним из самых ярких пилотов. За это время он выиграл 9 гонок и еще 8 раз поднялся на подиум, а в 2017 году стал вице-чемпионом, уступив нынешней звезде «Феррари» Шарлю Леклеру.
Больше всего Артем запомнился фанатам по диким атакам и классным обгонам — например, в прошлом году в Австрии он разом опередил трех конкурентов.
Этот маневр многие журналисты назвали «обгоном года», а репортер «Формулы-1» Уилл Бакстон даже потребовал немедленного повышения:
«Дайте этому парню хотя бы полшанса в «Формуле-1»! Он — настоящая рок-звезда».
Только в 2018-м сразу три атаки Маркелова вошли в список лучших маневров года, но Артем доказывал свое мастерство и в первые сезоны: например, в 2014-м стильно обставил Тома Дилльмана на мокрой трассе.
Не менее шикарный двойной обгон в затяжном повороте на домашней гонке в Сочи.
Артем веселит публику не только крутыми действиями на трассе, но и радиопереговорами — точнее, радиопением. Прямо во время квалификации.
А в 2016- м перед заездом по «Сильверстоуну» исполнил «Имперский марш».
В «Формуле-2» россиянин был одной из главных звезд со всех точек зрения, а потому за ним определенно стоит последить в «Супер-Формуле». Скорее всего, и в Японии Артем останется все таким же веселым и бодрым парнем.
Особенно стоит отметить полное отсутствие наклеек компаний Маркелова-старшего на болиде — вероятно, Артем получил место за талант, а не деньги.
Шикарные машины и пит-стопы
Даже если вас не заинтересовала фигура российского пилота, в «Супер-Формуле» все еще остается множество классных вещей. Например, шасси от «Даллары» SF19.
Масса машины порадует тех, кто жалуется на слишком тяжелые болиды в «Ф-1» – с пилотом она составит всего 660 кг. Вместе с турбированными двухлитровыми двигателями V4 от «Хонды» или «Тойоты» мощностью свыше 550-600 л.с. и довольно продвинутой аэродинамикой именно SF19 можно считать самыми близкими к технике Гран-при по скорости и динамике. У болидов «Формулы-2» формально может быть чуть больше мощности (620 л.с.), но из-за большей массы шасси (720 кг) и упрощенной аэродинамики они едут все-таки медленнее — SF19 же рвет на 320 км/ч.
Также хоть аэродинамический пакет одинаков для всех команд, в серии остается техническая конкуренция благодаря двум производителям моторов. Тем не менее, доминирующих машин тут не бывает: поскольку пелотон разделен между «Тойотой» и «Хондой» примерно пополам, на подиум попадает минимум 5-6 команд коллективов каждый год, а чемпион меняется чуть ли не каждый сезон. Нет в «Супер-Формуле» и выдающихся коллективов вроде «Према» в «Ф-2» и «Ф-3»: результат больше зависит от гонщиков и конкретных настроек на гонку.
Еще в японской серии присутствует много тактической борьбы — в том числе и на пит-стопах. Кстати, из-за ограниченного регламентом количества персонала остановки в боксах получается веселыми и акробатическими.
В европейских и американских чемпионатах такого уже не увидишь.
Талантливая молодежь и сильные местные гонщики
В 2019-м «Супер-Формуле» достался крепкий состав. В строю остался чемпион прошлого сезона Наоки Ямамото — он, кстати, серьезно доминирует в гонках на островах: в прошлом году выиграл еще один местный чемпионат «Супер ГТ» на пару с Дженсоном Баттоном. Именно Ямамото в прошлом году выиграл больше всех заездов — три из шести.
Никуда не делись и знакомые по «Ф-1» Кадзуки Накадзима и Камуи Кобаяси — к слову, уровень серии настолько вырос, что эти двое уже не рвут здесь на клочки, как пару лет назад, а занимают в основном пару подиумов за сезон и обозначают борьбу за топ-5 в общем зачете.
Явно не сдаст позиции и восходящая 24-летняя австралийская звезда Ник Кэссиди: он выигрывал титул «Супер ГТ» в 2017-м, а в 2018-м оказался в шаге от повторения успеха и победы в «Супер-Формуле», но уступил Ямамото один балл. Еще в прошлом году Ник демонстрировал удивительную стабильность, четырежды попав на подиум и лишь в одной гонке уехав за пределы топ-5 — скорее всего, именно он и будет главным претендентом на титул.
Радуют и новички: помимо Маркелова к серии присоединился молодой пилот системы «Ред Булл» и двукратный победитель Гран-при Макао Дэн Тиктум. Бывшего соперника Мика Шумахера по «Формуле-3» хотят обкатать для дебюта в «Ф-1», так что англичанин явно будет рвать изо всех сил в попытках отвоевать место в «Торо Россо» у Даниила Квята или Александра Албона.
За компанию с Тиктумом «Ред Булл» отправил в Японию и австрийца Лукаса Ауэра. Парню уже 24 года, но не так давно он провалился в ДТМ и Toyota Racing Series: новая неудача в «Супер-Формуле», скорее всего, поставит под вопрос целесообразность «бычьей» поддержки. Племянник Герхарда Бергера в немецких кузовах и «Формуле-3» доказывал, что в свой день способен красиво побеждать, так что от него ждут по меньшей мере возрождения.
Интересно выглядит и 22-летний испанский странник Алекс Палоу: он успел поколесить уже по всем молодежным сериям от «Формулы-Рено» и GP3 до «Ф-2» и «Ф-3», практически везде попадал на подиумы, но так и не сумел где-то сильно заявить о себе. В результате Алекс вернулся в Японию — единственное место, где он боролся за титул в местной «Ф-3» – и уже на тестах впечатлил конкурентов за титул.
«Палоу выглядел уверенно каждый раз, когда садился за руль, – поделился мыслями Кэссиди. – Будь то жесткие шины, мягкие шины– он всегда был быстр». Австралиец прав — первую практику возглавил именно Алекс.
Также состав чемпионата пополнили победитель азиатской серии «Ле-Ман» Харрисон Ньюи (сын великого инженера «Ф-1» Эдриана Ньюи) и выигравший в прошлом году одну гонку в «Ф-2» Тадасукэ Макино. Их тоже не стоит сбрасывать со счетов, ведь «Супер-Формула» хороша своей непредсказуемостью: фаворитов тут фактически нет и выстрелить может каждый.
«Честно говоря, думаю, о расстановке в пелотоне сейчас вообще нельзя судить, – сказал перед старом сезона Кэссиди. – У нас было несколько тестовых сессий, и где-то мы могли использовать систему push-to-pass, а где-то – нет. Кроме того, японские гонщики просто стремятся поставить самое быстрое время круга и ждут до конца сессии, когда станет прохладнее. Но если сохранять новые шины для пяти последних кругов, то по ходу дня многого не добьешься. В результате на тестах на «Сузуке» я был примерно на секунду медленнее, а на «Фудзи» на полсекунды быстрее – это странно. Никто не может быть уверен в преимуществе.
В новой машине сделали шаг вперед по части прижимной силы, что понравилось всем гонщикам. Думаю, она стала быстрее, просто шины «Йокогамы» оказались более жесткими, поэтому времена на круге не улучшились».
Чего ждать от Маркелова?
У Артема огромные амбиции с первого же сезона — он хочет наконец-то стать чемпионом. Правда, результаты на тестах не впечатлили: Артема несколько раз разворачивало, он постоянно уступал лидерам от 1,5 до 2 секунд на круге.
«У машины много прижимной силы в поворотах и она очень мощная, – поделился горячими впечатлениями россиянин для официального канала «Супер-Формулы» на ютубе. – Я знаю, что пока результаты не выглядят здорово, но я чувствую, что могу прибавить. Мне нужно больше уверенности в поворотах. Я надеюсь, мы будем прогрессировать и попробуем выиграть этот чемпионат. Это хорошее место, чтобы показать себя.
Я не пилотировал зимой и вообще на тестах оказался за рулем болида впервые с прошлого ноября. Мне просто нужно привыкнуть , понять шины и подольше поработать с командой.
Разница между покрышками колоссальная: «Пирелли» из «Ф-2» и «Ф-1» предпочитает делать резину с быстрым износом, а «Йокогама» в принципе включается в работу только с третьего круга. Мне это нравится больше, но нужно привыкнуть к новым составам — они требуют совершенно другого подхода».
Цифры уже подтверждают слова Макелова: в первой практике перед заездом по «Сузуке» Артем проиграл лидеру 1,3 секунды и опередил напарника в лице опытного 31-летнего ветерана серии Кадзуи Осимы. Позади оказался и Кэссиди, а Кобаяси закончил тренировку всего в 0,1 секунды впереди относительно россиянина. В квалификации Маркелов традиционно не показал яркого перфоманса – он попал в аварию и стартует в гонке 19-м, но в первой отчетной сессии провалились все европейцы (кроме опытного Алекса Палоу). Артем же славится именно гоночным темпом и прорывами, так что если он справится с шинами, то явно всем покажет пару магических фокусов из своего арсенала.
Когда и где смотреть?
20 апреля в 9:45 по Москве на «Сузуке» состоится квалификация, но ее за пределами Японии показывать не будут. А вот гонкой 21 апреля очень даже можно насладиться: если у вас есть подписка на Motorsport TV, заходите туда в 8 утра и получайте удовольствие. Если же ее у вас нет или отсутствует желание тратить деньги, тоже не беда: все 7 гонок сезона «Супер-Формулы» бесплатно и легально покажет ютуб-канал Let’s Go Racing.
Первый заезд чемпионата можно посмотреть прямо здесь.
Главная тема недели в «Ф-1» – несправедливый штраф Квята. Его не поняли даже эксперты серии
Трасса для Гран-при Вьетнама выйдет сложной. Вы уже можете увидеть ее глазами гонщика
В «Формулу-1» рвется еще один русский миллиардер. Пытается купить команду для сына
Фото: facebook.com/superformula.official; amarkelov.com (2,10); superformula.net (3-9,11)
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/wrongturn/1610296.html