«Надеюсь, кисть руки не ампутируют». «Дакар» стал еще сложнее — организаторов ругают
«КАМАЗ» все равно победил, русская гонщица вошла в историю.
В Перу завершилось самое суровое гоночное испытание — причем новое издание «Дакара» вновь безоговорочно сохранило за собой данный титул, несмотря на заявленное «упрощение» маршрута. После смены гоночного директора (вместо пятикратного чемпиона рейда Марка Комы путь для участников составлял олдскулный Этьен Лавинь, помнивший рейд еще по жарким африканским денькам) организаторы испугались повторения массовых сходов 2018 года (около 40 процентов экипажей) и пообещали проложить дистанцию по пескам. На бумаге им и вправду удалось превратить марафон из гонок на выживание в «гонки навигаторов», но реальность внесла свои коррективы: этот «Дакар» оказался еще суровее предыдущего (хотя казалось бы, куда уж) — до финиша не добрались уже 44 процента участников!
«Сейчас для меня слова о том, что финиш — это уже победа, обретают смысл, – признался российский чемпион 2017 года Сергей Карякин. – Так тяжело нам, пожалуй, еще никогда не было. Сразу вспоминается мой первый «Дакар».
«Дакар-2019» запомнится своей экстремальной сложностью», – резюмировал руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин.
«Мы рады, что просто добрались до финиша, – сказал серебряный призер класса внедорожников и двукратный чемпион рейда Нани Рома. – Это для меня самый главный результат, и я доволен им: мы финишировали!».
«Я не хочу повторять такое ралли! – признался победитель класса мотоциклов Тоби Прайс. – Безумно тяжелыми оказались все 10 дней. Знаете, если бы мне пришлось уехать домой после третьего этапа, я бы расстроился».
Дистанция заставляла постоянно ошибаться даже таких легенд, как 13-кратный чемпион Стефан Петерансель.
«Я постоянно просчитывался, как новичок, – признался ветеран тридцати «Дакаров». – Победа уплыла от меня после слишком большого количества ошибок!».
Француз практически на каждом этапе вяз в песках, попадал в аварии или сталкивался с поломкой из-за слишком быстрой езды, а за два дня до финиша после очередного крэша его штурман получил травму спины — и экипажу пришлось сойти.
«КАМАЗ» снова победил
Прославленному заводу перед стартом нового издания пришлось перестраивать грузовики вокруг новой силовой установки, что и вызвало опасения потенциальной надежности техники. Подогрели тревогу и новые автоматические коробки передач, установленные на машинах Эдуарда Николаева и Айрата Мардеева — однако в итоге грузовик не выдержал только у последнего (разрушение цилиндров в моторе). Техника остальных гонщиков отработала практически идеально все десять этапов, а потому для Николаева, Сотникова и Каргинова важнейшей задачей оказалось не разбить технику и не увязнуть насмерть в коварных перуанских песках.
Российские ребята практически справились: за все 5 тысяч километров дистанции лидер общего зачета с первого этапа Николаев серьезно «закопался» лишь однажды. Все соперники «КАМАЗов» пережили намного больше проблем, поломок и природных сюрпризов, так что в третьей победе подряд болельщики команды из Набережных Челнов перестали сомневаться уже после пятого этапа, когда Жерар де Рой отстал почти на два часа (итоговый отрыв на финише составил 94 минуты). Все-таки в прошлом году Федерико Вильягра навязал более серьезную борьбу вплоть до 11-го этапа из 14-ти — и закончилась она только после схода аргентинца
«Я очень рад, что у нас получилось в короткие сроки подготовить к новому регламенту конкурентную машину, которая смогла надежно пройти всю дистанцию, – сказал после финиша Чагин. – Этим мы доказали, что отечественный автопром и российский спорт – победители, лучшие в ралли-рейдах, на бездорожье».
Но на следующем «Дакаре» им придется сражаться с соперниками на новых необкатанных «капотниках» (в то время как «Ивеко» с «Татрой» и «ЛИАЗом» уже не первый сезон использует такую технику) и снова доказывать преимущество российской техники.
Именно поэтому всех встретивших клетчатый флаг в строю можно называть настоящими героями вне зависимости от занятых позиций.
Во внедорожниках победил главный фаворит
Особо дальновидные и преданные фанаты «Дакара» еще после оглашения маршрута назвали основным претендентом на победу катарца Нассера Аль-Аттию — двукратного чемпиона и менее «песчаных» рейдов из 2011-го и 2015-го не зря называют «Эмиром пустыни». Мало кто умеет «читать» дюны на уровне 48-летнего пилота «Тойоты» – даже Петеранселю с его опытом не всегда удается проезжать с той же легкостью самые вязкие участки. Нассер доказал высочайший уровень и в 2019-м захватом единоличного лидерства с третьего этапа — он не демонстрировал потрясающей скорости, но ни разу не увяз и не попал в аварию в пустынях (а на пару проколов по меркам нынешних «Дакаров» даже обращать внимание не стоит).
В результате вся гонка за первым местом приобрела вид спринта: пока претенденты на победу Себастьян Леб, Стефан Петерансель, Карлос Сайнс и Сириль Депре гнали изо всех сил, вязли, ломались, и снова и снова пытались нагнать упущенное время, Аль-Аттия аккуратно проезжал спецучастки и порой довольствовался местом за пределами топ-3 по результатам каждого этапа. История доказала его правоту: катарец привез Роме 46 минут, а бронзовый призер Леб отстал и вовсе на два часа.
Кстати, Себастьяна жалко больше всех: девятикратный чемпион мира по ралли настолько отчаянно хотел выиграть «Дакар», что осмелился бросить вызов заводским командам «Тойоты» и «Мини» даже после закрытия проекта «Пежо». Легендарный гонщик из Агно подал частную заявку на марафон и сражался против Аль-Аттии и прочих опытных рейдеров без какой-либо поддержки, но даже в такой ситуации смог преодолеть поломки, выиграть четыре спецучастка и финишировать третьим. На подобные высоты частные коллективы не забилась уже очень давно.
Российский экипаж Владимира Васильева мощно начал рейд с четвертого места на первом спецучастке и перед стартом третьего входил в топ-10, но в процессе нового отрезка дистанции на машине сломался задний дифференциал. К сожалению, в походных условиях пустыни с такой проблемой никак не справится, и Васильеву пришлось сойти.
А вот новичок «Дакара» Денис Кротов добрался до финиша на вполне приличном для первого раза 15-м месте — если что, победитель прошлого рейда Карлос Сайнс на заводском «Мини» приехал на финиш 13-м и лишь на 7 минут быстрее москвича. Денис не отметился какими-то невероятными результатами (лучшим стало десятое время на девятом этапе), но стал лучшим среди дебютантов и доказал наличие стабильности — главного качества для успеха на «Дакаре».
В квадроциклах было скучно без Карякина
Переход основных фаворитов в класс мотовездеходов фактически убил повышенную конкуренцию внутри «квадриков». В предыдущие сезоны Игнасио Касале и Сергей Карякин задавали мощную планку остальным гонщикам, заставляя их тянуться к высокому уровню, ехать как можно быстрее, стараться не допускать ошибки и вообще всячески прогрессировать. Без них же достойного стимула и ориентиров у квадроциклистов не осталось: каждый придерживался собственного комфортного темпа и просто стремился добраться до финиша.
В таких условиях обнаружился лишь единственный по-настоящему сильный гонщик класса — аргентинец Николас Кавильяссо. Только он не снизил планку требований к себе и устроил настоящее доминирование в стиле Михаэля Шумахера: пилот «Ямахи» выиграл 9 спецучастков из 10 и удерживал лидерство каждую секунду рейда с момента старта до момента финиша. Отрыв на под клетчатым флагом от Иеремии Гонсалеса и Густаво Гальего составил около двух часов — и если в квадроциклах не появится хотя бы еще один перспективный гонщик, Николасу впору будет следовать за Касале и Карякиным за хоть какой-то спортивной борьбой.
Россияне провалились в мотовездеходах
В классе side by side же оказалось слишком много сильных экипажей, и гонка за победу оказалась невероятно напряженной. Все ехали примерно одном темпе, из-за чего отрывы на каждом этапе и в общем зачете постоянно оставались минимальными, а лидер за первую половину рейда поменялся пять раз. После четвертого этапа первым оказался и екатеринбуржец Сергей Карякин, да и в целом он держался в топ-5 до конца шестого этапа, претендуя на подиум. Но «Дакар» все-таки не зря называют марафоном на выживание: аварии регулярно вносят коррективы таблицу, и на класс мотовездеходов инциденты повлияли больше, чем на остальные зачеты.
Первым не выдержал и сошел Игнасио Касале, а за ним на седьмом этапе мощно перевернулся и Карякин.
На том же спецучастке сошел и второй экипаж российской команды Александра Доросинского.
После проблем у еще одного фаворита Родриго Морено Пиаццоли и долгого ремонта у победителя прошлого сезона Рейнальдо Варелы в лидеры на восьмом этапе с преимуществом в час вышел Франциско Лопес. Ему оставалось максимально аккуратно проехать оставшуюся дистанцию — и чилиец справился.
Авария же выбила Карякина из числа лидеров и не оставила ему шансов на хороший результат.
«Помимо того, что мы перевернулись, мы дважды пробивали колеса, один раз взорвался ремень вариатора, а потом сломалась «переговорка» — день явно не заладился, – написал Сергей на личной странице вКонтакте. – Рассчитывать на подиум теперь нет смысла».
На финише экипаж Карякина стал десятым с отставанием в 8,5 часов от Лопеса.
В мотоциклах творили историю
Теперь Россия навсегда запомнится болельщикам и летописцам «Дакара» не только успехами «КАМАЗа», но выступлением смелой женщиной. Анастасия Нифонтова не просто первой из девушек заявилась на старт самой сурового, жесткого и беспощадного класса Original (полная дистанция рейда без какой-либо помощи механиков — исключительно самостоятельная навигация и ремонт мотоцикла), но и сумела добраться до финиша. Еще и на весьма высокой девятой позиции!
Для сравнения, еще один россиянин Дмитрий Агошков в итоге не выдержал и сошел еще на восьмом этапе. Причиной отказа от дальнейших выступлений стала усталость от непредвиденных ситуаций: например, на роковом этапе Дмитрий попал в колею от грузовиков, где его мотоцикл завалился и заглох. Агошкову удалось его завести, но сорок километров спустя техника снова отказалась работать. В результате россиянин даже всерьез задумался о полном отказе от подобного формата в будущем.
А вот победителя нынешнего «Дакара» Прайса не испугала даже травма руки: незадолго до старта гонки он перенес операцию на правом запястье и не успел нормально восстановиться, а во время рейда получил несколько весьма чувствительных ударов по поврежденной конечности. Тем не менее, австралиец не сдался и пошел на любые изощрения ради финиша.
«На лиазонах мы закрепляли газ так, чтобы рычаг постоянно нажимался с нужной силой, а рука могла отдыхать. На некоторых этапах мне время от времени приходилось нажимать на газ левой рукой – не самый лучший способ управлять байком, – признался Тоби. – Чувствую, словно в кисть сейчас впились пять ножей. Думаю, мне нужно сделать МРТ, томографию и рентген, чтобы понять, настолько тяжела ситуация. Надеюсь, я смогу сохранить кисть, и не ее не ампутируют. За два этапа до финиша ее словно жгло огнем, а потом боль практически отключилась вплоть до финиша».
В результате Прайс принес «КТМ» 18-ю победу на рейде подряд.
Организаторы облажались
Несмотря на удобства проведения рейда в одной лишь стране, промоутеры «Дакара» все равно невероятным образом умудрились накосячить. Причем их недоработки вскрылись даже до старта — еще на торжественном параде участников.
«Здесь происходит трэш. Давка на входе в парк. Всем местным жителям, болельщикам, естественно, хочется сфотографироваться с гонщиками. Какой-то трындец. Думаю, организаторы могли бы сделать для нас какой-то закрытый загончик, чтобы мы могли там стоять спокойно и потому что ну очень тяжело, – рассказывала Нифонтова. – Приходится общаться с местным населением. Они, конечно, дружелюбные, но в какой-то момент их переклинивает, и они начинают рвать тебя на части, дергать за рукава. Мне от этого становится страшно».
Но главное веселье началось на трассе.
Отвратительные роудбуки
Нынешнее издание «Дакара» целиком и полностью завязано на способностях навигации, и в таких условиях маршрутная книга, созданная и розданная всем организаторами, становится ключевым элементом гонки: именно по ней участники должны были определять положение контрольных точек для отметок на дистанции. Как выяснилось, роудбук 2019-го оказался, мягко говоря, плохим.
«На одном из крутых спусков, по которому можно двигаться только боком, мы не удержали грузовик на треке и пришлось спуститься вниз, двигаясь по роудбуку как прописано, но наверху осталась одна из точек. Минут 20 мы пытались вернуться, – жаловался серебряный призер прошлого «Дакара» Сергей Вязович. – Спуск был обозначен дальше, на следующей точке. Почему столь высокий песчаный массив не был указан в книге? По регламенту за отсутствие отметки мы получили час пенализации».
«Организаторы говорят, что маршрутная книга идеальна – это чушь, – негодовал штурман легендарного Леба Даниэль Элена (именно с ним француз выиграл все раллийные титулы). – У машин и у мотоциклов были проблемы в одном и том же месте. Я хочу, чтобы организаторы осознали, что это их проблема. Я недоволен. В пятницу в маршрутной книге тоже была какая-то глупость. Она завела нас в туманное ущелье. 170 километров прошли для нас без проблем, ошибок быть не могло. В дюнах я еще мог бы ошибиться, но не на дороге, отмеченной на карте. Я же не дурак».
«Я не могу сказать, что я допустил какую-либо ошибку, – жаловался после одной из аварий Карлос Сайнс. – Мы просто попали в яму, которая не была прописана в нашей маршрутной книге. Они в этом году просто ужасные».
«Навигацию действительно сделали более сложной, но, думаю, все проблемы происходит из не лучшей точности маршрутных книг, – сокрушался победитель «Дакара» 2009 года и напарник Аль-Аттийи Жинель ди Виллерс. – Они вызвали много ошибок. Это уже выходит за рамки «отличные штурманы останутся вверху таблицы». Началась полная лотерея, так не должно быть. Мы много раз терялись просто потому, что книга далека от понятия «точная».
Карякин, в свою очередь, тоже перевернулся на спуске, не отмеченном в роудбуке, но не стал публично комментировать просчет организаторов.
Причем именно с этого издания марафона пилотам запретили вносить какие-либо поправки или пометки в маршрутную книгу — на бивуаках организаторы даже устраивали выборочные проверки в поисках нарушителей и грозили таким моментальной дисквалификацией. Наиболее опытные ребята, уже гонявшие по Перу на предыдущих «Дакарах», теоретически могли преодолеть какие-то участки по памяти, но новичков буквально бросали на растерзание.
К слову, организаторы признали ошибку в маршрутной книге лишь однажды — после жалоб Даниэля Элены. Как выяснилось, создатели роадбука в самом деле ошиблись с километражем обозначения линии электропередач, нарисовав ее на 2 км ближе к старту спецучастка и тем самым запутав участников. Тем не менее, время никому не вернули: экспедитор Хави Коломе заявил, что гонщикам надо было ориентироваться по расстоянию между контрольными точками, а не по видимым объектам, и вообще «все были в равных условиях».
Остальные проблемы маршрутной книги организаторы не удостоили даже комментариев.
Хаос с таймингом
«Отлично» показали себя люди из A.S.O. и при подсчете отрывов на спецучастках. Самым публичным случаем стала неразбериха с временами «КАМАЗа» Сотникова: на шестом этапе пилот потерял минуту в пробке, но организаторы почему-то вернули ему 28 минут и потому переместили во главу стартового протокола на следующий старт. Руководители команды из Набережных Челнов подали протест и на следующий день компенсацию отменили, но ни реально потерянной минуты, ни какого-либо другого восполнения времени (открывающий этап экипаж всегда теряет минимум 5-6 минут относительно преследователей) Сотников так и не дождался. Не то чтобы эти несколько сотен секунд кардинально изменили бы турнирную таблицу, но неприятный осадок определенно остался.
Трудно забыть и дисквалификацию Каргинова, уехавшего с точки наезда на зрителя. Да, гонщику «КАМАЗа» не помешало бы остановиться на пару минут и выглянуть из кабины, чтобы все проверить, и трудно обвинить в инциденте именно организатора (на гонку длиной 5 тысяч километров везде стюардов не поставишь). Виноват именно покинувший разрешенную зону посетитель, но общая глупость и неловкость ситуации вредит в первую очередь репутации самого «Дакара».
Надо исправляться
Организаторы провели неплохой и очень красивый марафон, доказав возможность бюджетной гонки всего по одной стране (Перу, остальные отказались по финансовым причинам), но, видимо, на обслуживающем персонале сэкономили слишком сильно. Для 2020 года стоит все проверить намного лучше, да и нанять нового гоночного директора определенно не помешает: сама идея гонок по пескам почти не оставила места для интриги в трех из пяти основных классах. Выход лишь один — искать баланс между пустынными традициями и многообразием природы на изданиях 2015-2017 годов, чтобы предоставить шанс абсолютно всем.
Слежу за Дакаром лет 20 уже. Самая лучшая гонка. И сложная.
Но, признаюсь, жду, что когда-нибудь Дакар вернется в Дакар, т.е. на африканский континент, со стартом в Париже и финишем в Дакаре.
"Дмитрий Агошков в итоге не выдержал и сошел еще на восьмом этапе. Причиной отказа от дальнейших выступлений стала усталость от непредвиденных ситуаций"
у него движок сдох. заглох, завелись с толкача, потом снова заглох, посадил аккум, прикурился и снова заглох. В одном из видео подробно рассказывалось об этом.
И Аргентина не отказывалась от Дакара, не смогли проехать из-за других отказников.
Автору все равно респект за освещение мероприятия.
Жесть, гвозди бы делать из этих людей...