Что происходит во время практики в «Формуле-1». На примере машины Сироткина
Во время межсезнонья официальный канал «Формулы-1» на ютубе начал рассказывать о важности отдельных аспектов гоночного уик-энда. Первым из цикла разобрали происходящее во время практик — на примере болида бывшего пилота «Уильямса» Сергея Сироткина.
«На каждом Гран-при все команды «Формулы-1» получают 4 часа на практики. Что же происходит в это время? «Уильямс» позволил показать на примере первой практики из Гран-при Мексики.
«Когда сессия только начинается, гонщики выезжают на установочный круг. Его всегда делают в пятницу утром, – рассказывает бывший главный гоночный инженер команды Роб Смедли. – Во время него мы проверяем работу всех систем болида: подвески, коробки передач, силовой установки и так далее. Машина настроена на низкий уровень прижимной силы, а пилоту запрещается выезжать на поребрики или включать ДРС. Фактически за этот круг мы должны выяснить, все ли в порядке. Затем нам надо изучить все данные и понять, что поменять в машине в первую очередь.
Еще мы из жадности пытаемся использовать ситуацию и выжать из нее немного производительности: вешаем датчики на пилонах на заднюю часть машины для проверки работы диффузора. Эти штуки изучают динамику изменения давления и движения воздушных потоков. Данные с них потом идут в отдел, занимающийся тестами в аэротрубе».
После установочного круга настройки машины адаптируют в соответствии с собранной информацией — и пилоту потом нужно будет проехать по меньшей мере три отрезка с различными параметрами переднего антикрыла для сравнения реакции машины и поиска быстрейшей конфигурации. Обычно в пятницу очередность кругов выбирается вроде «медленный-быстрый-медленный-быстрый» и так далее.
«Наша основная деятельность во время первой практики — позволить пилотам покататься по треку и при этом протестировать аэродинамику и механические элементы, – уточняет Смедли. – Больше всего работы выпадает на переднее антикрыло: сперва мы ставим старую версию для создания точки сравнения, а затем вешаем новые компоненты и смотрим за динамикой данных — стабильностью прижимной силы. Это самые важные испытания за весь уик-энд — именно они говорят нам, продвинулись ли мы в улучшении скорости с новыми деталями или нет.
Данная тестовая программа запланирована и разработана за шесть недель до сессии, но иногда динамика заставляет сомневаться в выбранном направлении. У Сергея не было хорошего ощущения от нового антикрыла, и потому он не показывал максимальную скорость — это произошло из-за того, что он только изучал трек, ведь он впервые выехал на него в машине «Формулы-1». Также асфальт сперва не был достаточно прорезинен, так что когда мы поставили новое антикрыло, для Сироткина оказалось слишком много неизведанных доселе переменных. Что мы делаем в таком случае: закрепляем программу и отменяем установку старого антикрыла для сравнения результатов, чтобы дать больше тестового наката, собрать больше данных и получить расширенный субъективный отзыв гонщика о поведении техники».
В итоге Сергей проехал 30 кругов за первые полтора часа и занял 18-ю позицию, но 19 минут плотных тестов переднего антикрыла вместе с износом покрышек оказали ключевое влияние на ход всего уик-энда «Уильямса». Тем не менее, работа в «Формуле-1» никогда не заканчивается: как только Сироткин вернул машину в гараж, механики моментально разобрали технику и приступили к подготовке деталей ко второй практике».
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson
И в результате - не с чем сравнивать, а значит, не понятно, какое антикрыло лучше. Может, из-за таких вот "тестов" Вильямс не прогрессирует.