Эпичные аварии, скандалы и неожиданные победы. Главное в автоспорте в этом году
Насыщенный получился сезон.
2017 год уж точно останется в памяти любителей автоспорта, ведь он собрал в себя все, что только может случиться в гонках: неожиданных победителей, кризисы серий, сумасшедшие гонки, настырных новичков, скандальные аварии, драмы и внезапные возвращения. Скучать не пришлось.
Четвертый титул Льюиса Хэмилтона
«Формула-1» – вершина автоспорта, и английский пилот в четвертый раз стал ее королем. После завершения карьеры чемпиона-2016 Нико Росберга у Льюиса все-таки появился достойный противник в лице Себастьяна Феттеля, и эти двое упорно бодались до заключительной европейской гонки сезона, Гран-при Италии. Трудно не признать абсолютную заслуженность титула Хэмилтона: он провел год на стабильно высоком уровне, единственным в пелотоне финишировал на всех этапах в очках и побил рекорды Сенны и Шумахера по поулам.
Кажется, 2017-й стал лучшим в карьере англичанина как с точки зрения пилотажа, так и везения с надежностью. Собственно, он и сам этого не скрывает — тем интереснее будет смотреть следующее первенство.
Эпичное противостояние двух многократных чемпионов мира не прошло незамеченным и благотворно повлияло на посещаемость: промоутеры заявили о повышении зрительского процесса на 8 процентов.
Провал Феттеля и «Феррари» в решающий момент
Тем не менее, борьба за титул закончилась глупо и печально: на старте Гран-при Сингапура Феттель столкнулся с Ферстаппеном и Райкконеном, фактически подарив победу Хэмилтону вместе с инициативой в чемпионате, а дальше вмешался брак, допущенный в департаменте производства двигателей. Из-за технических неисправностей Себ не поборолся за победы в Японии и Малайзии, после чего досрочно проиграл титул.
Столь неожиданная и болезненная развязка уже послужила основанием для массовых перестановок в отделе разработки и производства силовых установок. Пока неясно, скажется ли этот моторогеддец на выступлениях «Феррари» в следующем году, но выглядит все очень неоднозначно.
А «Мерседес» тем временем подхватил уже третьего крутого спеца, недавно изгнанного из стана Скудерии: компанию Альдо Косте (одному из творцов победных шасси команды с 2014 года) и Джеймсу Эллисону составил Лоренцо Сасси. Так и выглядит гениальная кадровая политика по-итальянски.
Скандальное столкновение лидеров чемпионата в Баку
Во время Гран-при Азербайджана произошел самый драматичный инцидент сезона: когда Хэмилтон готовил пелотон к рестарту после режима машины безопасности, в одном из поворотов Феттель не успел замедлиться и слегка въехал в зад противника. Решив, что пилот «Мерседеса» специально спровоцировал столкновение, немец в ярости поравнялся с Хэмилтоном и бортанул его болид.
Последствия секундной несдержанности чуть не выбили Феттеля из чемпионата еще в июне: Себастьян попал под специальное расследование ФИА, грозившее ему дисквалификацией в случае неблагоприятного исхода. Лишь нежелание спортивных чиновников вмешиваться в борьбу за титул и покаяние немца позволили завершить дело штрафом и общественными работами.
Кубица мог вернуться в «Формулу-1» спустя семь лет, но на его пути встал Сироткин
Десять лет назад Роберт Кубица считался одним из главных талантов поколения, завоевывал подиумы, претендовал на титул и даже выиграл одну гонку. Затем случилась роковая авария на Ралли ронде ди Андора, серьезные проблемы с рукой и завершение карьеры в «Ф-1». Казалось, мы больше не увидим поляка выступающим в «открытых колесах».
Однако благодаря стальной воле и природному таланту Роберт восстановился и адаптировал пилотажный стиль к изменившейся подвижности руки, снова заинтересовав «Рено» и «Уильямс». Его кандидатуру на место боевого гонщика боссы команд рассматривали еще с лета, но решение до сих пор не приняли — из-за внезапно объявившегося конкурента в лице Сергея Сироткина. Кроме того, выяснилось, что за семь лет Кубица все-таки потерял в скорости, а русский пилот на совместных испытаниях выступил намного лучше, заставив руководство «Уильямса» крепко задуматься над выбором гонщика.
Возвращение поляка выглядело бы красивой и доброй сказкой о превозмогании, силе воли, всемогущем таланте и несгибаемом характере, но Сироткин тоже заслужил свой шанс в «Формуле-1».
Триумф «Русского времени» в «Формуле-2»
Хоть «Ф-2» и не считается топовым чемпионатом, она все равно остается второй по статусу серией гонок на технике с открытыми колесами (американский «Индикар» все-таки рассматривается отдельно). Стать чемпионом в молодежных турнирах иногда бывает даже сложнее, чем в «Ф-1», ведь между командами нет здоровенной пропасти в две секунды на одном круге, и победителя нельзя выбрать из двух-трек имен.
В 2017 году «Русскому времени» удалось. Артем Маркелов и Лука Гьотто оказались стабильнее слабых звеньев «Према» и «ДАМС» в лице Антонио Фуоко и Николя Латифи, благодаря чему коллектив, базирующийся в Норидже, привез второму месту 15 очков, а Маркелов стал вице-чемпионом серии.
Несмотря на успех, судьба «Русского времени» пока туманна. У команды нет уверенности в финансировании, и они пока не приняли решение об участии в новом сезоне «Формулы-2». Организаторы зарезервировали за чемпионами место в заявке, и руководитель команды Светлана Стрельникова обещала решить вопрос до конца декабря. Ждем хороших новостей.
Дебют Фернандо Алонсо на «Инди-500»
Одной из самых горячих тем конца весны стал поход испанского двукратного чемпиона мира за «Тройной короной» автоспорта, состоящей из победы на Гран-при Монако, «24 часах Ле-Мана» и «500 милях Индианаполиса». Алонсо вконец достали бесперспективные отношения с пламенной «Хондой», и он нашел себе новый источник мотивации за пределами «Формулы-1», отправившись в Америку покорять «старую кирпичницу».
Фернандо неплохо адаптировался к пилотированию болидов «Индикара» по овалам, стартовал со второго ряда и даже лидировал 15 процентов дистанции заезда, но его мечте о победе на «Инди-500» не суждено было сбыться – виновником схода снова оказался двигатель «Хонда».
Тем не менее, само появление Алонсо на трассе создало мощный медийный шторм, который как следует прошелся по американским СМИ. Астурийца встречали как героя даже после схода, и он пообещал рано или поздно вернуться и победить.
Шарль Леклер заявил о себе
Пилот из Монако и раньше подавал большие надежды (например, в 13 лет выиграл престижный кубок по картингу, в котором обычно доминируют 14-15-летние парни), но особой известностью не обладал. Все изменила победа в GP3 в 2016-м, позволившая Шарлю стать слушателем Академии «Феррари» и получить место в доминирующем болиде «Према». Леклер с первой же гонки в «Формуле-2» показал, что персональных конкурентов в серии у него нет, и легко стал чемпионом.
Новый сезон монегаск начнет в «Формуле-1» в составе «Альфа Ромео Заубер». «Феррари» возлагает большие надежды на его прогресс, ведь 38-летний Кими Райкконен не будет гоняться до бесконечности (хоть и пытается). Если Леклер и в «Ф-1» начнет деклассировать всех подряд, то нового пилота Скудерии на 2019-2020 годы смогут угадать даже не прошедшие отбор в «Битву экстрасенсов».
Невероятный Гран-при Макао
Главная молодежная гонка часто получается веселой из-за ее кубкового характера (только победителя запоминает история) и молодых участников, которые зачастую стремятся выиграть любой ценой. И в 2017 году австрийский кронпринц Фердинанд Габсбург показал всему миру значение этой фразы, ворвавшись в последний поворот на полной скорости в попытке обогнать лидера Сержиу Сетте Камару. В результате оба пилота врезались в стену, хотя Габсбург все-таки дотянул на трех колесах до финиша и стал четвертым. Выиграл гонку Дэниел Тиктум, совершивший невероятный двойной обгон на предпоследнем круге.
Такой королевской концовки не припомнят даже самые искушенные гоночные эксперты. Это сумасшествие надо видеть.
Кризис LMP1
Чемпионат мира по гонкам на выносливость переживает не лучшие времена. Из главной и самой быстрой категории ушли сразу два производителя – «Ауди» и «Порше», – и оставили турнир лучших прототипов на растерзание «Тойоты». Во всем виноват дизельный скандал «Фольксвагена», которому принадлежат обе немецкие марки: чтобы исправить имидж, концерн объявил о переходе в электросерию «Формула-Е».
Конечно, в LMP1 уже есть частная команда ByKolles, и еще несколько коллективов (в том числе и русская «СМП») еще пополнят сильнейшую категорию WEC, но предыдущая гонка в «Ле-Мане» показала, что у частников не будет почти никаких шансов против «Тойоты». Если организаторы серии не вмешаются, то нас ждет один из самых скучных и предсказуемых заездов по «Сарту» в истории гонки — и это скажется не только на восприятии LMP1, но и всех заездов под эгидой WEC в целом. Исправить испорченный имидж некогда одного из самых престижных заездов мира будет непросто.
Открытие Зала славы автоспорта
Гонки на высшем уровне проводят уже больше сотни лет — но собственного Зала славы у автоспорта не было до 2017 года. Наконец-то все изменилось: ФИА устроила пышную церемонию в Париже и объявила первых членов: ими стали все без исключения чемпионы «Формулы-1». Пока неизвестно, будут ли введены в Зал представители других серий, хотя многократные победители «Ле-Мана» вроде Тома Кристенсена или Жаки Икса уж точно заслуживают своей почетной таблички не меньше некоторых победителей «Ф-1».
Новые чемпионы в Америке
В главных гоночных турнирах Нового Света объявились новые чемпионы: на «Инди-500» триумфатором стал 40-летний японец Такума Сато, до того момента выигравший лишь один заезд «Индикара». Но на весь сезон успех он ожидаемо не развил, уступив первенство Джозефу Ньюгардену – американец приходил первым чаще всех (4 раза) и заслуженно завоевал титул, хотя за провал на «Инди-500» его здорово прополоскали в заокеанских СМИ.
Совсем драматичная история случилась во флагманском кубке NASCAR. Там к победе большую часть года уверенно шел молодой Кайл Ларссон, но в итоге он вылетел после «раунда двенадцати». Победил же 37-летний ветеран Мартин Труэкс-младший, лишь раз до этого попадавший в топ-4 по итогам сезона. Причем в решающей гонке Мартин одолел признанных чемпионов Кайла Буша, Кевина Харвика и Брэда Кезеловски и пополнил, наконец, список элитных гонщиков.
Русские победы на «Дакаре»
Результаты самого известного в мире ралли-рейда оказались действительно впечатляющими. Интрига в классе внедорожников держалась до конца: Себастьян Леб бодался со Стефаном Петеранселем до самого последнего спецучастка и в итоге проиграл прославленному соотечественнику каких-то пять минут — настоящий мизер по меркам многодневного марафона.
Для русских же «Дакар» закончился еще приятнее, чем для французов — двойной победой в классах грузовиков и квадроциклов. Но если команда «КАМАЗ-мастер» победила уже в четырнадцатый раз, то триумф Сергея Карякина, да еще и с преимуществом в целый час оказался большим сюрпризом. С ним боролись как предыдущие победители «Дакара», так и местные гонщики, досконально знающие маршруты в Южной Америке, но Сергей вышел в лидеры на середине марафона и так никому его не отдал.
Пятый титул Себастьяна Ожье подряд
Специально для тех, кто ностальгировал по временам доминирования Себастьяна Леба, его тезка и земляк Ожье проводит полный ремейк уничтожения противников в классическом ралли. Если Леб в итоге выиграл девять титулов подряд, то Ожье пока что ограничился «всего» пятью, но не собирается останавливаться — даже замена «Фольксвагена Поло» на «Форд Фиеста» не сыграла на руку конкурентам (хоть Тьерри Невилль и оказался ближе обычного по очкам). Тем не менее, с каждым сезоном следить становится все интереснее: устоит ли рекорд Леба, или Ожье и дальше продолжит маршировать по первым строчкам общих зачетов?
Смерть WTCC
Чемпионат мира по турингу давно пребывал в кризисе, но объявление о закрытии серии прозвучало внезапнее каминг-аута Кевина Спейси. Эксперты ожидали любых изменений регламента, даже слияний с ДТМ или ETCC, но уж точно не панихиды по некогда славному турниру. Теперь оставшиеся команды сольют в TCR, а серию переименуют в WTCR без передачи статуса чемпионата мира.
Бесславный конец стал результатом политики, направленной на бездумное привлечение большего числа заводских производителей. Благодаря этому переход на более сложный и дорогой регламент состоялся не в 2015 году, как изначально планировалось, а в 2014-м — ведь так пожелала компания-новичок «Ситроен», разработавшая масштабную программу для доминирования в WTCC. Результатом стало полное отсутствие конкуренции, три чемпионских титула Хосе-Марии Лопеса подряд и значительное падение зрительского интереса. Осознав бесперспективность дальнейших соревнований, многие команды покинули серию, и в конце 2016 года вслед за ними отправился и «Ситроен», оставив после себя руины в виде двух производителей («Хонды» и «Вольво») и всего 16 машин на стартовой решетке. Продолжать это позорище не было никакого смысла.
В новом чемпионате WTCR напрямую запрещены заводские коллективы, так что, казалось бы, у мирового туринга будет шанс на возрождение. Но в реальности все немного сложнее: корейцы из «Хендэ» уже протолкнули фактически заводскую команду под видом частников, явив пелотону машину с колоссальным преимуществом на последнем этапе 2017 года. Все идет к повторению истории.
К слову, разработчики регламента «Формулы-1» тоже маниакально пытаются привлечь новых производителей. Возможно, с примером WTCC перед глазами они станут сдержаннее.
Развал «альянса тысячелетия» между «Хондой» и «Маклареном»
В конце 80-х-начале 90-х обе компании доминировали в «Формуле-1»: их совместная работа привела к выигрышу четырех Кубков конструкторов из пяти возможных (в 1992 году «Макларен-Хонда» стала второй) и трем титулам Айртона Сенны (а также одной победе Алена Проста). В 2014-м большие боссы решили возродить славный альянс, дабы нанести ответный удар доминированию «Мерседеса» – но на сей раз японо-английское сотрудничество провалилось.
«Макларен» не завоевал ни одного подиума, не всегда доезжал до финиша (а иногда и до старта), создав «Хонде» «отличную» репутацию благодаря огненным радиоэфирам Фернандо Алонсо. Альянс постоянно пытался родить новую концепцию силовой установки, что-то экстренно переделать и переварить, пока испанский чемпион не устал от мучений окончательно. Во многом под давлением Алонсо «Макларен» принял решение сменить поставщика моторов на французов из «Рено», оставив славную историю в прошлом. «Хонда» в свою очередь готовит реванш с «Торо Россо» – и противостояние бывших товарищей станет одним из главных хедлайнеров следующего сезона.
Увольнение Даниила Квята и бардак в «Торо Россо»
Как заявил руководитель команды Франц Тост, «телята» пережили непростой конец 2017 года потому, что приносили жертву во имя будущего. Ради этого сателлит «Ред Булл» разорвал контракт с «Рено» (и резко столкнулся с поломками двигателя в каждой гонке), отдал французам Карлоса Сайнса, уволил Даниила Квята и подписал Пьера Гасли с Брендоном Хартли. Два новых пилота провели свою часть сезона фактически в тестовом режиме, осваиваясь в «Формуле-1» и накапливая опыт для следующего сезона, ведь полный бардак с надежностью болида не позволил им претендовать на очки и даже доезжать до клетчатого флага. Более того, начиная с Гран-при Сингапура как минимум один автомобиль «Торо Россо» начинал гонку с последнего ряда стартовой решетки.
Столь масштабные изменения, пережитые «телятами» буквально за два месяца, никогда не дают эффективного результата в кратковременной перспективе. Конечно, «минералочники» могли себе позволить локальный армагеддон с учетом получения заводского статуса в грядущем году, но если вдруг эффективность нового альянса окажется ниже ожидаемой, то выкарабкиваться со дна придется очень долго.
Возвращение «Альфа Ромео»
Концерну «Фиат-Крайслер» все-таки надоело рекламировать через «Формулу-1» исключительно «Феррари». Осознав, что ни один клиент не представит продукцию Скудерии лучше ее самой, компания решила вернуть и другие славные бренды в Гран-при — и первым стал «Альфа Ромео», подписавший соглашение с «Заубером».
Пока что итальянцы стали только спонсорами швейцарской команды, но в дальнейшем ожидается полный брендинг силовых установок «Феррари» под знаменитую марку и заводская помощь «Зауберу» в проектировании болида. Еще не известно, займется ли «Альфа Ромео» конструированием собственного двигателя или шасси, но уже появились слухи о возможном альянсе команды «Хаас» (нынешнего сателлита Скудерии) с «Мазерати» – еще одной маркой из портфолио «Фиата».
Интересно, хватит ли в «Формуле-1» команд на все марки концерна?
Фото: REUTERS/Jason Cairnduff/File Photo; Gettyimages.ru/Lars Baron, Charles Coates; facebook.com/RussianTimeTeam; globallookpress.com/James Black/Icon Sportswire; macau.grandprix.gov.mo; twitter.com/fia; globallookpress.com/Panoramic, DPI/NurPhoto; Gettyimages.ru/Lars Baron
Все без исключения пилоты? Т.е., я так понимаю, например Юдзе Иде тоже там?)