Страх и ненависть в Техасе
Гонку в Техасе второй год подряд преследует какой-то злой рок. В прошлом сезоне Firestone 600 растянулся на целых два месяца из-за погодных условий («IndyCar – это такая серия, где гонка начинается в июне, а заканчивается в августе» - Александр Кабановский во время трансляции Ле-Мана). На этот раз светило солнце, но без казусов снова не обошлось.
Чарли Кимбалл возглавляет пелетон Фото: AP Photo/Larry Papke
А ведь старт был достаточно спокойным. Чарли Кимбалл уверенно реализовал преимущество поул-позиции и повел пелетон за собой. Очень близко к нему шел Тристан Вотье, что весьма неожиданно. Француз должен был заменить своего соотечественника Себастьяна Бурдэ в команде Дэйла Койна, так как Эстебану Гутьерресу не дали разрешения выступать на овале. И чемпион Indy Lights 2013 года сполна оправдал доверие к своей персоне, показывая на протяжении всей гонки завидную скорость.
Тристан Вотье в борьбе за лидерство Фото: AP Photo/Larry Papke
Позади к пилотам «Хонды» начали подбираться представители Пенске. Неудачная для «Шевроле» квалификация была обусловлена гоночными настройками машин, Уилл Пауэр, Симон Пажно и, в особенности, Джозеф Ньюгарден буквально полетели к первым позициям. Последний при старте с 17 места и вовсе вырвался в лидирующую группу.
К 40 кругу гонщики начали было задумываться, когда совершать первую остановку, но задачу для них здорово облегчил Александр Росси. Не по своей воле, конечно же. Формула гонщика оказалась зажата между двумя Ганасси в очередном вираже, и после легкого контакта сначала со Скоттом Диксоном, а застем с Тони Канааном отправилась на внешний радиус прямиком в стену.
Все гонщики после нескольких кругов за машиной безопасности свернули на пит-лейн, где мы вынуждены были попрощаться с Чарли Кимбаллом, которого снова подвела его «Хонда». Во время пит-стопов случился казус: Джеймс Хинчклифф, выезжая со своего места, потерял машину и отправил в стену Элио Кастроневеса и Такуму Сато. Оба гонщика смогли вернуться на трассу, но с некоторым отставанием от лидеров. Хинч за свои заслуги получил проезд по пит-лейн и потерял круг, присоединившись к японцу позади пелетона.
Странный маневр Хинчтауна
На рестарте первым должен был стоять Джозеф Ньюгарден (невероятно, не правда ли?), но и тот был отправлен в самый конец за превышение скорости в боксах. Гонщики прекрасно справились и без него, Уилл Пауэр повозил за собой Тристана Вотье, а гонка перешла в более спокойное русло. Хотя борьба на трассе смотрелась очень красиво - Texas Motor Speedway позволял гонщикам идти в два ряда, а иногда даже в три. Скоростные овалы – просто чудо.
Еще через 50 кругов нас ждал второй коушен. Как по заказу для очередной волны пит-стопов. Лидировали к тому моменту две машины Пенске Уилла Пауэра и Симона Пажно, за ними шел лучший представитель «Хонды» Михаил Алешин. Михаил был хорош весь уикенд и в гонке тоже держал добротный темп, борясь с Элио Кастроневесом за то самое третье место. Именно бразилец и вызвал появление пейс-кара. Изначально причина аварии была не ясна, машина со снопом искр из-под днища проехала по прямой в стену. Спустя некоторое время расследование показало, что виной аварии сал взрыв передней покрышки Firestone. Именно эта ситуация и стала началом конца в сегодняшней гонке.
Разбитая машина Кастроневеса
Компания Firestone подготовила для гонки специальную резину в связи с заменой асфальта на автодроме. Но выяснилось, что она не способна выдерживать столь высокие нагрузки. На кадрах из паддока показывали использованные покрышки с многочисленными прорехами, а вскоре гонщики стали жаловаться на расслоение и пузырение этих самых шин. И все бы прошло относительно безболезненно, если бы не одно «но».
Это «но» случилось на 152 круге гонки. И это «но» звали Тони Канаан. После очередного рестарта машины шли в плотной группе. Джеймс Хинчклифф пошел на обгон Тони в борьбе за 4 место, когда бразилец стал резко менять траекторию перед поворотом. Все бы могло обойтись, но на внешнем радиусе третьим рядом шел Михаил Алешин, и Хинчтауну просто некуда было смещаться. Произошел контакт, похожий на контакт Росси в начале гонки, но если американца вынесло наружу, то Хинч пошел внутрь, устроив самую настоящую цепную реакцию.
Золотистая формула Хинчклиффа зацепила машину Тристана Вотье, тот в свою очередь на полном ходу протаранил Алешина, Эд Карпентер пытался уйти от столкновения, но вместо этого поддел Райана Хантера-Рея и отправил того в стену. Позади в эту кучу врезались Эд Джонс, Карлос Муньоз и JR Хильдебранд. Восемь покореженных машин стояли поперек трассы, а заезд организаторам пришлось остановить. На пит-лейн стояли 11 машин из стартовавших 22.
Райан Хантер-Рей и Карлос Муньоз после аварии Фото: AP Photo/Larry Papke
Пока сошедшие гонщики в интервью сетовали на ошибку Канаана, а босс команды бразильца Чип Ганасси пытался защитить гонщика, пришли те самые результаты расследования по Кастроневесу. И Firestone приняли весьма неожиданное решение. В целях безопасности гонщики не могли находиться на трассе на одном комплекте шин более 30 кругов. А чтобы правило соблюдалось, решено было устроить искусственные коушены за оставшиеся круги.
Повтор завала со всеми комментариями гонщиков
Как все происходило дальше: Канаан получил за свои деяния 20 секунд stop-and-go и вернулся в двух кругах от лидера. Еще бы, за гонку Тони потенциально стал виновником восьми сходов. Вот только желтые флаги для смены шин помогли бразильцу вернуться в один круг с лидером, не потеряв при этом ничего. Штраф полностью уничтожился и Канаан пошел за высокими позициями.
В гонку в этот момент под шумок в полном составе вернулась команда Эда Карпентера. Сам руководитель команды после ремонта проигрывал 15 кругов, его напарник JR Хильдебранд – уже 33. Но в IndyCar очки получают все, так что оба пилота смогли безболезненно пройти Джозефа Ньюгардена, прошедшего за вечер все круги ада. Старт из глубины – лидерство – штраф – новый прорыв – лишний пит-стоп – и, наконец, окончание гонки в техасской стене. На последние круги ушли 12 машин, из которых только 10 претендовали на какие-либо высокие места.
Машина Ньюгардена после встречи со стеной
Развязка должна была стать красивой. Скотт Диксон круг за кругом наседал на Уилла Пауэра, но у Такумы Сато было другое мнение насчет победителя гонки. Очевидно, с криком «Банзай!» японец пошел на заведомо обреченную атаку на новозеландца, зацепил траву и отправил Диксона прочь с верного подиума. Большинство гонщиков смогли объехать развернувшиеся машины (особенно бросается в глаза маневр Грэма Рейхола, который уже третий раз за день был «на волоске»), но вот Конор Дэйли, Макс Чилтон и снова Эд Карпентер попали в очередное месиво. Всем троим удалось добраться хотя бы до боксов, но проигрыш был уже больше круга.
А вместо эффектного сражения на последних метрах мы получили 5 кругов за машиной безопасности, по итогам которых только 6 пилотов были классифицированы в одном круге с лидером. Выиграл гонку Уилл Пауэр, вторым стал Тони Канаан, что немного удручает. Если уж наказание Переса в Монако 2017 вызвало определенный резонанс публики, то фактически отсутствие наказания для Тони, пусть и нисколечко не по его вине, публика может встретить свистом. Замкнул тройку лидеров действующий чемпион Симон Пажно. Также стоит отметить пятое место Габби Чавеса, который звезд с неба не хватал, но смог избежать каких-либо коллизий.
Финишный протокол
Теперь вернемся к основному вопросу: кто же все-таки виноват? Ответ прост. Никто. Да, Firestone ошиблись с резиной, но они не знали, с чем придется столкнуться. Первая гонка на новом асфальте. Возможно, компания переборщила с мерами предосторожности. Тем страннее видеть такое в Америке, где шоу любят и умеют делать. Но что сделано, то сделано. Уж тем более в фактической отмене своего штрафа не виноват Тони Канаан, хотя устраивать завал («Big one» по местным принципам) – было лишним.
Но это IndyCar, и мы привыкаем, что результат на овалах очень сильно зависит от случая и удачной тактики. Возьмите победу Сато на Инди 500. Да, скорость была, но почти всю гонку японец провел во втором десятке, оказавшись в числе лидеров только на последнем отрезке. Год назад то же самое случилось и с Александром Росси. Может все это не совсем честно, зато чертовски интересно. Да, IndyCar – это та серия, которую хочется смотреть. Главное ведь не победа. Главное – участие.
Уилл Пауэр празднует победу Фото: Robert Laberge/Getty