5 мин.

Безопасные грабли Германа Тильке

Сразу хотелось бы отметить, что трасса в Остине является моим любимым "Тилькодромом" по своей конфигурации. Перепады высот, быстрые повороты, возможность выбора траекторий. Гонки получаются достаточно интересные, и не только в Формуле 1. Но есть одна проблема. Ландшафт.

Остин

И дело тут не в каком-то недостатке интересного окружения, а в том, что трасса фактически нарисована мелом на огромной асфальтовой площадке. Я уже писал про заасфальтированную Параболику и вытекающие из этого последствия, когда гонщики ради большей скорости уже не следят за пределами трассы, но до определенного момента все было довольно мирно и не влияло на результаты. До вчерашнего дня.

Макс Ферстаппен

Так уж вышло, что Макс Ферстаппен, выиграв заслуженный подиум (заслуженный своей скоростью и стремлением), получил после финиша гонки столь же заслуженный штраф. Голландца буквально вывели из комнаты призеров, а сам он вместе с отцом устроил разнос дирекции гонки и FIA, которые якобы допустили разгул преступности в Королеве Автоспорта. Не будем долго заострять внимание на поведении молодого гонщика, более чем очевидна грубость и неправомерность подобных действий. Макс срезал поворот при обгоне Кими Райкконена и был наказан в рамках действующего регламента. Что-то я не помню его гневных комментариев после прошлогоднего Хоккенхайма, когда нарушал правила он, а наказание понес Нико Росберг. Вернемся к сути проблемы, а именно: как подобное было допущено?

В целом стоит выделить три фактора:

  1. Фактор трассы

  2. Фактор гонщика

  3. Фактор судей (да, его тоже придется рассмотреть)

С первым все и так ясно. Трасса Америк прощает абсолютно любые ошибки вследствие полного отсутствия адекватных поребриков и медленных зон безопасности за ними. Если бы правило о нарушениях границ трассы было еще мягче, то в некоторых местах гонщики смогли бы буквально ехать по прямой, полностью избегая поворотов. Но у нас все-таки серьезная организация и столь наглое поведение не пройдет. Однако в целом такая концепция поощряет "ошибки" участников, которые приводят только к получения преимущества.

Остин

Что кроме здравого смысла мешает ехать по логотипу Fly Emirates?

Встает огромный вопрос о логичности нововведений в Формуле 1. Раньше поребрики были узкой полосой по периметру трассы, рельефом серьезно отличаясь от дорожного полотна. Наезд на такое препятствие был чреват ошибкой, иногда времени на них терялось куда больше чем выигрывалось, а уж чтобы целиком покинуть пределы трассы речи и не шло - сразу за поребриком начиналась гравийная зона или участок травяного дерна. На Трассе Америк и многих других современных автодромах поребрик позволяет целиком уместить всю ширину машины, или вовсе проехать мимо, пользуясь отсутствием гравийных ловушек. Не говоря уже о том, что крупные рельефные поребрики были заменены крашеным асфальтом, иногда лишь на сантиметры преподнимающимся над покрытием трассы.

Вводилось это, как многие вспомнят, в целях безопасности. И определенный резон заменить гравий асфальтом был: машину действительно легче остановить с помощью собственных тормозов, чем ждать, пока она застрянет в щебне, проскакав по его гребню. Хорошо, простим отсутствие гравия, но тогда возникнет вопрос: а ежели гонщики в этих условиях смогут легко остановить машину, то нужно ли избавляться от поребриков в пользу этой живописи на асфальте? Наверное нет. Что мешало FIA перед широкой асфальтовой зоной безопасности сделать высокие жесткие поребрики? Такие, чтобы заехать на них можно было разве что колесом, а никак не всей формулой.

Северная Петля

Попробуй покататься по поребрикам на Северной Петле

Или же оставить текущий "мягкий" вариант, но существенно заузить и положить перед асфальтовой зоной безопасности небольшую полосу дерна или гравия несколько метров шириной. При ошибке гонщики по-прежнему могли бы безопасно сбросить скорость уже на асфальте, но получить преимущества с этого уже не удалось бы.

Здесь мы плавно переходим к фактору гонщика. Современный автогонщик - профессионал, стремящийся достичь максимальной скорости исходя из возможностей машины и автодрома. И если с машиной все понятно, то автодромы стали склонять участников "на темную сторону силы". Отсутствие четких границ бувально предлагает немножко срезать и выиграть на этом доли секунды.

Такова психология гонщика, он не будет упускать этот шанс и джентльменствовать, зная, что его конкурент воспользуется своей возможностью срезать. И в сейчас это вполне обычное дело, никто не удивляется мелким нарушениям и выездам.

Но если в современных автогонках - это частое явление, почему же оно получило такой резонанс после Остина? Здесь всплывает третий - судейский фактор. Формально дирекция права с наказанием для Макса Ферстаппена. Он всеми четырьмя колесами покинул пределы трассы при обгоне. Вопросов нет. Но он был далеко не первым, кто в этот день выезжал широко или немножко заужал траекторию. Почему же штраф получил именно он? Все просто, это был не рядовой круг с преимуществом от среза в десятую секунды, а обгон за пределами трассы. Слишком уж бросается в глаза.

Остин

Проигнорировать такую наглость судейский корпус точно не мог...

Вот только непоследовательность судей тоже бросается после таких решений. И совершенно непонятно, как относится к их решениям. Ведь они тоже понимают, что не могут штрафовать по каждому поводу, просто такова трасса, и гонщик ни за что не будет терять время, замедляясь в повороте, который можно проскочить вне границ. Но если в регламенте прописано, что граница трассы обозначена белыми линиями, то нужно как-то следовать этому. В том же Суперкубке Порше гонщики регулярно получают штрафы за некоторое количество срезов. Формулу 1 тенденция пока обходит стороной после недовольств прошлых лет, но в любой момент ситуация может вспыхнуть.

Остин

...вот только эпизод явно был не единственным

Что же остается в сухом остатке. Абсолютно непригодные для гонок трассы. Факторы гонщиков и судей просто вытекают из актора автодрома, и никаких проблем бы не возникало, будь поребрики выше, а трава зеленее. Теперь же FOM придется разгребать назревающий скандал. И как будто бы рядовой зритель только рад возможности покопаться в грязи.