Валентин Смирнов: «У нас все на голом энтузиазме! Сборники бьются только, чтобы себя превозмочь»
- Валентин, как вы думаете, за счет чего Вам удалось обойти достаточно сильных соперников на командном чемпионате Европы?
- Тяжелые и упорные тренировки ежедневно по два раза в день, грамотно построенный план, хорошее восстановление, достаточно жесткий спортивный режим – наверное, за счет этого и получилось набрать хорошую физическую форму и выиграть домашний командный чемпионат Европы.
- Расскажите подробнее об условиях тренировочного процесса, и где Вы проходите сборы перед крупнейшими стартами?
- В начале марта я тренировался в Киргизии, в горах, на высоте 1600 м над уровнем моря. Потом проходил сборы в горах Италии и в Среднегорье Кисловодска. За три месяца, проведенные на сборах в Среднегорье, я набрал большой беговой объем. В мае и июне я уже вышел на стадион, принял участие в трех контрольных стартах перед командным чемпионатом Европы. За счет подготовительных стартов разбегался и подошел к важному соревнованию в отличной форме.
- Если говорить о России. Где-то есть подобные условия для тренировок?
- В России для бегунов есть только одна база – в Кисловодске, но и она находится далеко не в идеальном состоянии. Там нет такой большой высоты, как хотелось бы. В Кисловодске строится новый комплекс и манеж, но пока еще там идет стройка и объекты не готовы. Тренироваться в таких условиях очень сложно. Раньше было больше возможностей: мы могли бегать практически по всему парку. Сейчас же некоторые зоны закрывают, и тренировочный процесс там проводить невозможно. В целом условия для тренировок в Кисловодске ухудшаются. Поэтому нам и приходится ездить за границу и проводить сборы там.
- На ваш взгляд, каков уровень конкуренции в беговых дисциплинах и конкретно на дистанции 1500 м на мировой арене?
- На средних дистанциях на международной арене очень сильны африканцы, Алжир, Марокко, Катар. Также сильны кенийцы и эфиопы. Но на дистанциях 800 и 1500 м дают бой и европейцы. Они довольно часто выигрывают и показывают очень быстрые секунды. Как правило, на каждом чемпионате мире или на Олимпийских играх кто-то из белых бегунов обязательно борется с представителями Африки и занимает призовое место. Например, на чемпионате мира в Москве белый африканец занял третье место, американец – второе. В основном в мире на коммерческих соревнованиях выступает очень много сильных кенийских бегунов. В Европе очень быстро бегут французы, англичане и поляки. Я бы выделил эти три страны.
- Вернемся опять к нашей стране. Много ли у нас сильных бегунов на средней дистанции 1500 м?
- У нас, в России, на дистанции1500 миз 3:40 редко кто выбегает, и если кто-то выбегает, то это уж как праздник. Хотелось бы, что бы в нашей стране конкуренция была повыше, тогда и уровень результатов был бы тоже выше, и нам, бегунам, было бы проще выступать на международной арене. Ведь было такое, что за один сезон 5-6 бегунов разменивали рубеж в 3:40. Например, в олимпийском 2012 году несколько российских легкоатлетов выбежало из 3:40, а Егор Николаев (на командном чемпионате Европы выиграл на дистанции3000 м) стал 13, то есть ему совсем чуть-чуть не хватило до выхода в финал. Я считаю, это очень сильно при такой высокой конкуренции на дистанции1500 м. В 2011 году, когда я имел в активе результат 3:36, я был призером Универсиады и с таким же результатом был вторым на командном чемпионате Европы.
- Можно говорить, что сильной конкуренции на средних дистанциях российским бегунам не хватает?
- Именно так. Как только конкуренция внутри страны увеличивается, как только российские легкоатлеты выбегают из 3:40, сразу же лидеры сборной мобилизуют силы, у них появляется мотивация, они сразу же прибавляют в своих результатах и могут бороться с высококлассными бегунам на международных соревнованиях. В этом году в России конкуренция пока не очень высока, но я надеюсь, что ребята прибавят на чемпионате страны или на мемориале братьев Знаменских. Не оставляю надежду на то, что на этом быстром забеге россияне покажут свое лучшее время.
- Поговорим о стартах с Вашим участием. В каких соревнованиях планируете принять участие?
- В этом сезоне я собираюсь выступить 15 июля на мемориале В.П.Куца на дистанции 800 м. Через два дня буду бежать на мемориале братьев Знаменских. Там будет организован быстрый забег на выполнение нормативов к чемпионату мира и на Олимпийские игры на следующий год. Будем ждать известей от менеджеров. Возможно, будет хороший быстрый забег за границей, где можно попробовать показать личный рекорд. После этих стартов будет чемпионат России, но там я пока не знаю, на какую дистанцию я выйду: на 800 м или на 5000 м.
- И какую же задачу Вы ставите перед собой в этом сезоне?
- На данный момент моя цель - поехать на чемпионат мира и биться за попадание в финал.
- Как Вы считаете, все-таки Ваша «коронная» дистанция – 1500 м?
- Да,1500 м– это моя «коронная дистанция», но я также сильно бегу 3000 м зимой (личный рекорд 7:47). Если бы я специализировался на 800 м, то я мог бы быстро бежать и эту дистанцию.
- Валентин, Вы представляете город Санкт-Петербург. На Ваш взгляд, достаточно ли внимания уделяется развитию легкой атлетики в Северной столице?
- Если говорить о Петербурге, то, наверное, здесь не так много внимания уделяется развитию легкой атлетики. Печален тот факт, что у нас мало стадионов для тренировок. В принципе в городе только два стадиона, один из которых стадион «Приморец». Он находится далеко не в идеальном состоянии, там дует сильный ветер и добираться туда неудобно. На самом деле, два стадиона для тренировок для такого огромного города очень мало.
- Вы сейчас в Петербурге. В каких условиях приходится тренироваться?
-Сейчас в городе, слава Богу, построили новый легкоатлетический манеж на Крестовском острове. И представляете, в настоящее время я тренируюсь там - в закрытом помещении, несмотря на прекрасную погоду! Манеж сделали очень хорошего качества, но стадионов не хватает. Я думаю, что зимой одного манежа тоже будет маловато. Отмечу также, что профессиональный спорт – это работа, и хотелось бы, чтобы наш труд был оценен, и мы получали бы достойные заработные платы, чтобы можно было прокормить семью, заплатить за квартиру. Когда этого нет, и руки опускаются.
- Хотите ли Вы сказать, что одним бегом не прокормить семью?
- У меня с этим все в порядке, я не жалуюсь, но я знаю ребят, которые вторые, третьи номера в стране. У них опускаются руки, им хочется заканчивать бегать, потому что они не видят вознаграждение за такой адский труд.
- Не могу не согласиться с Вами. Действительно, у нас в профессиональном спорте есть такая проблема. Но наверняка существует и положительные моменты.
- Вы правы,город пытается организовывать для спортсменов 2-3 сбора в году. В этом сезоне я ездил в Киргизию за счет федерации Санкт-Петербурга по легкой атлетике. Мог бы поехать и на второй сбор в Кисловодск, но я решил тренироваться в Италии. Стоит сказать, что все-таки особых условий для подготовки российских бегунов нет, поэтому приходится искать самим возможности для тренировочного процесса.
- Если отойти немного от профессионального спорта. Сейчас в России, и в Санкт-Петербурге в частности, проводится множество забегов, марафонов,полумарафонов. По Вашему мнению, способствуют ли они популяризации бега?
- Сейчас наконец-то в России пошла мода на любительский бег. В одном Питере около 10 любительских клубов, и это здорово. Когда я приезжаю в парк Сосновка бежать кросс, я вижу, как там тренируются группы и компании любителей бега. Конечно, приятно, что люди занимаются легкой атлетикой. И они понимают, что такое бег, это радует. Ведь все начинается с любительского спорта, с массовости занятиями бегом. Эти любители вырастают и потом отдают своих детей в легкую атлетику, или сами потом вырастают из любителей в профессионалов. Различные пробеги, марафоны, полумарафоны притягивают к себе любителей и, конечно, способствуют развитию легкой атлетики. Единственное, я не понимаю, зачем в России организуется столько марафонов («Белые ночи», «Сибирский марафон»). У нас эти марафоны не получается нормально организовать.
- Что Вы имеете в виду? Как Вы думаете, что нужно изменить в организации таких соревнований?
- У нас плохо разбитые трассы, у нас выбирается время, когда очень жарко, когда трасса неровная. Я считаю, что лучше сделать два полумарафона в стране, их и легче организовать, и трассы легче разбить. Можно устроить забег на 10 миль– это 16 км. Таких пробегов у нас мало. Если и пытаются сделать, то что-то глобальное и масштабное, но плохо организованное. Зачем далеко ходить, в Москве, на одном из таких забегов Николаю Чавкину (занял второе место в стипль-чезе на командном чемпионате Европы) на одном из поворотов судьи не указали, как нужно бежать, они отошли покурить.
- Да Вы что! Очень обидно, когда из-за неграмотности судей страдают спортсмены на таких соревнованиях…
- Безусловно! В итоге, хотя спортсмен и победил на дистанции, ему пришлось пробежать вместо девяти километров почти одиннадцать. Такая организация присутствует почти на любом пробеге, и это наша беда. Опять же, чтобы эти пробеги развивались, нужны хорошие призовые. За границей даже на самых маленьких соревнованиях на это не скупятся. Поверьте мне, если организовать пробег на 9 км, и за первое место сделать призовые в 50 тысяч рублей, то огромное количество бегунов со всей России приедут и будут бороться. И зрителей на таких соревнованиях будет больше. И вообще у нас очень мало афишируется соревнований: ни в метро, ни на улицах. У нас все на голом энтузиазме! Сборники бьются, просто потому что это им интересно, и они хотят себя превозмочь.