18 мин.

Финляндия трофи: Послесловие

В Хельсинки я приехал второй раз в жизни, и обе поездки оказались связаны с фигурным катанием. В 2017ом на вместительной "Хартвал-арене" я стал свидетелем одного из лучших турниров в мужской одиночке за последние несколько лет: чемпионата мира, в котором легендарный прокат Hope & Legacy Юзуру Ханю соседствовал с лучшими прокатами и программами в карьере Шомы Уно и технически совершенной "Дорогой" Бояна Цзиня, и в котором место на пьедестале не обеспечивала даже внушительная сумма в 300 баллов. Но по-хорошему удивил меня тогда не только сам турнир и уровень прокатов, но и все, что окружало его: великолепная организация и, конечно, в первую очередь сам город — с его экзистенциальной пустотой и тихим, немного депрессивным, мерцанием амбьента в метро; с его абсолютно "питерским" центром и совершенно "финским" колоритом окраин; с его красивым языком, в котором меня почему-то сразу привлекло слово "-мяки", так хорошо передающее действительно матовый и мягкий колорит языка. Вторая поездка случилась во время турнира "Финляндия трофи" на прошлой неделе, и хотя в этот раз все было иным — и уровень турнира, и сам каток, расположенный фактически в пригороде Хельсинки (но формально во втором по величине городе Финляндии Эспоо) — все же колорит этого города объединил эти две поездки и эти два впечатления в одно целое. Как объединил их и тот фигурист, ради которого вторая поездка организовывалась — Шома Уно.

Espoo Metro Areena, на которой проводился турнир, расположена очень удобно — из центра Хельсинки каких-то 20-25 минут на метро и 5 минут пешком, и вы попадаете в красивую пригородную зону, состоящую в основном из парков и лесов. (По расположению и ландшафту даже возникли параллели с ареной De Uithof в Гааге, где в прошлом году проходил турнир Challenge cup.) Во время одного из перерывов я не отказал себе в удовольствии прогуляться по небольшому лесу и поселку, расположенному прямо за катком.

Финляндия трофи — турнир хоть и относительно камерный, но все же отличающийся по своим масштабам и организации от турнира Ломбардия трофи, куда я ездил раньше — в основном в лучшую сторону. Но как следствие, труднее пересечься со знакомыми и такими дорогими лицами фигуристов и тренеров вне катка, поскольку зона для прессы и фигуристов надежно отделена от общего коридорчика с праздно прогуливающимися зрителелями. Тем сильнее удивление, когда вдруг на входе на арену сразу сталкиваешься, скажем, с Алексеем Николаевичем и Татьяной Николаевной — тренером и хореографом Лизы Туктамышевой. Или попиваешь чай в одном из многочисленных ресторанчиков арены, наблюдая за интенсивной разминкой Юханы Йокои, которая, кажется, успела за одно мое чаепитие пробежать целый марафон, да еще и с ускорением в конце. Или встречаешь бесконечно милого и доброжелательного Адама Риппона в полушубке, который раздает комплименты направо и налево, представляет всем своего горячего финского бойфренда, а потом начинает о чем-то общаться с нашим ветераном Сергеем Вороновым. 

Но это все только разминка перед главным сражением, проходящим на катке. Туда мы и перенесемся.

В силу обстоятельств, в моем распоряжении было всего полтора соревновательных дня — вечер пятницы с короткими программами у пар, женщин и мужчин и суббота с ритм-танцем и произвольными программами все тех же пар и мужчин. В воскресенье утром надо было уезжать.

Начну с пар, которые, признаюсь честно, я смотрел наименее подробно и внимательно. Что неудивительно, интерес вызвали главным образом прокаты трех лидеров: новообразованной канадской пары Илюшечкина-Билодо и двух наших пар: Ефимова-Коровин и Мишина-Галлямов. У первых для топового уровня очевидно не хватает сложности и качества исполнения элементов: тройной подкрутки фактически пока нет, с прыжками проблемы едва ли когда-нибудь уйдут, да и приземления с выбросов в целом получаются не эталонные. Но они привлекают симпатичными программами, красивым катанием и, конечно, восхитительной цирковой поддержкой в конце произвольной программы. Трудно сказать, каковы перспективы и амбиции этой пары на сезон, но в любом случае очень радостно видеть и ее, и его на льду. Хорошо, что они объелинились и продолжают кататься.

Две наши пары для начала сезона показали очень чистые и уверенные прокаты и заслужено заняли первые два места на пьедестале. Полностью заслуженно и их разделение на первое-второе места: уровень исполнения элементов у этих пар очень разный. Это очень заметно, когда видишь их выступления друг за другом: вот очень симпатично и чистенько выступили Ефимова-Коровин и думаешь даже — ну ничего себе, это заявка! А потом выходят Мишина-Галлямов и сразу понимаешь, насколько все может выглядеть мощнее чисто в техническом плане. Безусловно, эта пара — один из явных кандидатов в сборную России в самом ближайшем будущем. Единственное, чего им немного недостает при живом просмотре, это харизмы и уровня постановок. Особенно это касается короткой программы, которая, вероятно, еще и не так хорошо вкатана и, если честно, им не очень идет. В произвольной, оставленной с прошлого года, они смотрятся увереннее и лучше, но и там чего-то трудноопределимого все-таки не хватает — какой-то малости, которая пока не позволяет причислить эту пару к топовым.

В турнире танцевальных пар всегда есть на что посмотреть вне зависимости от уровня турнира. Все-таки в плане постановок и катания танцы, безусловно, отдельная категория — хотя без переборов в игре всеми частями тела не обходится, равно как и без падений (не иначе, от нахлынувших чувств).

Посмотреть мне удалось только ритм-танец, в котором я особенно тщательно отслеживал исполнение паттерна и выслушивал музыкальное сопровождение. Бросилось в глаза/уши, что отношение спортсменов и их постановщиков к чарльстону/свингу/квикстепу, заявленным в качестве обязательного ритма для паттерна, весьма и весьма вольное — темп варьировался от положенного быстрого до довольно неспешного, менялся ритм и размер, а кое-кто отыскивал нужный жанр даже в такой далекой от этого дела классике, как, скажем, песни Аббы.

Из пар, которые оставили очень приятное впечатление, я бы особенно выделил китайцев, занявших после ритм-танца третье, а по итогам соревнований и вовсе второе, место. Прекрасная постановка под Чаплина, где Чаплины будто бы раздвоились, была совершенно непохожа на ту танцевальную классику от группы Лозона, которая больше на слуху и на виду в последнее время. Пара прекрасно катается и отлично смотрится на льду, у нее очень естественно получается чуть гипертрофированная "игра" на публику (что дано далеко не всем) — одним словом, очень интересный проект на этот и будущие сезоны (и, конечно, на грядущую Олимпиаду в Пекине).

Безоговорочными лидерами (на бумаге и в реальности) здесь была американская пара Чок-Бейтс. На фоне всех остальных пар аристократический конек Эвана был той шикарной кистью, а выразительность и харизматичность Мэди обеспечивала ту красочность, из которых сложилось впечатляющая и очень красивая, благородная картина целого. Прекрасная программа только усилила общее впечатление.

В турнире женщин меня поразили оба центральных проката: и Алены Косторной, которая выступала первым номером в первой разминке, и Лизы Туктамышевой, выступавшей уже ближе к концу. Признаюсь, короткая программа Алены — одна из моих любимых у Даниила Глейхенгауза. Во-первых, мне очень нравится выбор Макса Рихтера, музыку которого я узнал и полюбил по постановкам хореографа Уэйна МакГрегора. Во-вторых, нравится некоторая (по меркам других постановок) неспешность программы, позволяющая полностью раскрыться лучшим качествам фигуристки. Если придираться, то единственным "пятнышком" во всей постановке является разве что спорный музыкальный монтаж ближе к концу, на заключительном вращении.

Катание Алены вживую смотрится абсолютно бесподобно и принимается должным образом публикой. Во время самого проката многие, думали, забывали дышать; до и после же приветствовали Алену так, как будто она уже состоявшаяся звезда в фигурном катании, а не, как модно говорить сейчас, "вчерашняя юниорка" — и такой прием был полностью оправданным. В программе меня особенно поразили первые два вращения, которые не просто начинаются "в музыку", но где даже все смены позиций в эту самую музыку очень красиво и осмысленно уложены. Невероятная красота.

Программа и прокат Лизы Туктамышевой мне очень понравились. Со старой "новой" музыкой эта программа смотрится совершенно иначе — выразительно, осмысленно, артистично, ярко. Иначе с такой программой смотрится и катание самой Лизы. Лично для меня ключевым моментом всей постановки является прогиб назад с поднятой ногой перед тройным лутцем, красиво и очень эффектно вписанный в музыкальное сопровождение.

Техническая часть проката тоже со стороны зрителя выглядела очень эффектно и убедительно (хотя каскад лично мне сразу показался немного подозрительным), так что итоговая оценка оставила в недоумении многих. Ждали чего-то как минимум близкого к цифрам лидера, получили же 5 баллов отставания, несмотря на чистый тройной аксель.

Несмотря на то, что тягаться с нашими спортсменками Юхане Йокои было нереально, для себя она откатала очень хорошо. Мне обе ее программы, вторую из которых я смотрел уже в записи, запомнились главным образом эффектными и неожиданными "выстрелами" на двойных акселях. Прекрасная задумка и ее реализация в обоих случаях.

Мужчины оставили неоднозначное впечатление и много пищи для размышлений. Пожалуй, единственным плюсом такого рода турниров с подобными прокатами является возможность обратить пристальное внимание на тех, чьи прокаты и программы, быть может, прошли бы мимо, катайся лидеры идеально чисто. Например, очень понравились первые разминки в произвольной программе, начиная прямо с первого номера — Филиппа Уоррена, выглядевшего как брат-близнец небеызвестного канадского фигуриста Элайджи Бальде катавшего, пожалуй, не менее ярко и артистично. Или Роман Галай, аслуживший бурные овации от родных трибун в конце своего приятного и довольно чистого проката ПП. И особенно впечатлившего лично меня одним прыжком — "всего лишь" тройным акселем, прозвучавшим, однако, более осмысленно, чем многие четверные.

Нельзя не отметить обоих филиппинских фигуристов, приятно удививших пластичным и очень выразительным катанием. Особенно одного — Кристофера Калузу — порадовавшего еще и красивыми прыжками в акцент и радостью в КиКе при выставлении оценок. К слову, помимо двух юношей, Филиппины были представлены на этом турнире еще одной девушкой и одной парой. Очень приятно видеть, как в таком относительно замкнутом и очень дорогостоящем виде спорта появляются новые лица, новые страны. Остается только пожелать им удачи.

Из непопавших на пьедестал отдельных теплых слов заслуживает американский фигурист Джимми Ма, прокат произвольной программы которого вполне мог бы принести ему медаль, не случись провала в короткой днем ранее. Фигурист изумительно чувствует музыку и отлично под нее двигается, очень уверенно смотрится в танцевальном жанре. Главной его проблемой всегда были и остаются прыжки — когда они получаются, его выступления смотрятся очень эффектно.

Не стали вмешиваться в медальные разборки и наши фигуристы, выступившие в целом неудачно. Андрей Лазукин вроде бы стабилизировал четверной лутц, но остальные прыжки потерял едва ли не полностью. И в который уже раз пугал зрителей экстремальными градусами положения тела относительно земли в полете. Помимо таких трюков, фигурист старательно очаровывал публику и судей, но, кажется, не очаровал ни тех, ни других.

Сергей Воронов на разминке перед КП выглядел очень уверенно и не менее уверенно эту КП начал, но упал на акселе. В ПП же нервы (а, возможно, и физика) сдали — вновь хорошее начало, затем неудачное продолжение и совсем уже без настроения плохая концовка. Жаль.

Медалисты, как по команде, выдали неплохие прокаты КП и (под)завалили свои ПП — возможно, сказывается начало сезона и не самая оптимальная форма. Роман Садовский в КП отлично исполнил четверной сальхов и мог бы вполне бороться за лидерство, не ошибись он на последнем прыжке. Роман давно уже на виду в плане культуры катания и общей выразительности, да и прыжковый набор у него довольно солидный по сложности, но собирать все вместе не получается уже давно, особенно в ПП.

Сота Ямамото выиграл короткую программу совершенно заслуженно — катал чисто, красиво, в меру сложно и в меру артистично. Единственное, что бросалось в глаза — некоторая консервативность и даже, быть может, старомодность программ. East of Eden в короткой — известнейший трек, под который катали Мишель Кван и Тацуки Мачида, и, положа руку на сердце, я и сейчас с большим удовольствием пересмотрю обе программы последних, нежели прокат Соты. Произвольная не прозвучала вовсе из-за катастрофического проката, но в целом, если судить по ее недавнему прокату в Америке, к ней вполне приложимы те же замечания. Однако в контексте истории Соты все это, конечно, мелочи и придирки. Трудно найти подходящие слова для того, чтобы выразить восхищение самим фактом того, что Сота катается — после перелома, после двух лет восстановления буквально с нуля и с одинарных прыжков, он возвращается в этом сезоне с двумя четверными в короткой и тремя в произвольной. И этой силе духа и жажде вернуться остается только молча аплодировать. Свое серебро на этом турнире он выстрадал уже только этим.

Шома Уно в этом сезоне находится на перепутье — без тренера, с очень поздно поставленными программами, и вот уже второй турнир подряд без своего обычного технического набора и с неровным катанием. Но в такой непростой для фигуриста ситуации начинаешь лучше понимать, за что ты любишь его катание, за что ездишь за ним по всему миру и болеешь, просыпаясь подчас без будильника посреди ночи только из-за того, что подошел час его выхода на лед (да, было и такое!): за мягкое скольжение, за тонкости в хореографии в виде подчас незаметных движений головы, шеи и корпуса, за ничем не тренируемую внутреннюю музыкальность — ту музыкальность, которая дается от Бога; наконец, просто за особую красоту, которая рождается не в рекордах и уникальных четверных прыжках, а в мелочах, в полном растворении фигуриста в своем мире, из которого во время проката не хочется выходить. Из которого даже и сам фигурист выходит далеко не сразу. В этом смысле мне, в отличие наверное от многих, хочется отметить его произвольную программу под символическое "Танцуя в одиночестве", поставленную Дэвидом Уилсоном. Естественно, короткая Ше-Линн — уникальная постановка и я очень рад, что такая постановка у Шомы есть. Но произвольная в каком-то смысле показательнее именно для понимания того, что такое стиль Шомы и почему у него столько поклонников. Это уже третий опыт работы фигуриста с Дэвидом — после показательных Time after time и This town — и всякий раз плод их труда производит неизгладимое впечатление. Уилсон чувствует лирический стиль Шомы и "подает" его сильные стороны как мало кто другой — выражаясь немного поэтично, будто укладывает и без того мягкое катание Шомы в какие-то пуховые перины. Проникновенность и тонкости этой постановки очевидны уже сейчас, когда программе всего-то месяц с небольшим, и хочется надеяться, что отсутствие тренера и та непростая ситуация, в которой фигурист оказался, не разрушат эту магию и не помешают программе полностью раскрыться в конце сезона.

На катке в Эспоо Шома танцевал не в одиночестве — рядом с ним, незаметно для него самого и стараясь не мешать ему,  тихо кружились в танце тысячи болельщиков, желая ему найти свой путь и самого себя.

*******

В обзорах этого турнира, вышедших после его окончания, нет ни одного слова о турнире по синхронному катанию. Между тем, для местной публики именно это событие определенно стало кульминацией вечера субботы. К началу соревнований на каток пришло несколько групп болельщиц, которые с началом прокатов активизировались и принялись голосить кричалки и активно махать флагами своих команд. Атмосфера накалилась и начала напоминать скорее футбольный матч, нежели фигурное катание. Для меня такой интерес стал в некотором роде откровением, хотя о наличии сильных финских команд я, конечно, знал (и пару команд даже как-то наблюдал вживую на небольшом турнире в Зальцбурге). В этот раз финских команд было вж четыре, а победила… наша команда Парадиз.

Синхронное катание — очень красивый вид спорта, который хорошо наблюдать сверху. Сложные перестроения рождают на льду причудливые геометрические фигуры, каждое небольшое движение одной участницы порождает мощную волну, будучи повторенным у всех остальных. Количество, даже самое незначительное — при качественном исполнении — переходит в новое качество и рождает очень интересные, ни с чем не сравнимые, ощущения.

Ну а конце было награждение, причем сразу всех — смешались в кучу парники, мужчины, и синхронистки. Сначала всем по отдельности вручили медали, затем уже вызвали обратно и устроили кучу-малу на льду, дав возможность зрителям поближе рассмотреть своих кумиров и прикоснуться к ним. 

Больше всего внимания в итоге предсказуемо досталось Шоме, которого вызывали сначала по одному борту, затем по противоположному, которого в какой-то момень окружили наши синхронистки, фотографируясь с Шомой-манекеном в порядке строгой очереди.

Диктор стадиона несколько раз призвала фигуристов покинуть лед, но только уже когда на льду появилась машина замбони, все стали постепенно расходиться. Шома еще раз съездил к дальнему борту, порадовал детей своими автографами и улыбками

и потом, обогнув замбони, подъехал к Соте и начал подталкивать того к выходу.

И вот тогда стало понятно, что пора уходить.