Мир Шомы Уно
Вторая и финальная часть ретроспективы прокатов Шомы. Тем, кто не прошел первую половину пути, рекомендую перед прочтением этой части восполнить этот пробел, заглянув сюда.
Интерлюдия: «Цыганка» (2010-12), «Тангуэра» (2012-13)
В конце первой части нашего пути, оборвавшегося на «Крейцеровой сонате» Шомы-юниора, я пообещал — в качестве небольшой передышки перед решающим рывком — свернуть немного в сторону от генеральной линии нашего повествования. И раз уж мы добрались до юниорских прокатов Шомы, то свернуть я предлагаю… в прошлое. Где было много интересного, где чувствовалось сильное влияние со стороны некоторых кумиров Шомы, но где уже зрели и многие мотивы и стили будущих — чисто «Шоминых» по своему характеру — постановок.
Первая постановка, предлагаемая читателю этого текста для лицезрения и умиления — «Цыганка» Равеля.
Эта постановка — знаковая для раннего юниорского периода фигуриста. Шома катал ее на протяжении двух сезонов (2010-11 и 2011-12) и именно с ней впервые вышел на международный уровень: выступил на своем первом юниорском чемпионате мира (2012) и завоевал свою первую Олимпийскую медаль — серебро юношеских Олимпийских игр в Иннсбруке (2012). И впервые поучаствовал во взрослом чемпионате Японии, сходу ворвавшись там в десятку лучших. Прокат выше — именно с чемпионата Японии. Оцените количество зрителей и сопутствующий такому событию уровень давления, с которым совсем еще маленький — чуть выше бортика — фигурист вынужден был иметь дело перед прокатом.
Конечно, программа еще во многом «детская». Но, согласитесь, поразительно, насколько фигуристу уже в таком возрасте идет скрипичная классика. Смотря на эту прокат, начинаешь лучше понимать успешность многих зрелых программ Шомы под разного рода скрипичный репертуар: под ту же упомянутую в конце первой части «Крейцерову сонату» Бетховена, «Времена года» Вивальди или же скрипичную фантазию «Леди в лаванде» в исполнении Джошуа Белла… или, между прочим, ту же «Турандот», в которой вся первая половина программы идет под скрипку Ванессы Мей. Скрипка стала одним из ведущих «тембров» катания Шомы уже тогда.
Вторая программа — «Тангуэра». Короткая программа сезона 2012-13. Прокат, приведенный ниже — со второго юниорского чемпионата в карьере Шомы (2013). А для сравнения еще ниже я привел дорожку шагов и финальный аксель с чемпионата Японии — там все было почище.
(Пользуясь случаем, выражаю благодарность Лидии Шайхутдиновой за пересылку видео с чемпионата Японии-2012, отсутствующего на Ютубе и других платформах.)
«Тангуэра» — постановка совсем иного плана. Это первое зерно того «драматического» стиля, который даст многочисленные плоды в будущих программах фигуриста, особенно в программах с испанской либо латино-американской тематикой: в «Дон Жуане де Марко» последнего юниорского сезона 2014-15, «Локо» (2016-17), «Лестнице в небо» (2018-19) и вплоть до недавнего «Болеро» (2021-22).
На раннем этапе развития этого стиля хорошо видно, кто был главным вдохновителем и кумиром фигуриста: это, разумеется, Дайсуке Такахаши. Экспрессивность и интенсивность в работе корпуса и рук сразу напоминают катание Такахаши времен Олимпиады в Ванкувере.
Как на гифке выше: внезапная остановка на зубцах, затем резкое «взрывное» движение рук и корпуса, ведущее к дальнейшему продвижению фигуриста вперед — хотя сами движения немного отличаются друг от друга, нетрудно найти в них сходную пластическую идею.
Долгое время Шому считали подражателем Такахаши — не без оснований. Сам Шома совершенно не скрывал своей любви к катанию Дайсуке. Но это и нормально — любой оригинальный авторский стиль вырастает на заранее удобренной почве, впитывая в себя и в конечном итоге преображая многочисленные влияния. То же и с совершенной оригинальным стилем зрелого Шомы: влияние Дайсуке Такахаши стало одним из его ключевых ингредиентов. Без него не было бы того Шомы, которого мы видим сейчас.
***
Ну что, кажется, мы доели наши бутерброды и накопили сил на решающий подъем к вершинам рейтинга? Тогда в путь!
5. «La vie en rose» (чемпионат Японии-19, Гала)
Помните, как в первой части обзора я отметил, что «Dancing on my own» стала своеобразной «исповедью» и летописью кризисных лет в карьере Шомы? Показательная программа «La vie en rose» под бессмертный хит Эдит Пиаф — еще одна программа, несущая в себе нечто большее, чем просто катание под красивую музыку.
Программа была поставлена Стефаном Ламбьелем перед началом сезона 2016-17, когда еще ничто не предвещало ни будущих проблем Шомы, ни ухода от детских тренеров, ни — тем паче — перехода Шомы под крыло самого Стефана (подробнее о тонкостях хореографии в этой постановке можно почитать здесь). Но прокат на шоу Medallists on ice (фактически, Гала-концерте по окончании чемпионата Японии) в декабре 2019-го года — совершенно особый.
Именно в середине-конце 2019-го года состоялись все основные драматические события карьеры фигуриста: сначала уход из Нагойского клуба, затем стажировка в «Хрустальном», одиночество на турнире «Финляндия трофи» и на первом этапе Гран-при во Франции, оглушительный провал там же и появившиеся мысли об окончании карьеры…. И обретение нового тренера — Стефана. И совершенно неожиданная победа на чемпионате Японии в присутствии Юдзуру Ханю. В присутствии фигуриста, которого Шома всю жизнь мечтал обыграть. В свете всех этих событий нетрудно понять неожиданное явление «La vie en rose» на Гала-концерте. Фактически, это был акт благодарности. «Спасибо» человеку, буквально спасшему карьеру Шомы в тот момент.
Этот прокат поражает проникновенностью. Поражает мастерством фигуриста. Поражает тем, насколько Шома впитал стиль самого Стефана. Иногда бывает даже трудно понять — кто это скользит: Стефан? Шома? Или просто архетипический романтический герой?
Для меня этот прокат — одно из сильнейших лирических откровений фигуриста. Один из тех прокатов, которые хочется пересматривать бесконечно. Он дарит покой и наслаждение. Он погружает зрителя в совершенно особую атмосферу: меланхолии, грусти, тоски, светлой радости и светлой печали, трудноописуемых желаний и сожалений — ушедших навсегда моментов и возможностей прошлой жизни.
Пятое место в рейтинге обманчиво — это могло быть и второе место, и даже первое место, не будь это «всего лишь» один прокат показательной программы на одном конкретном Гала. На деле все пять прокатов сегодняшнего списка — это «золотой фонд» Шомы Уно, в рамках которого нумерация мест совершенно условна.
Еще несколько лет назад я вполне мог бы назвать этот прокат первым и самым поразительным. Самым любимым. И самым пронзительным.
4. «Loco» (ФГП-2016, ПП)
Без этой программы невозможно представить себе ни один рейтинг. Без этой программы невозможно представить себе, собственно говоря, Шому. «Локо» — одна из самых новаторских программ своего времени: совершенно индивидуальное прочтение танго, в котором «драматический стиль» Шомы проявился наиболее полно и наиболее убедительно.
Этой программе еще и здорово повезло в плане качества прокатов. С ней Шома завоевал свою вторую медаль ФГП (вторую бронзу), первую медаль ЧЧК (вновь бронза) и первую медаль чемпионата мира (серебро). В ней он впервые прыгнул четверной риттбергер (на ЧЧК). С ней он установил личный рекорд по баллам (на чемпионате мира), показав результат, который будет превзойдет только один раз (на турнире Ломбардия трофи-2017), и то только на какие-то копейки. Что любопытно, именно с Локо связаны и мои личные первые живые впечатления от прокатов Шомы: впервые я увидел его катание вживую на Ростелекоме-2016 (именно в ПП, с Локо), после чего окончательная «Шомификация» моего сознания состоялась на чемпионате мира в Хельсинки — и там тоже я смотрел с трибун именно на Локо. Так что мимо этой программы я никак не мог пройти еще и по соображениям личного характера.
В связи с этой постановкой чаще всего вспоминают именно исторический прокат с Хельсинского чемпионата мира. Но, как ни странно, мне больше нравится другой — с финала Гран-при в Марселе. Где не было еще риттбергера в начале, где не получилось сделать все запланированные каскады, где в плане баллов результат был поскромнее… Но у этого проката совершенно особое очарование. В нем видна совершенно непоколебимая сила воли фигуриста, показавшего изумительное катание на следующий после очень неприятного падения в короткой. В нем есть феноменальное вращение на максимальные в то время +3 от всех судей. И в нем вот такой аксель. Который чисто технически не очень здорово получился — из-за приземления Шома не смог добавить тройной тулуп и потерял один из своих каскадов. Но который греет мои музыковедческие уши как мало что в мире фигурного катания.
Если меня когда-нибудь пригласили бы на какой-нибудь семинар в ИСУ и попросили показать, что такое прыжок «в музыку», я бы просто молча включил это видео.
«Локо» — одна из самых счастливых программ в карьере Шомы. Ей улыбалась удача на соревнованиях. И она до сих пор остается одной из самых любимых постановок в среде болельщиков Шомы.
3. «Great spirit» (чемпионат Японии-19, КП)
Призовую тройку открывает «Великий дух» — последняя из триады программ, ассоциирующихся лично у меня с возрождением фигуриста после кризиса двух пост-Олимпийских сезонов. Но если «Dancing on my own» ассоциируется прежде всего с самой драмой того времени, а «La vie en rose» — с благодарностью за полученную помощь, то «Великий дух» — с возрождением как таковым.
Прокат этой новаторской постановки от Ше-Линн Бурн на чемпионате Японии до сих пор вызывает главным образом чувство огромной радости, которое буквально огромной волной захлестывает с последними звуками танцевального трека от ди-джея Армина ван Бюрена и выплескивается в радости самого фигуриста. До сих пор сложно поверить в реальность того проката — после ноябрьских этапов Гран-при, всех пролитых слез и плашмя приземленных тройных акселей и квадов. От этого проката до сих пор бегут мурашки и возникает ощущение какого-то чуда — чуда преображения и возрождения.
Но место в тройке этому прокату обеспечило не только чувство радости, конечно, но и качество самой постановки (о которой, конечно, тоже выходил в свое время отдельный пост). «Великий дух» — это своеобразный двуликий Янус, одним ликом которого является совершенно буйная Гала-версия программы, которую Шома чаще всего катал в футболке с татуировками на все тело;
а другим — немного приглаженная по углам соревновательная версия в приличных «выходных» туалетах от Мэтью Карона. Гала-версия программы — это чистейший «фовизм»: своеобразная «Весна священная» Шомы, если угодно. Это буйство красок и совершенно необузданная энергетика, прорывающаяся наружу в виде резких, почти «животного» плана, движений. Но и в своем соревновательном виде, несмотря на некоторую приглаженность, программа потрясает особой энергетикой, которая буквально заставляет зрителя аплодировать в такт фактически от самого начала и до самого конца.
Неудивительно, что популярность «Великого духа» вышла далеко за пределы не только круга болельщиков Шомы, но даже и болельщиков фигурного катания в целом. Видео с ее прокатом на чемпионате Японии до сих пор остается самым просматриваемым видео с Шомой на Ютубе (почти 2 миллиона просмотров на настоящий момент); и она нашла своих подражателей даже за пределами ФК: например, в этой постановке японского гимнаста (!).
2. «Ladies in lavender» (ЧМ-17, КП)
Знакомо ли вам то чувство щемящей тоски, которое появляется от воспоминаний об ушедших днях, об упущенных возможностях, об ушедших чувствах — чувство ностальгии по детству или родным краям; чувство тоски и приглушенной боли из-за чего-то, что иногда бывает даже трудно определить, трудно сформулировать? Каждый раз, когда я пересматриваю «Леди в лаванде», катание фигуриста погружает меня в мир таких чувств и эмоций (читатель тоже может покружиться в них более основательно — с головой, — пройдя по этой ссылке).
Шома много раз говорил в интервью, что он не катает «истории». К его программам нельзя написать «либретто». С моей точки зрения, «Леди в лаванде» — это и лучшее доказательство, и одновременно лучшее опровержение его собственных слов. С одной стороны, это действительно уникальный пример интерпретации музыки на льду — не истории одноименного фильма про юного польского скрипача, красота которого пленила двух английских «леди в лаванде», а именно музыкального наполнения фильма. С другой — через музыкальную ткань, так тонко и исповедально интерпретируемую фигуристом, зритель вольно или невольно переживает эту историю заново. Даже если она ему неизвестна. Потому что эта история, прежде всего, как раз о безвозвратно уходящих чувствах и тоске по красоте (тела, души — чего угодно).
Комментарий Татьяны Анатольевна после проката показывает всю силу воздействия этого проката. Показывает, как Шома за неполные три минуты превратил Татьяну Анатольевну — да и всех тех, кто смотрел этот прокат «с широкой открытой душой» — в «леди в лаванде». Как он заставил всех нас сопереживать, ностальгировать и тосковать о прекрасном.
Для меня этот прокат навсегда останется одной из самых сокровенных страниц карьеры Шомы. Это сердце сердца его катания.
1. «Гобой» (ЧМ-2022, КП)
В творчестве каждого великого композитора, наверное, есть шедевры раннего периода, поражающие нас своей чувственностью и свежестью, и оставляющие глубокий эмоциональный след в наших душах после прослушивания. А есть шедевры зрелого периода, от которых мы, быть можем, не заплачем и которые не будем переслушивать в моменты внутреннего кризиса или навалившихся проблем, но которые остаются в вечности как совершенные «кристаллы», которыми потом любуются многие поколения слушателей. Если Шомина «Лаванда» — это шедевр его раннего периода, то «Гобой» прошедшего Олимпийского сезона — безусловный шедевр зрелого и более мастеровитого Шомы (по Гобою, к слову, до сих пор открыта музейная выставка; за билетами -- сюда).
В этой программе от Кендзи Миямото (еще одно новое имя в веренице хореографов Шомы -- один из главных авторов уникального стиля Дайсуке Такахаши) кристаллизовалось все лучшее, что есть в уникальном мире Шомы — все то, что мы не раз встречали на протяжении нашего длинного пути: экспрессивность катания, выразительность корпуса и рук, умение быть одновременно резким и плавным — в зависимости от стиля постановки, особая «скульптурность» и страсть к драматичным позировкам, и так далее. Все это доведено в прокате Шомы на чемпионате мира до своего предела, до конца.
Этот прокат «Гобоя» вызывает у меня менее острые чувства, чем прокат «Лаванды» пятилетней давности. От «Гобоя» не наворачиваются слезы, он не погружает меня в глубины собственных чувств и эмоций. Он не настолько «личный», не настолько «интимный». Но это настоящий шедевр — тот прокат, который, уверен, войдет в «золотой фонд» мирового фигурного катания и останется там на долгие годы. Потому что он совершенен: в нем не хочется ничего менять, ничего исправлять, ничего «улучшать» (в «Лаванде» мне, например, хочется всегда немного подправить аксель). Им можно только любоваться — как мы любуемся выдающимися картинами или скульптурами в музее, как мы любуемся «Волшебной флейтой» Моцарта или теми же концертами Вивальди. В этом прокате — совершенство формы и выражения. И это безусловно высшая (на данный момент) точка карьеры Шомы — как в чисто спортивном, так и в артистическом, планах.
Мир Шомы Уно
Наш путь подошел в концу. Но карьера главного героя этого обзора еще очень далека от завершения: уже ставятся новые программы на сезон 22/23, уже формулируются новые задачи и ставятся новые цели. Поклонников Шомы Уно — да и вообще поклонников фигурного катания в целом -- ждет еще очень много увлекательного на этом пути. Ждет еще, надеюсь, немало шедевров. Возможно, всех нас ждет еще что-то незабываемое из «позднего стиля» Шомы, которое встанет в один ряд с ранней «Лавандой» и зрелым «Гобоем».
А закончить этот затянувшийся обзор мне хотелось бы цитатой из письма самого Шомы, отправленного в отдел реанимации и интенсивной терапии новорождённых в Нагое:
«Это письмо для всех, кто прилагает все силы, чтобы воспитывать детей. Когда от друзей я узнал, что в этой больнице существует общество детей, родившихся так же, как и я, я захотел выразить свою поддержку этим людям и решил написать это письмо. Я родился 21 год назад, маленьким, весом всего 900 граммов. Всем, чем я являюсь сейчас, я обязан любви и поддержке моих родителей. Мои родители всегда беспокоились обо мне, потому что я развивался медленно. И хотя говорить я начал тоже поздно, я все-таки помню некоторые вещи из моего раннего детства.
Пожалуйста, радуйтесь, видя, как растет ваш ребенок. Может быть, он и был рожден недоношенным, но прошу, не воспринимайте это как препятствие, а думайте об этом как о черте его личности. Я думаю, что воспоминание об улыбке матери, сохранившееся в детстве, принесет радость вашим детям.
Мне сказали, что раз я смог родиться, то просто жить будет достаточно, но сейчас я живу и расту как атлет. Я бы хотел и дальше думать о будущих возможностях этих детей.
Серебряный призер Олимпийских игр в Пхенчхане,
Шома Уно.»
Шома Уно родился весом в 900 граммов — а теперь один только вес его Олимпийских медалей превышает килограмм.
При рождении ему сказали, что и «просто жить будет достаточно» — а он стал выдающимся спортсменом. Великим спортсменом, на мой взгляд.
Он медленно развивался и поздно начал говорить — но своими прокатами уже успел сказать так много и так красиво.
С самого детства Шома и его родители боролись за то, чтобы он остался в этом мире. А теперь в его мире — мире Шомы Уно — живут сотни тысяч болельщиков.
"множество болельщиков стали лучше понимать тонкую связь музыки и хореографии"
Я бы не был не столь оптимистичен в этом плане, конечно. :)) Но даже если хотя бы несколько человек в результате чтения блога стало чаще обращать внимание на (и/или лучше понимать) всякие детали взаимодействия музыки и хореографии в программах фигуристов -- что ж, я счастлив. :) Это было бы весомым аргументом в пользу того, что автор не зря старался и все не совсем тщетно. :)
Если у меня возникнут какие-то новые проекты, вы об этом точно узнаете. С Твиттера я уж точно никуда не ухожу пока. :)
Впереди очень много интересного, это факт! Gravity меня тоже жутко интригует. Хочется уже наконец увидеть целиком любимую программу главного героя. :) Ну и, разумеется, показательная от Михоко и новое сотрудничество с Кендзи интригуют не меньше. Конечно, я буду делиться впечатлениями от новых программ, как же без этого. Вы прекрасно знаете, где найти меня и мои впечатления. :)
Рад, что "сердце сердца" произвело такой эффект. Не очень часто встречающийся образ, но всплывает иногда в разных текстах при описании самых сокровенных и сущностных вещей. :) А "Лаванда" -- она именно такая в контексте карьеры Шомы. :)
Локо - одна из самых любимых программ шомо-фендомом, для меня она тоже одна из лучших. Музыка, хореография, костюм, исполнение - все супер! Правда лично я больше люблю прокат на ЧЯ из-за ярких эмоций. Несмотря на то, что докатывал Шома ее практически со слезами, в целом, он смог справиться с нервами и был одновременно сильным, трогательным и невероятно выразительным. Браво Михоко за то, что не побоялась рискнуть и поставила программу своему юному ученику, казалось бы "навырост". Впрочем, она почти сразу оказалась ему по плечу.
Великий Дух обожаю и как гала номер, и как соревновательную программу, хотя в гала-варианте дух "Духа" получился более Великим :-) Пожалуй, для меня Дух вообще номер один среди программ Шомы - любовь с первого взгляда. Не знаю почему, но мне кажется, что лирика для Шомы это его "заводские настройки" :-), то что в большей степени соответствует его природе. А та же Локо и Дух - более серьезный вызов для него, как ледового артиста. И поэтому, когда Шома блестяще справляется с такой музыкой у меня и возникает особое восхищение: "Ух ты! Во дает!"))
Прокат на ЧЯ для меня по эмоциям сродни DOMO в Гааге, только ярче в десять раз - ощущение абсолютного счастья за практически идеальный прокат и довольного Шому. А как его публика встречала! Момент перед дорожкой, когда Шома остановился на секунду, подняв вверх руку и посмотрел на зрителей - в этом столько энергии! И как бурно зал отреагировал! В этом обмене энергиями даже не клубная музыка чувствуется, а настоящий рок-н-ролл! :-)
Гобой безусловно шедевр взрослого мастера. Радует, что за два сезона эта программа не приелась, не потускнела, а наоборот, стала совершеннее. Тот случай, когда действительно не хочется что-либо менять. Любопытно, что костюм (серебристая версия с "мурашками слева" :-)), изначально созданный Мэтью Кароном для Лунной Сонаты, но лишь однажды надетый Шомой на КЧМ для "Зимы", идеально подошёл для Гобоя и в итоге был многими признан одним из лучших фк-костюмов. Интересно, что зачастую в комментариях под прокатами Гобоя можно прочесть, что Шома многое взял от Стефана и его влияние очень чувствуется. Думаю, на такое восприятие просто накладывается знание, что Ламбьель тренирует Шому)) Как по мне, получилась уникальная работа постановщика и исполнителя. С большим интересом жду новую пп от Кенджи Миямото. Как бы я не любила другие программы, для меня тот факт, что именно Гобой в опросах становится лидером - замечательный знак, что Шома сегодняшний, как минимум не проигрывает себе вчерашнему. А это значит - у нашего героя есть будущее.
И, кстати, о будущем. Gravity, новая КП, показанная на шоу, не только получила восторги зрителей, но и сам Шома называет ее своей любимой программой. Звучит очень интригующе, да и кусочки видео, которые нам стали доступны, весьма обнадёживают. А еще я очень надеюсь, что планы Шомы на новую гала от Михоко станут реальностью. Мечтаю увидеть результат их сотрудничества спустя несколько лет.
Спасибо огромное вам, Михаил, за прекрасный обзор! Надеюсь, что наступающий сезон подарит яркие впечатления от новых программ и вы обязательно ими поделитесь в той или иной форме))
«Loco» - моя любовь, программа, от которой с самого первого проката у меня бегали огромные мурашки, и так повторялось каждый раз.
«Гобой», как произведение искусства, можно любоваться и любоваться, находя всё новые прекрасные моменты.
«Леди в лаванде» до сих пор заставляет меня смотреть, затаив дыхание. Такая красота.
Шома наполняет собой музыку, музыка наполняет его. Наблюдать за этим процессом можно бесконечно. Именно такие мастера, как Шома, подпитывают мою любовь к фигурному катанию. Какую бы музыку он не взял, я всегда жду его программы с нетерпением, поскольку знаю, что получится здорово.
Спасибо огромное, Михаил и за пост, и за пять лет, в течение которых, благодаря вам, множество болельщиков стали лучше понимать тонкую связь музыки и хореографии, познакомились ближе с хореографами ФК.
Лично мне будет сильно не хватать ваших лонгридов. И таки надеюсь, что вы продолжите где-нибудь в другом месте.
Могу только сказать, что в ваши статьи нужно вчитываться, всматриваться и вдумываться, и это нелегко)) А картинки посмотреть и обсудить личную жизнь фигуристов гораздо проще, поэтому большой пласт любителей лёгкого чтения отпадает, но и политика сайта не направлена на популяризацию серьёзных и длинных обзоров.
В то же время подобное явление массовое, на тех же форумах ФСО и Дзене читатели стремятся обсуждать ровно то же самое: чьего любимого фигуриста обидели и т.д. по списку. Поэтому я всё-таки надеюсь, что вы иногда будете заглядывать сюда, ну или хотя бы продолжать публикации в англоязычной среде))
За юниорские программы отдельное спасибо. Немногие зрители следят за фигуристами от "выхода на лёд" до "восхода на пьедестал ЧМ и ОЧ". Зато после покорения этих вершин, уже очень многим интересно посмотреть, как начинался путь спортсмена. Я эти программы посмотрела впервые и получила большое удовольствие. "Тангуэра" впечатлила: такая динамика и смелость движений + контраст с прокатанном годом раньше "Цыганкой": прогресс и взросление очевидны.
"Цыганка" также интересна: довольно редкое произведение в фк (заодно я освежила в памяти юную Рику Кихиру с её милой постановкой от Джеффри Баттла, где она также по-детски немного чересчур старательна, однако всё же хороша), жаль, что я совсем не припомню "Цыганку" у взрослых фигуристов: всё-таки музыка неординарная и, видимо, считается не очень выигрышной для массового восприятия зрителями на льду, не все из которых могут её в полной мере воспринять.
К сожалению, "Loco" в своё время я не прочувствовала, т.к. на Ростелекоме у меня всё внимание было только на Хави))) А вот сейчас смотрю другими глазами (но костюм всё равно не по мне))) Прыжок в музыку "для семинара в ИСУ" - знаете, а вот это ведь фирменное издевательство над теми, кто так не может😂
Ещё не открыв вторую часть, уже предполагала, что на первом месте будет "Гобой")) И неудивительно) Хотя для меня самое яркое во всех смыслах впечатление оставил "Великий дух" (здесь я присоединяюсь к предыдущим комментаторам). Та программа, которая всплывёт у меня в памяти в первую очередь, если кто-то спросит об Уно. Несмотря на то, что он выделяется из стиля программ Шомы (а может быть, именно поэтому).
"Фантазия" навсегда в сердце (или в "сердце сердца", не знаю даже). :) Все места совершенно условны здесь, само собой. :)