Мир Шомы Уно
«Я чувствую, что внутри Шомы таится неповторимый мир, который мне не хочется потерять»
Михоко Хигучи, январь 2016-го
Декабрь 2015-го года, площадь Сан Марко во Флоренции. Ближе к концу дня я захожу в бар на традиционный аперитиво с горячими закусками. Беру бокал красного, кое-какую еду, сажусь за столик, включаю компьютер, открываю онлайн-табличку Барселонского финала Гран-при. Идет произвольная программа мужчин. Патрик Чан воспрял после неудачной короткой и выдал один из лучших прокатов сезона — 192 балла. Боян Цзинь уже не в первый раз поражает технической сложностью и юношеским задором. Хавьер Фернандес на родном льду бросает перчатку великому Юдзуру Ханю, набирая 201 балл. На что тот отвечает лучшими прокатами сезона — прокатами, навсегда вошедшими в золотой фонд фигурного катания. А бронзу завоевывает… Шома Уно. Шома? Это тот юниор что ли, который выиграл чемпионат мира и финал Гран-при по юниорам в прошлом сезоне? Хммм.
Потом находится и запись. Что ж, посмотрим. Предвкушая удовольствие от лицезрения исторических прокатов Юзу, я нажимаю play. И вот очередь доходит до этого загадочного юниора, Шомы Уно. Какой он крошечный-то, Боже мой. И в таком забавном зеленом костюме. Пуччини, «Турандот»? Да еще и с арией Nessun dorma? Ну-ну. Амбициозно. Ну поехали.
***
Приехали. К концу проката я очнулся фанатом Шомы. Я поймал себя на том, что сердце подозрительно ускорило ритм своих сокращений, а в глазах появилась предательская влага. Почти сразу после этого я начал читать про Шому. Много читать. И еще больше смотреть — юниорские программы, программы по новисам, детские видео: все, до чего доходили руки и что переводилось гугл-транслейтом или находилось в уже готовых переводах. Потом я завел аккаунт на спортсе и почти тут же открыл этот блог и начал писать о нем. Пару дней назад моему аккаунту исполнилось пять лет.
Что же произошло в тот декабрьский вечер 2015-го года? Как из нормального разумного ученого мужа в полном расцвете сил пророс дикий и необузданный Шомофан?…
Чуть позже — наверное, как раз после прочтения интервью Михоко — я понял, что просто-напросто оказался в Шомомире. И что за моей спиной в тот декабрьский вечер 2015-го закрылись двери, а в замке тихонько звякнул ключ, навсегда запирая меня внутри.
***
Этот двухчастный пост, первую часть которого вы в данный момент читаете, подводит некоторые итоги. Прежде всего, предварительные итоги далекой еще от завершения, но уже такой блистательной, карьеры Шомы Уно — 3-кратного призера двух Олимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона ЧЧК, 4-кратного чемпиона Японии и обладателя бесчисленного количества серебряных и бронзовых медалей турниров всех мастей и рангов. Этот пост — попытка взглянуть на эту успешную карьеру через призму десятки лучших прокатов Шомы. Попытка в очередной и уже, наверное, последний раз нащупать главное: суть его катания и значение его вклада в развитие фигурного катания.
Кроме того, это в некотором роде и итоги моей собственной блогерской деятельности. В ходе этой импровизированной прогулки по лучшим прокатам и программам Шомы читатель найдет немало боковых тропок, уводящих в более подробные аналитические разборы тех или иных программ. О многих программах я уже писал -- лучше и подробнее. Об одной подробно разговаривал с ее создателем. И обо всех, конечно, много думал. Поэтому этот пост в каком-то смысле еще и ретроспектива жизни моего блога. Прощальный взгляд назад в попытке понять и оценить смысл достаточно большого и важного эпизода моей жизни. Взгляд, который, надеюсь, не обратит ни читателя, ни сам этот блог, в соляной столп.
Ну и пара заключительных ремарок перед началом погружения. Список представленных здесь «лучших» программ и прокатов очень субъективен. У каждого поклонника Шомы (и/или поклонника фигурного катания в целом) он свой, и это нормально. Я бы сказал так: ближе к топ-5 или даже топ-3 этого списка процент объективности значительно увеличивается. Есть 2-3 проката, без которых любой рейтинг ‘the best of Shoma’ будет просто несостоятелен. Но нижняя половина списка, как раз места с 6го по 10е, освещенные в первой части поста — это очень субъективный выбор. В процессе отбора лучшего я ориентировался на четыре критерия: 1) качество программы, 2) качество проката программы, 3) важность этого проката в контексте карьеры Шомы, и 4) личные впечатления от проката (которые часто зависели от того, например, видел ли я прокат вживую или нет).
Вот теперь все. Путь в Шомомир начинается. Пристегните ремни, наденьте фанатские розовые очки, запаситесь салфетками для смахивания слез умиления и восторга, и главное — ни в коем случае не поминайте всуе лутц.
Приятного просмотра!
10. «Турандот» (ФГП 2015, ПП)
Помните монолог Франчески в Пятой песне «Ада» Данте?
«Но если знать до первого зерна
Злосчастную любовь ты полон жажды,
Слова и слезы расточу сполна».
Тот самый прокат «Турандот» в декабре 2015-го — это и есть «первое зерно» моей злосчастной любви, поэтому расточать слова и слезы логично именно с него. Что же поразило меня тогда? Меня поразило полное соответствие музыке. Пуччини, как и итальянский веризм в целом, очень экспрессивен и кровав. Это такой музыкальный «гиперреализм», все все эмоции взвинчены, а все чувства обострены до предела. Такая музыка очень легко придавливает даже опытных фигуристов. Но Шома каким-то образом сумел стать ее проводником. Он сумел донести до зрителя всю ее мощь и страсть, не расплескав по дороге ни капли. А она, в свою очередь, не придавила его, а, напротив, будет бы возвысила и «укрупнила» на льду. Она сделала его катание совсем не по-юниорски мощным.
Все это поражало, конечно. Но окончательно сразила мое сердце хореодорожка в конце программы, на кульминационном vincerò. Когда казалось уже, что все силы отданы и музыка наконец поглотит фигуриста, Шома достал из-за пазухи свой фирменный кантилевер. И сразил всю Барселонскую аудиторию наповал.
В итоге «Турандот» заняла очень важное место в карьере Шомы. С первой версией этой программы он завоевал свою первую большую медаль — бронзу взрослого финала Гран-при. Спустя два с небольшим года, уже с новым вариантом постановки (о которой я когда-то писал здесь), он завоюет свою первую Олимпийскую медаль. Наверное, та новая Олимпийская «Турандот» была во многом интереснее и мощнее. Да и значение Олимпийского серебра сложно сравнивать с бронзой финала Гран-при. Но мне больше всего запомнилась именно первая версия.
Потому что именно с нее начался мой интерес к Шоме.
9. «This town» (ЧЧК-2018, Гала)
Уверен, показательная программа «This town» (итог первого сотрудничества Шомы с хореографом Дэвидом Уилсоном) окажется далеко не в каждом списке лучшего. Внешне непритязательная, вроде бы ни к чему не обязывающая, постановка с легким оттенком грусти и тоски по ушедшей любви, простые прыжковые элементы (пара тройных да двойной аксель), да даже простая черная рубашка с джинсами на фоне пышных парадных костюмов Шомы того времени… Кажется, что перед нами, в общем-то, «проходная» постановка. Но это не совсем так. Через эту внешнюю простоту и непритязательность проще разглядеть и понять суть совсем другого — лирического — Шомы (об этой сути я когда-то написал свой первый «Эпилог» — после которого, правда, вернулся).
Что бросается в глаза? Очень «тягучее» и выразительное скольжение. Мягчайшие руки, особенно кисти, прекрасно передающие тонкие оттенки слегка меланхолического характера музыки и текста. Отличная работа корпуса, обогащающая катание фигуриста дополнительными деталями. И, конечно — прежде всего — исключительная музыкальность: каждый прыжок естественным образом закругляет музыкальную мысль, каждое движение согласуется с музыкальным ритмом, ничто не выбивается из музыкального потока. Музыкальность, идущая изнутри — это редкий талант.
Потом начинаешь обращать внимание на работу с текстом: вот движения рук передают все еще висящий в воздухе аромат духов («the smell of your perfume still stuck in the air»), вот руки тянутся к зрителям на словах «все возвращается к тебе», вот коньки тройками и твиззлами описывают круги на «over and over» (снова и снова)…
И даже бабочки в этом городе летают, причем дважды по ходу песни.
Но главное, на что в конечном итоге обращаешь внимание — это особая проникновенность катания. Ощущение, что каждое движение зарождается где-то в глубинах сердца фигуриста, что каждое движение — абсолютно искреннее и предельное. Такому катанию веришь. И из такого мира не хочется уходить.
«Over and over the only truth
Everything comes back to you»
Но мы, собственно, никуда и не уходим — наше путешествие по достопримечательностям Шомомира только начинается.
8. «Dancing on my own» (Challenge cup в Гааге-2020, ПП)
Следующий прокат — прекрасный повод продолжить разговор о Дэвиде Уилсоне и меланхолической танцевальности его постановок для Шомы. Произвольная программа, которую Шома в итоге катал на протяжении двух сезонов (2019-20 и 2020-21) — тоже лирическая, тоже о расставании, и в ней тоже есть танцевальные элементы. Только если в This town главный герой мечтал станцевать со своей возлюбленной (if the whole world was watching I'd still dance with you), то в соревновательной программе Шома танцевал уже в полном одиночестве:
«But I'm not the guy you're taking home, ooh
I keep dancing on my own»
С этой программой Шома и его болельщики прошли через многое (о подробностях ее создания мы в свое время обстоятельно поговорили с самим Дэвидом — здесь): расставание со старым тренерским штабом, в том числе упомянутой в самом начале поста Михоко Хигучи; поиск себя и одиночество в КиКе; слезы Гренобля-19 и неожиданный триумф на чемпионате Японии буквально через полтора месяца; длительное восстановление утраченных позиций и формирование «нового Шомы». Эта программа стала в итоге самой настоящей исповедью того периода, а небольшой турнирчик в Гааге, на который Шома приехал перед отмененным в итоге чемпионатом мира — кульминационной точкой длительного процесса перерождения и возрождения фигуриста.
Все это, конечно, невозможно оценивать объективно, особенно когда по счастливому стечению обстоятельств становишься очевидцем всех ключевых событий и наблюдаешь как за Гренобльскими слезами, так и за Гаагским чудом, непосредственно с трибун. Эта программа может нравиться или не нравиться; в ней можно видеть все или не видеть ничего — многое будет зависеть от взгляда смотрящего. На мой личный взгляд, без того проката в Гааге топ-10 прокатов Шомы будет неполным. В нем не будет ключевого звена.
Один момент программы, который мне запомнился особенно — это «прощание» после одного из вращений, когда фигурист протягивает руки к зрителям на словах
«I just came to say goodbye».
«Я просто пришел попрощаться». Эта фраза, увы, чуть не стала пророческой в ноябрьском Гренобле, когда Шома был предельно близок к завершению карьеры. Когда он уронил голову в КиКе и залился слезами от поддержки болельщиков. Но не стала.
Именно поэтому Гаагский прокат так ценен: он подарил нам всем надежду. Он показал нам нового Шому. И он разогнал темные тучи одиночества и меланхолии. Это один из ключевых прокатов всей карьеры Шомы — и уж точно один из тех прокатов, которые надолго врезались в память лично мне.
7. «Лунная соната» (ЧЧК-19, ПП)
Чемпионат четырёх континентов 2019-го года принес Шоме первую золотую медаль главных стартов и подарил болельщикам чудесный прокат «Лунной сонаты» с рекордным на тот момент результатом в 197 баллов (по мотивам того проката в моем блоге был опубликован пост с более подробным анализом постановки). В тот момент мало что предвещало драму последующих двух сезонов.
К «Лунной сонате», как и к предыдущей программе, можно относиться по-разному: в скупой и приглушенной выразительности этой программы можно видеть наполненность и объёмность каждого жеста, а можно видеть разрывы и хореографические пустоты. Можно прочувствовать выразительность тишины, а можно счесть тишину признаком того, что фигуристу просто нечего сказать.
Лично для меня в тишине этой программе по-особенному раскрывается лирический дар Шомы и его музыкальность. В тишине стали «слышнее» те детали, на которые, возможно, я никогда не обратил бы внимания в постановках с более интенсивным движением. Квинтэссенция «Лунной» — это хореодорожка, состоящая из одного кораблика. Казалось бы, чем там восхищаться? Но на фоне этого кораблика на половину катка каждая нота фортепианной мелодии отражается в движениях фигуриста — в движениях его руки, в поворотах головы, в изгибах корпуса.
Для меня это ценнейшие детали катания Шомы — именно те детали, в которых во многом и заключается суть его притяжения. И именно в тишине «Лунной сонаты» эти детали особенно хорошо слышны.
6. «Крейцерова соната» (ЮЧМ-15, КП)
Знаете, в чем заключается главная сложность в исполнении классической музыки: Гайдна, Моцарта, Бетховена? В том, что невозможно сфальшивить — это будет сразу слышно. То же самое можно отнести и к ледовым интерпретациям этой музыки. Если у фигуриста нет особой музыкальности, особого дара выразительности, то велик риск, что в классике он просто потеряется.
«Крейцерова соната» Шомы-юниора — поразительный пример абсолютной зрелости его катания в последний юниорский сезон. В этой программе нет ничего юниорского, нет никакого сюсюканья — это разговор взрослого со взрослым. Разговор, в котором совсем еще юный фигурист ни разу не сфальшивит.
Отдельно хочется отметить выбор музыки. Болельщики часто (и совершенно справедливо) жалуются на засилье одних и тех же классических вещей в фигурном катании. В этом смысле выбор Сонаты №9 для скрипки и фортепиано Бетховена — приятное исключение. Сколько программ под классическую камерную музыку — камерные сонаты, трио, квартеты, квинтеты, итд. — вы сможете сходу вспомнить? Наверняка их можно пересчитать на пальцах одной руки. Очень свежее решение, согласитесь.
Один особенно дорогой лично для меня момент программы — это вращение в либеле. Как часто бывает у Шомы, этот момент дорог мне своей не бросающейся в глаза и уши — неназойливой, что ли? — музыкальностью: тем, как фигурист начинает заход на вращение в начале музыкальной фразы и заканчивает вращение в ее конце, и особенно тем, как поднимает руку на «соль диезе» у скрипки, а затем и ногу (в полу-бильмане) на последующее «ля».
В еще одном чудесном прокате этой программы, на взрослом ЧЧК 2015-го года, был более сложный и чище исполненный прыжковый набор (с четверным тулупом), но -- именно из-за необходимости вставить в программу четверной -- не было этой детали, потому что вращения оказались немного сдвинуты. Именно поэтому прокат с юниорского чемпионата мира мне дороже.
В таком соответствии музыки и движения — в том, как даже на таком жестко регламентированном элементе, как вращение, тело все равно реагирует на движение мелодической линии — есть какая-то своя тихая магия.
Очень характерная для Шомы тихая магия.
***
Половина дороги позади, так что самое время сделать небольшой перерыв, сесть на зеленую травку и пожевать бутерброды. И заодно отойти немного в сторону от широкой мощеной дороги нашего повествования.
Продолжение следует….
Мне тоже очень жалко "Лестницу". "Лунная соната" как программа уступала, но у нее был все-таки прекрасный победный прокат на ЧЧК (я его, наоборот, пересматриваю довольно часто). А вот Лестница просто упорно отказывалась кататься чисто, особенно в бордовом костюме. Сама по себе постановка вполне могла бы претендовать даже на топ-5 программ, но... спойлер: ее не будет во второй части обзора (по крайней мере, в основной его части). :)
Интересно, что вы написали про внутренний надлом в Лунной. Чисто внешне, если отталкиваться только от результатов, сезон 18-19 вплоть до самого ЧМ шел ведь неплохо вроде... Было очередное серебро ФГП, причем с серьезной борьбой за золото, было золото ЧЯ и ЧЧК.... Но да, такое нехарактерное для Шомы падение на колени в конце проката о многом говорит. И с травмами там совсем непорядок был между ЧЯ и ЧЧК. Так что тишина той "Лунной" -- это тишина перед бурей. Но есть в ней своя красота. :)
Практически до ОИ-18 Шома оставался для меня одним из самых лучших фигуристов, прокаты которого я с удовольствием посматривала на ютубе, но что называется, без особого фанатизма. А вот после ОИ любопытство взяло верх - мне захотелось узнать о нашем герое больше, чем дает скупая информационная табличка на соревнованиях и комментаторы. Гугл оказался в помощь и помимо прекрасной Шома-группы в вк, выдал ваши замечательные статьи, Михаил)) Так что, мне не пришлось собирать информацию по крупицам - спасибо огромное вам за это!
Возвращаясь к выбору программ вашего обзора, в очередной раз отметила для себя, как рано Шома "созрел" для серьезной, классической музыки. Кстати, ваш текст, как всегда, вдохновляет пересмотреть те или иные прокаты)) В этот раз захотелось освежить в памяти юниорские программы Шомы. Юный Калаф - очарователен и прекрасен. Город - элегантный и душевный (и эта легендарная улыбка в начале проката :-)). DOMO в Гааге очень люблю - именно там программа заиграла всеми красками. А вот Лунную Сонату на ЧЧК пересматриваю редко. Очень сильное, красивое выступление, но чувствуется какая-то боль, внутренний надлом, поэтому лично мне тяжело смотреть это вновь. Кстати, тот сезон вообще оказался непростым. Отличные, перспективные постановки, но видимо давление ОИ, настигнувшее Шому, не дало им полностью раскрыться. Особенно жаль Лестницу - уж она с первого проката на шоу была хороша и сидела на Шоме как влитая, но увы, "того самого" проката на соревнованиях не случилось.
Простите за много слов)) Жду вторую часть обзора!
«Лунная соната» Шомы необыкновенна, получилось просто убойное сочетание музыки и фирменного мягкого и широкого катания Шомы.
В общем я жду продолжения. Спасибо, Михаил.
А так да -- черная лаконичность This town мне тоже по душе. Я во многом из-за этой черной лаконичности и люблю именно этот конкретный прокат. Ну и из-за истошного крика "Shoma kakkoii!!!" в самом начале, конечно. :))
Недавно посмотрел замечательный ролик про Нейтана (ссылка ниже). Там под Рокетмена включили в какой-то момент Лебединое озеро. И я вдруг поймал себя на мысли, что очень любопытно было бы посмотреть балетную классику от Нейтана. В свое время он катал Корсара, потом ушел в совершенно другой стиль и там, в общем-то, нашел себя. Но интересно было бы посмотреть на него в классике. Уверен, что с его балетным прошлым все бы получилось -- линии у него очень хорошие, руки отличные, стопу тянет, музыку хорошо слышит, чувство ритма прекрасное.
Если в целом говорить, любой фигурист с хорошим чувством ритма, качественным скольжением и проработанными линиями будет смотреться органично в классике. Если какого-то ингредиента не хватает -- могут быть проблемы. :)
Нейтан:
https://www.youtube.com/watch?v=DOZbYd5Uv3M
Лебединое там с 1:49 начинает звучать. Оцените особенно начало вращения на кульминации (2:43) -- у меня в этот момент прямо мурашки забегали. :)
Да много чего не случилось. И поста про КП Чжуни не случилось, и поста про Танго Габи с Гийомом не случилось, и (вот это мое, пожалуй, главное упущение) диалога с Хуго Шуинаром на тему музыки в ФК тоже не случилось, хотя все договоренности уже имелись (увы, но когда мотивация начинает падать, трудно себя "зажечь" на такие большие проекты).
Но что жалеть о том, чего не было, когда столько всего было. :)