14 мин.

Последний танец уходящего сезона: О мужском турнире на ЧМ

Чемпионат мира в Милане я планировал сильно загодя, уже в начале ноября запасшись билетами на соревнование. В планах изначально было посещение короткой программы у женщин, а также короткой и произвольной программ у мужчин, думал еще присутствовать на некоторых тренировках, итд. Но поскольку жизнь преподнесла определенные сюрпризы (приятные), пришлось свои планы ощутимо подкорректировать. В итоге я смог вырваться в Милан только на выходные (с вечер пятницы по воскресенье), так что от задуманной изначально большой программы осталось всего ничего — ПП у мужчин и спешно закупленные по такому поводу танцы. О первом из соревнований и пойдет речь далее.

Сам турнир проходил несколько на обочине города, на арене Mediolanum forum, располагающейся около станции метро Assago forum. Арена, хотя и достаточно вместительная (по крайней мере, по итальянским меркам), все же имела достаточно камерную атмосферу, особенно если сравнивать ее, например, с Московским Мегаспортом. Сама конструкция очень близка — такой же коридорчик, опоясывающий кругом все трибуны, в котором можно встретить кого угодно: тренеров, фигуристов, журналистов и прочих известных личностей. За время "обхода" этого комплекса мне повстречались, например, счастливая Ванесса Джеймс, фотографирующаяся со своими многочисленными поклонниками и поклонницами; Михал Бржезина, деловито натягивавший на себя какие-то коньки; англичанин Филип Харрис, заваливший свою произвольную программу; Вальтер Риццо — отец и тренер Маттео; журналист и фотограф Михаил Шаров с потрясающей камерой наперевес и многие другие. Попался на глаза даже... Юзу -- впрочем, в несколько символическом виде, конечно, поскольку настоящий Юзу в Милан не приехал.

Внутри самой арены особенно любопытно было наблюдать за ТАТ и Гришиным, комментировавшими прокаты танцевальных пар, а во время обеденного перерыва я и вовсе оказался за одним столом с Валентиной Маркеи. Конечно, турнир в Милане — это крупное соревнование, на котором далеко не всех звезд удается увидеть и пофотографировать, но все же постоянное ощущение какой-то камерности пост-Олимпийского чемпионата мира не покидало. По-моему, спортсмены и зрители на трибунах это тоже чувствовали.

На соревнования мужчин я целенаправленно шел к началу второй разминки, так что первой в этом обзоре не будет, сразу предупреждаю. Не думаю, что я очень много потерял. Остальные разминки смотрел целиком, и каждая из них оставила какое-то очень завершенное и цельное впечатление. В каждой разминке был свой нерв, своя драматургия, свои триумфы. Посему свои разрозненные впечатления я сгруппировал именно по разминкам, постаравшись для каждой найти какую-то центральную тему, центральный сюжетный нерв.

 

Разминка №2: борьба за квоты; первые открытия и первые разочарования

По именам вторая разминка смотрелась очень интересно, едва ли не внушительнее третьей: талантливая молодежь в лице Дмитрия Алиева и Маттео Риццо, вкупе с опытными Михалом Бржезиной, Кейдзи Танакой, Роменом Понсаром и Максом Аароном — такой состав обещал довольно захватывающее зрелище.

Впечатление от катание первых двух фигуристов, Макса Аарона и Ромена Понсара, было примерно одинаковым: оба худо-бедно прыгают четверные, у обоих явно ощущается неплотная группировка в воздухе во время некоторых прыжков, оба не очень пластичны и, что самое главное, оба неважно скользят: с трудом набирают скорость, начинают терять ее ко второй половине программы, у обоих длинные заходы на прыжковые элементы. При этом стоит отметить, что оба для себя откатались очень неплохо. Программа больше запомнилась у Аарона (может потому что я ее уже видел в этом сезоне на одном из этапов Гран-при), он в итоге и оказался выше, но в целом оба фигуриста достаточно среднего по мировым меркам уровня.

Дмитрий Алиев на этом фоне, разумеется, производит совсем иное впечатление. Во-первых, совершенно другой уровень скольжения (минимум движений, но очень хорошая скорость в первой половине программы), пластичности, музыкальности. Очень мягкие прыжки с красивыми выездами. Красивая программа.

Проблема Димы хорошо известна: вторая половина. Такое ощущение, как будто он катает ее после тяжелого рабочего дня. Сразу падает скорость, теряется легкость конька, все прыжки вымученные. В этом и проявляется его отставание от топ-фигуристов на данный момент: в то время, как топы насыщают вторую половину программы сложнейшими прыжковыми элементами, Димы едва хватает на то, чтобы докатать программу и допрыгать относительно простые тройные.

Катание Бржезины и Танаки произвело ровно противоположный эффект: первый откатался почти на максимум своих возможностей и очень порадовал итальянскую публику, второй явно перегорел в борьбе за японские квоты и откровенно разочаровал. Кейдзи в этом сезоне не раз показывал очень качественное катание, особенно в КП, но на важнейших турнирах сезона, по-видимому, его придавила ответственность. В Милане он смотрелся откровенно потухшим. Михал же сделал все, что было в его силах, по привычке сделал-таки одну серьезную ошибку в конце ('I'm only human, after all', как поется в его музыкальном сопровождении), и, думаю, закончил сезон (и, вероятно, карьеру) в хорошем настроении.

Маттео Риццо производит вживую очень приятное впечатление — все-таки сразу видно, что его тренируют танцоры (его отец Вальтер и Массимо Скали), сразу видна хорошая пластика, мягкость рук и корпуса, музыкальность.

Главным хитом программы, конечно, стал четверной тулуп, показанный Маттео в самом начале программы: с недокрутом, приземлением на две ноги, но все же сделанный без падения и с более-менее приличным выездом. Один этот тулуп позволил фигуристу избавиться в своей произвольной программе сразу от двух двойных акселей, которые раньше сильно тянули базовую стоимость программы вниз. Дальше обойтись без ошибок, к сожалению, не удалось, и даже к своему лучшему результату сезона Маттео так и не подобрался, но это было ожидаемо — для новой надежды Италии взрослый чемпионат мира стал 12ым соревнованием в сезоне (!). В любом случае, итоговый 17ый результат — значительный шаг вперед по сравнению с прошлогодним 30ым местом и непопаданием в произвольную программу. В целом же этот сезон для Маттео (и для мужского одиночного катания в Италии в целом ) стал настоящим прорывом. Следующий сезон покажет, был ли этот прорыв случайностью.

 

Разминка №3: триумфы и прощания

Третья разминка в итоге оказалась сильнейшей по общей чистоте катания: если не ошибаюсь, практически вся шестерка фигуристов показала результаты либо на уровне своих season's best, либо с их превышением. Три фигуриста — Казуки Томоно, Денис Васильевс и Миша Ге — откатались чисто или с минимум ошибок. Остальные ошибались, но тоже в пределах допустимого.

В этой разминке наибольшее впечатление произвел молодой японец.

С учетом провала Танаки, на его плечи легла очень серьезная задача: подняться как можно выше со своего и без того высокого 11го места и постараться тем самым максимально облегчить задачу травмированному лидеру сборной Шоме Уно. И с этой задачей Казуки справился блестяще, откатав свою программу с заметным превышением собственного рекорда, сделав только одну ошибку на четверном сальхове. В итоге японец поднялся на 5ое место в общем зачете и завоевал малую бронзовую медаль за ПП — огромный и абсолютно заслуженный успех на дебютном чемпионате мира.

Дениса Васильевса, который теперь не только печет сладкое, но и рисует, я вижу не в первый раз (видел уже на ЧЕ в Москве и на Lombardia trophy в Бергамо), но именно в Милане впечатление от его проката было сильнейшим. Помимо собственно чистоты проката, меня очень впечатлила музыкальность самой постановки, очень точное и тонкое взаимодействие музыки и движения в этой программе, особенно в дорожке шагов.

Два проката в этой разминке были совершенно особыми по своему внутреннему нерву: у Миши Ге и у Алексея Быченко. При всех отличиях этих двух фигуристов — Миша очень хореографичный, но без четверных; Леша очень энергичный и прыгучий, но с более скромной пластикой, — их объединяла, как мне показалось, пронзительность прощания со спортом (не знаю точно, прощается ли со спортом Леша Быченко, но со стороны выглядело именно так).

Оба выложились практически по максимуму и после проката очень долго и трогательно прощались со зрителями. Оба достойны наивысших похвал и за сам прокат, и за то, чего они достигли в этом спорте и какое наследство после себя оставляют.

 

Разминка №4: падения, слезы и победа

После окончания третьей разминки могло показаться, что уж если фигуристы второго эшелона задали такую высокую планку, то топы, катавшиеся в последней разминке, просто обязаны поднять общий уровень соревнований на новую высоту. Однако в последней разминке драматургия была совершенно иной, и крайне неожиданной для многих.

Прокаты Боян Цзиня и Винсента Чжоу шокировали публику. Если от недавнего юниора Чжоу я лично чего-то подобного и ожидал, то прокат Бояна стал полной неожиданностью. Когда Боян начал свой заход на первый прыжок, я лично приготовился получить наслаждение от одного из самых моих любимых прыжков в мужском фигурном катании в настоящий момент, от его фантастического четверного лутца. В результате же с лутца Боян упал почти прямо в борт, после чего прыжки и программа развалились на мелкие кусочки: сдвойка сальхова, падения с обоих тулупов во второй половине (и опять практически с въездом в борт), а затем совсем неприглядные падения с тройных и двойных прыжков в конце. Возникало ощущение, что у Бояна были просто ватные ноги, приземления вообще не держались. Сложно сказать, подкосило ли его так самое начало программы с падением на лутце, или Боян в принципе был не готов кататься в тот день хорошо — как бы то ни было, такой прокат невольно напомнил о начале сезона, о первом прокате этой программы с 6ю падениями.

Винсент смотрелся, пожалуй, даже еще хуже — как будто катался в тумане. Скорее всего, проблема была именно в психологии, потому что на разминке Чжоу прыгал вроде неплохо и ничто не говорило о том, что у него какие-то системные проблемы физического плана. С учетом того, что прыжковая техника американца в принципе на грани и уже не раз рассыпалась в течение этого сезона, подобный сценарий был, наверное, вполне просчитываем. А если так, то, быть может, стоить иметь какой-то "план Б" на случай системных проблем с четверными во время проката? Естественно, программа Чжоу, поставленная Чарли Уайтом, которая и без того не блещет оригинальностью, просто рассыпалась на фоне такого проката.

Михаил Коляда катался между Бояном и Винсентом, и на фоне обоих, разумеется, смотрелся выигрышно. У Миши великолепное скольжение, потрясающие прыжки и вращения, но есть одна огромная брешь: неспособность бороться за прокат. Некоторые ожидали от него взлета в первой половине сезона, в финале Гран-при (не сложилось), затем на Чемпионате России (снова нет), чемпионате Европы (как-нибудь в другой раз), на ОИ в командном и личном турнирах (опять не получилось, извините), и вот наконец он вышел на прокат этой программы в тот момент, когда как минимум серебряная медаль была практически у него в руках. Честно говоря, в тот момень я подумал, что вот сейчас-то все-таки Миша выдаст тот прокат, о котором все мечтали — когда еще, если не сейчас? А в итоге Миша показал ровно то, что он показывал в течение всего сезона — отсутствующее приземление с лутца, ошибки, падения, сдвойки… Очень разочаровал не сам прокат даже, а вот это полное отсутствие борьбы за выезды, за прыжки, за баллы. Начисто стертое желание биться.

В этом и заключается главное отличие бронзы Михаила от серебра Шомы Уно. Постоянно приходится слышать, что серебро Шомы-де ему подарили судьи, что с таким прокатом Шома не должен был становиться серебряным призером ЧМ. Да, не должен был, я первым готов это признать. Но стал. И стал только благодаря своему фантастическому характеру и воле, преодолев по ходу проката и свою травму, и свои страшные падения в начале программы, и совершенно не державшую равновесие травмированную правую ногу, и многое-многое другое. Прокат Шомы стал для многих знаком большой победы спортсмена над собой.

На тренировках и на 6-минутной разминке у Шомы ничего не получалось с флипом и риттбергером. Символично, что во время представления Шомы, ровно на объявлении его имени, спортсмен в очередной раз упал, на этот раз с четверного тулупа. И несмотря на все это, он не отступил от своего заявленного прыжкового контента ни на шаг — зная, что будет больно падать.

Смотреть его прокат было очень тяжело. После третьего падения я готов был закрыть глаза: не хотел видеть, как травма и боль разрушают эту замечательную программу. И все же даже в этом кошмаре первой половины было несколько очень позитивных моментов, которые я отметил для себя: во-первых, Шома ни разу не выпал из программы, в отличие от заваливших свой прокат Бояна и Винсента — программа продолжала играть даже тогда, когда ничего не получалось с прыжками; во-вторых, его скольжение и презентация были лучшими на этом турнире — Шома удивительно мягко и красиво передвигается по льду; в-третьих, поддержка трибун в самые тяжелые моменты программы была незабываемой. Чем больше Шома падал, тем сильнее его поддерживали трибуны.

И эта поддержка в конце концов вылилась в то чудо, в которое уже никто и не верил: стиснув зубы, Шома собрался на концовку программы и чисто прыгнул три дорогих каскада, включая ойлерный с флипом, которого я опасался больше всего (из-за отталкивания с травмированной правой ноги на флипе). Зазвучавшее в тот момент 'vincerò' прозвучало настоящим гимном его главной победе на этом турнире: труднейшей, мучительнейшей победе над самим собой, над своей травмой. Той победе, которая подвластна только выдающимся спортсменам.

На Шому была возложена огромная ответственность на этом турнире — не столько даже личная, сколько ответственность за командные квоты на следующий чемпионат мира в Японии. Когда объявляли оценки, первым вопросом Шомы к тренеру было: "три квоты завоевали?". Эти ожидания, вкупе с возникшей на пустом месте травмой, породили сильнейшее давление. И оттого те слезы ("это был просто пот", скажет потом Шома), оттого те эмоции, которые захлестнули Шому после проката, то отчаянное (навзрыд) переживание не столько за себя, сколько за свою команду, после проката.

Чемпионат мира в Милане стал для Шомы совершенно уникальным жизненным и спортивным опытом: "хочу жить дальше, зная, что в прошлом у меня было такое соревнование". Хочется добавить — что в прошлом была такая победа.

В этой отчаянной борьбе одного спортсмена за себя и за команду и каком-то бесстрастном равнодушии и почти безразличии другого и заключается та самая крошечная разница между серебром и бронзой: какой-то один балл. Но в этом одном крошечном балле — зияющая пропасть.

 

Эпилог: последний танец уходящего сезона

Когда на арену вышел Нейтан, бороться ему больше было не с кем: четвертая разминка оставила после себя развалы и руины. Спасти этот чемпионат мира мог только "последний танец Мао", и Нейтан не подвел.

Можно сколько угодно не соглашаться с оценками за компоненты, с ГОЕ за прыжки, ругать транзишены и отмечать отсутствие сложных заходов, но все эти дискуссии в контексте того, что случилось с топами на этом ЧМ, не имеют особого смысла. Прокат Нейтана стал событием: настоящей отдушиной для зрителей, настоящим катарсисом после всех отыгранных на льду высоких трагедий, красивейшей лебединой песнью чемпионата и всего сезона. В этом прокате не было какого-то оголенного нерва, не было даже, наверное, какого-то запредельного вдохновения — это был просто ("просто") чистый прокат сложнейшей в техническом отношении программы, и в этом было свое очарование, своя поэзия, своя красота.

Вне зависимости от оценок, прокат Нейтана сделал то, что он должен был сделать: смыл слезы разочарования, тяжелый пот борьбы, подарил зрителям умиротворения после всего увиденного до этого, подарил им радость и надежду на лучшее в будущем сезоне.

Выходя на улицу и вдыхая теплый весенний воздух Милана, многие зрители, наверное, вздохнули с облегчением: с последним прокатом в мужское одиночное катание тоже словно бы вернулась весна.

Весна священная?

 

P.S. Фотографии с церемонии вручения медалей