12 мин.

Жизнь «Сочи Автодрома» между Гран-при России: чемпионаты таксистов, съемка клипов за лайки и погоня ДПС за «Феррари»

Вся правда о нашем главном треке без «Ф-1».

Для большинства «Сочи Автодром» прежде всего – трасса для Гран-при России. Однако в течение года там происходит и много других крупных событий: тест-драйв президентского кортежа, съемки клипа русских рэперов или красивый этап Российской дрифт-серии. Безусловно, этап «Формулы-1» – самое ответственное и затратное автоспортивное событие в стране (одна только плата за проведение гонки оценивается в сумму от $40 до 50 млн в год), но трасса в Олимпийском парке живет и практически все остальные дни, когда быстрейшие машины мира колесят по другим городам.

Что тогда происходит на «Сочи Автодроме»? На трек может прийти каждый: заглянуть в музей автоспорта, где выставлен настоящий «Ягуар» из «Формулы-1», купить сессию и покататься на топовых «Порше» (от 9000 рублей), «Феррари» (от 12 500 рублей) или «Ламборгини» (от 11 000 рублей) на скорости до 270 км/ч, почувствовав себя на месте пассажиров из фильма «Такси». Или даже погонять самому за 17-22 тысячи рублей за сессию с инструктором и записью телеметрии – с шансом выиграть бонусный круг за блестящий пилотаж.

Да и вообще, как оказалось, на сочинском автодроме проходит множество важных событий: обкатка новых моделей машин от известных мировых марок, корпоративы, даже тренировки полицейских, таксистов и водителей автобусов. Трасса теперь – не просто дорогой имиджевый проект, а бизнес с разными возможностями.

О жизни трека между приездами «Формулы-1», о посещаемости за пределами этапа чемпионата мира, ярких моментах из истории трассы и принципах функционирования автодрома нам рассказал генеральный директор АНО «Росгонки», компании-промоутера Гран-при России и владельца «Сочи Автодрома» Алексей Титов.

Жизнь после «Формулы-1», тесты с топовыми командами, потенциальная перекладка асфальта

– Когда «Формула-1» уезжает – остается ли беспорядок на трассе или в паддоке?

– Беспорядок – это не совсем про «Формулу-1». Одна из ее сильных сторон – безупречная логистика. «Формула-1» очень эффектно и эффективно приезжает и еще более эффектно и эффективно уезжает. Уже к началу второй половины гонки команды пакуют чемоданы, а к финишу сборы идут полным ходом. И в течение следующих 2-3 дней «Формула-1» с автодрома полностью уезжает.

То есть если приезд растягивается в среднем на 1,5 недели, то отъезд происходит буквально за 2 дня. Все оборудование в паддоке и на пит-лейн – упаковывается и отправляется обратно морем и самолетом.

А привести автодром в порядок после этого, почистить трассу – быстрая и довольно тривиальная задача, к которой мы уже привыкли. Трасса работает круглый год, и у нас после «Формулы-1» есть много корпоративных мероприятий. А уже в середине октября проходит RDS – чемпионат России по дрифту.

– А если за уик-энд разбиваются или повреждаются барьеры и отбойники – из-за аварий – кто потом платит за их восстановление? «Формула-1», команды, кто-то осмеливается застраховать или все риски падают на карман промоутера?

– Страховка. Все имущество застраховано, вопросы сразу закрываются.

– Принимал ли «Сочи Автодром» частные тесты команд «Ф-1» или гонщиков из топовых серий?

– Да, мы такие тесты проводим практически постоянно.

– И речь именно о топовых командах или гонщиках?

– Да-а.

– И можете раскрыть хотя бы национальность пилота или организации? Или хотя бы серию?

– Не-е-ет (смеется). Они ж на то и частные, верно? Мы проводили разные тесты и национального, и международного уровня. Если бы я все рассказал – они бы перестали быть частными.

– Сколько стоит ежегодное содержание трассы? (Ежегодные затраты на прочие стационарные треки в среднем по миру колеблются в районе $20 млн – Sports.ru)

– Ой, это страшная цифра, лучше ее не называть… «Сочи Автодром» -- очень современный и сложный с точки зрения технологий комплекс, поэтому содержание трассы требует значительных ресурсов.

– Как поддерживают покрытие, часто ли его перекладывают?

– У трека вполне узнаваемый характер: разгонная прямая первого поворота, крутой узкий второй поворот, затяжной третий и так далее. Если ты хороший гонщик, трасса позволит проявить себя, а неровности и ямки никогда не приветствовались в «Формуле-1». Мы никогда не перекладывали асфальт, но текущие ремонтные работы проводим каждый год, чтобы трасса соответствовала всем требованиям.

– Нет ли желания держать старое покрытие до конца, чтобы появлялись ямки, неровности и абразивность? Гонщики считают, что такое обычно придает треку характер, да и уровень износа шин повышается.

– Здесь мы целиком и полностью зависим от требований безопасности ФИА. Именно их правила диктуют, при каких условиях и как именно менять покрытие. Если ФИА решит, что пыльная неровная трасса с ямками – достаточно безопасна, то трасса и будет таковой.

Хотя кто-то, с другой стороны, подумает обратное – будто трасса не очень представительно выглядит со старым асфальтом… Положимся на требования ФИА.

Рутина автодрома без «Ф-1»: все гоночные и негоночные соревнования, самая популярная серия

– Сколько дней в году примерно занят трек?

– Почти все дни, кроме понедельников. В понедельники на треке у нас выходной, вместе с тем музей на Сочи Автодроме работает ежедневно. Безусловно, есть технические перерывы, но они разовые и очень короткие.

– На чем трек зарабатывает больше: на «Формуле-1» или за все остальные дни в году?

– Мы зарабатываем на коммерческих услугах, деньги приносит и продажа билетов на гонку. На данный момент все находится в балансе. Перекосов нет.

В течение года у нас довольно много прибыльных мероприятий, однако оценивать исключительно с экономической точки зрения такие ивенты нельзя. Нужно учитывать и огромный имиджевый эффект, причем не только для Сочи, но и для страны.

Исследования на тему влияния Гран-при и автодрома на бизнес города и собираемость налогов пока не проводили, но нам было бы интересно узнать результаты. Как мне кажется, значительные улучшения есть.

– Какие события происходят вообще на «Сочи Автодроме» помимо Гран-при «Формулы-1»? Какие еще серии приезжают? Негоночные соревнования?

– У нас выстроены взаимоотношения с большим количеством корпоративных клиентов, так что мы проводим много корпоративных мероприятий – причем не только автомобильных. Из соревнований мы еще принимаем Российскую серию кольцевых гонок (РСКГ), также RDS. Дополнительные спортивные мероприятия: забеги, гонки на колясках, иногда гонки на автобусах.

– О, а чемпионат водителей автобусов – это чья была идея?

– Трасса все-таки нужна не только для того, чтобы гонять, но, и чтобы спокойно и безопасно ездить – и на дорогах общественного пользования прививать и развивать эту культуру. Идея соревнования таксистов и водителей автобусов появилась у Министерства транспорта края и «Союза транспортников Кубани». А мы поддержали, потому что так можно подарить людям праздник, дух соперничества в безопасной среде. И, более того – чтобы у этих водителей появилось понимание поведения их техники в экстремальных условиях. Долг каждого водителя – знать предел техники, за рулем которой он сидит.

– Чемпионаты таксистов и водителей автобусов собирают аудиторию? Люди приходят посмотреть на соревнования тех, кто их потом возит?

– Да, безусловно, зрительская программа есть. Конечно, родственники в первую очередь приходят поболеть и поддержать. Но и болельщики на трибунах тоже есть.

– Может, победителей этих соревнований или просто самых быстрых звали в какие-нибудь любительские гоночные серии?

– Не знаю, к сожалению, таких случаев. Разве что кого-то позвали в другой автобусный парк… Возможно!

– Самое посещаемое событие за всю историю автодрома за исключением Гран-при России?

– Точно RDS. Самое популярное событие после «Формулы-1» – закрывает целую трибуну Т2. Это семь тысяч человек! Спокойно собирают из года в год. В 2020-м, конечно, не выйдет – из-за ограничений со стороны Роспотребнадзора. Но дрифт – на 100 процентов топовая история.

– Есть ли вообще динамика посещаемости автодрома в течение года? Увеличился ли интерес со временем?

– С каждый годом нас посещает все больше гостей. По годам разброс небольшой, но, например, в августе трек посетило в 2,6 раза больше клиентов, а выручка составила в полтора раза больше, чем за этот же период 2019 года.

– Нет ли здесь эффекта отложенного спроса? Все-таки трек был закрыт несколько месяцев подряд.

– Может быть, и есть, но, если сравнить периоды с июня по август – положительная динамика все равно присутствует.

– Есть ли статистика по тому, какой процент билетов на Гран-при покупают иностранцы?

– Обычно зарубежные болельщики покупают около 10 процентов от всех билетов (около 5,5 тысячи, судя по вместительности – Sports.ru). В этом году их будет меньше из-за коронавируса.

«Сочи Автодром» – не только гонки. Еще и тест-драйвы, трек-дни, отработка погонь для ДПС и клипы за лайки

– Если выйти за пределы автоспорта – какой самый крупный корпоративный клиент? Чьи тест-драйвы запомнились?

– Больше всего к нам обращается «БМВ». Она проводит у нас много мероприятий – причем даже не всегда автоспортивных. Вот в октябре после «Формулы-1» как раз состоится презентация новой линейки авто. Частные клиенты тоже приезжают на своих спорткарах, но из компаний – однозначно «БМВ».

– Лучшая новая машина, тест-драйв которой проходил на «Сочи Автодроме»?

– Сложно сказать, какая лучшая – у нас их было очень-очень много за прошедшие несколько лет. Мне очень понравилась «БМВ» М8, «КИА» Stinger, очень крутой «Хендэ» i30N, тоже очень крутой «Мерс» AMG С-класса. У всех свой характер.

– Какой корпоратив вам запомнился больше всех?

– Знаете, был такой очень интересный – для компании из 700 человек. Они из картона строили болиды на пит-лейн – был такой квест.

– Может ли любой состоятельный человек снять трек и погонять на своей машине?

– Да, конечно. Любой человек старше 18 лет с исправной безопасной машиной может арендовать трассу и гонять на ней сколько захочет. Если же нет желания снимать трек под себя лично – можно присоединиться к трек-дням, когда мы открываем автодром для публики. Тогда можно купить сессию и откатать ровно столько, сколько ощущается комфортным – от тысячи рублей за круг в классе «Туризм» (гражданские авто без специальной подготовки) до 4000 рублей за 20 минут в категории «Спорт» (но только для подготовленных машин и водителей с опытом на «Сочи Автодроме»).

– Ваши инструктора из гоночного такси – настоящие пилоты? В каких сериях они выступали?

– Да, все – профессиональные спортсмены. Конечно, не все из них гоняются в этом году: кто-то бывший пилот, кто-то только стремится к профессиональной карьере. У нас есть один обладатель Кубка России, победитель чемпионата Краснодарского края по ралли, призеры соревнований по кольцевым гонкам Кубка «Порше», чемпионата края по тайм-атакам и ралли-спринтам, призеры всероссийских соревнований по картингу. Есть действующий пилот автомобиля безопасности на этапах РСКГ. Да если что – я и сам готов сесть за руль! Как-то раз выиграл чемпионат России по ралли-рейдам.

– Но в «формулах», выходит, никто не гонялся?

– Насколько мне известно – нет.

– Нет ли в планах автодрома пополнить линейку машин для гоночного такси «формульными» болидами или другой техникой с открытыми колесами?

– Нет, заинтересованности со стороны посетителей не замечаем. Получаем лишь редкие одиночные запросы. В основном люди проявляют энтузиазм к машинам вроде «Феррари», «Ламборгини». На них виден однозначный спрос.

– Выходит, нашу публику больше интересуют супер- и гиперкары от именитых марок, чем спортивные авто?

– Выходит, так.

– Недавно на автодроме снимали клип Тимати и Моргенштерн. Дорого стоит такое?

– Конечно, аренда всей трассы для гонок стоит дороже, чем аренда боксов или части автодрома для статичных съемок. А в случае этого клипа вышла ситуация win-win, потому что артисты сняли часть клипа, а широкая аудитория узнала о нашей трассе. Тимати уже гонял у нас на автодроме несколько лет назад, и, если я не ошибаюсь, именно он и предложил взять нашу локацию. И, в конечном итоге, 10 миллионов просмотров за день – мне кажется, очень неплохой результат.

– То есть, выходит, провернули все по бартеру?

– Работаем за лайки!

– В июле после тренировки экипажей ДПС и ГИБДД появилось фото, как инспектор открывает дверь в заблокированной «Феррари» 458. Они там отрабатывали порядок действий при остановке крутых суперкаров?

– Они отрабатывали достаточно стандартные маневры, которые необходимо знать любым сотрудникам ДПС. А в целом, мне кажется, в Сочи такое могло бы произойти и в реальной жизни, поэтому такая тренировка – отличный способ подготовки к любой дорожной ситуации. Даже если придется тормозить «Феррари».

– Погоня, выходит, тоже была?

– Конечно! Конечно, погоню отрабатывали.

Россия в «Ф-1»: собственный Гран-при, 4 подиума, команда-аутсайдер. Когда же будут победы?

Шлем Квята для Гран-при России – отсылки к искусству Малевича и Чашника. Их картины продают за миллионы долларов

«Просто попросил жену сфотографировать меня». Интервью с героем главного мема «Сочи Автодрома»

Фото: REUTERS/Maxim Shemetov/Pool, Bryn Lennon/Pool, Yuri Kochetkov/Pool; РИА Новости/Владимир Трефилов; instagram.com/sochiautodrom