От трансфера Хэмилтона в «Феррари» больше всех проиграла... «Феррари»?
Льюис теперь живет в мечте.
«Формула-1» направляется на Гран-при Эмилии-Романьи близ Имолы – одной из домашних гонок «Феррари». База Скудерии – всего в часе езды. Чем не момент для оценки дел итальянской легенды и ее главным приобретением XXI века Льюисом Хэмилтоном?

Оказывается, все весьма напряженно. Медовый месяц закончился: британец разносит мостик и гоночных инженеров по радио за медлительность и странную стратегию, жалуется на неуправляемую машину и требует обновлений. В то же время босс Фред Вассер твердит: «надо работать лучше и извлекать потенциал». Хэмилтон сокрушается из-за трудностей с адаптацией, прогнозирует боль на весь сезон и мечтает о «пересадке мозга».
И результаты не сравнимы с прошлым годом: за 6 Гран-при «Феррари» из претендента на Кубок конструкторов откатилась на 4-е место и только раз попала на подиум (усилиями Шарля Леклера в Саудовской Аравии). Да, Хэмилтон выиграл поул к спринту и спринт в Китае, а еще завершил третьим спринт в Майами – но в других случаях не поднимался выше 5-го места, и его остальные финишные позиции вовсе навевают тоску на тифози (10-7-7-8).
Так кто же выиграл от трансфера самого успешного пилота в истории из «Мерседеса» в «Феррари»? И есть ли вообще победители?

Еще в начале сезона Скудерия, казалось, жила в надеждах и мечтах. Самый титулованный гонщик, разговоры о привлечении лучших инженеров под его имя, тысячи фанатов при первом появлении на базе и обкатке машины, сотни тысяч долларов маркетинговой ценности для спонсоров с одной фотки в комбинезоне…
И что теперь?
● После трансфера Хэмилтона звездные инженеры-новички так и не появились. Переманенный еще до Льюиса из «Мерседеса» Лоик Серра (новый глава отдела шасси) так и остался единственным приобретением.
● Так и не раскрыла потенциал полностью новая машина с фишками, которых у Хэмилтона не было в «Мерседесе». Не помогли новейший симулятор и реновация аэротрубы – болид либо настраивается на комфортный пилотаж и оказывается слишком медленным, либо ускоряется и теряет управляемость.
● Вместо битвы за первые места – редкие подиумы и 4-е место Кубка конструкторов.
● И вишенка: команда вновь захлебывается в эмоциях и раскалывается на два гаража.
Водевиль по радио на Гран-при Майами только вернул в публичное поле старые проблемы и подчеркнул нынешнее разделение. Скудерия словно вернулась во времена битв Феттеля и Леклера за статус №1 вместо сражений с конкурентами. Стратеги вновь не знают, как поступать: придерживаться первоначальных планов или менять все из-за пожеланий пилотов. Нехватка понятных договоренностей вызывает затяжки в решениях и все более раскаленные споры.
А ведь в предыдущие сезоны с Вассером и Сайнсом казалось, что «Феррари» переходит на менее эмоциональную сторону в пользу концентрации на общем благе. Даже Леклер научился мышлению и пилотажу вдолгую – с реализацией рисковых стратегий с затянутыми отрезками, стратегической уступке позиций и сдерживанию себя ради рывка в будущем.
Приход новой суперзвезды и приток колоссального внимания вместе с ожиданиями «ну теперь-то они зажгут!» вновь сломал баланс. Льюис не сумел быстро подстроиться к машине и обстановке, и Леклер отказался впредь помогать новому напарнику с экспериментами над болидом и настройками. Шарль выбрал свой путь без обмена данными, на треке ведет себя так же.
Если вам показалось, что именно №16 выиграл от того, что самоутвердился на фоне семикратного чемпиона – все не так однозначно. Леклер и раньше проворачивал такое с Феттелем. До перехода Хэмилтона монегаск считался главной звездой «Феррари», мессией и будущим чемпионом. И что удивительно – даже победа над Хэмилтоном никак не поможет и не возвысит его внутри Скудерии – он просто останется на старой позиции.

Теперь же Шарль вместе регулярных битв за победы, подиумы и титулы едва мечтает о топ-5 из-за перестроенной машины. Ведь предыдущая не была провалом, новую ваяли явно для предоставления Льюису фишек, которых не было в «Мерседесе» – под временным руководством именно шефа Вассера. Тот оставил от старого болида единственную деталь – заднюю подвеску, и ее теперь срочно переделывают. №16 вряд ли обрадовался – ему пришлось здорово менять пилотажный стиль.
И, конечно, Шарль стремится сохранить уже завоеванное через внутренние битвы. Разве его можно назвать победителем? Он уже потерял минимум год на то, что уже проходил в прошлом.

А вот Льюис только приобрел от перехода в «Феррари». Да, даже несмотря на результаты.
Ведь ожидания «битв за титул и побед» были именно ожиданиями. То есть некоторой проекцией в будущее, которая могла сбыться – но не обязательно.
В реальности же Хэмилтон сейчас проводит такой же старт сезона, что и в «Мерседесе» за последние три года. Трудные попадания в третий сегмент, битвы за топ-5 или на границе топ-10, непонимание машины и жалобы на шины, требования обновлений, недовольство конструкторским подходом… Даже количество очков после Майами-2024 было меньше – 27 против 41.
Зато теперь №44 гоняет в алом и исполняет детскую мечту. Он не проиграл в деньгах, выиграл в образе и «легендарности». Скудерия по-прежнему позволяет ему самовыражаться и отпускает сопредседателем на Met Gala на следующий день после гонки.
А споры по стратегии и расколы в работе с напарником – последствия осознанного выбора. Ведь в «Феррари» ровно то же самое происходило последние 7 лет – вы правда думаете, Льюис не замечал и не понимал, куда идет? А если в его представлении он переходил в воображаемую «Феррари» Шумахера, нет причин перестать ее воображать и дальше наслаждаться новой жизнью и любовью тифози.

Да, надежды и ожидания не оправдались. Но они, в общем-то, никогда и никому не гарантированы.
Фактически Хэмилтон не проиграл.

«Мерседес» впервые за новейшую историю в «Ф-1» вошел в сезон без чемпиона мира – и обнаружил, что вообще-то так можно жить и сражаться. Более того, иногда лучше и эффективнее, чем со звездой в составе.
Оказалось, без главного «требователя» изменений болида против его философии и логики технику можно доводить до стабильного и относительно всеядного уровня и без радикальных переделок раз в полгода. Также без пионера-экспериментатора с настройками ради экспериментов и без искателя «святого грааля» в установках можно выжимать максимум из того, что есть.
Без прессинга со стороны Хэмилтона, его образа и фанатов работа технического штаба явно стала проще и спокойнее – инженеры смогли реализовывать свое видение и расчеты без поправок на публичные заявления в стиле «а я вам говорил, что такая посадка не подойдет».
Ведь машину строят определенным образом в соответствии с логикой максимальной эффективности на треке, и если вдруг потребовать смены одного куска, то либо сломается вся логика ее работы, либо придется переписывать весь проект. «Мерседес» переживал это с Льюисом каждый год – а теперь смог вздохнуть и показать, на что действительно способен.
То же происходит и с Джорджем Расселлом. №63 нередко часто ошибался в предыдущие сезоны именно в ситуациях, когда на него выпадало давление нагоняющего напарника или необходимость создавать отрыв для получения преимущества по стратегии. Все из-за непонятной субординации: вроде пилоты имели равный статус, но Хэмилтон всегда негласно котировался выше, и на Расселла давила необходимость раз за разом выжимать хотя бы заявленную позицию. Выходило дополнительное «ненужное» давление, которое просто вело к немного импульсивным действиям, ломая общий подход Джорджа к гонкам.

Теперь все иначе. Без давления напарника Расселл в первые 6 Гран-при показал, на что способен – он теперь всего в 6 баллах от Ферстаппена. Именно его чаще всего называют «безошибочным» и выжимающим больше возможного из болида. Больше никто не сомневается в его лидерских способностях. Это успех.
Казалось бы, стоит записать в победители и сменщика Хэмилтона Кими Антонелли – 18-летний итальянец ведь получил место в «Ф-1» и сразу поехал. Поул для спринта в Майами, несколько попаданий в топ-5, несколько классных обгонов и личный очковый счет круче, чем у Льюиса – дебют мечты?
Но в реальности, судя по активной доводке парня к «Ф-1», «Мерседес» все равно предоставил бы ему кокпит сразу после расставания с Хэмилтоном или Расселлом. Парень в любом случае стоял первым в очереди, повышение оставалось только вопросом времени. И от трансфера семикратного чемпиона он просто получил дополнительные год-два в «Ф-1».
А кто по-вашему выиграл или проиграл?
Что еще почитать о саге Хэмилтона и «Феррари»?
Главная проблема Хэмилтона в «Феррари» – Леклер. И это прекрасно
Леклер vs Хэмилтон – 5:0. Как менялись расклады на «Феррари» и битву напарников?
Хэмилтон – король главного модного раута: возглавил Met Gala и ослепил костюмом с «валютой»
«Попейте чайку, пока решаете». Хэмилтона выбесил ступор «Феррари»
«Ничего не исправить, так будет весь сезон». Конец медового месяца Хэмилтона и «Феррари»
Последнее испытание Хэмилтона: доказать, что он в «Феррари» не ради рекламы
Почему «Феррари» вечно проваливается в «Ф-1»? Наше исследование
Фото: Gettyimages/Clive Rose, Mark Thompson; Charly Lopez/Keystone Press Agency/Global Look Press
Второй однозначный победитель - весь пелотон, точнее другие гонщики. Переход Хэма запустил гигантское обновление составов. И это не только про Кими. Все начали искать варианты, суетиться. Так что совсем скоро можем еще много новых звездочек открыть.
Выиграл ли Льюис - открытый вопрос. Потому что все же он переходил в более сильную команду, чем Мерседес (по прошлому году). Переходил с прицелом на победы. Если в 2026 не поедут, то он будет просто как Шуми в Мерседесе или Алонсо/Феттель в Феррари - покатается. Да, легендарно, но все поймут, что уже пенсия. Просто так носить костюм Феррари и побеждать за Феррари - слишком разные вещи.
И однозначно проиграла Феррари (даже тут стратегия 50/50).... Во-первых, взяли дорогой, успешный, но очень требовательный актив. Маркетинговые плюшки, да, безусловно, признаем. Но на трассе вопрос огромный. Хэм требовательный, под него запустили перестройку. Получится или нет, узнаем в следующем году. Но! С учетом формы Маков и Мерседеса, плюс, РБ может очнется, будет сложно. И даже без оценки шансов (все может быть), если не получится - Феррари снова в тупике. Есть Шарль, который сломается окончательно, он уже не молодой. Второй пилот - дорогой и возрастной, и не везет. Машина не едет, потому что снесли базу 2024... Потеряли Карлоса, который созрел как номер 1. Фред так ничего и не показал. Короче, сыграли ва-банк и пока не похоже, что выиграли.