30 мин.

Полёт Канарейки, ловушки Беарзота и обретение бессмертия. Продолжение истории о Бразилии-82

Блестяще проведя игры первого раунда в Андалузии, канаринья готовилась продолжить партию на прежней ноте в Барселоне. Через этот футаж для бразильского телеканала, снятый в июне 1982 в промежутке между матчами в Севилье, мы можем увидеть и ощутить это настроение команды, которое воплощалось на футбольном поле в виде «o jogo bonito». Это был фантастический коллектив с незабываемой атмосферой. «Там была «Команда Самбы», созданная Жуниором, в которой я совсем не участвовал, потому что я не могу играть даже на тамбурине. У меня совсем нет чувства ритма» (Эдер; на футаже он танцует). Память об этом коллективе неизгладима: «Я всё ещё скучаю по замечательным коллегам, с которыми я познакомился в этой бразильской cборной. По команде, которой по-прежнему очень не хватает» (Луизиньо, 40 лет спустя)...

НАЧАЛО ИСТОРИИ ЗДЕСЬ

КАК ИХ ОЦЕНИВАЛ МИР В 1982-м

Символические сборные по итогам первого группового раунда

Западногерманское агенство ДПА: защитник Жуниор, хавбеки Сократес и Зико, форвард Эдер.

Итальянская газета Corriere Della Sera: защитник Леандро, хавбеки Фалькао, Серезо и Сократес, форвард Зико. Тренер: Теле Сантана.

Символическая сборная по итогам всего Мундиаля-82

Французская газета L'Equipe: Фалькао, Серезо и Зико.

Английская газета The Times: Жуниор, Фалькао, Сократес и Зико.

Итальянский журнал Guerin Sportivo: Жуниор, Фалькао и Эдер.

Испанская газета Mundo Deportivo: Жуниор, Фалькао и Сократес.

Представительство в голосовании на обладателя Золотого Мяча Мундиаля-82:

№2 Фалькао-252 балла; №5 Зико-170; №6 Сократес-156; №11 Жуниор-50; №17 Эдер-19.

Итоги года (1982) по мнению читателей английского журнала World Soccer:

Команда года: №1. Бразилия; Игрок года: №3.Фалькао; Тренер года: №2. Теле Сантана.

ОДИННАДЦАТЬ МАГОВ ИЗГОНЯЮТ АРГЕНТИНУ 

После провинциальной Севильи бразильский Бродячий Театр отбыл в направлении главных арен Мундиаля-82, расположенных в Барселоне и Мадриде. Формат четвертьфинального группового турнира, состоявшего всего из трех игр, таков, что поражение в стартовом матче практически лишало проигравшего шансов на выход в полуфинал. Открывался второй групповой турнир матчем Аргентина-Италия. В жесткой, но в конечном счете возбуждающей игре итальянцы за счет исключительно строгого выполнения избранного ими тактического плана  нанесли чемпионам мира поражение со счетом 2-1. Это означало, что для сохранения минимальных надежд на защиту титула, аргентинцев теперь устраивала в матче с бразильцами только победа, причем с как можно более крупным счетом.

Между тем канаринья после релаксирующей атмосферы и домашней температуры на андалузском Коста дель Соль прибыла в Каталонию продолжать наслаждаться своим футболом. В предматчевом интервью Теле Сантана буквально призывал аргентиницев посоревноваться чисто в искусстве футбола: «Мы не хотим грубой игры. Я надеюсь, что Аргентина также будет играть в футбол. Она имеет хороших игроков и я бы хотел увидеть зрелищную игру...Мы не ответим на грубость и не будем спорить с рефери». Наблюдатели однако ожидали, что аргентинцы скорее всего ответят деструктивными единоборствами с целью разрушения бразильского созидания. Поэтому ожидался типично южноамериканский страстный кубковый финал.

Схватка Титанов. Матч в Испании стал одним из наиболее ярких матчей в истории самого знаменитого Classico на уровне сборных. На фото борьбу ведёт Фалькао

Ожидания в целом оправдались. Четвертьфинальный раунд Бразилия продолжила с того места, на котором остановилась в первом. В конечном счете Аргентина и подымающийся талант Марадоны не могли сравниться с командой Сантаны. Бразильцы обыграли своих непримиримых конкурентов, можно сказать, играючи. Складывалось впечатление, что они действуют даже не в полную силу, и если понадобилось бы, то прибавили бы ещё.

Поначалу аргентинцы завладели было территориальным преимуществом, но никаких выгод из этого не извлекли и оказались в роли проигрывающих уже на 12-й минуте матча. Всё началось с того, что Марадона, Ардилес и компания отправились в очередную атаку, вынудив бразильцев защищаться. Сократес был, конечно же, в гуще событий. Вот он неудачно пытается помешать Ардилесу овладеть мячом, тот продолжает атаку и пытается играть в стенку с Гальваном. Только вроде бы отыгранный Сократес не выключился  из эпизода и успевает первым на ответный пас Гальвана, при этом, находясь спиной к Ардилесу, он не просто перехватывает мяч, но пяткой, не глядя, посылает его вперед. И словно по заказу оказавшийся в нужном месте Эдер (он тоже помогал обороне, образуя как бы ее первый рубеж) организовывет мгновенный контрвыпад. Две передачи и уже Пассарелла предпочитает срубить на вроде бы безопасном для ворот расстоянии приготовившегося к рывку Сержиньо.

Аргентинцы быстро выстроили стенку из четырех игроков. Штрафной вдали от ворот, на расстоянии 27-28 метров, казалось не представлял опасности. Удар готовился произвести Эдер. Несколько левее от него занял позицию Зико, готовый разыграть комбинацию с партнером, а Сержиньо расположился справа, как бы показывая пассивность в этом моменте. Но в момент разбега Эдера для удара, Зико и Сержиньо одновременно ринулись во вратарскую площадку. Среди обороняющихся-замешательство. В эту же секунду Эдер, этот мастер коварнейших ударов, пробил так, что мяч полетел у него по немыслимой траектории, трижды меняя в полете направление. Угодив в перекладину, мяч рикошетом отскочил во вратарскую. Голкипер Филлол, бросившись вперед, попытался овладеть мячом, но первым тут оказался Зико, направивший его низом в сетку. А торжествующий бразильский комментатор произнесет в эфир: «Я слышал, как вся Бразилия просит Эдера и он доставил это!». Гол классный, его повторяло и повторяло телевидение, но я гораздо более в восторге от подготовительной фазы.  Вопиющая небрежность и легкость (словно он так делает всегда) с какой совершил свой отбор и начал контратаку Сократес просто сводила с ума!

Аргентина-Бразилия, 12-я минута. На добивании Зико успевает опередить голкипера Филлола (№7) и...Сержиньо (№9)

Гол раскрепостил бразильцев и игра пошла легче для них, а аргентинцы занервничали. В терминах своего собственного футбола они не заслуживали неудачи и продолжили играть с таким качеством, что в иных обстоятельствах несомненно добились бы успеха. Однако бразильцы всё делали чуть быстрее, как и чуть умнее. На фоне спорадических, захватывающих дух, рейдов бразильцев более прямолинейные аргентинцы смотрелись почти что пешеходами. Во втором тайме, Пассарелла в центре поля, перехватив мяч и сорвав намечавшуюся бразильскую атаку, на секунду задумался о предполагаемом развитии ответки. Вдруг, вроде бы находившийся на аргентинской половине поля и обвиняемый в неподвижности, подбегает Сержиньо  и отбирает мяч у не ожидавшего такого подвоха аргентинского капитана. Тут же последовала массированная бразильская атака со сменой флангов и пятью передачами. В её завершение Зико элегантным пасом вразрез между двумя соперниками  подключает в атаку по якобы «пустующему» правому флангу Фалькао. Ворвавшись в штрафную и находясь под острым углом, вместо удара он делает мягкую подачу на дальнюю стойку, где забытый аргентинцами Сержиньо головой в прыжке спокойно переправляет мяч в сетку, 2-0.

В последнее время несколько раз встречал в интернете попытки разрушить негативный образ Сержиньо и я почти было поверил им. Однако при предпринятом затем просмотре в один раз обзоров всех пяти матчей Бразилии на Мундиале-82 количество и «качество» промахов центрофорварда просто угнетающе действуют на психику. Тем не менее, Сержиньо в Испании мог забивать. Просто для этого надо было создать ему идеальные условия, как на 67-й минуте матча Аргентина-Бразилия, когда практически никто не мешал ему произвести удар.

Матч с Аргентиной также показал, что бразильская оборона вполне прилично структурирована и способна решать свои задачи на самом высоком уровне. Валдир Перес, этот «вратарь-дырка» по мнению некоторых критиков, выдал отличные сейвы после ударов Барбаса и Пассареллы. Пытался играть в свою игру Марадона, которого в этот раз никто персонально не опекал, но при этом в первом тайме он ни разу не сумел ни обвести соперника, ни нанести удар по воротам. Предоставленная ему свобода на самом деле была кажущейся, поскольку бразильцы успешно сконцентрировались на перехвате мячей, направляемых ему партнерами. Если Марадона все же получал мяч, то около него сразу возникали двое-трое соперников, бравших его в клещи и отсекавших от партнеров. Главная предполагаемая звезда Мундиаля-82 все более раздражалась и в конце концов схлопотала удаление за удар ногой в пах только что вышедшего на замену Батисты. Ещё не пришедший в себя от боли игрок, получив мяч от кого-то из бразильцев (Оскар или Луизиньо), позволил набежавшему Тарантини выбить мяч из под своих ног и мгновенно сориентировавшийся в ситуации Диас прекрасным дальним ударом размочил счет. Впрочем, к этому времени исход матча уже был предрешен.

Марадоне и в этом матче опять мешали проявлять свободу творчества, но иным способом, чем это делали итальянцы. И гений в конце концов сорвался

На 74-й минуте, во время одной из отчаянных аргентинских атак, Марадона, словно деревяный, настолько неудачно принимал мяч перед бразильской штрафной, чтот тот достался Сократесу, немедленно инициировавшему контратаку. В какой-то момент показалось, что аргентинцы отбились и тогда Эдер приглашает к атаке защитника Жуниора, типа, вдруг тот найдет нужное решение и...сработало. Защитник отдает мяч Зико, сам устремившись вперед. Великолепная обратная передача Зико оставляет не у дел сразу четверых соперников, выведя Жуниора один на один с Филлолом. Сближившись почти вплотную с бразильцем, голкипер вроде бы лишает его шанса на обводящий удар, однако защитник хладнокровно катнул мяч между ног Филлола и счет вырос до 3-0. Зрители в экстазе. Кто-то из бразильцев на трибуне исполнял самбу и счастливый Жуниор  в такт пританцовывает прямо на поле.

Время самбы! Только что Жуниор довел счет до 3-0...

А за пять минут до финального свистка случилось в матче то, о значении чего мы поняли лишь спустя несколько дней. Когда Зико на бразильской половине поля получал мяч, Пассарелла подкатом сзади не только лишил бразильца мяча, но и нанес ему явно умышленную травму. Докторам пришлось выносить пострадавшего за кромку поле и матч на этом для него завершился. Смотрелось это всё как подлое и отвратительное действо, причем грубиян даже не удостоился желтой карточки (а какой аргентинцы подняли вселенский плач по поводу «жесточайшего» обращения Джентиле с Марадоной, но вы что-нибудь помните о реакции на поступок Пассареллы?). Нога Зико настолько опухла, что вплоть до самого матча с Италией он не тренировался, потратив два или три дня просто на то, чтобы прилагать лёд к ушибленному месту. На матч с Италией Зико выйдет, но по мере приближения финального свистка он всё более будет фактически превращаться в баласт и с поля товарищи Зико почти выносили его на своих плечах... Но всё это будет потом. А пока, как выразилась одна из газет, «одиннадцать магов изгнали Аргентину», официально низложив действующего чемпиона мира. Трон опустел...

Аргентина - Бразилия. Зико выносят с поля после «контакта» с Пассареллой. Матч для Белого Пеле завершился досрочно...

ПРОСНУВШИЙСЯ ВЕЗУВИЙ

Мы подходим к заключительной четвертьфинальной игре, Бразилии против Италии.  Из-за того, что итальянцы обыграли Аргентину с минимальной разницей в счете 2-1, Бразилии была достаточна даже ничья, чтобы выйти в полуфинал, но такого рода тактический расчет не соответствовал философии Сантаны. Игра должна была быть выиграна; во всяком случае, почему они должны бояться итальянцев? Уже после матча будут утверждения в прессе и среди специалистов, что бразильцы недостаточно серьезно отнеслись к сопернику, не изучили его. Но это не совсем так. Они неплохо представляли Италию благодаря тому же Фалькао. Жуниор скажет, что они имели представление и об её атаке, хотя есть свидетельства, что бразильцы видели, что итальянцы не без труда завершали игру с аргентинцами и они подумали, что если итальянцы также будут продолжать с ними, то они никогда не выиграют. Однако, как скажет Эдер: «Но мы имели Италию, которая хотела играть в футбол, так что получился великий матч». К тому же, бразильцы не могли предугадать что будущий лучший снайпер Мундиаля-82 Паоло Росси, а к этому моменту критикуемый всеми подряд за свою полную стерильность, в своем пятом (!) матче на турнире вдруг начнет забивать, да так, что выдаст Игру Всей Своей Жизни. Перед матчем команда тем не менее обсуждала варианты закрытой игры, но, по словам Оскара, возобладал аргумент, что команда должна действовать в том же духе: «Если мы изменимся и проиграем, все скажут, что нам не стоило меняться».

Тактические построения в матче Италия-Бразилия. Условно это было как 4-5-1 Сантаны против 5-3-2 Беарзота, хотя бразильская схема временами превращалась в нечто вроде 2-3-5, как и итальянская расстановка зависела от игровой ситуации на поле. В отличие от шотландцев, попытавшихся сломать игру бразильцев в середине поля (и провалившихся в этом состязании), Беарзот, располагавший целым созвездием великолепных защитников, создал мощный бастион в центре защиты, причем Джентиле, хоть и был персонально ответственным за Зико, старался не дать себя «увести» вглубь поля. Но Италии еще нужно было забивать и для этого, помимо гемблинга с Росси, Беарзот попытался использовать разреженность правого бразильского фланга. Здесь Леандро мог помочь Зико, но Сантана, зная как часто ходит вперед Ширеа, попросил Зико уделить более внимания итальянскому либеро. В итоге, оставшийся без подстраховки Леандро позволил итальянцам в первые пять минут матча сделать из своей зоны две подачи в бразильскую штрафную, одна из которых оказалась голевой. В оставшееся время бразильцы более не давали итальянцам подобной свободы в этой зоне, но, возможно, первый гол раскрепостил Росси и позволил ему вернуть прежнюю уверенность в своих силах.

То, что произошлов следующие 90 минут, считается одним из, если не самым, лучших матчей в истории чемпионатов  мира. В третий раз за последние пять матчей Бразилия первой пропустила мяч. Но в этот раз необычно рано, уже на 5-й минуте. Возможно, бразильский тренер недооценил способность итальянских нападающих играть комбинационно на высоких скоростях. По мере приближения к воротам, они так убыстряли игру, что дезориентировали бразильских защитников. Итальянская атака началась на правом фланге, где Конти ловко ушел от единоборства с Эдером, начал смещаться в центр, но вместо продвижения вперед (где за ним следили четверо бразильцев) перевел мяч на пустовавший левый фланг, где им овладел подключившийся к атаке Кабрини. Последний, не сближаясь с Леандро, сделал диагональный навес в штрафную, куда на полной скорости врывались сразу два итальянских нападающих, Росси и Грациани. Оскар и Луизиньо поначалу сконцентрировались на шедшем по центру Грациани, однако мяч опускался на находившегося правее Росси, который кинжальным рывком ушел от Жуниора, а Луизиньо, хоть и осознал опасность, уже просто не успевал подстраховать товарища. Едва войдя во вратарскую, Паоло головой пробил с отскоком от газона в дальний угол (ближний угол успел прикрыть голкипер). Отметим умное движение форварда без мяча и его мгновенное ускорение, позволившее ему оказаться свободным.

12-я минута. Сократес (№8) сравнивает счет

Бразильский ответ был быстрым и резким, спустя всего семь минут. Сократес своими невероятно длинными ногами шагнул на итальянскую половину поля и метров на 14 делает пас на Зико. Получив мяч и находясь под плотным контролем персонально его опекавшего Джентиле, бразилец делает движение к боковой линии, но на ходу вдруг пяткой откидывает мяч назад, мгновенно разворачивается, оставив не у дел опешившего от такой наглости Мастера Темных Дел (это то, что должен был пытаться делать Марадона в матче против Италии вместо постоянного обращения скорбных взглядов на рефери). Воспользовавшись полученной секундной свободой, Зико внешней стороной правой ноги делает великолепную передачу на мгновенно ускорившегося и явно ожидавшего ответного паса Сократеса. Присматривавший за ним Тарделли к мячу был ближе, но Сократес опередил как его, так и бросившегося на подстраховку Ширеа. Итальянский голкипер, видя, что Сократес  получает острый угол для попытки пробить по воротам, не до конца прикрывает ближний угол, явно готовясь среагировать на напрашивающийся прострел во вратарскую, однако бразилец просто пробил в ближний угол. Белое облако поднялось с линии ворот, когда мяч просвистел мимо Дзоффа. Как будто в итальянских воротах взорвалась петарда. Английский комментатор Джон Мотсон назовет случившееся «голом, суммировавшим философию бразильского футбола». Дерзкие по исполнению замыслы и блистательная игра в стенку сокрушили хваленую итальянскую защиту со всей её персоналкой и подстраховкой в одно мгновение. Впавший в буйство от такого надругательства, Джентиле в следующую минуту подкатом сзади буквально срезает Зико и получает за это горчичник. До перерыва он успеет еще и порвать на Зико футболку, но рефери решил, что такое деяние в правилах не прописано и просто проигнорирует случившееся.

My favourite game: Italy v Brazil, 1982 World Cup second group stage | Italy  | The Guardian

12-я минута. Момент надругательства (приведший к голу Сократеса), которого Джентиле не мог простить Зико...

...и с тех пор вблизи своих ворот итальянец будет буквально держать Зико...Годы спустя в интервью одному из бразильских журналов Джентиле (№6) наконец то раскроет нам СЕКРЕТ истории с футболкой Зико: оказывается всё дело в непрочности материала, из которого были сделаны футболки на Мундиале-82. Правда, такая «непрочная» футболка на том турнире оказалась почему-то только у одного Зико (№10). Ах да, еще странно футболка выглядела на Ардилесе, и опять же во время матча с Италией, почему-то :-)

Italy 3-2 Brazil: 1982 World Cup, second round Group C – as it happened |  World Cup | The Guardian

Израильский судья Абрахам Клейн игнорирует апелляции Зико. Наверно, решил, что бразилец сам себе порвал футболку...

 Счет сравнялся и теперь итальянцам вновь нужно было забивать, чтобы добиться желанной цели. На удивление им это удалось всего через 13 минут. По правде говоря, никакой опасной ситуации не было. Бразильцы не спеша начинали правым флангом новую атаку. Примерно в метрах 27-28 от ворот Переса Леандро сделал горизонтальный пас на Серезо. Тот сделал такой же «ленивый» горизонтальный пас в пространство между Жуниором и Фалькао. Вроде бы уже шедший по направлению к своим воротам Росси мгновенно оценил предоставлявшийся шанс и как хищник бросился на мяч. Не ожидавший этого паса Фалькао оказался не у дел, как и не помог отчаянный подкат Жуниора, осознавшего, что за момент наступает. Росси, не входя в штрафную, бьет безупречно, выведя вновь Италию вперед, 2-1. Горе Серезо от того, что он сделал, было так велико, что Жуниору пришлось пригрозить «ударить его по лицу», если он не перестанет рыдать.

25-я минута. Отчаяние Жуниора, не сумевшего остановить Росси. Через секунду второй мяч влетит в ворота сборной Бразилии

Пропустив второй гол, бразильская сборная вновь и бровью не повела, с безупречным хладнокровием продолжив поиск путей к воротам Дзоффа, в то время как итальянцы, эти мастера защиты минимального преимущества, с удовольствием ловили свой шанс в контратаках. Вот только бразильская зонная оборона удовольствия в последующие 50 минут игрового времени им почти не предоставила. Лишь один раз за это время итальянцы имели идеальный шанс утроить счет, но Росси сыграл в этом моменте так, как он это делал в матчах первого раунда. К сожалению для канариньи, не пошла игра у центрофорварда Сержиньо. Эдер скажет впоследствии, что «Сержиньо забивал голы на чемпионате мира, но он не был прежним Сержиньо, которого мы привыкли видеть в Сан-Паулу». Как минимум четыре раза мог он, воспользовавшись услугами своих товарищей, поразить цель, но не сделал этого. Итальянская газета Corriere Della Sera поставит ему самую низкую оценку среди всех участников матча, а бывший бразильский тренер Жоао Салданья по поводу замены Сержиньо во втором тайме скажет, что «теперь мяч снова станет круглым». Остается не без иронии добавить, что в 1983 Сержиньо станет лучшим снайпером чемпионата Бразилии...

55-я минута. Отчаянно пытавшийся исправить свою вину Тониньо Серезо (№5) был близок к тому, чтобы сравнять счет, но своевременный выход Дзоффа из ворот лишил его этой возможности

И тем не менее, на 68-й минуте канаринья во второй раз за матч отыгрывается. Рейд Жуниора по левому флангу завершается обыгрышем Конти и продольным пасом вправо на оказавшегося свободным перед итальянской штрафной атаковавшего вторым темпом Фалькао. Тониньо Серезо, который появлялся повсюду, отчаянно пытаясь загладить свою вину, обежал его сзади и ворвался в итальянскую штрафную справа, приковав к себе внимание сразу трех итальянцев (Кабрини, Тарделли и Ширеа). Воспользовавшись на мгновение созданным разреженным пространством прямо по центру, Фалькао с метров 18 наносит неотразимый удар. 2-2 и разъяренный Дзофф немедленно высказывает своим оборонцам всё, что он о них думает...

Голоса 1982-го года, радиорепортаж на волне 101.3 FM бразильского Rádio Guaiba : на 68-й минуте Бразилия в последний раз в этот день (и на этом чемпионате мира) погрузилась в экстаз!!! Прочувствуйте всех спектр эмоций, бушевавших в Бразилии в эти два часа!

КАРУСЕЛЬ ПЕРЕСТАЛА ВРАЩАТЬСЯ                                 

Как и структура любой греческой трагедии, эта эпическая история стала сюжетом, разыгрываемым в трех актах. К сожаленью для Бразилии, авторами третьего и последнего акта стали итальянцы, что выразилось в третьем мяче Росси, подтолкнувшим бразильскую команду к вылету из турнира. Несмотря на всю магию и вдохновение Селесао, этот удар оказался смертельным, чтобы оправиться от него. Как образно написал один из блоггеров, «карусель, наконец, перестала вращаться», погрузив всю Бразилию в траур.

Ничья продержалась всего семь минут и именно этот отрезок времени Зико назовет «глупым». В том смысле, что в этот период итальянцы практически ничего не создали в атаке и подопечным Сантаны, вопреки общепринятому мнению, не нужно была пытаться перейти к игре на удержание устраивавшего их счета. Просто ничего удерживать и не нужно было, никакой опасности от итальянцев в эти минуты не исходило, бразильцы контролировали игру и сами великодушно предоставили сопернику шанс попытать судьбу. Навес Антониони в бразильскую штрафную (а что ещё ему было делать перед лицом Пауло Исидоро, которого страховал Фалькао?) опасностью не грозил и тем не менее Серезо предпочел выбить мяч на угловой. Возможно, в принятии решений стало сказываться нервное напряжение. «Мы были более уязвимы и нервны в течение этой игры», подтвердит Оскар.

При подаче углового бразильцев было достаточно в штрафной, однако эпизод решила скорость реакции Тарделли и Росси. После подачи Конти бразильцы не сумели как следует вынести мяч из штрафной и Тарделли первым успел к мячу, сильно пробив с разворота в направлении вратарской. Голкипер возможно бы смог среагировать, но располагавшийся на линии вратарской Росси, опередив находившегося тут же Грациани, изменил направление полета мяча, в третий раз выведя Италию вперед.

75-я минута. Росси в третий раз выводит Италию вперед.

До финального свистка оставалось еще 15 минут, но, как на следующий день напишет в своем репортаже советский журналист О.Кучеренко, « вот тут-то наконец-то мы впервые увидели растерянных бразильцев». Я бы скорее написал, что канаринью стало охватывать отчаяние. Нет, они продолжали идти вперед, но из их действий катастрофически убывала легкость и импровизация.

Происходившее на футбольном поле породило после матча много вопросов. Один из итальянских журналистов возможно дал своего рода ответ на один из них, когда сказал своему коллеге из Англии Б.Глэнвиллу, что итальянским спасением было то, что они на первом этапе играли в Галисии, где температура держалась на уровне 18 градусов по Цельсию, пока команды типа Бразилии играли в жаровнях наподобие Севильи, где температура была в два раза выше. В итоге, Италия прибыла в Севилью относительно свежей, в то время как бразильцы и аргентинцы были в значительной мере истощены. В этом есть своё рациональное зерно, хотя, конечно же, к этому не сводится всё.

Бразильский волшебный квинтет впервые на этом турнире замолчал. Практически растворился на поле так и не успевший до конца восстановиться Зико, не шли удары со штрафных у Эдера и даже не находил средств помочь умиравшему «пациенту» Доктор. И тогда вперед пошли те, кто обычно этого не делал – центральные защитники. «Бог поможет нам сейчас и мы сравняем счет в третий раз», только и стучало в голове у отправившегося в последний бой Луизиньо. В завершающие три с половиной минуты матча игра шла только на итальянской половине поля, апеннинцы защищались всей командой, пять раз бразильцы вводили мяч в итальянскую штрафную, подали три угловых, нанесли три удара по воротам и едва не совершили казавшееся уже невозможным! На 89-й минуте итальянцы сфолили перед правым углом своей штрафной. Эдер хорошо навесил мяч и другой центральный защитник, Оскар, бил головой в упор, метров с семи-восьми. Фантастический сейв итальянского капитана разбил сердца всей Бразилии. Удар был такой силы, что Дзофф не смог удержать мяч и он едва не проскользнул в ворота, но голкипер со второй попытки успел остановить мяч уже на линии ворот! С грустной улыбкой годы спустя Оскар будет вспоминать этот шанс: «Дзофф скажет, что этот сейв был сейвом его жизни и это же могло стать самым важным голом в жизни Бразилии и, конечно же, моей».

89-я минута. Ключевой момент матча, а возможно и всего чемпионата мира 1982. Дзофф оставливает мяч на линии ворот после удара Оскара.

Отсчет пошел уже на секунды. На 90-й минуте с лету пытается пробить по воротам Фалькао, но удар успевает блокировать форвард Грациани ценой углового. Итальянская скамейка запасных буквально сходит с ума: «Рефери, время уже истекло!!!» На 91-й минуте Эдер мастерски закручивает мяч с  углового, который, было такое ощущение, уже летел в ворота, но блистательный ветеран Папа Дзофф справляется и с этой угрозой. Судья наказывает бразильцев за фол в атаке и на 13-й секунде второй добавленной минуты следует финальный свисток. Бразильская Песня умерла...Вот так, в самом конце матча все эти глубокомысленные послематчевые рассуждения о слабостях бразильской игры и безупречной итальянской тактике могли бы исчезнуть, как и был бы девальвирован великолепный хет-трик Паоло Росси....если бы не Дино Дзофф, блистательный голкипер...

 КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ

Состояние только что проигравшей команды, как и её поклонников сложно адекватно передать. Зико будет говорить об атмосфере, соответствующей похоронам. Все надежды и мечты команды и целого поколения были разбиты в один миг. Даже спустя десятилетия Луизиньо не может без содрогания вспоминать о матче, обещавшем столь много и поставившим печальную точку в биографии одной из лучших команд в истории футбола: «По правде говоря, даже сегодня, когда я вспоминаю об этом, я почти плачу».

A tragédia do Sarrià (по имени барселонского стадиона Сарриа) спровоцировала крупнейший после поражения от Уругвая на чемпионата мира 1950 года кризис идентичности в бразильском футболе. Они играли в более привлекательный стиль футбола и имели выдающихся игроков, но их переиграли более организованные европейцы. Многие бразильские журналисты считают, что поражение от Италии  в 1982 году оказало самое разрушительное влияние на то, как можно построить команду. А последующее поражение в 1986 году в Мексике только сделало всё ещё хуже. После этого бразильские тренеры становились все более и более прагматичными, копируя европейский подход. Эти два поражения коренным образом изменили бразильский футбол и его атакующую философию, а его успехи в 1994 и 2002 годах стали результатом более прагматичного и осторожного подхода. Это поражение положило конец прекрасной игре Бразилии. Это была гибель o jogo bonito...

Обложка одного из ведущих бразильских спортивных изданий Placar четыре дня спустя после катастрофы на Сарриа со словами «Как жаль, Бразилия» (хотя трактовка этой фразы на тот момент могла звучать более жестко по отношению к проигравшим. К сожалению, бэкграунд в виде редакционной статьи мне недоступен). Доминирующее присутствие черного цвета на обложке действительно отоброжало уровень потрясения страны, в каждодневной жизни которой на бытовом уровне чёрный цвет присутствует редко...

И тем не менее, не всё так однозначно в многочисленных дискуссиях об игровых концепциях Теле Сантаны и воздействии трагедии на Сарриа на будущее бразильского футбола. Герой Мундиаля-70 и впоследствии талантливый аналитик Тостао будет говорить, что трагедию на Сарриа не стоит считать вехой в бразильском футболе и она лишь отразила уже развивавшиеся тенденции. Теле Сантана скажет, что конкретный проигрыш Италии стал результатом не структурных, а индивидуальных ошибок: «Обе команды вели игру в атаке, обе создавали хорошие возможности, и разница заключается лишь в том, что итальянцы лучше нас использовали их». Именно это заявление тренера стало главным предметом дискуссий и запечатленных в камне выводов как в прошлом, так и сейчас.

Драма сборной Бразилии на Мундиале-82 до сих пор вызывает дискуссии в бразильском футбольном мире. Вот например, книга, вышедшая тридцать лет спустя, под названием «Sarrià 82: Чего не хватало futebol-arte?»

И последнее. Знакомясь при подготовке этой статьи с различными аналитическими материалами прошлого и настоящего, в которых  авторы, вооруженные знанием произошедшего, столь грамотно и красиво выстраивают свои тексты, убеждая нас в тактической «наивности» Сантаны на Мундиале-82, безупречно наказанной грамотными итальянцами, что я уже и сам было в это поверил. К счастью, есть You Tube и на нем присутствует запись всего матча Италия-Бразилия. Я не пытаюсь как то умалить заслуги главных героев матча, Росси или Дзоффа. Просто при счете 3-2, в последние 15 минут, при просмотре матча вы увидите как при подаче мяча в бразильскую штрафную мяч отскочит от Росси, как от «деревянного», а Дзофф, пытаясь вынести мяч из своей штрафной, едва не подарит его бразильцам. На каком все же хрупком основании покоятся фундаментальные выводы некоторых авторов. И если бы Италия была пройдена, за ней перед Кубком Мира располагались только злобная и унылая Польша, оставшаяся без Бонека, и истощенная полуфиналом Западная Германия, с которой бразильцы в те годы не имели проблем (они за полтора года трижды (!) обыграли действующих чемпионов Европы- дома, в гостях, на нейтральном поле)...

ЭПИЛОГ

Разумеется, при просмотре «испанских» матчей можно выделить игровые недостатки команды Сантаны, но при этом препарировании мы безусловно теряем магию явленного нам зрелища. Акцентирование тактической «наивности», ошибочных пасов или недостатков зонной обороны просто оскверняет чистоту футбола, в который играла бразильская команда 1982 года. Теле Сантана сказал своим потрясенным игрокам в раздевалке: «Весь мир очарован вами. Помните об этом». Бразильский тренер получил аплодисменты от более чем 300 представителей прессы, когда он вошел в комнату для послематчевой пресс-конференции, что действительно является признанием того, что Сантана и его команда дали миру.

ФАКТ. В 2007 журнал World Soccer выбрал первую двадцатку Величайших Команд Всех Времен. Бразилия-82 в этом рейтинге заняла 7-е место. Кроме нее, из сборных 1980х в списке присутствуют только Франция- 84 и Дания-86. Лучшей из лучших признана Бразилия-1970. Но есть такое ощущение, что если бы Бразилия прошла в 1982 итальянский барьер, именно она была бы признана командой-эталоном. В канун последнего четвертьфинального матча редакция итальянской газеты Corriere Della Sera попросила именитого Сандро Маццолу, вице-чемпиона мира 1970, сравнить Бразилии 1970 и 1982 по каждой позиции. Так вот, в сумме Бразилия Теле Сантаны получила 84,5 баллов против 83 у команды Марио Загалло. В сравнении этих двух Бразилий испанский вариант имел лишь одну явную слабость: он не имел Пеле (10 баллов против 7 у Сержиньо). Недостатки обороны можно было компенсировать игрой других линий (по мнению Маццолы, оборона чемпионов мира 1970 также отнюдь не была идеальной). Просто, 5 июля 1982 реинкарнация Пеле произошла в рядах...итальянцев (Росси) и именно на этот день пришелся «сейв жизни» Дино Дзоффа, на 41-й (!) год его жизни..

За пять игр Бразилия забила 15 голов, проведенных семью различными игроками. Но дело было не в количестве голов или множестве изящных и артистичных способов, которыми они пользовались для достижения своей цели. Речь шла об их философии, их воображении, их стиле, их грации, их инстинктах, их любви к красивой игре, осуществляемыми под пульсирующий саундтрек самбы. О команде-1982 Сантана скажет: «Мы добились главного: полной свободы творчества каждого игрока, сочетаемой с хорошо организованной коллективной игрой. И никто не может упрекнуть нас в том, что во имя практического результата мы жертвовали игровыми идеями и принципами».

К сожалению, этот завораживающий квинтет Сократес-Зико-Фалькао-Серезо-Эдер больше никогда не сыграет вместе за Бразилию. Зико перед чемпионатом мира 1986 будет жестоко травмирован в чемпионате штата Рио-де-Жанейро негодяем (он же по совместительству защитник клуба «Банга») по имени Марсиу Нуньеш и Белый Пеле больше никогда не будет прежним. Фалькао в конце 1984 будет тяжело травмирован во время римского дерби скинхедом (он же-защитник Лацио) Манфредония и на Мундиале-86 он будет всего лишь тенью себя прежнего. Эдер за два месяца до Мундиаля-86 фактически поставил крест на своем участии в турнире, устроив на поле самосуд над сфолившем на нем перуанским защитником. Последствия полученной травмы ограничат физические кондиции Серезо и в окончательную заявку сборной Бразилии-86 он не попадет. Только Сократес на Мундиале-86 будет выходить в стартовом составе всех матчей  команды Сантаны.

Тем не менее, забыть участников этого бесподобного квинтета просто невозможно. Они были сведены вместе благодаря обстоятельствам и делили поле только четыре игры и ещё 20 минут. Но воспоминания и эмоции, которые произвели эти пять выдающихся игроков, будут отражаться на протяжении всего остального времени.

P.S.

Как то грустно так завершать этот материал. По-моему, даже для тех, кто 5 июля 1982 болел за Италию (как я, например). Может быть соответствующая песня из тех времен поможет нам как-то тонизировать наше настроение. Тень Саррии еще долгие годы будет присутствовать в сердцах бразильских болельщиков (а как я читал, для некоторых Кубки Мира 1994 и 2002 лишь ослабили горечь потери индивидуально неповторимой команды) и в 1985 известный бразильский музыкант Безерра да Сильва решил помочь своим соотечественникам, написав песню «Держи голову выше» (Levanta a Cabeça), вошедшую в альбом “Malandro rife”. Своего рода бальзам на душевные раны...

Levanta a Cabeça

Я знаю, что боль в твоей груди всё ещё там

Но подними голову, мой друг,

Что прошло, то прошло

Потому что жизнь всегда была победой или поражением

И кто не бьёт, тех бьют,

Это естественно.

 

Но главное, держать голову выше,

Залечить раны и взбодриться (2 раза).

 

Я хотел видеть,

Как все эти люди поют и танцуют

И их радость распространяется.

Но к сожалению судьба не хотела того.

 

Мы прогоним эту печаль (вообще то, в тексте используется сленг и вместо «прогоним» нужно понимать буквально «выпнем» печаль как мяч).

Эваристо возглавил схватку,

Чтобы сделать наш народ счастливым.

 

Я знаю, что боль в твоей груди всё ещё там...

Но главное, держать голову выше...

И ещё я хочу видеть всех этих людей поющими и танцующими...

Мы прогоним («пинаем»- колоритнее?) эту печаль...

 

Эваристо также сказал, что он прогонит печаль.

Бразильская команда снова на боевом подиуме,

Пока не сделает всю Бразилию улыбающейся.

Мы прогоним печаль.

Эваристо возглавил схватку,

Чтобы сделать наш народ счастливым.

Мы прогоним печаль...

*Эваристо- тренер сборной Бразилии в первой половине 1985, готовивший команду к квалификационным матчам Мундиаля-86.