31 мин.

Нигде во Франции поражение не празднуется так страстно, как в Сент-Этьенне

Большинству людей будет сложно обратиться к карте и сказать вам, где находится сам город Сент-Этьенн. Он расположен в Центральном массиве и является синонимом французской велосипедной индустрии. Здесь часто проходил этап Тур де Франс. Когда-то это также был крупный район добычи угля. И если бы справедливость восторжествовала, этот город с населением в 173 000 человек был бы известен сегодня как родина клубных чемпионов Европы 1976 года. Тем не менее, по версии ведущего французского футбольного издания France Football футбольный клуб Сент-Этьенна периода 1974-77 гг признан №3 среди Лучших Команд в истории французского футбола XX -го столетия, уступая лишь великим сборным Франции 1982-86 и 1998-2000.

НИГДЕ ВО ФРАНЦИИ ПОРАЖЕНИЕ НЕ ПРАЗДНУЕТСЯ ТАК СТРАСТНО, КАК В СЕНТ-ЭТЬЕННЕ

Нигде во Франции поражение не празднуется так страстно, как в Сент-Этьене. Хотя с конца 1950-х по 1981 год было выиграно 16 крупных трофеев, «Золотой Век» Les Verts («Зеленые»- одно из наиболее распространенных прозвищ команды, данное по цвету ее футболок) отмечен серией славных неудач. А болельщики Сент-Этьенна утверждают, что самым легендарным из всего случившегося в проигранном финале Кубка европейских чемпионов 1976 года стали легендарные ворота в Глазго. Хотя этой команде, возглавляемой «Зеленым Ангелом» Домеником Рошто (придуманное журналистом прозвище, которое сам он ненавидел), может быть и не хватает истинной триумфальной развязки, ее влияние на французский футбол в трудные времена 1970-х стало решающим.

Символ великой команды Сент-Этьенна, Золотого Века клуба в целом и поражения в финале Кубка европейских чемпионов 1976 года от Баварии со счетом 0-1 на Хэмпден Парк — Les Poteaux Carrés. Квадратная деревянная балка, составлявшая в старомодном стиле перекладину ворот в финальном матче. Команда Робера Эрбена, энергичная в своем прессинге и мобильная в поисках путей к победе, может быть названа одной из величайших клубных команд, не выигравших Кубок европейских чемпионов, и им было жестоко отказано в этой чести в мае 1976 года, когда при ничейном счете 0-0 мяч после  выстрела Доменика Батенея, а затем удара головой Жака Сантини, ударялся о квадратную перекладину ворот Баварии. Две попытки, которые, как настаивают поклонники Les Verts, привели бы к голам, если бы балка была бы округлена (как стало практиковаться позже).

12 мая 1976, Глазго, финал Кубка Чемпионов, Бавария- Сент Этьенн. 39-я минута, отчаяние охватило Францию после того как при счете 0-0 Жак Сантини (в зеленой футболке, на переднем плане) поражает перекладину. Считается, что если бы перекладина не была квадратной, мяч бы отскочил в сетку ворот...

Хотя Бавария Франца Бекенбауэра стала дважды подряд защитившим свой титул лучшим клубом Европы, как французская, так и европейская пресса сходились во мнении, что лучшая команда финала проиграла, а Сент-Этьенн вернулся домой, чтобы пройти по Елисейским полям перед десятками тысяч людей, как если бы это он победил в только что прошедшем финале. В те дни известный шотландский журналист Джон Маккензи писал: «Но если Кубком Чемпионов завладела Бавария, то нашими сердцами- Сент Этьенн. Было время, когда Кубок Чемпионов становился наградой для клуба, наполнявшего финал волшебством искусства игры...Теперь иные времена». С тех пор Les Poteaux Carrés приобрели почти религиозное значение для бывшего шахтерского городка Сент-Этьенн на юго-востоке Франции. Самоуверенный и трудолюбивый в равной степени, Сент-Этьенн покорил сердца французов чередой невероятных камбэков на европейской сцене 1970х,  и в то же время завоевав девять чемпионских титулов за тринадцать сезонов, с 1963 по 1976 год.

Сент-Этьенн всегда сходил с ума от любви к своей команде. Здесь торжества по поводу четвертого подряд чемпионства своей команды (в 1970-м), что на тот момент было рекордным достижением в истории французского Первого дивизиона.

НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ЗЕЛЕНОГО РОМАНА

Великий Зеленый Роман берет свое начало за почти за два десятилетия до того, как в игру вмешалась квадратная перекладина Хэмпден Парка, и это время можно условно разделить на две эпохи: Робера Эрбена — игрока и Робера Эрбена — тренера. Несмотря на то, что Сент-Этьенн не выигрывал чемпионский титул с 1981 года и даже не финишировал в тройке лучших в последующие годы, десять чемпионских титулов Les Verts оставались французским рекордом целых 40 лет, пока в прошлом сезоне его не повторил финансово всемогущий ПСЖ (правда, при этом так и не приобретший еще одного, неофициального, титула Зеленых- Команда Франции, за которую в 1970е болели во всех уголках страны). Веха, за которую клуб был награжден серебряной звездой, которая теперь венчает эмблему клуба. Эрбен был участником девяти из этих десяти побед в лиге, пяти- в качестве игрока и четырех- в качестве тренера, за четверть века пребывания на стадионе Жоффруа Гишар с 1957 по 1983 год.

Знаменитый стадион Зеленых Жоффруа-Гишар (до своей реконструкции в 1984), в прессе и среди болельщиков именовавшийся не иначе как "Le Chaudron", т.е. котёл. В интерьер стадиона была как бы встроена котельная, которая начинала работать как раз в момент приема "дорогих" гостей, отчего последним иногда казалось, что их заживо тушат в гигантском котле.

Многообещающий молодой талант команды Cavigal из Ниццы в середине пятидесятых годов, Эрбен был объектом множества авансов со всей Франции, но именно Сент-Этьенн заручился его подписью в июле 1957 года благодаря вмешательству матери Эрбена, хотя отец предпочитал клуб OGC Nice. Сент-Этьенн числился действующим чемпионом Франции (впервые в своей истории), когда 18-летний Эрбен прибыл в новый клуб со своей копной каштановых волос, которые позже превратились в его характерную рыжую шевелюру а ля афро.

Эрбен, который в конечном итоге станет капитаном своего нового клуба, позже обозначит ускорение бега на вершину французского бомонда, выиграв еще два кубка в следующие пять сезонов, хотя ему придется ждать своего первого чемпионского титула, чего он изначально не предполагал. «Когда я прибыл в Сент-Этьенн в 1957 году со своим картонным чемоданом, — вспоминал Эрбен, — я думал, что не останусь здесь более двух лет. Это был не сегодняшний город. Если я остался, то только потому, что у клуба были амбиции».

1957. Робер Эрбен прибывает в Сент-Этьенн. Его встречает Пьер Гароннер

Жесткого, но технически одаренного молодого полузащитника воспитывал в течение своих двух сроков (1950-59 и 1963-67) работы с Сент-Этьенном Жан Снелла. «У нас были отношения отца и сына», — позже скажет Эрбен о Снелла, который станет ментором восходящей звезды французского футбола и продолжит консультировать Эрбена в его тренерской карьере. Снелла добился невероятного, приведя клуб к чемпионству в первый же год по возвращению из второго дивизиона (1964). Но на новый уровень клуб поднял следующий тренер, легендарный Альбер Батте. Именно Батте руководил знаменитым Реймсом и привел сборную Франции к бронзе Мундиаля-58.

Клуб из Шампани, эмоциональным преемником которого является Сент-Этьенн, стал первым французским клубом европейского уровня, выигравшим пять чемпионских титулов в период с 1953 по 1962 год и участвовавшим в финалах Кубка европейских чемпионов 1956 и 1959 годов, оба раза проигрывая мадридскому Реалу. Покинув Реймс из-за проблем с хозяевами клуба и безуспешно появившись в вылетевшем во втором дивизионе Гренобле, именно Батте возглавил Сент-Этьенн в его Первую Великую Эпоху (1967-72).

Альбер Батте, архитектор Первой Великой Эпохи в истории Сент-Этьенна

Перевод Эрбена в оборону, позволивший теперь уже опытному игроку заниматься созиданием игры как бы из глубины, стал поворотным моментом как для клуба, так и для самого игрока. Мощный малийский бомбардир Салиф Кейта был добавлен в команду, чтобы дополнить непредсказуемость алжирского нападающего Рашида Меклуфи. Найденная победная формула позволила команде выиграть три титула подряд в период с 1968 по 1970 год, завоевав по пути пару кубков Франции.

Несмотря на то, что большинство знаковых моментов в клубе произошло под его руководством в качестве тренера в семидесятые годы, Эрбен тем не менее считал именно эту команду Альбера Батте зенитом «Les Verts». «Она прекрасна, эта команда. Потрясающая. Я люблю её,» признавался Эрбен. «Мы были просто проникнуты этой идеей: побеждать снова и снова». Батте, однако, не смог повторить европейский успех, который он испытал с Реймсом, сумев лишь дважды добраться до второго раунда за пять попыток во главе Зеленых. Тем не менее, минимальное общее поражение со счетом 1-2 от будущего финалиста Бенфики во главе с Эйсебио (на его счету ключевой второй гол) не будет последним разом, когда Сент-Этьенн уступит одной из величайших команд континента. Отметим также эффектный реванш 3-0 после проигрыша 0-2 в первом матче против набиравшей силы мюнхенской Баварии.

1 октября 1969, ликование в раздевалке Сент-Этьенна. В ответном матче первого раунда Кубка Чемпионов только что сокрушена мюнхенская Бавария 3-0

Начало следующего десятилетия станет поворотным для Эрбена и Les Verts, поскольку две великие эпохи Золотого Века Сент-Этьенна соприкоснулись. Одна была уже на исходе, другая же зарождалась. Когда Батте завоевал свой последний чемпионский титул в 1970 году, юношеская команда Les Verts также одержала победу, выиграв престижный Кубок Гамбарделла. Это была команда, которая объединила взрывное поколение талантов и породила ядро ​​следующей Великой Команды Сент-Этьенна. Тем временем старшая команда начала уступать место Марселю, который выиграл следующие два чемпионских титула, а сам Сент-Этьенн в 1972 и вовсе опустился на 6-е место. 

Партнеры Эрбена по сборной Франции, защитник Бернар Боскье и вратарь Жорж Карню, вместо продления своих контрактов, в 1971 неожиданно оказались в рядах основного конкурента Зеленых, Олимпика из Марселя.  Как и забивший 142 гола в 186 играх Кейта, также в конечном итоге оказался в Марселе. Разочарованный потерями ведущих игроков и творческими разногласиями со своим боссом, которые привели к разрыву его отношений с президентом клуба Роже Роше, Батте оставил клуб летом 1972, в то время как Эрбен, в возрасте лишь 33 лет, заявил о завершении своей карьеры как футболиста.

 Позже Эрбен объяснил, что травма во время чемпионата мира 1966 года чуть не положила конец его карьере, и его перформанс никогда уже не был прежним. «Я прошел реабилитацию и снова смог играть, но качество моей игры ухудшилось», — сказал Эрбен. «Сегодня, когда я вижу защитника [Vitorino Hilton из Монпелье], который продолжает играть в свои 40 лет, я говорю себе, что также мог бы играть до 40, может быть, даже до 45! Я ему завидую, но, с другой стороны, мне повезло, что я- не инвалид». Но для прессы и болельщиков решение Эрбена на тот момент казалось последним шагом в развале знаменитой чемпионской команды 1960х. Перспективы выглядели печальными...

СОЗДАНИЕ ТРИУМВИРАТА

В 1961 в клубном оффисе Сент-Этьенна появился новый президент, Роже Роше. Именно под его правлением «Зеленые» написали самую славную главу в своей истории и несколько легендарных страниц французского футбола в целом. Ключами к успеху были неизменная стабильность на спортивном поприще (три тренера за двадцать лет, кооптированные своими предшественниками и объединенные одной философией игры), политика подготовки молодежи, долгое время непревзойденная или почти непревзойденная в Европе, и «старомодные» методы управления, ориентированные на долгосрочную перспективу и финансовое благополучие, хотя и сильно окрашенные автократией и патернализмом.

Рухнувший во второй дивизион клуб, он сумеет не только спасти от развала, но в рекордно короткие сроки вернуть в высший свет и сразу же сделать чемпионом. Но революционер Роже Роше кишит идеями. И он заставит их обрести форму: «Это было в 1966 году, когда мы решили выращивать свои кадры. Это урок, который мы извлекли из ошибок, допущенных при попытках усиления команды, когда, например, по договоренности с Жаном Снелла, мы привозили в Сент-Этьенн известных футболистов. Мы потратили много денег ради скромных результатов». К тому же неизвестным молодым игрокам было гораздо легче справиться с давлением местной требовательной публики, которой трудно было простить того, кто был куплен по очень высокой цене, за то, что он не оправдывал вложенных средств.

Роже Роше, один из лучших футбольных президентов в истории французского клубного футбола (№3 по версии издания France Football в 2021)

Однако для того, чтобы посеянные семена дали всходы, требовалось время. Но вот с этим то у Роше возникла проблема. К 1972 его чемпионская команда практически развалилась и клуб стремительно начал утрачивать свои ведущие позиции во французском футболе. И Роше сделал новый ход, изрядно удививший как своих противников, так и поклонников.

Нуждавшийся в новом тренере, Роше желал тренера, который понимал бы, что клуб значит для города и в какой футбол нужно играть. И он шокирует всех и вся, назначив своего совершенно неопытного капитана, Эрбена, преемником Батте. Эрбену предстояло стать частью трио, возглавившего революцию в клубе. Роше был известен в качестве одного из самых практичных президентов, который смотрел футбол, иногда сидя рядом с Эрбеном во время игр. Известный своими зачесанными назад седыми волосами и повсеместным курением трубки, именно Роше определил Кубок европейских чемпионов как следующий великий рубеж клуба, однажды назвав этот турнир «одним из самых красивых изобретений человека».

Находившийся среди рабочего класса одного из ведущих индустриальных центров Франции , Роше, сам проработавший в шахтах десять лет, хотел, чтобы Les Verts отождествляли себя со своими поклонниками, многие из которых были шахтерами, и ради них не жалели пролитого пота на поле. Для новичков стало традицией посещать угольные шахты или, позже, музей горняков Puits Courio в Сент-Этьенне, чтобы помочь им понять город, в котором они теперь будут жить, и что значит играть за Сент-Этьенн. Эрбен тоже посетил шахты — местная газета Le Progrès подробно описала эту экспедицию с серией увлекательных фотографий. Эрбен соглашался со своим президентом: «Люди, которые приходят в Жоффруа Гишар, крепки на излом, потому что им приходится бороться, чтобы выжить. Футбол для них- не просто отдушина. Они хотят персонифицировать себя с командой».

1972. Робер Эрбен (крайний справа) со своей командой посещает шахты Сент-Этьенна

Вообще то, первоначально Робер хотел бы продолжать играть еще года два. Роше просит его рискнуть, объясняя, что, если он наймет тренера на стороне, тот будет на посту четыре или пять лет, и тогда для Эрбена будет слишком поздно пытаться начать тренерскую деятельность в родном клубе. Восемь дней спустя Эрбен соглашается, подписав четырехлетний контракт вместо трехлетнего, как ожидалось, так как считает, что именно это время ему нужно для создания команды.

Первым условием своего успеха он поставил требование, чтобы ему разрешили работать с игроками, готовыми воспринять его концепции и не подверженными другим влияниям. Ему были нужны податливые, свежие, молодые и голодные парни, которых он не найдет впоследствии в Лионе, Страсбурге или Ред Старе, и отсюда неудачи в поздней карьере. В этом контексте неоценимую услугу Робби оказало наличие в команде победителей уже вышеупомянутого юношеского Кубка Gambardella 1970 года. Тех, кого по аналогии с юными солдатами героической армии Наполеона образца 1814 потом назовут «Мари-Луизами»: Патрик Ревелли, Кристиан Сарраманья, Кристиан Синагель, Жак Сантини, Ален Мершадье, Кристиан Лопес. Скауты затем дополнят эту компанию включением в неё Жерара Жанвийона, замеченного в 1972 на Мартинике, где было сказано, что парень "сильнее Трезора", и Доменика Рошто, привезенного в 1971 из Ла Рошели.

Команда-победитель Кубка Гамбарделла обеспечит четырех из одиннадцати игроков, которые шесть лет спустя стартуют в финале Кубка Чемпионов с Баварией, включая Сантини, нападающего Патрика Ревелли, а также замену Эрбена на позиции центрального защитника, Кристиана Лопеса. Все трое будут приглашены в сборную Франции. Девять из одиннадцати, которые стартуют против Баварии, прошли через молодежные ряды юношеских команд Сент-Этьенна. Однако присутствие всех этих самородков зависело от Пьера Гароннера.

Бывший защитник «Сент-Этьена» 1930-40х годов, Пьер Гароннер является крестным отцом современной скаутской работы во Франции и почти 40 лет руководил вербовкой футболистов для Les Verts, будучи назначенным на эту должность Снелла в далеком 1950 году. В то время за Сент-Этьенн приезжала играть только молодежь из региона. Пьер Гароннер начинает создавать сеть наблюдателей по всей Франции (друзья, бывшие товарищи по команде и т. д.), колесить по стране в поисках будущих талантов, ездить и наблюдать за стажировками Жоржа Булони, обучавшего юношеские сборные Франции. Именно Гароннер обнаружил Эрбена, совершив четыре визита в Ниццу, чтобы убедить игрока и его семью в том, что Les Verts является настоящей судьбой для него. Гаро, как его звали, стал ключевым советником Эрбена и Роше, составив завершающий элемент их триумвирата. Его тоже иногда видели сидевшим на скамейке во время игр и даже выдавашим эмоциональные комментарии по поводу происходившего на поле.

Главные архитекторы Сент-Этьенна образца 1974-77: тренер команды Робер Эрбен, президент клуба Роже Роше и recruteur (ответственный за селекционную работу) Пьер Гароннер.

У руля Сент-Этьена оказалось трое человек, доказавших свою взаимодополняемость в административном и спортивном управлении клуба: президент Роже Роше, тренер Робер Эрбен и скаут Пьер Гароннер. Все трое играют неотъемлемую роль в развитии и деятельности клуба. Внутренние успехи конца 1960-х демонстрируют прочную основу и эффективную организацию клуба. Во французском профессиональном футболе, отстающем от европейского уровня, Сент-Этьенн является первопроходцем, применяя все возможные технологические, организационные и медицинские средства, чтобы позволить команде полностью раскрыть свой потенциал. Например, Сент-Этьенн стал первым футбольным клубом во Франции, который добирается до места встречи самолетом, чтобы уменьшить утомляемость, присущую путешествию. Кроме того, это единственный клуб, который имеет видеосервис для наблюдения и анализа игры соперников с целью оптимизации подготовки к матчу. Еще одна особенность: обширный медицинский персонал с прикрепленным к клубу доктором Поти, а также физиотерапевтом, которые ежедневно наблюдают за игроками, чтобы предотвратить риск травм и облегчить восстановление.

РОББИ СТРОИТ СВОЮ КОМАНДУ

Не имея никакого тренерского опыта, Эрбен смиренно обратился к своему бывшему наставнику Снелла за советом относительно своей новой роли, признавшись: «Я- новичок». Однако, в то время как Эрбен говорил: «Я использовал футбол Батте и Снелла, потому что их концепция игры была и моей», стиль Зеленых тем не менее трансформировался. Излюбленный стиль Эрбена находился не в миллионе километров от, но в соседних Голландии и Германии. Другими словами, это был дух тотального футбола с определенной долей рационализма.

Внимательный наблюдатель за успехами итальянского футбола (победитель Евро-1968, финалист чемпионата мира-1970) и революцией «Тотального Футбола», воплощенной амстердамским Аяксом на пике своей славы, Эрбен намерен основать игру Зеленых на тактической строгости и физической силе. «Идеал для меня — строить игру, как Аякс, и защищаться, как итальянцы», — признался он осенью 1973. Там, где «шампанский» стиль футбола казался излишне легковесным, Эрбен добавил ярости и интенсивности, которых хотел Роше. «Вы должны перекрыть им воздух, схватить их за горло, играть быстрее», делился позже новый тренер своими взглядами на футбол с газетой L’Équipe. Он также стремился создать максимально физически выносливую команду. Настолько, что нападающий Ив Триантафилос, который описал новые тренировки в Сент-Этьенне как «работу на фабрике», покинул клуб, а Мишеля Платини, который присоединился к Les Verts в 1979 году, тошнило во время первых тренировок, такова была интенсивность режима Эрбена.

Порой Зеленые буквально "умирали" на тренировках Робера Эрбена, но зато по физической выносливости Сент-Этьенну не было равных во Франции.

Менее блистательный, чем Реймс 1956 или сборная Франции 1982-86, новый Сент-Этьенн стал для французского футбола первой современной командой: сплоченной, жесткой, дисциплинированной и, главное, не закомплексованной. Как скажет Доменик Батеней: «Возможно, мы были не самой зрелищной командой, но у нас была самая решительная, цепкая команда с адским победным менталитетом». Её игроки были щедро наделены самоотдачей, духом коллективизма и, конечно же, талантами. Если большая часть довольно небольшой группы происходила из одного и того же поколения, обучавшегося азам футбола в Сент-Этьенне (от Синагеля и Репеллини до Рошто, включая Мершадье, Жанвийона, Лопеса, Батенея, Патрика Ревелли, Сантини и Сарраманью), то в то же время команда не испытывала недостатка в опыте. Во-первых, благодаря присутствию нескольких выживших представителей предыдущего поколения, которое в конце 1960х также доминировало в национальных соревнованиях (Лярке, Берета, Эрве Ревелли, Фаризон), а во-вторых, благодаря вкладу двух легионеров (такова была квота на иностранцев в те времена), которые обеспечивали оборонительный сектор, югославского голкипера Ивана Чурковича и аргентинского стоппера Освальдо Пьяцца. С тренером Эрбеном, который провел всю свою карьеру в клубе и под руководством президента Роже Рошера, эта команда имела моральную идентичность, волю, которая могла горы сдвинуть. И в то же время, этот взлет мог случиться только в Сент-Этьенне, потому что весьма приличное предшествующее поколение (Боскье, Кейта, Жаке, Эрбен...) уже было очень близко к европейскому успеху.

На поле Эрбен в течение очень долгого времени предпочитал расстановку 4-3-3 с либеро (Лопес) и настоящими вингерами широкого диапозона (Патрик Ревелли слева и Рошто/Триантафилос- справа) другим основным вариантам того времени. В результате у его крайних защитников (Жавийон/Мершадье-справа и Фаризон/Репеллини-слева) не было тех атакующих способностей, которые мы знаем сегодня на этом посту. И тем не менее, атакующая мощь этой команды впечатляла. Большой разницей между стефануаским футболом и футболом остальных команд этого времени было то, что зрители видели в атаке защитников Сент-Этьенна. Мы прежде всего говорим об Освальдо Пьяцца. Сам он так разъяснял свои функции в игре: “Что касается меня, я имел двойную обязанность: опеку центрофорварда соперника и пробуждение команды, когда она вдруг проявляла тенденцию к "засыпанию". Обмена взглядом с Эрбеном был достаточным для сигнала. Робби знал, что ему не нужно повторять вещь дважды. Я брал мяч и отправлялся с ним в свой длинный рейд. Когда я играл в Аргентине, я никогда не делал так. Но на Жоффруа Гишар это выглядело волшебно. Фаны акомпонировали каждому моему шагу с невообразимым шумом, потому что они знали что я нуждаюсь в их ободрении для прохождения всего пути. Мои вылазки приводили их в экстаз, даже когда они ничем не завершались.” Сколько раз повторяющиеся выпады этого гордого игрока позволяли Сент-Этьенну одерживать фантастические победы, обращая вспять критические ситуации, и приводя стадион в транс. Его ярость к победе, самоотверженность и мужество сделают его вечной иконой Зеленых.

Образец построения Сент-Этьенна эпохи 1974-77

В отличие от своего предшественника Альбера Батте, который построил атакующую игру своей команды вокруг настоящего плеймейкера, Эрбен предпочитает систему, в которой один из двух играющих в глубине полузащитников (обычно Берета, Лярке или Синагель) запускает атаку в зависимости от обстоятельств. Это соответствовало взглядам тренера на клуб как коллектив. Эрве Ревелли так вспоминал о своих днях в Сент-Этьенне: “Здесь не было номера один...Здесь было 13 или 14 игроков, сформированных в одной команде и нашедших себя вместе в правильное время и в правильном месте. Игроки могли быть использованы в разных позициях. Мы не знали, если это будет 4-4-2, 4-3-3 или 4-1-3-2”. Жерар Фаризон, плоть от плоти стефануа (т.е. житель Сент-Этьенна, названого по имени Святого Стефана, патрона города), соглашался: «Мы могли найти друг друга с закрытыми глазами и были способны развивать игру, изобретенную Аяксом...Когда я шел вперед, Синагель вполне естественно занимал мое место. То же самое было с Жанвийоном на другом фланге».

Разумеется, кто то в команде выделялся в чем либо, но в ней не было бесполезных. Кристиан Синагель привез на Жоффруа Гишар легендарные качества Севера: упрямство, выносливость, концентрацию, деловитость. Он никогда не принадлежал к тем, кому не было отбоя от фанатов, но при этом журналист так писал об его роли в команде: «Говорить, что он играл в полузащите, было бы ошибкой: он был в центре, сзади и впереди, он был в начале действий и в их конце. Он не был звездой. Но без его присутствия остальные были бы меньшими звездами». И нечто подобное можно было сказать о каждом футболисте Сент-Этьенна. Может потому так легко для клуба прошло расставание с такими звездными игроками как Берета или Лярке.

Сент-Этьенн образца 1975/76. На снимке стоят: Иван Чуркович, Жерар Жанвийон, Жерар Фаризон, Доменик Батеней, Освальдо Пьяцца, Кристиан Лопез, Кристиан Синагель; сидят: Доменик Рошто, Жан-Мишель Лярке, Эрве Ревелли и Кристиан Сарраманья.

Эрбен стал также первым во Франции, кто просил всю команду, включая центрофорварда Эрве Ревелли, принимать участие в оборонительной работе при потере мяча. Когда соперник овладевал мячом, ему на поле противостояло 11 защитников. Сент-Этьенн уже тогда играл в современный футбол. Однажды Жильбер Гресс, архитектор сенсационного чемпионства Страсбура, спросил Эрбена: « Робби, как ты заставил своих игроков атаки обороняться?» Тот ответил: «Я никогда не заботился по этому поводу, это сами игроки, кто заботятся об этом». Тренера чемпионов Франции 1979 наиболее поразила скорее не сама идея, а то как Эрбену удалось теорию воплотить в практику. Поклонник дисциплины, тот доверял своим игрокам. «Он давал нам некоторые инструкции и игра довершала оставшееся», скажет Батеней об его методах «управления» игрой. При возникновении проблем, Эрбен по-прежнему верил в то, что делал, не бросаясь в крайности. Поначалу не все ладилось в новом клубе у Пьяццы. Робби терпеливо ждал и спустя полгода в Сент-Этьенне появляется пожалуй лучшая пара центральных защитников (Пьяцца-Лопес) во французском футболе 1970х. Примерно год понадобился Эрбену для создания новой команды и результаты пришли быстро...

НАЧАЛО ЗЕЛЁНОЙ ЭПОПЕИ

Зеленые быстро стали динамичными и агрессивными, как и бесшабашными и творческими. Отчасти благодаря отцу Эрбена. Эрбен-старший играл на тромбоне в одном из оркестров Ниццы — его лекарством для облегчения Эрбену-младшему страданий от травмы на чемпионате мира 1966 года стала вторая симфония Малера «Воскресение» — и каждое утро он в совершенстве репетировал свои гаммы, тем самым привив своему маленькому сыну потребность уточнения и повторения. «Я технически требователен», говорил Эрбен в интервью для Le Progrès. «Я взял пример с повторяющимися сеансами, чтобы совершенствовать себя. Действия нужно повторять тысячу раз, чтобы сделать их совершенными и иметь возможность использовать их в нужное время».

Новый Сент-Этьенн был неудержим во Франции и опасен на континенте, особенно на стадионе Жоффруа-Гишар, где атмосфера, похожая на топку, дала стадиону прозвище: Le Chaudron (Котёл). И это была не метафора: в период с марта 1974 по август 1975 в рамках первенства Зеленые 28 раз принимали здесь своих соперников и во всех этих матчах праздновали победу. А не проигрывали они на Жоффруа Гишар и вовсе четыре (!) года.  В 1974, спустя два года по своему назначению, Эрбен приводит Сент-Этьенн к Золотому Дублю в виде побед в чемпионате и кубке Франции.  Через год Робби повторит дубль, чего ранее не удавалось ни одному из тренеров стефануа.

14 июня 1975-го года Сент-Этьенн на Парк де Пренсе завоевывает пятый кубок Франции, сделав таким образом второй подряд Золотой Дубль Сезона.

Успехи Сент-Этьенна подстегнули хворавшую французскую игру. После распада французской команды Копа и Фонтена во французском футболе произошел глубокий спад и количество зрителей упало до рекордно низкого уровня. Однако что-то изменилось в начале 1970-х годов, когда схемы развития молодежного футбола привели к появлению очень хороших игроков.  А Сент-Этьенн стал первым французским клубом, который вышел к стране через малый экран. К сезону 1975/76 у них появился игрок, словно специально созданный для телешоу — Доменик Рошто.

Это был 20-летний форвард, обладавший внешностью и щегольством кумира подростков, а также виртуозностью, которая принесла ему ярлык «французского Джорджа Беста». Рошто являлся грациозным игроком, сочетавшим в себе скорость, навыки дриблинга и уравновешенность. Его прозвище было таким же элегантным, как и его стиль, L’Ange Vert, Зеленый Ангел. Ему нравился рок-н-ролл, особенно Eagles, и звук западного побережья Америки. Когда Рошто начал сниматься в кино и на телевидении, его мальчишеская улыбка и густые темные кудри в сочетании с его вызывающим куражом на поле придали ему и Сент-Этьенну столь волнующие публику звездные качества.

К сезону 1975/76 у них появился игрок, словно специально созданный для телешоу — Доменик Рошто.

Чемпионство 1974/75 Сент-Этьенн выиграл триумфально, опередив Марсель, ближайшего конкурента, на 7 очков. Батеней, названный в 1974 Открытием года, с фигурой боксера полусреднего веса и мощным ударом левой ноги, что потрясет Клеменса на Анфилде в 1977, позднее скажет: “В Лиге достаточно было появится на стадионе, поставить одну ногу на поле и ты уже знал, что мы на пути к выигрышу, но в еврокубках всё было по другому.”  Сент-Этьенн теперь фокусирует свои усилия на кубке чемпионов. “С тех пор как к руководству пришел Эрбен, европейский кубок стал настоящей целью ”, вспоминал защитник Мершадье. “ Это вело к изменению менталитета. Настало время избавляться от комплекса неполноценности».

Заголовок к материалу очередного матча команды Робера Эрбена, который по смыслу можно перевести как «Слово 'Невозможное' отсутствует в словаре Стефануа» (еще одно прозвище игроков Сент-Этьенна, по имени патрона города). Этот заголовок газеты Экип (в апреле 1975) точно отражает игровую психологию команды.

Перелом наступил 6 ноября 1974 в ответной игре Сент-Этьенна в рамках 1/8 Кубка Чемпионов 1974/75 против югославского Хайдука Томислава Ивича, который находился тогда в середине их Золотой Эры. На своем поле Хайдук разделал Сент-Этьенн со счетом 4-1, когда копноволосый вингер Ивица Шуряк вволю наиздевался над Мершадье. Никто тогда не давал шанса Зеленым на общий успех, исключая Эрбена, конечно: “Мы должны выиграть 3-0. Это трудно, но не невозможно...Фаны не поставят и франка на нас, но мы пройдем.” Однако когда на 60-й минуте ответного матча югославы сравняли счет, акции Зеленых упали до нулевой отметки. В оставшиеся полчаса им нужно было забить три мяча, чтобы хоть перевести матч в дополнительное время. Клуб, казалось, стоит перед катастрофой. Однако Батеней, этот парень без эмоций, не теряет ни головы, ни времени: после подачи углового, он вонзает мяч ударом головы под перекладину. Всего минута понадобилась Сент-Этьенну, чтобы вновь выйти вперед.

Эпизод из матча Сент Этьенн - Хайдук : в атаке Зелёные

21-летний Жанвийон, узнавший о своем участии в матче лишь в последнюю минуту (заменяя не сумевшего залечить травму Мершадье), превратился в наручники, одетые на щиколотки Шуряка, игроки Сент-Этьенна замаскировались под пираньи, а сам матч превратился в шторм. При отборе мяча стефануа моментально переходили в наступление, покрывая пространство максимум за 3-4 передачи и накатываясь волнами на оборонительные построения гостей. Эрбен знает, что он может положиться на универсализм своих парней, умеющих дружно как атаковать, так и обороняться. Это позволило включить главное тактическое оружие: неослабевающий прессинг на всех участках поля, начинавшийся уже на половине соперника.

Спустя десять минут счет вырос до 3-1, но югославы, почуяв запах жареного, начинают мастерски убивать время. Надо было в атаке добавить огня и Эрбен идет в ва-банк. «Вперед! Всем! До конца!» Так звучал знаменитый приказ генерала Кастельно для  французского контрудара в самый трагичный момент германского натиска на Париж в 1914. И сейчас время словно исчезло.  За 11 минут до вожделенного югославами финального свистка Эрбен вместо защитника Репеллини бросает в бой своего последнего форварда, Ива Триантафилоса. Спустя три минуты Патрик Ревелли делает пас на врывавшегося в югославскую штрафную Триантафилоса, Эрве Ревелли пропускает мяч, и французский грек как из катапульты посылает мяч низом в левый угол ворот. 4-1!!! Стадион сходит буквально с ума! Зрители сотрясают решетки, трибуны вибрируют, атмосфера просто фантастическая. Наконец, в дополнительное время, 104-й минуте, назначается перспективный штрафной (хотя здесь могла быть и красная карточка, поскольку это был фол последней надежды). Берета слегка откидывает мяч под пушечный удар Триантафилоса и счет становится 5-1!!! Вообще-то, Берета в таких случаях обычно сам пробивал со штрафных, но в дополнительное время его ноги начали сводить судороги и потому вместо удара капитан лишь откатил мяч под удар своего товарища. Так стефануа свершили чудо, пройдя соперника несмотря на дефицит в три мяча после первого матча. Триантафилос, автор решающего мяча, оценит матч как эпохальное событие в жизни клуба: «Это было настоящее начало Зеленой Эпопеи [L’Epopee Verts]».

Восторг охватил Францию: наконец-то промелькнул луч света в тягостной тьме!!! На снимке- первая страница ведущей французской спортивной газеты Экип, вышедшей на следующий день после матча. На самом верху страницы цитата от тренера сборной Франции Стефана Ковача, дважды подряд (1972 и 1973) бравшего Кубок Чемпионов: «Сент Этьенн- это Аякс».Чуть ниже- начало отчета о прошедшем матче под заголовком: «Сумасшедший вечер стефануа...». Отчет сопровождается снимками каждого из французских голов с французским временем (матч начался в 20.30 вечера).

ПРЕВРАЩЕНИЕ В «КЛУБ ФРАНЦИИ»

В четвертьфинале Кубка Чемпионов соперником французов был польский чемпион Рух, команда не относившаяся к элите европ футбола, но обладавшая классическим набором достоинств крепкого середняка восточноевропейского футбола: солидностью, серьезностью, духом коллективизма. Реальность оказалась даже более суровой и Сент-Этьенну в первом матче, в Хожуве, потребовалась изрядная доля героизма для исправления авральной ситуации, когда на поле запахло разгромом. К 47-й минуте стефанцы безальтернативно летят 0-3 и мы уже говорим себе, что всё кончено и мы должны быть счастливы от того, что мы просто достигли четвертьфинала главного европейского клубного турнира (впервые после Реймса в 1963). Но эта «зелень» уже другого закала. Литры пота, пролитые в изнуряющих тренировках, даром не прошли. Стефанцы буквально обрели второе дыхание и под их беспощадным прессингом польские «шахтеры» поплыли, не без труда удержав минимальную победу 3-2.

День ответного матча был снежным и холодным. В предшествующую ночь около ста работников Жоффруа Гишар очищали газон от 15 см снежного покрова. Но в течении дня возобновившийся снег вновь превратил поле в белый ковёр. Тем не менее, атмосфера на стадионе была фантастической. В канун стартового свистка спикер стадиона заводит переполненные трибуны словами: «Сегодня, Сент Этьенн- это Франция и Франция- это Вы!!!»  Неистовствующий стадион буквально удваивает энергию Зеленых. Яростный стартовый штурм уже на третьей минуте пробивает польскую стену. Гости еще успевают ценой фола не пустить в свою штрафную Патрика Ревелли. Но расплата лишь отсрочена. Новый капитан команды Лярке навешивает мяч в центр вратарской, откуда поляки успевают его вынести, но метров с десяти защитник Жанвийон сходу буквально вколачивает мяч в ворота. Польский голкипер не успел даже пошелохнуться. 1-0 и это означает, что Сент-Этьенн уже в полуфинале! В оставшееся время Зеленые не только выстояли в суровой физической битве с поляками, но и сумели удвоить счет, впервые после 16-летнего перерыва выведя французский клуб в полуфинал кубка чемпионов.

Сент-Этьенн- Рух. Эрве Ревелли с пенальти удваивает счет, 2-0

В полуфинале Зеленые встречались с действующим обладателем Кубка Чемпионов, мюнхенской Баварией. Первый матч проходил на Жоффруа Гишар. На скользском от тающего снега поле пламя зеленых атак постепенно затухает перед уверенностью, прекрасным тактическим хладнокровием и впечатляюще отлаженной коллективной игрой баварцев. Центр поля был заполнен пятью германскими игроками, включая Герда Мюллера. Сент-Этьенн так и не нашел брешей в безупречной баварской обороне (0-0).  Ответный матч начался катастрофично для Зеленых, оказавшихся в роли проигрывающих уже на второй минуте, когда Бекенбауэр издевательски безупречно завершает розыгрыш углового. Французская газета L'Equipe так живоописала эпизод: «Это был как удар молнии, гол достойный восхищения и в то же время доводящий до отчаяния. Восхитительный четкостью исполнения и проявленным мастерством, но доводящей до отчаяния издевательской простотой, с которой Кайзер Франц вскрыл оказавшейся хрупкой французскую линию Мажино...И этот гол немедленно всё изменил ». Но шаг за шагом, коллективная и энергичная игра стефанцев начинает приносить плоды. Бавария больше не диктует ход игры и временами принуждена отсиживаться за возведенными перед своими воротами баррикадами. Сент-Этьенн играет в хороший комбинационный футбол, варьивируя средства атаки и в то же время рискуя, подключая к атакам защитников. Но на 69-й минуте немцам удается удвоить счет: во время одной из вылазок Баварии со своих бастионов, правый защитник Дёрнбергер в своем рейде с центра поля проходит трех стефануа и посылает мяч в цель.  В этом матче французам удавалось многое, кроме главного – голов. Увы, юный Рошто только еще был на подходе к основе, а Олег Блохин выступал за киевское Динамо...

Таким образом, в сезоне 1974/75 Сент-Этьенну так и не удалось дойти до финала, который должен будет состояться в Париже. Но к этому времени вся страна была за этим клубом! Провинциальная команда превратилась в то, что во французской прессе назовут не иначе как «Клуб Франции». А журналист из еженедельника France Football в интервью с тренером сборной Франции Стефаном Ковачем риторически буквально воскликнет: “Ну почему Трехцветные не являются Зелёными?”

В этом матче родился Роман между клубом и нацией

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ