7 мин.

Как маленький футбольный клуб победил гигантов: ФК «Балтика» с первого раза получил 2 золота MarSpo

Они не побоялись выйти на одно поле с UFC и твердо уверены, что команда из 10 человек может влюбить в футбол целый город. ФК «Балтика» дебютировал в MarSpo Awards 2020  и сразу взял два золота. Калининградский клуб получил награду в номинации «Лучший малобюджетный проект». Жюри оценило, как балтийцы, имея всего 40 тысяч рублей, умудрились попасть в телефоны почти каждого жителя города, были представлены в крупнейшей торговой сети, на променаде Балтийского моря и в калининградском аэропорту.  

Второе золото принес открытый в декабре  прошлого года интернет-магазин, который обошел даже «СКА» из Санкт-Петербурга. Мы взяли интервью у Елены Полейко, заместителя генерального директора ФК «Балтика».

«Не хотелось быть массовкой для звездных клубов»

- Как решили участвовать в премии?

- Пару месяцев назад с нами связались организаторы конференции MarSpo и предложили мне участвовать в качестве спикера. Тогда мы и узнали о премии и поняли, что у нас действительно есть что показать. У нас новая команда, которая работает чуть больше года. Это 10 человек. Они отвечают за коммерцию, пиар,  болельщиков и спонсоров. За год мы постарались создать сервис уровня Премьер-лиги:  тематические матч-дей,  фан-променад, семейные сектор с лабиринтом и многое другое. У нас очень интересная подача и контент в социальных сетях: количество подписчиков за год удвоилось, открыли и переформатировали  2 офлайн-магазина, запустили интернет-магазин, сайт, подкасты, клубное ТВ и еще  +100 500 активностей. 10 человек делают все. Мы все художники и все голодные – любой проект можно было заявлять в «малобюджетный». Очень долго сомневались: не хотелось быть «массовкой» для звездных клубов с огромными бюджетами на маркетинг. Приняли решение за 6 часов до окончания срока  подачи и заявились в 6-ти номинациях.

- Расскажите об эмоциях, когда узнали, что прошли в шорт-лист? Появилось ли ощущение, что это максимум, больше рассчитывать не на что, т.к. соперники очень сильны? Или, наоборот, – рубикон перейден, теперь отступать нельзя?

- Обрадовались  и удивились одновременно. Мы подавали  заявки в 6 номинаций,  и  в проекте «Нетолерантное кафе» в номинации «Лучший социальный проект»  были уверены на 100%, а он в финал не прошел.

Мы проанализировали причину, считаем, что все дело в названии: «НЕТОЛЕРАНТНОЕ». Возможно, кому-то даже не захотелось смотреть заявку из-за него. На самом деле речь идет об очень светлой истории. В этом кафе работают официанты  с нарушением слуха. И заказ (роллы или пиццу) в нем можно получить бесплатно, но ТОЛЬКО если ты сделал его на языке жестов! Сейчас мы приняли  решение, что проект будет называться  «CAFE120» (отсылка к названию международной организации, занимающейся проблемами интеграции в футбол людей с особыми потребностями) или сокращенно «С120» - это  как раз наш «сектор добра», деньги за  билеты с которого перечисляются в благотворительный фонд.   

Мы пытались определиться, в каких номинациях из 4-х платных  нам участвовать. Решили – во всех. Тут помог карантин. Если бы защита была офлайн в Москве, бюджета с перелетами и проживанием хватило бы только на одну номинацию.  Кроме того, когда всего 10 человек работают , 5 из них не могут улететь. Думаю, если бы не коронавирус, мы совсем не принимали бы участие из-за нехватки времени.  По поводу сильных соперников не переживали, у нас тут подборка команды перфекционистов.  Больше были сомнения, оценит ли жюри эффект и масштабность с бюджетом в ноль?  Конечно,  аудиторию Балтики и топ-клубов Премьер-лиги сравнивать нельзя.

«Надо защищаться по двое»

- Как готовились к защите в онлайн? Не испугало ли то, что могут возникнуть трудности из-за этого? Все-таки, когда видишь реакцию жюри в офлайн, проще действовать. Или вам, наоборот, сыграло на руку?

- К защите перекроили полностью все презентации, с точки зрения акцентов: больше показывали, то, что не делают другие клубы. Приняли решение, что будем выходить на онлайн-защиту из ТВ-студии на стадионе, использовали  камеру, чтоб картинка была красивая, но столкнулись с проблемами со звуком из-за Zoom. Защита в онлайн тяжелее -  нет реакции жюри и драйва, который получаешь от зрителей. Некоторые не смогли раскрыться из-за жёсткого тайминга в  9 минут: наш менеджер по работе с болельщиками так боялся не уложиться, что рассказал презентацию за 5 минут, включая ролик. Конечно же, за этот срок не поведать об уникальных 200 активностях, которые за год делали для болельщиков. Не понимаешь, о чем повествовать: о барбершопе и комнате видеоигр с видом на матч, как ели полевую кашу на 9 Мая, как прощались со стадионом «Балтика» и раздавали кресла с него, а потом шли в торжественном «марше времени» через весь город к новому стадиону «Калининград» с барабанами и трубачами… На этой презентации поняли, что надо защищаться по двое, чтоб коллега мог страховать и дополнять.

Растерялись…

 - Какие выводы сделали после проведения защит? И что посоветуете таким же новичкам?

- В некоторых проектах увлеклись и забыли, что премия – все же в сфере маркетинга. Так случилось с номинацией «Лучшее клубное ТВ». Для нас это была 100% заявка на золото.  Потому что, так качественно и с таким  скромным бюджетом, никто не делает.  Но не смогли донести до жюри, что в проекте всего 2 человека: оператор и руководитель отдела развития, который сам придумывает, деньги находит, пишет сценарии, интервьюирует – и это только часть его работы. А крупных постоянных ТВ-проектов на сегодня в Балтике более 10.  С огромной скоростью  реализации и количеством проектов,  не успевали систематизировать, а всё  разложить  все в YouTube удалось только на карантине. На вопрос жюри, почему просмотры  намного меньше заявленных, растерялись и не сказали, что количество представленные охваты – это в соц.сетях – по 10-15 тыс. Поэтому если бы это было просто «Лучшее клубное ТВ», без маркетинга, то взяли бы золото. Мой совет - озвучивайте цифры.

- У вас очень хороший результат для дебютантов. Но есть ли проекты, за которые очень обидно?

- Да. Это номинация «Лучший PR проект спортивного клуба»   - «Балтика-Амкал». Так же, как и в «Клубном ТВ» недожали с точки зрения подачи цифр и маркетинга. Амкал - это блогеры-футболисты. Они играют, скорее для фана, и собирают по 5 миллионов просмотров YouTube. Балтика стала первым профессиональным клубом, с которым на поле вышел Амкал.

На защите мы не смогли сформулировать, что работали с аудиторией, которую совершенно не знали, а она - нас. Это дети и подростки 9-16 лет.  У нас средняя посещаемость матчей - 7200, а тут на стадион пришли 5 600 детей, которые не были знакомы с  Балтикой,  они пришли в Калининграде на Амкал! Не сказали жюри, что при охвате во всех социальных сетях в 35 000 человек – было 2,5 миллионов просмотров матча на YouTube – это в 70 раз больше, чем людей, интересующихся футболом в Калининграде.  Часть этих подростков осталась с нами  навсегда, это для них мы срочно развернули на стадионе в день матча  зону видеоигр  с видом  на поле.

«Оглянуться, понять, какие молодцы»

- Что вам дало участие в премии и планируете ли подавать заявки в следующем году?

- Обязательно попробуем свои силы, если будет время и финансовая возможность. Но все что мы делаем – это, в первую очередь, для болельщиков.  Будет что показать – похвастаемся.

Участие в премии дало возможность оформить результат работы за год. Систематизировать его на сайте и YouTube, продемонстрировать тем, кто только присоединяется к нашей Балтийской семье.  Остановиться на 3 дня, оглянуться, понять, сколько же всего сделано и какие мы молодцы! Вдохновиться результатом, и бежать дальше: «Вперед Балтийцы, вперед за Калининград»!