5 мин.

Топ-клубы РПЛ окончательно провалили евросезон. Но точно ли проблема в лимите?

Давеча РБ Зальцбург в одну калитку вынес Локомотив, сыграв в атаке на таких скоростях, на которых в РПЛ никто не играет в принципе, причем довольно давно.

Характерный пример – второй гол, когда Койта подкараулил отскок от Райковича и слету первым же касанием вырезал пас вразрез, легко укротив далеко не самый простой мяч. Много ли игроков РПЛ в аналогичной ситуации сумели бы мгновенно сориентироваться и исполнить что-то подобное?

Разница в скорости движения мяча и скорости принятия решений у молодняка Ред Булла и тяжеловесной обороны Локо была вызывающей, если не сказать шокирующей.

Сейчас в тренде списывать все злоключения наших топ-клубов на евроарене на лимит, но глядя на потуги бравых легионеров Райковича – Чорлуки – Мурило и мощное усиление под ЛЧ в лице Камано возникают резонные сомнения, а в лимите ли в самом деле проблема.

И эти сомнения несложно усилить, припомнив волшебные «фокусы» Кайо, скользкие бутсы Ловрена или внезапные затмения Барриоса.

Положа руку на сердце, кто из легионеров в этом сезоне по-настоящему «тащит» или хотя бы пытается вытащить этих «бездарных и зажравшихся детей лимита»?

Таких героев лично я что-то пока не заметил.

Забавно, что новый формат лимита вроде как не устраивает вообще всех, хотя ведь именно клубы его и лоббировали (как меньшее зло по сравнению с ранее действующим, но тем не менее). Можно, конечно, списать на неудачную формулу: изначально просили 10+15, вместо этого получили 8+17. Но, опять-таки, глядя на условных Камано/Райковича/Кайо, где гарантия, что два лишних легионерских слота хоть как-то повлияли бы на итоговый расклад сил в евротурнирах?

Может, конечно, пару-тройку побед в 17 матчах ЕК мы бы все-таки зацепили, но тоже далеко не факт.

Кстати, многие забывают о том, в чем изначально заключалась идея введения лимита. А заключалась она, главным образом, в том, чтобы отвадить клубы от массовой закупки легионеров всех мастей на стороне в надежде, что пара-тройка обязательно выстрелит, и пришли к тому, что выращивать игроков своими силами в собственных академиях – это реально выгодно, и в долгую это самый перспективный вариант инвестиций.

К сожалению, гениальные клубные управленцы вновь пошли по пути наименьшего сопротивления – тупо переманивали паспортистов, заливая рынок деньгами, особенно до введения ФФП. То, что рынок зарплат оказался неадекватно раздут, виноваты далеко не только жадные игроки и их алчные агенты.

Миллер, Федун, Гинер давным-давно могли бы заключить джентльменское соглашение об условном потолке зарплат, о котором недавно заикнулся Геркус. По большому счету, это исключительно вопрос политической воли и стратегического мышления, а вот отсутствие/недостаток оного – проблема куда большая, чем любые лимиты.

Самый наглядный пример эффективного управления и инвестиций – тот же РБ и его академия в Зальцбурге, которая открылась – вы не поверите! – в сентябре 2014-го. Фактически эта академия является стартовой площадкой в футбольной вертикали Ред Булл, причем игроки академии обкатываются в клубе Лиферинг второй австрийской лиги, который является фармом РБ Зальцбург.

Вчера против Локо на поле вышли сразу 9 игроков (!) в возрасте от 18 до 23 лет, которые занимались в академии и прошли через Лиферинг (собственно, вся группа атаки, кроме 33-летнего Юнузовича). Правда, есть важный нюанс, что среди этих девятерых не было ни одного австрийца, но это вполне объяснимо: все-таки население всей Австрии втрое меньше, чем одной Москвы, и неудивительно, что набор в академию осуществляется в основном силами международной скаутской службы.

Перенести эту модель «от и до» на наши лимитные рельсы не получится – хотя бы потому, что в ПФЛ и ФНЛ лимит еще жестче, чем в вышке. Это значит, что, во-первых, нужно активно развивать систему внутреннего скаутинга, а во-вторых – и это гораздо важнее! – работать с призывниками академии по методикам, направленным на развитие объемно-скоростных навыков (скорость движения + скорость принятия решений).

В этой статье в общих чертах описывается методика, которую используют в той самой академии Ред Булл. В числе прочего там упоминается, например, компьютерный комплекс для индивидуальных тренировок SoccerBot360 и система отслеживания LPM:

«Процесс напоминает компьютерную игру в реальности, где футболисты могут вернуться в детство и пинать мяч в стенку, хоть все это и происходит с привлечением новейших научных достижений.

Шесть проекторов воспроизводят на стене компьютерные изображения, например небольшие ворота, в которые игрок должен попасть за ограниченное количество времени.

«Спортсмены должны научиться быстрее думать, быстрее обрабатывать информацию и тренировать навык визуального восприятия», — говорит руководитель отдела анализа матчей и инновационных проектов Шмальхофер.

Камера для высокоскоростной съемки отслеживает результаты, определяя, насколько быстро, четко и точно передается мяч. Или как часто спортсмены используют свою «нерабочую» ногу, потому что высокая частота попаданий только в том случае полезна, если обе ноги задействуются примерно одинаковое количество раз.

Эти кадры можно проецировать на стену и восстанавливать ситуацию, давая спортсменам возможность увидеть упущенные варианты передач и проходов. Информация о местоположении для анализа этих больших данных собирается системой определения локального местоположения (LPM).

Система LPM является самой точной спортивной системой отслеживания в мире: с помощью восьми базовых станций данные о положении всех игроков и мяча на поле площадью 6000 м2 собираются с частотой 25 раз в секунду, что соответствует более чем трем миллионам точек исходных данных за 90 минут.

Кроме того, система LPM определяет местоположение с точностью до 5–10 см, что делает ее в 100 раз более точной, чем GPS. При объединении исходных данных получаются точные показатели спортсменов на старте, при максимальной скорости и замедлении, а также технические и тактические показатели, такие как эффективность передачи мяча и время владения мячом.»

Понятно, что такие высокотехнологичные системы стоят очень немало, но эти инвестиции наверняка вполне сопоставимы с трансферной стоимостью Вендела или обслуживанием четырехлетнего контракта престарелого Чорлуки.

Инвестиции такого типа по определению не окупаются за год-два, хотя пример того же РедБулл доказывает, что при разумном подходе отдачу можно получить достаточно быстро.

Если, конечно, это реально кому-нибудь нужно.

Больше интересностей по РПЛ и «Зениту» у нас в соцсетях, подключайтесь:

паблик VK  / Telegram-канал