14 мин.

Гибель Империи

История Национальной Хоккейной Лиги знает немало замысловатых хитросплетений. Сюжетов загадочных, таинственных, граничащих с мистификацией, драматических, а порой и трагических.

Была в истории Лиги и она. Нет, не династия, а именно так - Империя. Империя «Монреаль Канадиенс». Четверть века, сменяя поколения, в НХЛ владычествовал клуб, чьё название воспринимали как величину постоянную, главенствующую, доминирующую. О франшизе говорили не как об «одной из...», а отзывались о ней с уважением гораздо большим, чем о всех остальных. И когда, к примеру, под Новый, 1976-ой год сошлись на льду легендарного «Форума» «Канадиенс» и ЦСКА, все понимали, с каким бы уважением мы не относились к остальным участникам того проекта, именно эта встреча и была «альфой и омегой» той легендарной суперсерии, хотя обладателями Кубка Стэнли на тот момент и были головорезы из «Филадельфии Флайерз». Да, конечно, на эру существования Империи «Канадиенс» пришлось и время свирепых «Флайерз» с Бобби Кларком и Дэйвом «Кувалдой» Шульцем; и краткая, но, тем не менее, яркая эпоха «Брюинз» с Бобби Орром и Филом Эспозито; и великолепные «Блэк Хоукс» с Бобби Халлом и Пьером Пилотом. А «заклятые друзья» из «Мэйпл Ливс» в начале 60-х так и вовсе сумели создать «классическую династию» с Фрэнком Маховличем во главе. Но всё это ничуть не ставит под сомнение доминирующую роль в Лиге «Канадиенс» с середины 50-х до конца 70-х.

Возникновение Империи

2-я Мировая война оказала влияние на многие аспекты развития различных сфер деятельности ХХ века. Развитие Национальной Хоккейной Лиги - не исключение. Например, уменьшение Лиги до «оригинальной шестёрки» - прямой итог влияния 2-ой Мировой. И хотя первый послевоенный чемпионат выиграли именно «Канадиенс» (Кубок Стэнли-46), далее несколько лет подряд «Монреаль» не мог преуспеть в розыгрыше почётного трофея. Причём, именно на этот период приходится время начала работы в команде легендарного Фрэнка Селки.

Фрэнк Селки.

Я, конечно же, не случайно вспомнил имя этого человека. Хоть в первые годы своей деятельности на посту гроссмейстера «Канадиенс» победных успехов Селки и не добился, именно в это время и именно под его непосредственным руководством в провинции Квебек (да и за её пределами тоже) была создана целая система «фермерских хозяйств» или, по-русски говоря (по-русски????) - система фарм-клубов франшизы. Громадное количество игроков высочайшего уровня (и уровнями пониже) было выращено на тех фермах. Причём, эта самая фарм-система была создана во времена далёкие от финансового процветания клуба. Жак Плант, Жан Беливо, Дикки Мур, Анри Ришар, Берни «Бум-бум» Джеффрион, Иван Курнуайе, Жан Лаперьер - вот далеко неполный перечень «урожая» тех ферм. В начале 50-х, когда болельщики ещё не были сильно избалованы зрелищем НХЛовских баталий, жители Монреаля с удовольствием посещали матчи тех самых фарм-клубов. Юниорский хоккей лиги провинции Квебек процветал. По вторникам в «Форуме» устраивались даже, так называемые, даблхедеры (сдвоенные игры соперников в один день) между монреальскими командами. Зрители, повторюсь, шли на эти игры с большим удовольствием, не без оснований полагая, что многие из юнцов фарм-коллективов в скором будущем должны стать частью ростера «Монреаля». Особое место в сердцах «болел» отводилось Жану Беливо из «Квебек Цитаделс».

Жан Беливо.

Он ещё не добрался до высшего уровня, а ему уже бронировалось место в «Зале славы». Объединяя в своих фантазиях в одну линию Беливо, Бум-бум Джефриона из «Нэшнэлз» и Дикки Мура из «Джуниор Канадиенс», болельщики рисовали себе образы будущих побед в Кубке Стэнли... И тут произошло событие, которое чуть не спутало размеренность течения событий. Правильнее даже сказать - запутало, и очень серьёзно. Лишь вмешательство руководства «Канадиенс» и лично Фрэнка Селки позволило купировать проблему. А было так. Владелец команды «Квебек Асес»* из Высшей хоккейной лиги Квебека предложил Беливо очень солидные деньги за выступления за свою команду (больше, чем предлагали «Канадиенс»). PRO- права на Жана принадлежали «Монреалю» и профессиональный контракт он имел право подписывать только с этой командой. Однако, Высшая хоккейная лига Квебека (QSHL) считалась любительской, а Беливо профессионального контракта не подписывал. А как же, спросите Вы, «приличное» жалование? А задайте-ка Вы подобный вопрос функционерам из Высшей лиги чемпионата СССР, которая, между прочим, тоже считалась любительской. Может-быть они ответят.

Реклама 18+

*«Квебек Асес» переводят иногда как «Асы», но чаще всего - «Тузы» - так правильно. Однако, при рождении франшизы - это была всего-навсего аббревиатура фирмы по производству целлюлозно-бумажной продукции - ACEs (Anglo-Canadian Employees), которая и создала «ведомственную» хоккейную команду.

Беливо сезон отыграл за «Тузов» и начал второй, а «Канадиенс», тем временем, никак не могли выйти на топ-уровень. И тут слово взял Селки. После того, как не удалось договориться «по хорошему» с владельцем «Асес»**, Фрэнк Селки купил всю QSHL и сделал её профессиональной. А в «профи» права на Беливо были у кого? Правильно. Именно этот момент, случившийся в декабре 1952-го, жители провинции Квебек и считают рождением Империи «Монреаль Канадиенс».

**История, к сожалению(?) не сохранила имя этого человека «на поверхности», а глубоко копать я не стал. Зато сохранилось имя главного тренера той команды - это легендарный Джорж «Панч» Имлах.

Забавно, что отыграв в том декабре (52-го) 3 матча за «Канадиенс» и забив в них 5 голов (в том числе сделав хет-трик), Жан Беливо, по решению руководства, был отправлен на ферму... В «Квебек Асес», где и провёл оставшуюся часть сезона, оказавшись непричастным к победе в Кубке-53, в отличии от своих будущих многолетних партнёров Джеффриона и Мура.

Ну, а дальше - тот самый «золотой век» монреальской франшизы, когда она, в период с 1953-го по 1979-ый, 16 раз первенствовала в Кубке Стэнли. Тот славный путь описан ни один раз во множестве новел, воспет в огромном количестве од - не моё это дело - славить «величайшую из великих» (по крайней мере - сегодня я к этому не готов). Я приступаю к описанию сюжета, который вынесен в заголовок данного рассказа.

Гибель империи.

Когда какой-либо механизм работает как «швейцарские часы», порой кое-кто начинает думать, что «так и должно быть всегда» и начинает относиться к подобному событию, как к должному, без достаточного внимания. Начинают использоваться не оригинальные запчасти, не рекомендованные масла, к обслуживанию начинают допускаться специалисты без достаточного уровня квалификации - а зачем, ведь и так всё работает отлично? А механизм вдруг(?) начинает давать сбои, начинает подводить своих эксплуатационщиков и, в конце концов, выходит из строя.

В межсезонье 1978-го года ушёл на пенсию с поста гроссмейстера «Канадиенс» легендарный Сэм Поллок. Не менее легендарный Скотти Боумэн, занимавший должность главного тренера, вынашивал давние амбиционные планы занять место Поллока.

Скотти Боумэн

Высшее руководство организации знало об этих амбициях Боумэна, но, тем не менее, освободившееся кресло было отдано Ирвингу Грундману. Скотти, конечно, болезненно воспринял данное решение. Он доработал ещё год контракта и ушёл «Баффало Сейбрз», где ему было предложено то самое совмещение должностей, о котором он мечтал в «Монреале». В руководстве франшизы были готовы к подобному решению мэтра, но оказались не готовы к тому, что главный тренер фарм-клуба организации, «Нова-Скотия Вояджерс», Эл Макнил уже даст согласие на переход а «Атланту Флеймз»***. Руководство «Канадиенс», казалось бы, всё-таки нашло достойную замену Боумэну. Берни «Бум-бум» Джеффрион - человек для Империи не случайный, с его именем связано много славных страниц в истории клуба, но... Берни уже имел опыт работы «главным», и опыт этот был неудачным. Причём, «неудачным» - не в плане спортивных достижений. Джеффрион серьёзно страдал язвой желудка. Он отработал полсезона (68-69) главным тренером «Рейнджерс» и уволился из-за обострившейся болезни. Запомним этот факт.

***У Эла Макнила уже был опыт работы на посту главного тренера «Монреаля» и опыт - успешный. Его назначали на эту должность по ходу сезона 70-71, причём, в тот момент, когда команда находилось в «крутом заносе» и рисковала второй год подряд пролететь мимо плей-офф (и это была бы очень серьёзная катастрофа). Макнилу удалось выправить положение, вытащить команду в плей-офф, где он стал соавтором «чуда», которое в Лиге до сих пор никто не повторил. Эл доверил место в воротах новичку - Кену Драйдену, который стал основной причиной победы в Кубке Стэнли-71, взял «Конн Смайт Трофи» и лишь на следующий сезон выиграл «Колдер Трофи». Однако, у англоговорящего Макнила не сложились отношения с франкоговорящим ядром команды, а в Монреале, сами понимаете - это приговор. Именно эта «франкофонская» проблема, как полагают многие, и стала причиной того, что Эл не стал дожидаться приглашения из «Канадиенс», а предпосылки тому, что оно последует, безусловно, были, а подписал контракт с «Атлантой».

Кроме того - три игрока основного состава «Монреаля» в межсезонье-79 подали в отставку. Был ли этот демарш связан с уходом Боумэна, нигде не говорится. Однако, можно предположить, что останься Скотти на своём посту, возможно (возможно!), ему и удалось бы удержать кого-то из них в команде. А так констатируем - команду покинули: капитан Иван Курнуайе, один из лучших двусторонних нападающих Лиги 70-х (а, может-быть, и лучший) Жак Лемер и, наконец, самая чувствительная потеря - вратарь Кен Драйден (многие канадцы называют его лучшим голкипером в истории НХЛ и лично я - сторонник этого мнения). Кроме того, нужно добавить, что два защитника из топ-4 команды - Ги Лапойнт и Серж Савар (новый капитан команды) к тому моменту уже давно перешагнули пик своей спортивной формы.

Реклама 18+
ЛЕГЕНДЫ НХЛ / КЕН ДРАЙДЕН - YouTube
Кен Драйден

Чемпионат 1979-80 конкретно для «Монреаль Канадиенс» примечателен ещё тем, что это был первый чемпионат, в котором были сыграны матчи самого принципиальнейшего дерби НХЛ всех времён - Квебекского дерби. «Монреаль Канадиенс» - «Квебек Нордикс». Правда, безумную ярость это противостояние приобретёт в 1982-ом году, пока же всё шло чинно-гладко.

«Отряд не заметил потери бойца» - вернее - бойцов. Именно так можно сказать о старте «Монреаля» в сезоне 79-80. Однако, с началом зимы произошло то, к чему все с волнением готовились, но надеялись, что «пронесёт». Не пронесло. Берни Джеффрион серьёзно занемог и от его услуг пришлось отказаться. Ему на смену был приглашён Клод Рюэль - человек для франшизы тоже не новый - и он выигрывал Кубок Стэнли с «Монреалем» в должности «главного» (1969 год). Именно тренерской рокировкой завсегдатаи «Форума» объяснили турбулентность, в которую угодила команда в декабре 1979-го. В том декабре (79-го) у «Монреаля» случилась чёрная полоса из 5 поражений подряд (а можно сказать и так - 2 победы в 12 матчах - в то время овертаймы в регулярке не игрались). Ничего подобного за всё время существования Империи не случалось с командой никогда. Все сделали вид, что не заметили пробуксовки, тем более, что далее «Монреаль» полетел к финишу чайным клиппером (а может есть ещё какие-нибудь броские ассоциации? - принимаю))). Более того, под Новый год была одержана-таки победа над «Красной армией», т.е. - над ЦСКА (4:2), а ведь в ночь на 1976-ой, если кто забыл, была достигнута лишь ничья - 3:3.

Плей-офф

В 1/8 финала всё внимание было сосредоточено на соперниках «Канадиенс». Ещё бы! В «Форум», в составе «Хартфорда», с «лебединой песней» пожаловал САМ «Мистер Хоккей» - Горди Хоу! Да ещё и с сыновьями. Все знали - это прощальная гастроль Великого маэстро. Судьба соблаговолила для него великолепный подарок - завершить великую карьеру матчами плей-офф с извечными соперниками. И Горди даже забил! И «Форум» этот гол приветствовал овацией. А почему бы и не поприветствовать, если счёт 8:4 в пользу «Монреаля». Но в последней игре, в Хартфорде (а серии 1/8 тогда игрались до 3 побед), «Уэйлерс» упёрлись, затащили матч в овертайм, но всё-таки проиграли - 3:4. И мало кто заметил в этой феерической шумихе проводов, что третий матч не доиграл лидер «Канадцев» - Ги Лефлер.

Реклама 18+
Ги Лефлер.

Лефлер не вышел на первый матч четвертьфинала с «Миннесотой Норд Старз» (да он вообще в той серии на лёд так и не вышел). Впрочем, вряд ли кто-то поначалу придавал этому серьёзное значение. Напротив, «Канадиенс» воспринимались как явные фавориты серии и имели на это все основания. Но Вы-то знаете - это НХЛ - там слово «фаворит» нивелировано до самых низких значений. Наоборот, оно зачастую служит дополнительным раздражителем для соперников. Особой мотивацией в этом противостоянии обладал вратарь «Звёзд» - Жиль Мелош. По имени-фамилии этого персонажа Вы, конечно, догадались о его франкофонских корнях. Да, Вы не обманулись, Жиль был «выращен» на фермах, созданных в своё время Фрэнком Селки и, конечно же, мечтал стать однажды частью «Канадиенс», но волею спортивной судьбы, защищавший всю свою карьеру цвета иных организаций. В свою очередь, одной из проблем «Монреаля» в том сезоне, и проблемой достаточно острой, была проблема вратарская. Уход Драйдена «Хабы» попробовали компенсировать количеством. Согласитесь - сомнительное решение. Три игрока пробовались на позиции «первого номера» по ходу сезона. В основном таймшерили (айс-тайм делили примерно поровну) Денис Херрон и Мишель Ларок. В регулярке, возможно, в этом и был смысл, в плей-офф данный ход дал сбой.

В первом матче, в «Форуме», Мелош стоял стеною. И, как это часто бывает в подобных сюжетах, в третьем периоде «Норд Старз» нанесли три смертельных укола. 0:3 - серия пошла совершенно не по тому сценарию, который приготовили «Хабс» для своих болельщиков.

Кстати, счёт в том матче открыл Кент-Эрик Андерссон. Он один из «могильщиков» сборной СССР на ЧМ-77. Болельщики со стажем, наверняка, помнят ту сборную Швеции - «Хёгюста и Ко».

Второй матч - сюжет тот же. Ну, разве что удалось-таки размочить Мелоша - 1:4. Впрочем, про сюжет - не совсем всё так, как в первом матче. В НХЛ, как Вы знаете, во все времена не возбранялась, а в 70-е даже «очень приветствовалась», «радикальная смена декораций». Проще говоря - если на игровом поле ничего не получается, нужно затащить соперника на поле боевое. Денни Джеффрион. Он попал в команду, безусловно, по протекции отца (этого никто и не скрывал). Был не столь ярок, как батя, забивал мало, в состав попадал редко, в «Монреале», да и в Лиге в целом, долго не задержался, но ход той серии изменить сумел, въехав локтем в голову одному из соперников, спровоцировал беспорядки, сам же заняв место в центре оных. Всё это произошло в концовке матча №2. Более в плей-офф НХЛ Джеффрион-младший никогда не играл, но если бы «Канадиенс» в том противостоянии прошли «Миннесоту», рейтинг Денни в провинции Квебек стал бы намного выше. А так он остался в памяти болельщиков «Хабс» всего-лишь как сын легенды «Монреаля» Берни Джеффриона и внук ещё одной легенды франшизы (20-х - 30-х) - Хоуи Моренца.

Реклама 18+

Денни Джеффрион сумел встряхнуть команду. Подействовало. Ну, а кто бы сомневался. Два матча в Хартфорде - 5:0 и 5:1, переезд в Монреаль - 6:2. Никакой Мелош помочь ничем не мог. Оставалось сделать шаг, чтобы оказаться в полуфинале. В шестом матче, открыв счёт в первом периоде, «Монреаль» почти 20 минут игрового времени стоял в полуфинале. А потом всё перевернулось. Во втором периоде «Звёзды» забросили 5 шайб в ворота, которые защищал Мишель Ларок - вратарь не выручил. В отличии от Жиля Мелоша, который вновь поймал кураж. Кент-Эрик Андерссон, между прочим, отличился вновь, а начало разгрому положил Стив Кристофф, которому за два месяца до описываемых событий, так же как в своё время Андерссону, довелось «пустить под откос» «Красную машину» (в составе сборной США на ОИ-80).

«Скотти (Боумэн) вёл себя странно - если мы вели в одну шайбу, он молчал. Если же наше преимущество вырастало в 3-4-5 шайб, он начинал кричать как сумасшедший. Он пресекал всякие улыбки на скамейке запасных и всякие беззаботные разговоры, особенно, если эти разговоры не были связаны с игрой. Он требовал полной сосредоточенности на игре, чтобы мы не позволяли сопернику «вернуться в игру,» - это откровение Стива Шатта - левого вингера той команды «Канадиенс». Могу предположить, что именно тех «ежовых рукавиц» и не хватило «Хабс» в серии против «Миннесоты».

Катастрофы ещё не произошло, впереди был седьмой, решающий матч, но всем было видно, что что-то идёт не так, «Монреаль» совсем не производил впечатления команды-гегемона, всё давалось натужно, через силу... И Лефлер не играл. Столкновение с Пэтом Буттом в третьем матче серии с «Хартфордом» не выглядело фатальным, и все сначала решили, что Рюэль просто решил поберечь своего лидера, ведь он пропустил часть того сезона из-за травмы колена. Думали - сейчас «Цветок» отдохнёт немного и с новыми силами... Травма оказалась серьёзней, чем ожидали, Лефлер не вышел и на решающий матч.

«Канадиенс» открыли счёт, но всем было очевидно, что «маятник качнулся», «Норд Старз» выглядели далеко не как «кролики перед удавом». Они пытались доминировать, порой подолгу прибирая инициативу к своим рукам. Когда за полторы минуты до окончания третьего периода «Звёзды» вышли вперёд (3:2), всем, кроме, естественно, болельщиков «Монреаля», всё стало понятно. Конечно, оставшееся время прошло согласно «сценарию последних минут», но...

Знаете, чего многие болельщики «Хабс» до сих пор не могут простить? Ги Лефлер, считают они (и, возможно, имеют на это право) должен был находиться на скамейке запасных вместе с командой, а не сидеть в ложе прессы.

Реклама 18+

У «Монреаль Канадиенс» потом ещё будут победы в 1986-ом и 1993-ем годах, но то уже будут единичные вспышки. А 80-е годы по доминированию в Лиге поделят «Нью-Йорк Айлендерс» и «Эдмонтон Ойлерз» и о них будут говорить как о франшизах-династиях. А нынче придумали новое определение - «династия нового времени»: «Чикаго», «Питтсбург», «Тампа-Бэй»... Но франшизы-Империи, к сожалению (а может и нет), мы, скорее всего, не увидим больше никогда.