Реклама 18+

КП женской сборной: первые моменты истины

Давненько не было повода что-то написать о нашем женском фигурном катании. Были переходы Саши Трусовой и затем Алены Косторной к другому тренеру. Это были два очень для меня огорчительных решения. Но посвящать им пост мне не захотелось. Ушли и ушли. Ограничился сожалениями в комментариях к новостным постам.

А вот сегодня впервые за долгие месяцы пандемии вновь появился достойный обсуждения предмет - контрольные прокаты женской сборной России по фигурному катанию. Не буду здесь писать об ученицах Мишина и Орсера. Сосредоточусь на тех, чьи прокаты мне в моменте были наиболее интересны: с чем в новый сезон после чудовищного сбоя в тренировочном ритме из-за карантина входят те, кто вплоть до начала пандемии олицетворял своего рода эпоху Ренессанса или высшего расцвета в мировом ЖФК - Аня Щербакова, Саша Трусова, Алена Косторная и Камила Валиева?

Впечатления изложу в последовательности, обратной порядку их выхода на лед.

САША ТРУСОВА

Будто по иронии судьбы Саше достался последний порядковый номер. Она много раз отмечала, что не любит выходить на лед последней - перегорает. Здесь, правда, были всего 7 участниц, но тем не менее. Саше дали медленную лирическую композицию для Короткой программы. При этом пластика была такой, словно Саша вновь катает какой-то экшн:

 

Создают ли подобные подчеркнуто экспрессивные и при этом резковато-угловатые движения лирический образ под медленную "Апассионату" Secret Garden? Судите сами. На мой взгляд, мягко говоря, не очень. Музыка где-то сама по себе, а катание - само по себе.

Также немного удивило последующее Сашино интервью, в котором она сказала, что ей "наконец-то дали медленную музыку". Удивило именно слово "наконец-то". Напомню, что прямо перед карантином, в конце февраля, для шоу на ВТБ-арене Саше ТШТ поставил волшебную лирическую композицию под изумительную "Серенаду" Шуберта. Эта программа меня тогда совершенно поразила! Медленная медитативная и глубоко лирическая композиция, дивный женственный образ, несвойственная прежней Саше плавность движений, трогательность и изящество, гармония хореографии, платья и музыкального материала. Но то, что я увидел сегодня на Контрольных прокатах, это, увы, ни в какое сравнение не идет с той программой.

С технической точки зрения, Саша добротно отработала. Высота двойного акселя была большой - есть надежда на триксель. Но самого трикселя все же пока не было. Также не было и лутца-риттбергера в качестве каскада. Единственной фигуристкой, кто сегодня осмелился исполнить (и исполнил чисто) данный сложнейший каскад "имени Алины Загитовой", была Анна Щербакова. Но не будем забегать вперед - о ней речь пойдет впереди.

В целом ощущение от Сашиного проката осталось более-менее нейтральное: ничего выдающегося, но и никаких откровенно неприятных эмоций. Недостатки компонентности как-то компенсировались добротностью прыжкового контента (хотя и не самого сложного, но все же вполне солидного). Немного жаль, что из-за недодуманной хореографии и невнимания к отдельным ее деталям ощущался явный стилистический зазор между музыкальным материалом и рисунком танца. Вместо сглаживания некоторых природных особенностей Сашиной пластики (что мастерски удавалось предыдущему ТШ) мы увидели, наоборот, этот дисбаланс между образом и техникой. 

АЛЕНА КОСТОРНАЯ

Полагаю, никакой Америки не открою, если повторю за многими и многими, кто уже успел высказаться в комментариях, что (увы, хотя и ожидаемо), определенная деградация налицо. 

Во-первых, в программе появилось множество откровенных "пустот", когда фигуристка будто не знает, что ей делать на льду. Никогда раньше и представить нельзя было, чтобы у Алены были унылые затяжные "заезды" через весь каток, перемежающиеся какими-то не очень внятными подпрыжками и смазанным корабликом, с практически брошенными на произвол судьбы бессмысленными руками... и так целых 15 секунд (!!!) подряд. Такого откровенного безобразия хореографам Хрустального не могло и присниться (даже в прошлогодних "Сумерках", которые я, к слову сказать, терпеть не мог с самого начала и считал первой в истории творческой неудачей ТШТ). А теперь мы, к огромному сожалению, наблюдаем эту явно разочаровывающую картину:

Во-вторых, недостаточная растяжка и отсюда некоторая натужность во вращениях.

В-третьих, заметная помарка на 3Lz (с опозданием сгруппировалась в воздухе и немного выпала из круга при приземлении - хорошо, что вообще спасла прыжок от степ-аута):

В-четвертых, коротковатый выезд после "фирменного" каскада 3F3T:

В-пятых, хореографическая концовка программы еще более пошло смотрится, чем в "Сумерках" (хотя, казалось бы, куда уже?!)

Ну и в целом, общее "послевкусие" от проката и последующего интервью, мягко говоря, не самое приятное. Вылезла какая-то остервенелость на первый план. И то, что делало Алёну некогда пикантной, сейчас настолько гипертрофировано разрослось, что уже выглядит откровенно неприятно. Чрезвычайно жаль, что после сомнительных "Сумерек" ее траектория не выправилась, а пошла по наклонной плоскости прямиком в грубость, подростковую агрессию и какой-то дурацкий эпатаж. Я очень надеялся, что "выпустив пубертатный пар" на "Сумерках", Алена пойдет на восстановление и начнет потихоньку возвращаться к истокам своего подлинного таланта. Но уход от Этери Тутберидзе к широко известному своей духовной глубиной и интеллигентностью Плющенко эти надежды полностью перечеркнул.

А ведь когда-то именно эта фигуристка могла до слез растрогать пронзительной красоты образами Ангела, Джульетты... но те времена, видимо, безвозвратно прошли. Ну что же, спасибо Алене за то, что в юниорах так высоко взлетела и так ярко сияла. Просто спасибо. Теперь это уже совсем другая Алена. Так бывает и, увы, нередко. Гормональная перестройка - действительно серьезная штука.

КАМИЛА ВАЛИЕВА

Только сегодня я понял, сколь мудрым было решение разрешить Камиле выступать со взрослыми. Ее текущий уровень катания таков, что среди юниоров она, с одной стороны, всех остальных сразу же подавляет как нечто априори недостижимое (и, тем самым, их косвенно демотивирует), с другой стороны, сама имеет риск немного "расслабиться". А среди фигуристок взрослой сборной РФ Камиле расслабляться не приходится: уровень конкуренции настолько высокий, что надо держать себя в тонусе и соответствовать высочайшим требованиям.

На этом дебютном прокате во взрослой когорте Камилла продемонстрировала высочайшее мастерство и собранность. Точнейшие музыкальные акценты, прекрасные линии, отточенность каждого движения, каждого технического элемента, изумительное скольжение. Вся программа пропитана изяществом, грацией, подлинной красотой и пластичностью. Хореография великолепна. Одним из знаковых аспектов "почерка" Камилы Валиевой является чрезвычайно высокая концентрация акцентов: они следуют друг за другом очень близко по времени - практически "в каждом такте" музыки. Чтобы успевать филигранно точно в них попадать, необходимо ни на мгновение не позволять себе "выпасть" из музыкальной ткани, танец должен быть буквально "слит", "спаян" с музыкой без каких-либо зазоров. Малейшая задержка или опережение сразу будут очень заметны. Исполнять такую хореографию - огромная ответственность. Безусловно, это требует выдающегося мастерства. И Камила сегодня, на мой взгляд, сделала очень убедительную заявку на взрослом уровне. Ее катание и катание Анны Щербаковой было будто "из другой Вселенной" по сравнению со всеми остальными участницами.

АНЯ ЩЕРБАКОВА

... "И только музыкой, не словами // Всколыхнулась земная твердь. // И звуки поплыли над головами, // Вкрадчивые, как смерть. // И начали звуки души нежить, // И зов любви нарастал, // И небыль, нечисть, ненависть, нежить // Бежали, как от Креста!"

Подлинное искусство человеческая душа сразу узнаёт и сразу отличает от всего прочего бренного мира по особому "дыханию вечности" и "отблеску бессмертия", которые не спутать ни с чем. Когда в первое же мгновение Программы ты забываешь, где ты, кто ты, забываешь о контрольных прокатах, о фигурном катании и, главное, о самом себе... и ты словно проваливаешься, как в какой-то сон наяву, в состояние свободного полёта сквозь бесконечные мириады миров в великой и нетленной музыке; твоя вдруг пробудившаяся душа, с которой осыпается подобно старой штукатурке гнёт суетных забот, страхов, малодушия, точно расправляет давно забытые крылья, явственно ощущая трепет и сладостное волнение от близкого присутствия настоящего Искусства - великого, непостижимого, бездонного. И хочется плакать.

Так, кончено, мало кто может. И я не говорю, в фигурном катании, а вообще.

Анна Щербакова... "последняя из могикан", как окрестил ее журналист 1-го Канала, бравший у нее интервью сразу после проката. Именно она единственная не побоялась когда-то сделать открытый выбор. Именно ею, по словам ее Тренера, "движет любовь" на том пути, по которому она идёт. Как сейчас помню эту фразу Этери Георгиевны, сказанную в интервью еще задолго до всех недавних "событий": "...Саша - девочка-пацанка, Алена - девочка-девочка, может всплакнуть, если что-то не получается, а Аня... Аней движет любовь". Нечего и добавить.

Ни на мгновение не выйдя из пронзительного образа, от первой до последней ноты как на одном дыхании, с самым сложным из всех сегодняшних коротких программ прыжковым контентом, притом блестяще и с виртуозной легкостью исполненным, Анна еще и продемонстрировала фундаментальный прогресс в качестве скольжения, что сразу же, с первых секунд, придало ее прокату, на мой взгляд, качественно новый уровень зрелости и калибра. 

 

Замечательны и весьма сложны заход на двойной аксель и выезд с него: прямо перед заходом на 2А исполнена великолепная спираль Керриган, а сразу после выезда с 2А - великолепная Y-спираль - столь элегантно, как бы "никуда не спеша", с прекрасными линиями, всё дотянуто, осмысленно и гармонично:

Затем был выполнен замечательный тройной флип, точно в музыкальный акцент, с прекрасным заходом и выездом.

Затем - очень тонко исполненное сложное комбинированное вращение, с необыкновенно красивыми линиями, с увеличением угловой скорости в вертикальном шпагате, что могут единицы (этим "эффектом", в частности, блестяще владела в свое время Юля Липницкая):

  

Затем, после изумительной ласточки легко и грациозно, "в одно касание", как любит говорить Татьяна Анатольевна Тарасова, был исполнен знаменитый "каскад Загитовой": тройной лутц - тройной риттбергер:  

Этот каскад наряду с каскадом 3A-3T остается одним из двух самых сложных в фигурном катании без четверных прыжков (которые, напомню, в короткой программе у женщин запрещены). Многие специалисты причисляют его к элементам ультра-си. Повторюсь, что ни одна из прочих участниц КП не рискнула включить этот элемент в короткую программу. Даже Александра Трусова, у которой, как мы помним, в арсенале этот каскад в принципе был (и, возможно, есть).

Затем Анна великолепно исполнила еще ряд хореографических элементов, в том числе, очень выразительную дорожку шагов. И завершила она свою программу изумительным и очень сложным вращением, ставшим для нее уже "фирменным": завораживающий заклон назад, в котором столь ярко проявляется уникальная "балетность" ее рук, переходящий в бильман с прекрасной позицией. Ну и, конечно же, замечательный финал - когда еще несколько мгновений после того, как стихла музыка, держится финальная поза, а зал, затаивший дыхание на протяжении всей программы, начинает постепенно "отходить" от этого "транса" и возвращаться к материальной реальности происходящего, как бы чуть замедленно осознавая, что уже можно начинать аплодировать:

*********

Подводя итоги первого дня контрольных прокатов женской сборной, хочется в который раз поклониться до земли всему творческому коллективу Хрустального и от всего сердца поблагодарить Этери Георгиевну Тутберидзе, Сергея Викторовича Дудакова, Даниила Марковича Глейхенгауза и, конечно же, дивную Камилу Валиеву и несравненную Анну Щербакову за то очередное "обыкновенное чудо", которое они нам вновь подарили. Выстоять под таким шквалом ударов со стороны подлой и воинствующей посредственности и снова, несмотря ни какие невзгоды и препятствия, сотворить для нас, зрителей, непостижимые в своей красоте шедевры - это настолько прекрасно и невероятно, что даже с трудом верится, что такое стало вновь возможно в реальности. Низкий вам поклон, прекрасные Мастера!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Новая вселенная в женском ФК
+55
Реклама 18+
Популярные комментарии
Сладкий пончик
+16
Спасибо за пост! Соглашусь с вашими выводами и впечатлениями от КП девочек.
Добавлю что уже разминка Алёны качественно отличалась от разминки Анны и Камиллы. Девочки тренировали прыжки и различные элементы. Алена же просто ездила по кругу и делала подпрыжки.
Её «Ангел» в Сайтаме навсегда останется в золотом фонде фк и я буду пересматривать его. Но болеть за неё и наслаждаться ее катанием, увы, более не смогу.
dowlatovaala
+9
Саша мимо музыки, но Саша в строю.

Квад выкладывали с тренировок уже. Тоже на месте.

Анины прыжки смотрелись низковатыми, но в чем понравилось, так это на мой взгляд, стали уходить ножки-утюжки, которые ей вменяли. И вместо детского тела видна аристократичная девушка.

У Камилы понравились руки. Особый спектакль

Алена видимо за бортом, появилась сейчас инфа, что ее не будет в ПП, посмотрим, если правда, там видимо все печально с формой.Попытка сделать ангела2, много ассоциаций с той программой, приправленной худшим из Сумерек, неудачная вышла, непрофессионально хорео
NeVred
+6
Иногда читаешь статью и вроде б не согласен с чем-то или со всем согласен - да и ладно.
Но бывают прямо находки, что хочешь оставить комментарий:

"к широко известному своей духовной глубиной и интеллигентностью Плющенко"

Спасибо за лаконичность оценки
Mihail K
+6
Ну тут, что называется, «на вкус, на цвет...»; мне обе новые Анины программы понравились ОЧЕНЬ. Короткая программа - «трехслойный символизм»: в центре - скрипичная версия «Элегии» Массне, но с отсылкой на французский текст Луи Галле, в котором сосредоточена глубочайшая ностальгия. Русскоязычный вариант романса испоняли гениально Шаляпин, Штоколов, Обухова... безвременный уход Людмилы Шалашовой, матери Даниила Глейхенгауза, а незадолго до этого - также безвременный уход Этери Петровны, матери Этери Георгиевны... В то же время текста мы не слышим и «Элегия» взята не в оригинале Массне, а в обработке Белла, что как бы отдаляет от нас исходный музыкальный текст, погружает его в «колодец воспоминаний». Получается как бы «воспоминание внутри воспоминания». Кроме того (но этот нюанс, вероятно, только для узкого круга музыкантов будет иметь значение), композиция в обработке Д. Белла перенесена в до минор. Это - самая трагическая тональность из всех существующих. К ней композиторы прибегали, когда нужно было выразить высшую глубину трагизма: Патетическая соната Бетховена, Фортепианный концерт N2 Рахманинова, финал «Страстей по Матфею» Баха, «Большая месса» Моцарта и т.д. Поэтому, когда первый же аккорд программы - бездонный до-минор, сквозь который, точно где-то в дали, начинает робко проглядываться мелодия «Элегии» - это уже само по себе действует неизгладимо. Это сразу же - заявка на настоящий большой Образ: «...чтобы по бледным заревам искусства // Узнали жизни гибельный пожар» (А. Блок). И мне очень и очень дорого, что Аня даже не пытается катать «популистские» программы, рассчитанные на «заигрывание» с публикой, на потребу толпе. Она сосредотачивается на классике - не всегда понятной, не всегда доступной массовому восприятию, но Вечной. В Аниных программах нет «фишечек», специально рассчитанных на то, чтобы понравиться судьям и зрителям. Ее программы фундаментальны, а не сиюминутны. И это меня необыкновенно подкупает. Я соскучился по классике, соскучился по искусству. Надоел ширпотреб, который сейчас, увы, везде и во всём. То же касается ее Произвольной программы. Свобода, полет, глубина образа... непривязанность к суетному и бренному. Это мало кто может себе позволить по нынешним временам. Очень ценно, что у Ани (у единственной на сегодняшний день) хватает духу не размениваться на конъюнктурную дешевку, даже ради медалей. Спасибо ей за это! 🙏🙇👏
Ответ на комментарий Мэри-Сью
Считаю что проги Ани в этом году немного, как бы это сказать.. Однообразными. Камиле тоже вместо заезженного Болеро можно было бы поставить что то другое. Но по правде говоря, никто из девушек особо не зацепил (из тех, что выступили конечно же). У Медведевой красивая музыка в КП и ПП, но она с ней не справляется.. А вот настоящей звездой ОП, кто бы мог подумать, стал Михаил Коляда..
Екатерина Суворова
+6
....и я плакала
Написать комментарий 29 комментариев

Новости

Реклама 18+