10 мин.

КП женской сборной: первые моменты истины

Давненько не было повода что-то написать о нашем женском фигурном катании. Были переходы Саши Трусовой и затем Алены Косторной к другому тренеру. Это были два очень для меня огорчительных решения. Но посвящать им пост мне не захотелось. Ушли и ушли. Ограничился сожалениями в комментариях к новостным постам.

А вот сегодня впервые за долгие месяцы пандемии вновь появился достойный обсуждения предмет - контрольные прокаты женской сборной России по фигурному катанию. Не буду здесь писать об ученицах Мишина и Орсера. Сосредоточусь на тех, чьи прокаты мне в моменте были наиболее интересны: с чем в новый сезон после чудовищного сбоя в тренировочном ритме из-за карантина входят те, кто вплоть до начала пандемии олицетворял своего рода эпоху Ренессанса или высшего расцвета в мировом ЖФК - Аня Щербакова, Саша Трусова, Алена Косторная и Камила Валиева?

Впечатления изложу в последовательности, обратной порядку их выхода на лед.

САША ТРУСОВА

Будто по иронии судьбы Саше достался последний порядковый номер. Она много раз отмечала, что не любит выходить на лед последней - перегорает. Здесь, правда, были всего 7 участниц, но тем не менее. Саше дали медленную лирическую композицию для Короткой программы. При этом пластика была такой, словно Саша вновь катает какой-то экшн:

 

Создают ли подобные подчеркнуто экспрессивные и при этом резковато-угловатые движения лирический образ под медленную "Апассионату" Secret Garden? Судите сами. На мой взгляд, мягко говоря, не очень. Музыка где-то сама по себе, а катание - само по себе.

Также немного удивило последующее Сашино интервью, в котором она сказала, что ей "наконец-то дали медленную музыку". Удивило именно слово "наконец-то". Напомню, что прямо перед карантином, в конце февраля, для шоу на ВТБ-арене Саше ТШТ поставил волшебную лирическую композицию под изумительную "Серенаду" Шуберта. Эта программа меня тогда совершенно поразила! Медленная медитативная и глубоко лирическая композиция, дивный женственный образ, несвойственная прежней Саше плавность движений, трогательность и изящество, гармония хореографии, платья и музыкального материала. Но то, что я увидел сегодня на Контрольных прокатах, это, увы, ни в какое сравнение не идет с той программой.

С технической точки зрения, Саша добротно отработала. Высота двойного акселя была большой - есть надежда на триксель. Но самого трикселя все же пока не было. Также не было и лутца-риттбергера в качестве каскада. Единственной фигуристкой, кто сегодня осмелился исполнить (и исполнил чисто) данный сложнейший каскад "имени Алины Загитовой", была Анна Щербакова. Но не будем забегать вперед - о ней речь пойдет впереди.

В целом ощущение от Сашиного проката осталось более-менее нейтральное: ничего выдающегося, но и никаких откровенно неприятных эмоций. Недостатки компонентности как-то компенсировались добротностью прыжкового контента (хотя и не самого сложного, но все же вполне солидного). Немного жаль, что из-за недодуманной хореографии и невнимания к отдельным ее деталям ощущался явный стилистический зазор между музыкальным материалом и рисунком танца. Вместо сглаживания некоторых природных особенностей Сашиной пластики (что мастерски удавалось предыдущему ТШ) мы увидели, наоборот, этот дисбаланс между образом и техникой. 

АЛЕНА КОСТОРНАЯ

Полагаю, никакой Америки не открою, если повторю за многими и многими, кто уже успел высказаться в комментариях, что (увы, хотя и ожидаемо), определенная деградация налицо. 

Во-первых, в программе появилось множество откровенных "пустот", когда фигуристка будто не знает, что ей делать на льду. Никогда раньше и представить нельзя было, чтобы у Алены были унылые затяжные "заезды" через весь каток, перемежающиеся какими-то не очень внятными подпрыжками и смазанным корабликом, с практически брошенными на произвол судьбы бессмысленными руками... и так целых 15 секунд (!!!) подряд. Такого откровенного безобразия хореографам Хрустального не могло и присниться (даже в прошлогодних "Сумерках", которые я, к слову сказать, терпеть не мог с самого начала и считал первой в истории творческой неудачей ТШТ). А теперь мы, к огромному сожалению, наблюдаем эту явно разочаровывающую картину:

Во-вторых, недостаточная растяжка и отсюда некоторая натужность во вращениях.

В-третьих, заметная помарка на 3Lz (с опозданием сгруппировалась в воздухе и немного выпала из круга при приземлении - хорошо, что вообще спасла прыжок от степ-аута):

В-четвертых, коротковатый выезд после "фирменного" каскада 3F3T:

В-пятых, хореографическая концовка программы еще более пошло смотрится, чем в "Сумерках" (хотя, казалось бы, куда уже?!)

Ну и в целом, общее "послевкусие" от проката и последующего интервью, мягко говоря, не самое приятное. Вылезла какая-то остервенелость на первый план. И то, что делало Алёну некогда пикантной, сейчас настолько гипертрофировано разрослось, что уже выглядит откровенно неприятно. Чрезвычайно жаль, что после сомнительных "Сумерек" ее траектория не выправилась, а пошла по наклонной плоскости прямиком в грубость, подростковую агрессию и какой-то дурацкий эпатаж. Я очень надеялся, что "выпустив пубертатный пар" на "Сумерках", Алена пойдет на восстановление и начнет потихоньку возвращаться к истокам своего подлинного таланта. Но уход от Этери Тутберидзе к широко известному своей духовной глубиной и интеллигентностью Плющенко эти надежды полностью перечеркнул.

А ведь когда-то именно эта фигуристка могла до слез растрогать пронзительной красоты образами Ангела, Джульетты... но те времена, видимо, безвозвратно прошли. Ну что же, спасибо Алене за то, что в юниорах так высоко взлетела и так ярко сияла. Просто спасибо. Теперь это уже совсем другая Алена. Так бывает и, увы, нередко. Гормональная перестройка - действительно серьезная штука.

КАМИЛА ВАЛИЕВА

Только сегодня я понял, сколь мудрым было решение разрешить Камиле выступать со взрослыми. Ее текущий уровень катания таков, что среди юниоров она, с одной стороны, всех остальных сразу же подавляет как нечто априори недостижимое (и, тем самым, их косвенно демотивирует), с другой стороны, сама имеет риск немного "расслабиться". А среди фигуристок взрослой сборной РФ Камиле расслабляться не приходится: уровень конкуренции настолько высокий, что надо держать себя в тонусе и соответствовать высочайшим требованиям.

На этом дебютном прокате во взрослой когорте Камилла продемонстрировала высочайшее мастерство и собранность. Точнейшие музыкальные акценты, прекрасные линии, отточенность каждого движения, каждого технического элемента, изумительное скольжение. Вся программа пропитана изяществом, грацией, подлинной красотой и пластичностью. Хореография великолепна. Одним из знаковых аспектов "почерка" Камилы Валиевой является чрезвычайно высокая концентрация акцентов: они следуют друг за другом очень близко по времени - практически "в каждом такте" музыки. Чтобы успевать филигранно точно в них попадать, необходимо ни на мгновение не позволять себе "выпасть" из музыкальной ткани, танец должен быть буквально "слит", "спаян" с музыкой без каких-либо зазоров. Малейшая задержка или опережение сразу будут очень заметны. Исполнять такую хореографию - огромная ответственность. Безусловно, это требует выдающегося мастерства. И Камила сегодня, на мой взгляд, сделала очень убедительную заявку на взрослом уровне. Ее катание и катание Анны Щербаковой было будто "из другой Вселенной" по сравнению со всеми остальными участницами.

АНЯ ЩЕРБАКОВА

... "И только музыкой, не словами // Всколыхнулась земная твердь. // И звуки поплыли над головами, // Вкрадчивые, как смерть. // И начали звуки души нежить, // И зов любви нарастал, // И небыль, нечисть, ненависть, нежить // Бежали, как от Креста!"

Подлинное искусство человеческая душа сразу узнаёт и сразу отличает от всего прочего бренного мира по особому "дыханию вечности" и "отблеску бессмертия", которые не спутать ни с чем. Когда в первое же мгновение Программы ты забываешь, где ты, кто ты, забываешь о контрольных прокатах, о фигурном катании и, главное, о самом себе... и ты словно проваливаешься, как в какой-то сон наяву, в состояние свободного полёта сквозь бесконечные мириады миров в великой и нетленной музыке; твоя вдруг пробудившаяся душа, с которой осыпается подобно старой штукатурке гнёт суетных забот, страхов, малодушия, точно расправляет давно забытые крылья, явственно ощущая трепет и сладостное волнение от близкого присутствия настоящего Искусства - великого, непостижимого, бездонного. И хочется плакать.

Так, кончено, мало кто может. И я не говорю, в фигурном катании, а вообще.

Анна Щербакова... "последняя из могикан", как окрестил ее журналист 1-го Канала, бравший у нее интервью сразу после проката. Именно она единственная не побоялась когда-то сделать открытый выбор. Именно ею, по словам ее Тренера, "движет любовь" на том пути, по которому она идёт. Как сейчас помню эту фразу Этери Георгиевны, сказанную в интервью еще задолго до всех недавних "событий": "...Саша - девочка-пацанка, Алена - девочка-девочка, может всплакнуть, если что-то не получается, а Аня... Аней движет любовь". Нечего и добавить.

Ни на мгновение не выйдя из пронзительного образа, от первой до последней ноты как на одном дыхании, с самым сложным из всех сегодняшних коротких программ прыжковым контентом, притом блестяще и с виртуозной легкостью исполненным, Анна еще и продемонстрировала фундаментальный прогресс в качестве скольжения, что сразу же, с первых секунд, придало ее прокату, на мой взгляд, качественно новый уровень зрелости и калибра. 

 

Замечательны и весьма сложны заход на двойной аксель и выезд с него: прямо перед заходом на 2А исполнена великолепная спираль Керриган, а сразу после выезда с 2А - великолепная Y-спираль - столь элегантно, как бы "никуда не спеша", с прекрасными линиями, всё дотянуто, осмысленно и гармонично:

Затем был выполнен замечательный тройной флип, точно в музыкальный акцент, с прекрасным заходом и выездом.

Затем - очень тонко исполненное сложное комбинированное вращение, с необыкновенно красивыми линиями, с увеличением угловой скорости в вертикальном шпагате, что могут единицы (этим "эффектом", в частности, блестяще владела в свое время Юля Липницкая):

  

Затем, после изумительной ласточки легко и грациозно, "в одно касание", как любит говорить Татьяна Анатольевна Тарасова, был исполнен знаменитый "каскад Загитовой": тройной лутц - тройной риттбергер:  

Этот каскад наряду с каскадом 3A-3T остается одним из двух самых сложных в фигурном катании без четверных прыжков (которые, напомню, в короткой программе у женщин запрещены). Многие специалисты причисляют его к элементам ультра-си. Повторюсь, что ни одна из прочих участниц КП не рискнула включить этот элемент в короткую программу. Даже Александра Трусова, у которой, как мы помним, в арсенале этот каскад в принципе был (и, возможно, есть).

Затем Анна великолепно исполнила еще ряд хореографических элементов, в том числе, очень выразительную дорожку шагов. И завершила она свою программу изумительным и очень сложным вращением, ставшим для нее уже "фирменным": завораживающий заклон назад, в котором столь ярко проявляется уникальная "балетность" ее рук, переходящий в бильман с прекрасной позицией. Ну и, конечно же, замечательный финал - когда еще несколько мгновений после того, как стихла музыка, держится финальная поза, а зал, затаивший дыхание на протяжении всей программы, начинает постепенно "отходить" от этого "транса" и возвращаться к материальной реальности происходящего, как бы чуть замедленно осознавая, что уже можно начинать аплодировать:

*********

Подводя итоги первого дня контрольных прокатов женской сборной, хочется в который раз поклониться до земли всему творческому коллективу Хрустального и от всего сердца поблагодарить Этери Георгиевну Тутберидзе, Сергея Викторовича Дудакова, Даниила Марковича Глейхенгауза и, конечно же, дивную Камилу Валиеву и несравненную Анну Щербакову за то очередное "обыкновенное чудо", которое они нам вновь подарили. Выстоять под таким шквалом ударов со стороны подлой и воинствующей посредственности и снова, несмотря ни какие невзгоды и препятствия, сотворить для нас, зрителей, непостижимые в своей красоте шедевры - это настолько прекрасно и невероятно, что даже с трудом верится, что такое стало вновь возможно в реальности. Низкий вам поклон, прекрасные Мастера!