Шоу «Путь к победе» - первое послевкусие очевидца
Вернувшись домой с ВТБ-Арены, где только что состоялось шоу фигуристов "Путь к победе", решил кратко поделиться свежими впечатлениями. Спешу заранее извиниться перед поклонниками парного катания за то, что комментарии и наблюдения в данной публикации будут посвящены только юным воспитанникам ТШ Этери Тутберидзе. Это не жест дискриминации или чего-то подобного, это лишь мой субъективный фокус внимания на сегодняшний день.
Сразу начну с выступления, ставшего для меня главной сенсацией и кульминационным моментом данного вечера и более того - одним из ярчайших открытий во всём текущем сезоне - с нового номера Александры Трусовой. Когда Саша еще стояла у края катка перед тем, как ее объявили, я сразу обратил внимание на совершенно непривычный и при этом столь прекрасный образ, в котором она предстала сегодня перед зрителями. И здесь дело не только в восхитительном платье небесного цвета. Саша буквально с первых мгновений своего появления из-за кулис излучала какую-то иную волну, незримо наполняя зал энергетикой удивительного оттенка - словно дивной весенней негой - ранней, когда весна уже заявила свои права, но еще не пришла в полном великолепии - даже снег еще не весь сошёл, но в воздухе уже разлито упоительное предвкушение нового утра - будто обещание нового неведомого счастья. Вспомнился даже известный отрывок из Евгения Онегина: "Улыбкой ясною природа // Сквозь сон встречает утро года; // Синея блещут небеса. // Еще прозрачные, леса // Как будто пухом зеленеют..." Вот уж никак не настраивался на такие эмоции, идя на это шоу. Александра, надо сказать, потрясающее впечатление произвела и спасибо ей за это огромное! Ей и ее наставникам. И спасибо большое за выложенную пользователем Svetapoln в YouTube прекрасную съемку крупным планом. Вот ссылка на это видео: https://www.youtube.com/watch?v=6O8zWhdsty4
с
Отдельно хотелось бы отметить скорость Сашиного катания и уверенную красоту скольжения. По ТВ не настолько ярко, как вживую, видна разница между скоростями, на которых катаются те или иные фигуристы. Так вот Александра прямо с первых шагов берет прекрасную скорость. В катании сразу ощущается какая-то ясность и природная органика. Ее программа, словно полноводная река, течет свободно, мощно, без какой-либо натуги. В то же время сегодня Саша воплотила на льду столь трогательный и лиричный образ, такие изумительно нежные плавные линии и жесты, настолько идеально ложащуюся в музыкальные акценты хореографию, внимательно и любовно "выписанную" ею в каждом движении словно на одном дыхании, как единую непрерывную линию дивной красоты.
При этом Александра, как и всегда, без малейших колебаний ("как дышала") шла во все прыжки. Некоторое время назад она, я помню, сама делилась в интервью наблюдениями, что ей порой мешает концентрация на прыжках продолжать в каждое мгновение проката следить за хореографическим планом. Сегодня этого "раздвоения" между техникой и художественным аспектом совершенно не наблюдалось. Было полное единение с образом, с музыкой, с танцем. И в то же время даже самые сложные технические элементы исполнялись настолько легко и непринужденно, что, на взгляд несведущего зрителя, эти элементы могли показаться очень легкими (например, каскад 3Lz3T). И в этом сильнейшем зачаровывающем потоке падение с попытки тройного акселя (не была бы она Сашей Трусовой, если бы опять не попробовала!) как-то даже и не отвлекло совсем. Как будто этого падения и не было. Оно прошло полностью незамеченным, так сказать, "по касательной", и вовсе никак не отразилось на общем впечатлении от проката. И это уже само по себе удивительно. Такой Александры Трусовой я еще не видел. Мы знаем ее Героем, первооткрывателем, эдаким "Юрием Гагариным фигурного катания". Еще мы наверняка помним ее игривую КП под джазовую композицию "Big spender" в позапрошлом сезоне. Но насладиться подлинно лирическим, утонченно женственным образом в Сашином исполнении нам до этого вечера, насколько я могу судить, не доводилось. Поэтому для меня это была настоящая "бомба" в самом шикарном смысле этого выражения. Этим своим номером, по-моему, она просто не оставила шанса не влюбиться в ее катание, что называется, "по уши": вот уж взволновала - так взволновала! Сашеньке - огромнейший респект, слова ярчайшего восторга и горячие пожелания всеобъемлющего успеха!
Анечка Щербакова сегодня как и всегда вызвала мое восхищение и неизменный пиетет к тому, как она практически все время "держит строй". В ее отношении к своему делу, видимо, не может быть даже намека на возможность где-то "подрасслабиться". Она словно соткана из какой-то высшей материи уникального качества. Она просто не умеет выкладываться вполсилы. Если она выходит на лёд, можно не сомневаться, что мы увидим и почувствуем отношение этой фигуристки к катку как к храму, а к прокату как к молитве. Она исполняла в этот раз свою изумительную короткую программу прошлого сезона, как всегда - трогательно и элегантно, утонченно и возвышенно. Скажем, как скрипичную сонату Моцарта. И, конечно, глядя на такое катание вспоминаются слова Этери Тутберидзе о том, что "Аней движет любовь... любовь к своему Делу, любовь к Фигурному Катанию".
Уже стали "фирменными" чертами Аниного почерка изысканные балетные линии, кристально точные музыкальные акценты, воздушность и невесомость, искренность и глубина эмоций, создающих образ, самозабвенная устремленность к высшему идеалу исполнения. Как и во всех других ее программах уникальное эстетическое наслаждение доставляют линии рук (один из самых для меня пронзительных примеров - линия левой руки во вращении с заклоном назад, переходящем в бильман):
Также стоит отметить, что Анна была в этот вечер одной из очень немногих, кто чисто исполнил весь прыжковый контент (если не считать почти незаметной шероховатости на выезде с тулупа в каскаде).
Алёна Косторная в этот раз и порадовала, и не очень. Порадовала, во-первых, просто уже тем, что участвовала. Без нее любые соревнования или показательные выступления - как-то "не то". Когда Алёны по каким-либо причинам нет, сразу чувствуется, что очень важного и необходимого "ингредиента счастья" остро не хватает (даже если при этом есть и Аня, и Саша, как, например, получилось на ЮЧМ в конце прошлого сезона). Во-вторых, лично я был очень благодарен Алёне за то, что она представила на этом шоу не свой текущий показательный номер (который мне с эстетических позиций, честно говоря, не слишком близок), а прекрасную "классическую" Короткую программу на музыку Астора Пьяццоллы, поставленную для нее в позапрошлом сезоне собственноручно Этери Тутберидзе. Перед самым началом проката случилась небольшая накладка: в отличие от всех остальных участников, выходивших на лёд до и после, Алёну почему-то не объявили, как положено. Сразу зазвучала музыка, когда Алёнка еще стояла у выхода на каток. И ей пришлось спешно "вписываться" в несколько внезапно начавшуюся фонограмму. Хотя с этой мини-импровизацией Алёна справилась без какого-либо видимого напряга, позже по ходу программы ощущалась некоторая нервозность в отдельных моментах - возможно, по причине нехватки времени (в условиях подготовки к ЧМ) на скрупулезную проработку и восстановление всех нюансов номера. Кроме того, не для всех комфортно специальное освещение, которое используется в шоу. Если у человека есть даже незначительные нарушения зрения, влияющие на координацию, то при таком неравномерном и "дёрганном" свете кататься (и, особенно, исполнять прыжки) на порядок сложнее. Как бы там ни было, в этот раз Алёнушке не удалось избежать падения, что, будучи для неё редчайшим случаем, сразу же несказанно её огорчило. И уж, кончено, если бы она и впрямь была "психологическим танком", думающим только о медалях, как ее порой пытаются изобразить некоторые фанаты других фигуристок, она бы не стала расстраиваться до слёз всего лишь из-за какого-то падения с 3F на каком-то шоу - ведь, как сказала однажды Татьяна Навка, "шоу хорошо уже тем, что на нём можно падать - оценки все равно не ставят". Но нет! Алёнин экстремальный перфекционизм и в этой ситуации не замедлил проявиться самым ярким образом. Тем не менее, в целом, на мой взгляд, прокат получился отнюдь не таким уж плохим: первый флип был исполнен чисто и пролётно, со сложного захода, было несколько выразительных хореографических акцентов точно в музыку, был мой любимый двойной аксель после бауэра (ныне из-за трикселя в КП не используемый), не говоря уже о всегдашнем "фирменном" скольжении на высоченной скорости.
Уже прочёл на некоторых ветках критические отзывы, что, мол, кататься Алёна стала последнее время без эмоций и т.п., но я с этим не могу согласиться. Да, у неё, очевидно, сложный период сейчас. Скорее всего, просто в силу возраста и физиологической перестройки. Но, тем более, на этом непростом этапе очень хочется ей пожелать стойкости, умения находить источники энергии, быть окружённой тёплыми и бескорыстно любящими людьми, заботливого внимания со стороны наставников (с этим, как мне кажется, проблемы вообще не должно быть). Мы должны дать ей время найти себя, лучше осознать, какой она хочет быть на льду, какие образы ей интересно выражать, от чего она испытывает настоящую радость. У Алёны уникальный природный талант - воплощать на льду гармонию в движении, своего рода "чувство Золотого сечения". Это делает ее совершенно особенной фигуристкой.
И вообще, хочется еще раз сказать, что и Аня, и Саша, и Алёна - абсолютно уникальные редчайшие феномены мирового фигурного катания, более чем заслуживающие предельно бережного и трепетного отношения. Даже намёк на хейт в адрес таких фигуристок, на мой взгляд, является не только полной бессмыслицей, но и бессовестным кощунством. Нам посчастливилось быть современниками этих непостижимо прекрасных волшебных девушек. И это необходимо по-настоящему ценить. Когда-то давно я прочел слова Николая Гумилева об Александре Блоке: "Посылать Блока в армию - все равно что жарить соловьев". Эта фраза была сказана в контексте идущей тогда Первой мировой войны. Хотя здесь никакие аналогии не уместны, но я почему-то вспоминаю эту фразу Гумилева, когда наблюдаю за тем, с каким нездоровым и необъяснимым остервенением набрасываются некоторые ФК-фанаты то на Аню, то на Алёну, то на Сашу (а то и на всех троих сразу). Для меня этот хейт всегда смахивает на какой-то чудовищный и вместе с тем совершенно нелепый акт морального вандализма.
Но... вернёмся к основной теме. ))) Помимо "великого трио" хотел бы отдельно выделить выступление Майи Хромых. Какой потрясающий путь профессионального и творческого роста проходит эта прекрасная талантливая фигуристка! Впервые видел ее выступление вживую. И очень впечатлен. То, как она прекрасно, по-балетному, тянет носок, как отточено теперь выглядят ее позы, хореографические акценты, линии рук, позиции корпуса, какой замечательный заход на 2А с "кораблика"... всё это просто-напросто необыкновенно красиво и изумительно смотрится с трибуны.
И самое главное, что от проката к прокату, от сезона к сезону Майя неуклонно идёт вверх как в спортивном, так и в художественном аспекте своего катания. Удачи на ЮЧМ!
Ее ближайшая коллега, Даша Усачева, тоже сегодня в целом понравилась, хотя не могу сказать, что удивила чем-то неожиданным. Это был не первый раз, когда я смотрел ее катание вживую. По моему ощущению, выступила она на своем привычном очень хорошем уровне - экспрессивно, динамично, устремленно. Технические ошибочки спишем на освещение и качество льда.
Из "малышей" неизгладимое впечатление оставила своим прокатом Вероника Жилина. Вот где была огромная скорость, красота и гармония всех элементов... а уж каскад 3-3 был просто загляденьем! И откатала она, кстати, в отличие от подавляющего большинства своих старших "сестер по цеху" чисто. Это было впервые, когда я смотрел на ее катание вживую - очень и очень яркие эмоции вызывает эта фигуристка уже сейчас, в столь юном возрасте.
Пожалуй, если ввести условный и полностью субъективный "пьедестал открытий" данного вечера, то "золотую медаль", бесспорно, я бы отдал несравненной Александре, "серебряную" - Веронике, "бронзовую" - Майе. Подчеркну, что расставил места исключительно по тому, насколько ярким было данное открытие лично для меня, а, конечно же, не по общему уровню мастерства и качеству исполнения (очевидно, что комплексно сравнивать с Щербаковой или с Косторной из юниоров можно было бы пока только Валиеву, которая не участвовала в данном шоу, и то - далеко не факт, что можно). Так что, в плане общего уровня, разумеется, Аня, Саша и Алёна как были так и остаются на данный момент "на другой планете".
В заключение скажу, что порадовали и запомнились также Коля и Арсений. Вживую очень заметно было, насколько высока скорость катания у Арсения и насколько смело и "бескомпромиссно" он "атакует" каждый элемент программы. В нём уже сейчас чувствуется размах. Коля - вдохновенный и трогательный, его катание сразу располагает к себе. Видел этих ребят воочию впервые - весьма яркие впечатления оставляют парни! Хочется пожелать им обоим успешного профессионального роста на долгие годы, без травм, с победами, а главное - с естественным вдохновением и радостью.
Вновь и вновь - низкий поклон и безграничная благодарность Этери Георгиевне Тутберидзе и ее прекрасной команде за всё это чудо и счастье! Этери Георгиевну еще раз с Днём рождения! А Даниила - с присвоением звания Заслуженного тренера РФ! И, конечно же, удачи и побед на предстоящих юниорском и взрослом Чемпионатах мира! Любим и молимся!
Мне номер Саши, кстати, тоже понравился, хотя хореографа, как всегда, хочется пожурить за музыкальную нарезку. Уж "Серенаду" Шуберта совсем необязательно было так разрезать на мелкие куски. :)
И ещё спасибо, что защищаете фигуристов от хейтеров, которые надоели до невозможности.
Анечка стла еще более изысканной и утонченной. Алена тоже хороша в свой казалось бы стервозности. Но все абсолютно разные.
Легко убедиться, посмотрев данное видео с момента 55:04, что я довольно точно (почти дословно) запомнил и воспроизвел в своем предыдущем комментарии хронологию их разговора и сказанные ими слова. На этом видео нет комментариев и поэтому реплики ТЩК в комнате ожидания очень ясно и хорошо слышны - их никто не заглушает. Здесь четко слышно, что никаких слов типа "А те не по фиг", выдуманных впоследствии хейтерами, и в помине не было сказано. Весь разговор крутится вокруг первой фразы Алёны "Мы - четвертые" и удивленно-встревоженной Аниной реакции на эту фразу. Также совершенно очевидно из этого видео, что ни Саше, ни Алёне не видно табло. Объявление на английском "...and she is in sixth place" они, по всей видимости, чётко не расслышали. Иначе Алёна не сказала бы сразу же после этого: "Мы - четвертые". Почему не расслышали, я как раз хорошо могу понять, поскольку там эти объявления звучали гулко, с эхом, и даже моё привычное к английскому языку ухо не всегда вылавливало в моменте точную информацию о занятом спортсменом месте во время объявления диктором (поэтому я сам больше ориентировался на письменную информацию на табло, чем на эти объявления), и это даже при том, что английский для меня почти как родной - мне (в отличие, я полагаю, от девочек) обычно не нужно специально вслушиваться, чтобы понять, что было сказано на английском языке. И, кстати, как дополнительное подтверждение данного предположения - последняя фраза Алёны, которую хорошо слышно на видео (уже за кадром), звучит так: "Отсюда я ничего не вижу". На этом месте камера переключилась из комнаты ожиданий на общий план зала и электронное табло.
Глядя на них вообще не понимаю как у кого то язык поворачивается говорить гадости.
Из-за токсиной атмосферы, тут всё меньше и меньше хочется не то что комментарии оставлять, а просто сюда заходить. Вот такие блоги еще оставляют надежду, что не все потеряно на спортс.
2. Половина номеров была исполнена учениками ЭГ (а не 2-3 номера «из вежливости»)
3. Мой обзор посвящен номерам учеников ЭГ, какое мне дело до изначальной задумки шоу?
Я сама поклонница Алины, но постоянно пишу, что мне не понятен и не приятен такой хейт в адрес Алены. Она меня как фигуристка особо не цепляет, но восхищаюсь ее стабильными и красивыми акселями. Очень сильная и гармоничная фигуристка.
А что касается некоторых поклонников Алины, то случай понятный-"лишь свою любовь мы любим".Эгоизм и собственные хотелки по отношению к кумиру.
У меня лично по ситуации с Алиной нет вопросов ни к ней, ни к ТШ.
Автора качать!
В лице Косторной федра обрела эталон фигуристки, какой она его представляет "зреложенское + стабильность + ультра си". Да, при наличии трикселя, Алена наверное должна была получать больше Алины. Но не так... Ну не знаю, нагло и демонстративно, как будто всеми силами показывать ОЧ что она здесь никто, хуже "вчерашней юниорки". Помните, как заверещала ТАТ "Она (Алена) опередила ОЛИМПИЙСКУЮ ЧЕМПИОНКУ на 20 баллов!" Опять же, это ни в коей мере не вина Алены, а судей и федры, которые так по свински отнеслись к Алине... Я НЕ являюсь "упоротой загиботкой", как и вообще ничьей фанаткой, и не сторонница теории заговоров, но согласитесь, что все это наталкивает на мысли...
И еще. Не верю в то, что ставка делалась на Сашу, иначе ее бы не запихивали в КП под всех, заставляя рвать жилы в ПП пока девчонка в конечном итоге не выбилась из сил. Аню так вообще за человека не считали, слишком хрупкой и неуверенной казалась, слишком "ребенком", а им же зреложенское подавай! При малейшем "сбое" ее бы слили не моргнув глазом как слабое звено. Но слава Богу, ей удалось стабилизировать имеющийся квад и даже выучить новый.
Так дурно жить, как я вчера жила
В чужом пиру, где все мертвы друг другу
И пошлости нетрезвая жара
Свистит в мозгу по замкнутому кругу
Чудовищем ручным в чужих домах
Нести две влажных черноты в глазницах
И пребывать не сведеньем в умах,
А вожделенной «притчей во языцех».
Довольствоваться роскошью беды,
В злорадном, нерадивом нетерпении
Следить за увяданием звезды,
Втемяшенной в мой разум при рождении...
Вот мне не хотелось бы, чтобы этот образ, который, как мне кажется, и впрямь частично является одной из граней Алёниной натуры, взял над ней доминирующий верх и закрепился в сознании зрителей как представление об Алёне.
И здесь мне вспоминается сцена из романа «Идиот» Достоевского, в которой князь Мышкин впервые закомится с Настасьей Филипповной в доме у Гаврилы Ардалионовича Иволгина: в конце этой сцены, где Настасья Филипповна предстаёт поначалу почти что «моральным монстром», Мышкин подходит к ней и говорит: «Разве Вы такая, какою теперь представлялись? Да может ли это быть!» И после этого, цитирую: «Настасья Филипповна удивилась, усмехнулась, но как будто что-то пряча под свою улыбку, несколько смешавшись, взглянула на Ганю и пошла из гостиной. Но не дойдя еще до прихожей, вдруг воротилась, быстро подошла к Нине Александровне, взяла ее руку и поднесла ее к губам своим.
— Я ведь и в самом деле не такая, он угадал, — прошептала она быстро, горячо, вся вдруг вспыхнув и закрасневшись, и, повернувшись, вышла на этот раз так быстро, что никто и сообразить не успел, зачем это она возвращалась».
Вот и Алёна, на мой взгляд, «в самом деле не такая», какою хочет иной раз представляться. Не хочется, чтобы к ней этот ложный имидж «прилипал».