9 мин.

На втором плане. Эми Фрэйзер

Найти фотографии и видео матчей Эми Фрэйзер в открытом доступе довольно сложно. Введите в поисковик ее имя – и большинство результатов поиска окажутся ссылками на… соперниц американской теннисистки. Это до некоторой степени парадоксально, ведь именно своей необычной внешностью, в которой едва ли можно было угадать профессионального атлета, она и запоминалась большинству рядовых болельщиков. Среднего по теннисным меркам роста, с копной рыжих волос, неизменным козырьком и словно побеленной известью кожей, Эми вопиюще контрастировала с загорелыми соперницами, да и кортами, открытыми безжалостному солнцу и ветрам. Обладая чувствительной кожей, Фрэйзер вынуждена была накладывать на нее два слоя солнцезащитного крема перед каждым матчем или тренировкой. «Это утомительно, но что поделаешь?» – раз за разом объясняла она в интервью.

Бледная Эми, казалось, должна была потеряться на фоне целой плеяды ярких соотечественниц, доминировавших на кортах в девяностые. И, действительно, популярность прошла мимо нее: как признавалась Фрэйзер, даже в родном городе ее не узнавали на улицах. «Но мне от этого ни жарко ни холодно, – замечала она. – Главное, что у меня получается играть в теннис, и я люблю это делать».

«От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича» – так в стране советской шутили про Анастаса Микояна, сумевшего продержаться на высоких государственных постах и при Ленине, и при Сталине, и при Хрущеве, и при Брежневе. Аналогичную поговорку можно было бы придумать про Эми Фрэйзер. Судите сами: она была свидетелем заката эпохи Навратиловой и Эверт, одной из первых победила ворвавшуюся в тур Селеш, последней победила Штеффи Граф, проводила на заслуженный отдых Хингис и встретила ее вновь, пыталась встать на пути «Русской революции» в 2004 году и успела победить Татьяну Головин и Ану Иванович. 8 одиночных титулов в 15 финалах, 4 парных титула в 13 финалах, 27 побед над игроками Топ-10 и еще 29 над игроками второй десятки и рекордный 71 сыгранный турнир «Большого шлема» – впечатляющее резюме для «самого неприметного ветерана американского тенниса», как называли ее журналисты.

Ее первое появление в туре пришлось на 1986 год: на скромном турнире в Талсе (штат Оклахома), Эми, отпраздновавшая свое 14-летие, выиграла два матча в квалификации, но уступила Луизе Аллен в решающем раунде. Полноценного дебюта ей пришлось ждать еще почти год – за это время она успела выиграть свои первые турниры ITF в одиночке и паре и сыграть в квалификации «Ролан Гаррос» и «Уимблдона». И вот, в августе 1987 года (заметим, что этот месяц будет знаменательным для ее карьеры) Эми Фрэйзер, тогда 202-я ракетка мира, получает приглашение в основную сетку турнира в Нью-Джерси и впервые проводит матч против игрока Топ-20. У Катерины Малеевой все еще 14-летней американке удается взять лишь три гейма. А неделю спустя Фрэйзер сыграет на US Open – это будет ее первое из двадцати подряд (!) выступлений в основной сетке Открытого чемпионата США. Причем следующие 19 лет свое место она будет зарабатывать исключительно благодаря высокому рейтингу, ни разу не прибегнув к wild card.

Прорыв случается в конце 1987 года на турнире в Сан-Паоло: там Фрэйзер не просто выигрывает первый в карьере матч, но доходит сразу до полуфинала – и в одиночке, и в паре. В 1988 году Фрэйзер дебютирует в основной сетке трех других турниров «Большого шлема», а в августе на турнире в Лос-Анджелесе побеждает четвертую ракетку мира Пэм Шрайвер и, как следствие, врывается в Топ-100. Первую сотню рейтинга Эми ни на неделю не покинет в течение следующих 18 лет – до окончания своей карьеры.

1989-й год приносит новые успехи: в феврале она завоевывает первый титул на турнирах WTA, побеждая в Канзасе, в августе в Альбукерке одерживает вторую победу над игроком десятки. Этот год становится также первым из 14 подряд сезонов, завершенных ею в Топ-50.

За первые два месяца 1990 года Фрэзер выигрывает 15 из 19 матчей, записав на свой счет победы над Яной Новотной, Мануэлой Малеевой и Кончитой Мартинес, и в марте дебютирует в Топ-20. Пропустив грунтовый сезон и сыграв всего один турнир летней американской серии, Эми тем не менее еще больше укрепляет свой рейтинг (напомним, что до 1997 года рейтинг WTA рассчитывался исходя из среднего количества очков, набранных игроками за турнир, так что пропускать соревнования было порой более выгодно, чем доходить на них, скажем, до четвертьфиналов).

В сентябре 1990 года в карьере Фрэйзер случается еще одно знаменательное событие: она впервые приезжает играть в Токио. В японской столице в девяностые годы проводились сразу три турнира: зальный Pan Pacific (со временем стал турниром 1-й категории) и «уличные» Japan Open (самый маленький из них) и Nichirei или Princess Cup (2-й категории). Февральский Tokyo Pan Pacific Эми, впрочем, будет игнорировать, а вот на двух других турнирах она сыграет в общей сложности 8 одиночных и 5 парных финалов. Завоевать титулы ей, однако, удастся лишь на Japan Open.

Еще в течение трех лет Фрэйзер будет «курсировать» между двадцаткой и тридцаткой рейтинга, изредка огорчая фаворитов. На Australian Open-1992 она впервые выйдет в четвертьфинал турнира «Большого шлема», позже, в Люцерне, выиграет титул на ненавистном ей грунте, а затем получит серьезную травму и выпадет из обоймы больше чем на полгода. Но в конце 1993-го она вернется, чтобы провести лучшие два сезона в своей карьере. В ноябре в Филадельфии она обыграет Мэри Пирс и Габриэлу Сабатини и впервые окажется в полуфинале турнира 1-й категории. В августе 1994 в Лос-Анджелесе она выиграет свой главный титул, прервав 16-матчевую победную серию Кончиты Мартинес на турнирах WTA. Очередной финал в Токио позволит ей прорваться в Топ-15, а в феврале 1995-го Эми Фрэйзер заберется на тринадцатую строчку рейтинга. Наконец, на US Open того же года она обыграет Мэри Пирс и во второй и последний раз в карьере станет четвертьфиналисткой турнира «Большого шлема».

1996-й станет для нее годом разочарований. В Мельбурне она сразу же проиграет малоизвестной тогда Барбаре Шетт, хотя будет лидировать на протяжении почти всего матча. На Уимблдоне, имея отличные шансы на четвертьфинал, уступит 30-летней Юдит Визнер, а в Нью-Йорке и вовсе умудрится проиграть безвестной соотечественнице. Немногим успешнее будет и следующий сезон, а в 1998-м, дабы прийти в себя, Фрэйзер придется вспомнить о турнирах ITF. Впрочем, без «дежурной» парочки побед над игроками десятки не обойдется.

Титульная засуха, продолжавшаяся четыре года, закончится в 1999 году, конечно же, в Токио. А 3 августа на турнире в Сан-Диего, или, как теперь принято говорить, Карлсбаде, Эми Фрэйзер вписывает свое имя в историю тенниса, завершив карьеру легендарной Штеффи Граф. Спустя пару месяцев Фрэйзер впервые за три года возвращается в Топ-20.

В 2000-м Фрэйзер проводит свой самый «ударный» летний хардовый сезон. В Стэнфорде она едва не купирует в зародыше 35-матчевую победную серию Венус Уильямс – новоиспеченная чемпионка Уимблдона и будущий триумфатор US Open и Олимпиады спасается лишь на тай-брейке третьего сета. А на трех следующих турнирах Фрэйзер неизменно обыгрывает игрока десятки. Особенно впечатляет ее двухсетовая победа над Мартиной Хингис, место действия – вновь Сан-Диего. Увы, в Нью-Йорке череда «апсетов» заканчивается, хотя попортить крови Кончите Мартинес (7-й в мире на тот момент) ей удалось.

В чем был секрет калифорнийско-токийских успехов Фрэйзер? Эми, пользовавшаяся плоскими ударами с обеих сторон, имевшая неотличимую первую и вторую подачу (около 150 км/ч) и бывшая не ахти каким «бегунком», чрезвычайно зависела от темпа и скорости, создаваемой соперницами. Вот почему грунт и медленный хард Майами и Индиан-Уэллса доставлял ей столько проблем, зато зальные турниры и быстрый хард, характерный для летних калифорнийских турниров и токийских кортов, превращали ее саму в «чертика из табакерки». И многим лидерам женского тенниса при встрече с ней не удавалось отделаться лишь легким испугом. Более четверти всех выигранных матчей и более половины побед над игроками Топ-10 в долгой карьере Фрэйзер придется всего на пять турниров: Стэнфорд, Лос-Анджелес, Сан-Диего, Japan Open и Tokyo Nichirei.

Следующие сезоны Эми, которой уже перевалило за тридцать (кто же знал тогда, что в этом возрасте у многих теннисная карьера только начинается?), провела ни шатко ни валко, вновь включив в свой календарь турниры ITF. Очередной взлет американки пришелся на 2004 год: начав сезон 68-й в рейтинге, она выиграла первый за пять лет титул (в Хобарте), а на Уимблдоне, отыгравшись со счета 4-6 2-4, «огорчила» новоиспеченную чемпионку Франции Анастасию Мыскину (ее последняя победа над игроком десятки), а затем заставила попотеть и будущую чемпионку Англии Марию Шарапову. Солидный хардовый сезон вплотную приблизил Эми к Топ-20, но из-за проблем со здоровьем после US Open она смогла сыграть лишь один турнир. Следующий сезон выходил совсем безрадостным, но Эми нашла силы для последнего рывка. В Квебек в начале ноября она приехала с отрицательным балансом выигранных и проигранных за сезон матчей и в страшной борьбе с Александрой Возняк сумела избежать вылета в первом круге. Зато в четырех следующих матчах Фрэйзер не проиграла ни сета и завоевала заключительный, восьмой титул в одиночном разряде – со времени ее первой победы прошло без малого 17 лет.

Завершила карьеру Эми Фрэйзер без фанфар и громких прощаний, обыграв напоследок (и вновь в Сан-Диего) Татьяну Головин и в 20-й раз выйдя на корты US Open. Примечательно, что последними соперницами Фрэйзер стали два тинейджера – Головин и Ана Иванович – и два теннисных «долгожителя» – Джилл Крэйбас и Вирхиния Руано-Паскуаль, которые моложе Эми всего лишь на два года и год соответственно.

За 20 лет профессиональной карьеры рыжеволосая девушка с неизменным козырьком заработала почти три с половиной миллиона призовых, побеждала игроков десятки на всех покрытиях и всех турнирах «Большого шлема» за исключением Австралии, шесть раз обыгрывала Анке Хубер, по четыре раза – Аранчу Санчес, Мэри Пирс, Пэм Шрайвер (имеет положительный баланс против них) и Кончиту Мартинес, дважды побеждала Габриэлу Сабатини и Жюстин Энен, по разу – Штеффи Граф, Мартину Навратилову, Монику Селеш, Мартину Хингис, Яну Новотну, Иву Майоли, Анастасию Мыскину, Ану Иванович.

Ближе к концу карьеры Эми Фрэйзер не раз говорила, что хотела бы заняться преподаванием. И сейчас ее можно застать работающей с подростками в родном Мичигане, в Franklin Athletic Club – клубе, в котором трехлетняя Эми когда-то сама училась держать ракетку. Круг замкнулся.