8 мин.

Ответ читателя «Медузы» писателю Родченкову

Прочитал интервью Григория Родченкова Александре Владимировой, опубликованное на портале «Медуза».

Я, конечно, по-своему рад, что интервью было дано порталу, зарегистрированному в Риге. Вот как сегодня выглядит, если угодно, штаб-квартира «Медузы», которая по изначальной задумке должна была называться «Гидрой»:

Штаб-квартира &quout;Медузы&quout;

Разумеется, она занимает не всё здание, а только одну квартиру в нём – вторую. Приходится, знаете ли, делить дом с 23 другими предприятиями. (Видео с тем же зданием и его соседями.)

Работает данный портал не на российском и не на латвийском домене, а на домене IO – Британской Территории в Индийском океане (BIOT). Уверен, само по себе расположение этой «территории» рядовой читатель затруднится назвать – понадобится Википедия.

Ну да ладно. Что же я хотел сказать?

Первый выход Григория Родченкова «к людям» – он первый и есть. Соскучился товарищ по живому общению.

Радость

Главное в этом интервью, безусловно, описание Родченковым своей радости в связи с тем, что ему вновь разрешили работать в антидопинговой лаборатории в 2005 году. А также некоторые подробности её «внутренней кухни».

Цель, значит, была – создать супермегакрутую лабораторию с огромным количеством анализов (проявление личного энтузиазма, чтобы не сказать – фанатизма). При этом сделаем так, чтобы учёные ненавидели друг друга, дабы конкуренция гнала их вперёд (распространённая в России управленческая «культура»). Утрём своими лекциями нос Европе и Америке, пользуясь тем, что отношение к людям в России всегда было наплевательским (русский народный комплекс неполноценности перед Западом). Причём утрём с тем, чтобы чуть позже сделать это ещё раз, разработав антидот против западных методов тестирования (no comment).

Насколько я понимаю, редактору Дмитрию Карцеву пришлось немало попыхтеть, прежде чем отрывистые реплики нашего героя превратились в стройные публицистические фразы. Об этом можно судить хотя бы по огромному количеству квадратных скобок в тексте, призванных что-либо объяснить или уточнить.

(Кстати, на сайте «Медузы» Карцев числится даже не редактором, а руководителем отдела «Разбор». Виноградова же среди 66 человек персонала не числится вовсе – похоже, она и впрямь фрилансер.)

Но теперь, когда «чёрная работа» проделана, хотелось бы перехода на следующий, более высокий, уровень. Известно же: сказал «А» – говори и «Б». Любителей говорить «А» и в России довольно много. А вот букву «Б» эти «говоруны» так толком и не выучили. Поэтому...

Уважаемый...

Уважаемый г-н Родченков!

Вашу книгу я пока не прочитал. Жду, когда она долетит или доплывёт до Риги. Но, уверен, многие интересующие читателей аспекты там всё же не освещены. И потому хотелось бы получить от Вас уточнения и разъяснения по некоторым конкретным фактам и направлениям.

Но прежде, чем перейти непосредственно к ним, я вынужден поставить кое-какие рамки. Ибо более высокий уровень требует этого.

Где вас воспитывали, Шура?

Во-первых, Григорий, хотел бы призвать Вас к спокойствию и порядку. Тем более что основной стресс – как по жизни, так и по профессии – для Вас остался позади. От Вашего честного признания в том, что Вы, мол, «эмоциональная натура», легче не становится. К тому же оно не добавляет ничего нового: про Вашу эмоциональную натуру читатели давно в курсе.

Поясню. Словосочетаниями вроде «глупого козла» и «неприкасаемого чайника» мы уже насытились. Я уж не говорю о целых фразах типа «ох.еть – её прятать надо немедленно». Причём отпущенных не в устном, а в письменном виде. И в адрес не Васи Пупкина из соседнего подъезда, а всё-таки Алексея Великодного.

Во-вторых, полагаю, Вы уже в достаточной степени развлекли как англо-, так и русскоязычных домохозяек рассказами в стиле «пули свистели над головой». Поэтому не разбавляйте, пожалуйста, впредь свою речь вставками про то, как Вы любите свою собаку, как Вы удирали на машине от охраны и какие шлёпанцы с собой взяли. А также тем, что касается самопиара, – от «у меня было фундаментальное преимущество над всеми» до «я играю хорошо в шахматы». Это не продвинет дело вперёд.

Ковровая бомбардировка

В-третьих, попрошу Вас оставить в пункте «А» ковровые бомбардировки по площадям. Я имею в виду, в частности, обобщающие слова типа «все», «никто» и им подобные. Это также не продвигает дело вперёд и вдобавок задевает тех, кого не надо.

Александра уже срезала Вас именем Фёдора Климова в ответ на Ваше самоуверенное: «Назовите мне спортсменов, которые не имеют отношения [к допингу]». Я готов добавить к Климову всех россиян, допущенных на Олимпиаду в Пхёнчхан-2018, легкоатлетов Шубенкова, Ласицкене, Сидорову... Шахматистов, наконец. Они ведь тоже спортсмены? Или они также употребляют? Я уж не говорю о том, что Вы сами ранее в интервью привели пример с Аделиной Сотниковой.

Александр Тихонов и Светлана Ишмуратова

Поверьте, таких «ковровых» или просто рваных речей от «разоблачителей» вроде Александра Тихонова или Светланы Ишмуратовой мы за последние 10 лет уже накушались. На уровне «Б» требуется конкретика: кто, кому, чего, сколько, где, когда. Вы утверждаете, что у Вас «феноменальная память»? Очень хорошо. Воспользуемся ею.

Кстати, Александра утверждает, что Вас «бесит то, как эту тему [допинга] освещают в нашей [российской] прессе». Это тоже «удар по площадям». Вы, надо полагать, имеете в виду федеральные каналы. Но крупнейший российский спортивный портал – sports.ru (с которым, кстати, и сотрудничает «Медуза») – вряд ли можно отнести к федеральным. Не приходилось ли Вам читать, например, статьи пользователя под ником «Медведь-2006»?

(Могу, кстати, привести в параллельный пример и себя – в отношении причин, по которым СССР бойкотировал Олимпиаду в Лос-Анджелесе-1984.)

Если Вы согласны соблюдать установленные рамки, перехожу к конкретным темам.

Рамка

1. Вы говорите, что, мол, «я сам плоть от плоти из спорта, я сам применял допинг, знаю, как он применяется». Вот с этого места, пожалуйста, поподробнее. Вид спорта, годы и уровень выступлений, конкретный допинг и способ его применения. Быстро и отрывисто отвечать не обязательно – здесь не армия, не тюрьма и не Спортивный арбитражный суд. Цейтнота нет.

Вполне допускаю, что всё это есть в Вашей книге, но она, повторяю, ещё не успела до меня доехать. В таком случае так и скажите: я там всё это как раз и описал.

2. Вы [вновь] пришли работать в лабораторию в 2005 году. То есть пригласили Вас туда аккурат перед олимпийским сезоном Турина-2006. Вот и давайте теперь поконкретнее.

Списки лыжной, биатлонной, конькобежной и т. д. сборной – как мужской, так и женской – легко достать в Интернете. Впрочем, при Вашей феноменальной памяти даже этого делать не придётся. Заполните, пожалуйста, таблицу:

Таблица

То же самое, пожалуйста, в отношении Олимпиады в Ванкувере-2010.

Разобрать советские годы, безусловно, также было бы интересно, но, боюсь, далеко не всем читателям. Посему об этом пока не прошу. Что касается второго десятилетия XXI века, то оно, в принципе, уже разобрано Ричардом МакЛареном – не без Вашей помощи, естественно.

Наконец, Олимпиада в Пекине-2008 заметно отличается (в худшую сторону) от туринской и ванкуверской в плане количества дисквалифицированных за допинг российских атлетов. И потому она тоже вызывает уже чуть меньший интерес. Но я, разумеется, буду только рад, если Вы заполните вышеуказанный образец таблицы и в отношении всех остальных, не указанных в Википедии, российских «птенцов», выпавших из китайского «Птичьего гнезда».

Тимофей Лапшин

3. К сожалению, приходится констатировать, что борцы с допингом на Западе таки привносят в свою деятельность элемент политики или, по крайней мере, приоритеты. В частности, был оставлен в покое биатлонист Тимофей Лапшин, «засветившийся» в докладе МакЛарена не хуже Александра Легкова и, тем не менее, не понёсший за своё поведение никакого наказания – по причине смены гражданства с российского на южнокорейское.

(Кстати, передайте сэру Ричарду пламенный привет как конспиратору-дилетанту: почти все спортсмены, скрытые в его докладе за кодовыми номерами в прямоугольниках, были «вычислены» русскими энтузиастами в течение нескольких недель. Приложил к этому руку и Ваш покорный слуга.)

Посему – раскройте, пожалуйста, как следует тему «помощи» иностранным спортсменам перед Олимпиадой в Сочи-2014. Желательно – в формате всё той же таблицы. Имеются, например, версии (или «сплетни в виде версий», воздавая должное Владимиру Высоцкому), что подобной «помощью» пользовались белорусские и некоторые другие иностранные атлеты-призёры: Дарья Домрачева, Анастасия Кузьмина, Антон Кушнир, Надежда Скардино, Алла Цупер и др.

Буду очень рад нашему дальнейшему плодотворному сотрудничеству.

Сотрудничество

С наилучшими пожеланиями.