28 мин.

Карате - это не только вертушки в голливудских боевиках. А целый мир с кучей разных школ!

Блог "Тонкий филолог" заполняет пустоту

Сегодня начались первые в истории Олимпиады соревнования по карате! Долгие годы это японское единоборство пыталось пробиться на главный спортивный праздник - всё же удалось, хоть и с нехилым скрипом. К сожалению, карате воспринимается, как и некоторые другие восточные единоборства, в том образе, в каком его преподносят боевики категории "Б": мельтешение, крик "Ки-йя" и, конечно же, вертухан в чердак! Тогда как это направление является одним из самых неоднородных и богатых на вариации в мире боевых искусств: сейчас насчитывается более пятидесяти стилей - поэтому не существует какого-то одного "карате". И в этом состоит вся его прелесть, о которой ваш автор и поведает, затронув несколько болезненных тем, как китайские истоки карате, убогость олимпийских правил и "слабость" каратистов в ММА.

Карате исторически не является японским единоборством. Из-за этого пришлось менять написание

Придётся начать с небольшого урока японского языка, ибо автору нужно оправдывать свой диплом в области лингвистики: дальневосточные народы пишут не графемами (буквами), а идеограммами - то, что мы привыкли называть "иероглифами". Графема обозначает один, максимум два звука - тогда как иероглиф может выражать сочетание двух-трёх слогов, которые являются носителем смысла. Именно поэтому и идеография - письмо смыслами/идеями. Недостаток данного способа очевиден - под каждое новое сочетание слогов нужно придумывать свой знак. Именно поэтому в китайском и японском языках число иероглифов уходит за десятки тысяч! Но есть ещё один неприятный нюанс, который напрямую относится к истории карате - омонимия и её производные.

Омонимы встречаются и в русском языке, как, например, два слова "ключ", которые обозначают принципиально разные предметы. Но есть и родственное омонимии понятие - омофония. От омонимии она отличается разностью в написании при идентичном звучании: труд-трут - в потоке речи эти слова полностью созвучны из-за оглушения твёрдой согласной [д] на конце. В японском языке тоже существуют одинаково звучащие слова, записываемые разными иероглифами - и это обстоятельство спасло карате от забвения. Потому что кара-те-до - путь китайской руки.

唐 - данный иероглиф звучит как "кара" и буквально обозначает "династия Тан", ибо всё китайское японцы соотносили с той великой эпохой в истории Поднебесной. Ведь первые мастера карате учились технике ведения рукопашного боя действительно в Китае, после чего приезжали домой и называли своё искусство достаточно честным понятием: "китайской рукой". Все бы изобретатели были бы такими благодарными по отношению к первоисточнику!

Но проблема состоит ещё и в том, что эти изобретатели возвращались не в Японию - а на остров Окинава, который был долгое время полностью независимым от Страны Восходящего Солнца и имел свои историю и культуру. Поэтому первоначально новая боевая система называлась "тодэ", что в переводе с местного рюкского языка и обозначало "рука династии Тан". При всех раскладах карате не является исконно японским видом боевых искусств: свои корни берёт из ушу, которому обучались первые мастера - а начало развиваться в независимом государстве Рюкю. Но произошло неизбежное: маленькая Окинава была захвачена японцами и стала подвластной автономией. Тут старший брат увидел новый способ избиения врага, перевёз к себе и просто скалькировал название. Не знали себе японцы бед, учились искусству "китайской руки" - и даже не комплексовали по этому поводу до прихода к власти Хирохито.

Если кратко, то данный император был приверженцем открытых националистических взглядов и хотел сделать Японию гегемоном Тихоокеанского региона - поэтому данное время в истории страны известно в качестве "милитаристского периода". Хирохито практически во всех областях начал накачивать население агрессивными завоевательными лозунгами, добравшись и до уроков физкультуры: ему хотелось ввести в программу несколько боевых единоборств, чтобы с детства воспитывать воинов. И однажды император пригласил к себе несколько мастеров рукопашного боя, которые показали своё единоборство - Хирохито это одобрил. И спросил:

-А как, собственно, это всё называется?

Гордые мастера синхронно, будто репетировали, и торжественно выкрикнули:

-Карате-до!

И тут лицо Хирохито приобрело оттенки гнева и недоумения:

-Путь китайской руки?

Это было начало тридцатых годов, и Япония не особо стеснялась своих планов по завоеванию Китая, который тогда был ослаблен гражданской войной. Да и история далеко не лучших взаимоотношений этих стран является темой целой лекции на кафедре дальневосточной истории. Каратеки понимали, что через пару часов закроют не просто школу единоборств - а и их самих. В лучшем случае. Благо, среди них находился Гитин Фунакоси, обладающий уникальным даром находить правильный ответ в любой обстановке. Именно ему в ситуации, когда на кону стояла собственная жизнь, вспомнилось всё богатство японской идеографии - и он выкрикнул:

-Другой иероглиф, дорогой император! Не "китайской", а "пустой"! "Путь пустой руки"!

空 - да, это тоже "кара". Но уже с угодным японской пропаганде значением. И именно этот иероглиф вы можете увидеть на груди любого каратиста. Даже существует целая философия относительно "пустоты": занятие карате опустошает душу и разум от злобы, негатива и прочих нехороших мыслей, которые мешают сконцентрироваться и вообще быть классным парнем. Но это было потом (кстати, про "опустошение от гнева" первым сказал тот же Фунакоси. Дипломатом он был превосходным) - а тогда император успокоился, подумал и сказал, что именно "карате-до" будет изучаться на уроках физкультуры вместе с дзюдо и кендо.

Конечно, это всё история. Япония сделала карате в том плане, что из пары окинавских школ превратила данное занятие в целую систему и бренд. А смена иероглифа, пусть и была продиктована откровенно политическими мотивами, придала этому единоборству собственную философию. И кто-то даже в неё погружается и находит глубокий смысл, хотя Гитин Фунакоси её придумал лишь в качестве отмазки и попытки отречься от китайского происхождения.

Карате многогранно. То, что вы видите в боевиках, является лишь 1-2 стилями карате

Когда вы говорите "я умею водить машину", то вас спросят: легковую? Или же что-то покрупнее? Когда человек говорит, что у него пояс по карате - то редко требуют уточнения. Хотя стилей карате гораздо больше, чем видов транспортных средств. Причём различия между уэти-рю и асихарой такие же кардинальные, как между "Хёнде Солярис" и тягачом MAN.

Это объясняется тем, что карате - направление, базовый набор техник и стоек. В Японии есть даже такое понятие - кихон. Карате в своём собирательном понимании и есть кихон, т.е. общий перечень используемых элементов. И у каждого стиля своя степень преемственности по отношению к основным постулатам: касается это не только того, кто какие приёмы берёт - а ещё и особенностей выполнения этих техник. Например, удар ногой ниже корпуса (лоу-кик) в киокусинкае и годзю-рю выполняется по-разному. Ибо в первом это будет исполняться по принципу "маваси" - т.е. удар с занесением бедра в сторону. Да-да, "маваси" - это не удар в конкретную часть, а просто технический принцип выноса ноги. Собственно, все стили карате объединены лишь названием, общим набором техник, доги (НЕ КИМОНО. Кимоно - халат, обычно используемый для выхода на торжественные мероприятия. Единоборствами занимаются в доги, это другая одежда) и наличием ранговой системы в виде поясов. Причём с последним тоже есть нюанс: в разных школах могут различаться ученические цвета. Или порядок их следования. Как и с градацией по мастерам тоже есть непохожесть: например, в асихара-карате всего 4 дана - тогда как в большинстве стилей их всё же ровно десять.

И перед тем, как я опишу самые распространённые или колоритные стили карате, забавный факт: идею с доги и системой поясов каратистам подсказал Дзигоро Кано, основатель дзюдо. Ибо единая униформа и мотивация в виде постоянного стремления к новым вершинам мастерства помогает школе единоборств привлекать новых учеников.

Какие же есть стили в карате (осторожно, список далеко не полный, ибо все школы карате невозможно описать)?

Один из лучших экспертов в истории смешанных единоборств, Роман Романчук, комментирует нокауты на старых турнирах по киокусинкаю

Киокусинкай - собственно, самый известный. И именно элементы киокусинкая чаще всего представлены в фильмах про каратистов, потому что данный стиль имеет богатую базу ударов ногами по разным этажам - а зрителям только и подавай, что с вертухи в табло. А ещё киокусинкай изобрёл "маваси-гери" (в более старых видах карате удары ногами менее амплитудные и более прямолинейные по траектории). К сожалению, в данном стиле запрещены удары руками в голову - зато 80% боёв по киокусинкаю на крупных соревнованиях являются фестивалем апперкотов в область пресса. Многие совершают огромную ошибку, навешивая на киокусинкай ярлык "детского стиля" из-за отсутствия ударов руками по лицу - но и с этим обстоятельством данный вид очень жёсткий по тяжести наносимых увечий. Поверьте, проникающий кулак хорошего киокусиновца в живот - это особый вид боли. И да, ещё бои в данном стиле известны по нарезкам акробатических ударов в воздухе, потому что основатель киокусинкая, Масутацу Ояма, был этническим корейцем и хорошо владел тхэквондо. Потом именно отсюда база ударов ногами легла в основу кикбоксинга. Кстати, обычно в этом стиле бьются на короткой дистанции и открыто, поэтому какое-то соревнование по киокусинкаю почти всегда состоит из жестокого и беспощадного рубилова, лишённого какой-то осторожности.

Годзю-рю - самый жестокий. Эта школа обладает тем, чего лишены многие стили карате - ориентации на ситуацию уличной драки. Допустим, набор техник киокусинкая - то, что заточено под спортивные соревнования. А годзю - настоящая окинавская рукопашка. Именно архаичность и выделяет данный стиль из множества более молодых школ: годзю было придумано тогда, когда единоборства не шли в спорт, массовость и школьную программу по физкультуре. Годзю-рю является первоначальным этапом развития карате, когда от единоборства требовалось быть эффективным в окинавском быту. Извините, данный остров рубежа XIX-XX веков слабо походит на обстановку современных милых японских мегаполисов с рекламой аниме на билбордах - это был суровый сельскохозяйственный регион. Поэтому в годзю широко используются нелегальные техники: захват за паховую область, ноздри, уши, глаза - всё, до чего достают пальцы, является болевой точкой. Также в годзю-рю хорошо развиты навыки борьбы, с чем обычно массовый зритель не ассоциирует карате. И в данном стиле не используются удары ногой выше бедра, ибо на улице это не совсем практично. Годзю-рю является одним из истоков карате, но карате так далеко ускакало, что теперь этот стиль сильно выделяется из общего ряда. И в этом его очарование.

Сётокан - самый быстрый. Гитин Фунакоси (да-да, тот самый знаток иероглифов) вырос на Окинаве, но был одержим другой идеей: ему хотелось создать самое динамичное единоборство. Ведь побеждает тот, кто не просто бьёт первым - а быстрее доводит свой удар. Поэтому его стиль, названный сётоканом, нередко сравнивают с фехтованием: здесь важно моментально сблизиться и пробить. В сётокане бойцы посажены в низкую стойку, что сокращает время передвижения - и из-за этого соревнования по данному стилю обладают своей спецификой. Правда, специфика состоит и в том, что после любого удачно нанесённого удара схватка останавливается, даже если соперник не упал - и счастливчику присуждается оценка за успешно проведённое действие. Поэтому сётокан критикуют за то, что он слабо похож на привычный нам бой: не совсем естественные стойки, останавливают на самом интересном, редко используются боковые удары. Но это не делает данный стиль "плюшевым": поверьте, на соревнованиях хватает разбитых лиц. Да-да, в сётокане разрешены удары рукой в голову. Может быть, в данной школе не так много брутальности - но вы сначала догоните сётокановца, чтобы об этом ему сказать!

Вадо-рю - самый бросковый. Хиронори Отцука, основатель стиля, изучал дзю-дзюцу, поэтому видел единоборство своей мечты синтезом ударной техники со всевозможными приёмами из борьбы. И дело, кстати, не только в бросках - а ещё и в многочисленных мелочах типа заломов, подсечек и блокировок. Например, одна из фишек вадо-рю - лишение оппонента подвижности за счёт наступания на стопу. Проще некуда, но безумно действенный приём. И да, конечно, вадо-рю позаимствовало из дзю-дзюцу и удушения с болевыми, поэтому рычаг локтя или треугольник руками здесь активно практикуются.

В такой экипировке выступают бойцы кудо

Кудо - самый близкий к ММА. Вообще-то, у этого стиля есть официальное название "Дайдо-дзёку карате" - но существуют определённые проволочки (отсутствие ката), из-за которых в Японии данную школу не называют "карате". Но это карате уже потому, что техническая основа взята из киокусинкая, ибо Адзума Такаси был учеником Масутацу Оямы. И настолько послушным, что ездил представлять эту школу в межстилевых спаррингах. Во время одной из таких поездок в Таиланд Такаси понял всё несовершенство киокусинкая, ибо встретился с представителями муай-тай - оказалось, что против локтей в клинче и подсечек адептам киокусинкая нечего противопоставить. Адзума ушёл от Оямы и создал свой стиль, который объединил в себе основу школы учителя вместе с приёмами из тайского бокса и дзюдо. Получился вольный бой, где разрешены удары руками в голову, броски и проведение болевых в партере. Несмотря на меры предосторожности в виде шлема, нокауты в кудо происходят постоянно. А ещё в соревнованиях по этому стилю достаточно интересное распределением по категориям: в качестве разграничивающего параметра играет не вес, а совокупность массы тела и роста. Т.е. боец с данными 175 сантиметров и 70 килограммов никак не встретится с человеком, у которого тот же вес, но при 185 сантиметрах: один попадёт в категорию 250 единиц - а второй же окажется в 260. Данный принцип делает весогонку бесполезной, ибо в рамках таких категорий ты всё равно не будешь иметь значительного преимущества в размахе рычагов. Собственно, кудо можно назвать идейным братом ММА - но без ситуаций с тирамису и потения в сауне.

Асихара-карате - самый амбициозный. И снова ученик Оямы прозрел и понял, что киокусинкай можно усовершенствовать. Только Хидеюки Асихара сделал акцент не на кумите, как Такаси - а на применение в реальной жизни. Причём под "реальной жизнью" понимается ситуация а-ля "несколько молодых людей в униформе известного бренда попросили закурить - и ты вынужден им корректно объяснить, что у тебя закончились сигареты". Кроме шуток, Асихара всегда подчёркивал, что его школа не ограничивается противостоянием одному противнику - а активно работает над техникой противостояния сразу нескольким супостатам. Для этого он позаимствовал техники из дзюдо и муай-тай - но этого всё же мало, чтобы выполнить поставленную задачу. И Асихара разработал целую концепцию "сабаки". Если объяснять просто, то "сабаки" - это игра на опережение за счёт движения. Главный ключ к победе состоит в том, чтобы вовремя оказаться в нужном месте и заставить своё тело принять такое положение, которое гарантирует нейтрализацию противника. И "сабаки" работает что против одного, что против нескольких злодеев. Если честно, то чего-то революционного в данной мысли нет - просто никто её раньше не декларировал в качестве первоосновы. И хватит ли "сабаки" для того, чтобы одолеть троих-четверых противников на открытом пространстве - вопрос глубоко дискуссионный. Стиль-то по технике классный, но с амбициями перегиб.

Уэти-рю - самый нестандартный. Ещё один старый окинавский стиль, который очень печётся за сохранение тех техник, что были когда-то позаимствованы первыми мастерами из ушу. Поэтому здесь присутствуют такие элементы китайских единоборств, как круговые движения руками, "животные" стойки (про "стиль журавля" окинавцы могут целую лекцию прочитать) и очень непривычную нам технику ударов. В большинстве стилей карате прямой удар ногой, он же май-гери, бьётся с согнутыми пальцами - элементарная безопасность. В уэти-рю же не боятся бить самими пальцами, потому что это увеличивает проникающую силу + очень удобно в быту, когда на вас надета обувь. Но гораздо интереснее некоторые удары руками, когда само касание совершается при помощи отставленной фаланги указательного пальца. Зачем так делать? Кулак большой, и он не очень гибкий - тогда как фалангой при хорошей скорости можно пробить труднодоступные болевые точки. Например, на внутренней стороне плеча и локтевого сгиба есть много мест, попадание по которым вызовет очень неприятные ощущения - а кулаком до них достать очень сложно. Опять же, уэти-рю кажется странным и нестандартным с позиции того, какой вектор приняло карате в современности - в начале XX века данный стиль вписывался в парадигму и предлагал типичные вещи. Просто эта архаика тут хорошо сохранилась и теперь выгодно выделяет старую окинавскую школу. А ещё всё старое не только нестандартно, но и ещё и жестоко: в соревнованиях по уэти-рю наблюдаются постоянные травмы.

Сёрин-рю - самый старый. Обычно с сёрина отсчитывают оформление карате в самостоятельный стиль, ибо это первая авторская школа в истории данного направления. Конечно же, как и в любом окинавском стиле, присутствует много влияний ушу - даже в самом названии, которое переводится, как "шаолиньский". Главная отличительная особенность сёрина от других школ состоит в отсутствии понятия "прямой удар рукой": всё наносится под определённым углом, ибо это тоже позаимствовано из классического ушу с его теорией круговых движений конечностями. В России данный стиль слабо распространён, зато очень популярен в США.

Проблема олимпийского карате состоит в правилах. Они убивают всю прелесть и вариативность данного направления.

Существует WKF - всемирная федерация карате. Звучит претенциозно, не так ли? Будто именно эта организация контролирует всё карате в мире. Но, конечно же, это далеко не так: WKF просто обладает лицензией на организацию международных соревнований и является членом Олимпийского комитета. Тут дело в том, что японские федерации не смогли вовремя консолидироваться (и не совсем этого хотели) и стать чем-то единым и представительным, поэтому европейцы из WKF просто вовремя подсуетились, заняли пустующее место и начали долго и упорно проталкивать идею о карате на Олимпиаде. Около 35 лет потребовалось на то, чтобы это предложение начали воспринимать всерьёз - всё же удалось добиться своего. И то, лишь на Игры в Токио - в 2024-м году карате снова не будет. Прекрасный, конечно, промоушн от WKF, ничего не скажешь.

Но протолкнули - благо, собственные правила проведения соревнований уже давно имелись и были обкатаны. Поначалу всё кажется прекрасным: разрешены удары ногами по всем этажам, разрешены броски и подсечки, разрешены удары руками в голову - Господи, да вот же квинтэссенция карате! Всё, что можно увидеть в разных стилях, есть тут! Но правила WKF привели не к квинтэссенции, а к скатыванию в компромиссы. Из всего многообразия и великолепия карате вылупился уродец под названием карате WKF. Ладно, не всегда роды бывают удачными - так это ещё и является лицом всего направления!

Один из немногих интересных представителей карате WKF - Рафаэль Агаев, живая легенда

Проблема карате WKF заключается в том, что его правила превратили кумите в унылое однообразие. Сейчас я вам просто перескажу большинство боёв по данной системе: два бойца в предельно низкой стойке 20 секунд семенят, пытаются вытянуть соперника за счёт ложных движений ногами и плечами - а потом один резко как входит и бьёт джеб! После чего судья прерывает схватку, присуждает ударившему "юко" (низшая степень оценки успешности. Дальше идут солидная "вазари" - а на вершине "иппон", после которого бой оканчивается). Всё возобновляется до следующей остановки. И вот так три минуты смотреть. Удары кулаками в корпус? Не используются, т.к. за них не дают очки. Лоу-кики? Зачем нужны, если за них тоже ничего не дают? Красивые броски? Очень редко, ибо это рискованно и раз в месяц приводит к "иппону". Собственно, карате WKF - это такая пародия на бокс с вкраплениями элементов из дзюдо (подсечки) и кикбоксинга (удары ногами). Вопрос: а где карате?

Когда-то выход тхэквондо на Олимпиаду сильно поссорил представителей этого боевого искусства, т.к. кое-какая часть отказалась от такого и создала свою федерацию - ITF. И главная их претензия к тем, кто выступает за олимпийский вариант - сведение тхэквондо к набору очков на соревнованиях и слепое доверие электронике. Что, мол, из-за этих рамок, где тебе нужно ударить правильной частью электронного фута в электронный же жилет, чтобы набить очки, убивает идею тхэквондо. Вот только одно "но": техническая база у WKF и ITF одна и та же, просто правила разные. А здесь же WKF представляет карате, вроде бы и создаёт правила, подходящие разным стилям карате - а самого карате и не показывает. Проблема существования карате WKF на Олимпиаде в том, что этот гомункул не может репрезентовать всё многообразие направления и вынуждает людей смотреть на довольно одинаковые и скучные бои, ещё и с ограниченной степенью контакта: поспособствует ли такое популяризации карате? Сомневаюсь.

Существуют другие способы примирить различных представителей карате. И они выглядят значительно лучше, чем то, что представлено на Олимпиаде

Стиль определяют правила поединка. У каждой школы свои соревнования, которые максимально полно раскрывают технику того или иного стиля (ну, не считая годзю, ибо некоторые его приёмы несут откровенно неспортивный характер). Поэтому попытки примирить всех ведут к типизации, при которой выходец из асихары и знаменосец киокусинкая не смогут во всех аспектах раскрыть свою идентичность. Конечно, можно делать не такой ужас, как у WKF - но всё равно не нужно строить иллюзий по поводу "чистый сёрин-рю против уэти-рю". Карате слишком разное, чтобы все пришли к одному знаменателю. В этом его минус, если сравнивать с соревнованиями по боксу или муай-тай, где не нужно искать компромиссов, ибо в данных единоборствах все обучены одним и тем же принципам - но и плюс, ибо многогранность карате очаровательна.

К счастью, есть те же соревнования по кудо. Да, это отдельный и самостоятельный стиль, но правила позволяют работать и представителям сётокана, и адептам вадо-рю. Понятно, что с адаптацией под требования кудо - но это уже неплохо. Плюс здесь гораздо жёстче контакт и гибче система оценивания. За счёт этого кумите по кудо значительно динамичнее, активнее и вариативнее: размены, удары ногами по разным этажам, броски, болевые. И много нокаутов. Собственно, просто посмотрите!

Теперь на очереди обзор эффектных боёв в кудо

А ещё существует такой ответ WKF под названием "косики-карате". Оно было придумано в 1970-х годах, когда различные японские федерации пытались прийти к консенсусу и создать единый репрезентативный формат соревнований для всех стилей карате - и они выбрали одновременно неправильную и правильную стратегию. Неправильную в том, что их видение никак не соответствовало представлениям об олимпийских видах спорта. Олимпиада всё же достаточно стерильна, если говорить о степени жёсткости: бокс и тхэквондо в олимпийском виде лишены той мощи, которая присуща данным единоборствам. Ибо Игры - праздник для людей всех возрастов, поэтому кровища и сломанные рёбра неприемлемы. Правильную же в том, что косики-карате позволяет спортсменам работать не на сухой набор очков и использовать бережливую тактику - а именно что выкладываться и не жалеть себя. Соответственно, у косики не так много пиара - зато за соревнованиями приятно следить! В чём же отличие от кудо? Есть остановки боя на зачёт оценок и отсутствует возможность применять болевые приёмы. Вроде бы и страдает вариативность, зато гораздо больше времени проходит в стойке - логичным следствием этого является то, что в косики бои редко завершаются равенством очков.

А уж косики-карате Роман и вовсе обожает

Поэтому вам не стоит расстраиваться в карате, если не понравится олимпийский вариант - поверьте, две приведённые выше альтернативы гораздо интереснее! Но совсем недавно обнаружился ещё один конкурент, причём с принципиально отличным от других подходом: если кудо и косики являются всё же чистым спортом, то лига Karate Combat как раз решила занять пустующую нишу коммерческого и доступного зрителю карате. Да, найти видео с соревнований по кудо несложно - но это далеко не всегда съёмка с телевизионной камеры, ещё и обычно без комментатора - в общем, продакшна никакого. А Karate Combat именно что является шоу с удобной для масс подачей. Можно сказать, что данная лига находится где-то между поп-ММА и серьёзными промоушнами: от "попсы" отличается тем, что здесь очень высокий порог вхождения в плане навыка - а с Bellator или UFC это некорректно сравнивать из-за отсутствия чётко выстроенной структуры. Непонятно, какие пояса сейчас разыгрываются в лиге, кто на какой строчке рейтинга в дивизионе располагается и т.д. - нет того, что является само собой разумеющимся в любом уважающем себя промоушне.

Бой за чемпионский пояс в полусреднем весе: Джошуа Куэйхеген (чемпион США) против Дионисио Густаво (двукратный победитель Панамериканских игр по карате WKF)

Но сама задумка крайне интересна: в Karate Combat сражаются только представители данного направления. Причём, что радует, основу составляют титулованные каратисты, которые могут показать технику своего стиля. Плюс решена вечная проблема с пространством для поединка: обычно в карате дерутся на татами - такой небольшой площадке, не имеющей ограждений. Из-за этого бой постоянно останавливается, ибо ребята рано или поздно вылетят за пределы. Karate Combat соорудили вокруг мягкие барьеры в виде уклонов, закрыв вопрос с вылетом за рамки татами и подарив возможность для клинча в углу.

Хабаровчанин Никита Янчук (чемпион России по кудо в 2019-м году) сражается c Витали Сертаном (семикратный чемпион Португалии по фулл-контакт карате)

Как вы видите, экипировка тоже довольно нетипичная: если в косики и кудо всё очень серьёзно с защитой головы и конечностей, то здесь никаких шлемов. Казалось бы, прямо раздолье для нокаутов и окровавленных лиц - но нет, к сожалению, в Karate Combat низкий темп и не так часто встречаются динамичные бои. Видимо, отсутствие защиты и раздолье в количестве разрешённых приёмов заставляют ребят побаиваться идти вперёд. Или же просто не так много платят (кстати, промоушн не разглашает суммы призовых). Но у Karate Combat достаточно хорошие перспективы за счёт того, что они стараются делать лёгкий для восприятия продукт.

В программу Олимпиады включены и соревнования по ката, которое многие неверно ассоциируют с "боем с тенью"

Чемпионское выступление от признанного мастера ката

Ката является этакой дальневосточной механической мнемоникой, т.е. способом развития так называемой мышечной памяти. Хотя тогда уж точнее назвать это "биомеханической памятью". Сравнить можно с постоянным повторением гамм при обучении игре на музыкальных инструментах: существует какое-то произведение, которое не несёт в себе художественной мысли - но имеет структуру. И оно постоянно проигрывается с целью развития техники звукоизвлечения. Исключительно тренировка гамм не сделает из ученика великолепного пианиста/гитариста/скрипача - но разовьёт в нём базовые принципы извлечения звука. И на основе этой базы он уже сможет осваивать целые композиции.

То же самое и с ката - это цельная постановка, разбитая на последовательность движений. Ката обучают абсолютных новичков, чтобы они синхронно передвигались и выносили удар с правильной техникой. Здесь важно всё: ритм, разворот корпуса, амплитуда удара, соблюдение кихона - те вещи, которые необходимы в любом ударном единоборстве. Несмотря на то, что со стороны кажется, будто человек в замедленном повторе колотит воздух, без ката будет гораздо сложнее освоить и сами принципы ведения боя.

Конечно же, когда приходишь в карате с целью побыстрее встать в спарринг и научиться крутить вертухи, то ката будет казаться просто невыносимой и бесполезной тягомотиной - более того, то же кудо отказалось от данной традиции, посчитав её лишней для сугубо спортивного стиля. Только потом, когда в спарринге вскрывается вся твоя кривота, начинаешь осознавать, что ката не такая уж и бесполезная штука. Более того, для ката не нужен партнёр, в отличие от спарринга - можно повторять хоть в домашних условиях. И, регулярно практикуя ката на протяжении пары месяцев, можно быстрее освоить минимальные принципы техники карате - а уже в тренировочном бою они закрепляются. Это гораздо продуктивнее и разумнее, чем плюнуть на "японский нудный рудимент" и заниматься лишь спаррингами - ещё и с меньшим риском получить травму, причём в первую очередь для самого новичка.

А вот и групповое исполнение ката

Сразу стоит развеять известный стереотип про "японский бой с тенью" - ни в коем случае. Ката просто оформлено в виде воображаемого боя с ордой противников, но ни в коем разе не является этим по двум простым причинам: а) в реальности злодеи нападают быстрее и слаженнее, тогда как в ката темп далеко не самый резвый - и по сюжету оппоненты расставлены по разным углам; б) в ката ты всегда оставляешь спину открытой, чего никогда нельзя делать в случае реального конфликта. Это просто такая игровая условность, чтобы было веселее.

Но ката занимаются и ребята поопытнее, и уже люди с чёрным поясом - не только потому, что знание ката необходимо для теста на следующий кю/дан. А ещё и потому, что ката даёт возможность шлифовать технику и спустя годы обучения. В этом и прелесть данного метода, что ката всегда оставляет пространство для развития. Прямо как с тренировкой гамм, которую практикуют и уже матёрые музыканты.

Каратисты подходят для ММА так же хорошо, как и представители других ударных стилей

Бас Рюттен и Жорж Сен-Пьер помнят о своих корнях в карате

Одной из главных претензий, которую ставят в упрёк карате, является аргумент якобы про слабый потенциал для перехода в смешанные единоборства: мол, кикбоксёров и представителей муай-тай гораздо больше. И да, выходцы из данных видов единоборств, наверное, чаще всего встречаются в ММА. Есть только один момент: многие великие кикбоксёры начинали с карате. Если вспоминать элиту тяжёлого веса К-1, то Кро Коп, Схилт, Фейтоза, Ле Банне, Фильо, Цикатич, Хуг, Греко, Леко как раз перешли в кикбоксинг с уже сформированной базой. Потому что сам кикбоксинг на стадии своего формирования многое позаимствовал из киокусинкая.

И, кстати, это очень показательный пример: чаще всего Франсиско Фильо ассоциируют с кикбоксингом, хотя он чемпион мира по киокусинкаю. Мы идентифицируем бойцов с тем, где нам их показывают. И именно поэтому мало кто знает о том, что Мирко Кро Коп в юности занимался карате - а уже потом воплотил свою мечту стать кикбоксёром. Тут больше вопрос в том, что правила в кикбоксёрских промоушнах гораздо ближе к реалиям ММА, чем условия кумите во многих каратистских стилях. Но никто же не мешает хорошему каратисту попробовать себя в кикбоксинге, потратить время на адаптацию к новым правилам и развить базу ударов руками: от этого он перестанет быть каратистом? Пропадёт всё то, что он выучил в карате? Так в ММА в принципе не приходят адепты лишь одного стиля. Потому что чистый вольник или чистый каратист неконкурентноспособен в смешанных единоборствах не из-за "слабости" направления - а вследствие ограниченности рамками лишь одной школы.

Разбор приёмов из карате в технике Стивена Томпсона

Так что претензия по поводу хилого потенциала для ММА довольно глупа: любое единоборство, где есть эффективные техники ударов конечностями, уже будет классной базой для дальнейшего развития. Вопрос в том, что эти наработки желательно бы развивать и апробировать не только в соревнованиях по карате, но и в других единоборствах. А ещё полезно осваивать новые техники, как это сделал Лиото Мачида: он начинал с сётокана, но попутно занимался и муай-тай, и боксом, и БЖЖ - да он даже соревнования по сумо выигрывал! А его идентифицируют именно как каратиста. Или тот же Роб Уиттакер: он совмещал занятия хапкидо и годзю-рю - а потом ещё и на джиу-джитсу записался. И даже самый известный каратист, Жорж Сен-Пьер, разбавлял киокусинкай секцией бокса. Вы можете вспомнить Сашу Волкова, который в М-1 и Bellator считался "чистым каратистом": да, он начинал с киокусинкая, потом выступал по асихара-карате - но в UFC попал уже с неплохими наработками в БЖЖ. Так что карате прекрасно подходит для ММА - просто исключительно на нём, как и на навыках любого другого единоборства, выехать очень сложно.

Спасибо за прочтение! Если вы упустили материал про дзюдо, то можете прочитать его здесь!

Трагичная история жизни Даниэля Кормье

Летопись UFC: первая и вторая части