16 мин.

Борец за справедливость или убийца итальянского футбола? Джузеппе Чине будет вписан в историю Ювентуса черным цветом

Дело о приросте капитала и вовлеченность Ювентуса в маневры с заработной платой во время пандемии все больше обрастают подробностями и юристы не дремлют. В частности это касается решений, принятых судьей по делу Prisma и позиции федерального прокурора FIGC Джузеппе Чине, который все же довел ранее проваленное дело до конца и готов наконец опрокинуть Ювентус на обе лопатки. Его мало интересуют болельщики, спортивная составляющая и могущество клуба внутри страны, Чине преследует одну цель - разобраться в мошеннических схемах и наказать виноватых. Судьба всего итальянского футбола повисла на волоске, ведь маневрами с зарплатой и фиктивным приростом капитала злоупотребляли так или иначе все клубы Серии А. То, что получилось сделать с Юве рано или поздно сделают и с остальными, ведь так работает справедливость? Или все же Джузеппе Чине не всегда был настолько беспристрастным и раньше задумывался о судьбе футбола на своей родине?

Как все началось?

Если копать поглубже, то начал все комитет УЕФА во время принятия обновленного регламента с уставом ФФП - правил финансового фэйр-плей в 2011 году. По этому регламентированному уставу все клубы, которые получают право на участие в турнирах УЕФА, должны доказывать, что не имеют просроченных финансовых обязательств на текущий сезон перед другими клубами, своими игроками и социальными/налоговыми службами. Иными словами, они должны подтвердить, что у них оплачены все счета.

С 2013 года клубы должны подтверждать свою безубыточность - то есть, что они не тратят больше, чем зарабатывают. Для оценки этого УЕФА создал Инстанцию по финансовому контролю клубов (ИФКК), которая каждый год проверяет показатели всех участников еврокубков за последние три года. Первые санкции в отношении клубов, не выполнивших требований по безубыточности, были применены после первой оценки финансовых показателей в мае 2014 года. Первые санкции, вызванные несоответствием с критериями безубыточности, вступили в силу с сезона 2014/15. В июне 2015 года в правила финансового "фэйр-плей" были внесены поправки. Главная цель - обеспечение более стабильного финансирования клубов при сохранении контроля над чрезмерными тратами. Новая редакция правил ФФП учитывает ситуации, когда клубы подверглись недавней реструктуризации или поглощению, а также неблагоприятные условия, в которых могут оказаться клубы из-за экономических потрясений или тяжелого положения их регионального рынка. С этого момента в поле зрения ИФКК впервые попали не только участники еврокубков, но также клубы, которые только собираются играть в еврокубковых турнирах в будущем.

К чему привело стремление главной европейской спортивной организации уравнять в правах все клубы? Верно, к появлению сотен и тысяч приемов обхода принятых правил и созданию обширно применяющейся практики ведения своей отчетности так, чтобы не попасть в список убыточных клубов. Наиболее финансово устойчивые компании, вроде Манчестер Сити, ПСЖ, Реал Мадрид и Бавария обладают солидным спонсорским притоком денежных средств, поэтому количество сделок с правильным отражением в отчетности близится к 100% - прибыльным клубам куда легче соответствовать ФФП и подписывать дорогих футболистов, нежели маленьким. Всему виной - плюсваленца.

Плюсваленца - это прирост капитала, который отражает полную прибыль после осуществления трансфера.

И здесь большую роль играет процедура отражения в бухгалтерской отчетности затраченных средств. После прецедента Гарета Бэйла и его перехода за немыслимые 100 млн евро в Реал Мадрид, рынок превратился в бездонную пропасть. Богатые клубы ринулись подписывать толпу игроков по завышенным ценам и амортизировали их итоговую стоимость на весь срок контракта. Игроки редко надолго задерживались, и спустя всего пару лет клуб их продавал, а оставшийся срок амортизировал в прибыль. Поясню на примере: допустим Юве купил футболиста за пресловутые 100 млн евро и подписал с ним контракт на 5 лет. Амортизация сгладила убыток на весь срок договора и в отчет пошли убытки по 20 млн на каждый год. Спустя всего два года Ювентус продает его за 60 млн евро, за что получит плюсваленцу на 20 млн евро за счет полученных от другого клуба средств минус оставшиеся по амортизации убытки за не доигранные два года по 20 млн евро за штуку (60 млн - 40 млн = 20 млн). Вуаля, футболист подешевел, но клуб в выигрыше.

Обмен Артура на Пьянича и привлек внимание COVISOC

Такие ходы позволили большим клубам совершать множество сделок за немыслимые деньги, а затем все равно фиксировать растущую прибыль на бумаге за счет перепродажи и трансферов доморощенных футболистов (бесплатный актив при уходе в другой клуб приносит в отчетность чистую прибыль без убытка). Так распространилась практика включения в сделки футболистов сомнительной ценности по принципе игрок плюс деньги, благодаря которой клуб всегда соответствует ФФП.

Почему это в итоге погубило итальянские клубы?

Серия А - это чемпионат клубов с традициями. Этот факт, в определенной степени, сформировал у местных владельцев не совсем верное понимание текущей ситуации и притормозил развитие множества команд. Опираясь лишь на былые заслуги, клубы вроде Ромы, Сампдории и Пармы перестали работать на опережение и упустили важный момент дальнейшего развития - прибыльность. Затраты растущих команд всегда растут соразмерно по экспоненте, отсутствие титулов не позволяет получать солидные средства за трофеи, новые болельщики не приходят и как следствие популярность команд снижается, спонсоры не приходят, тв-права распределяются иначе.

Так растущая Парма в нулевые ввиду несостоятельности владельца продолжила увеличивать зарплаты игрокам, привлекать множество молодых футболистов за большие деньги и обанкротилась. Сампдория и Рома избежали падения, но фактически полностью остановились в развитии. И подобное происходит по всей Италии - все клубы убыточны и по сути вообще не имеют возможности привлекать больших игроков в чемпионат. Серия А лишилась статуса лучшей лиги мира, стадионы одряхлели, крупные спонсоры покинули Италию, а телевизионные выплаты снизились до смешных размеров, несопоставимых с АПЛ, Ла Лигой и Бундеслигой.

Совокупность вышеперечисленных факторов и стала основанием для обширного применения практики прироста капитала, которое спасало клубы от исключения из еврокубков и порой помогало получать лицензию Серии А на будущий сезон (ярок в памяти пример Кьево). Чтобы осознать масштабы использования плюсваленцы, достаточно упомянуть последний сезон до пандемии коронавируса 2018/19, когда в совокупности все двадцать клубов Серии А прирастили в отчетности почти 700 млн евро (крупнейший показатель в Европе). Но сам факт прироста не вызывает вопросов у местных финансовых органов, ведь это обычная бухгалтерская процедура. Проблемы возникают тогда, когда уходящие и приходящие активы начинают оценивать на порядок выше их реальной возможной стоимости в больших количествах. И здесь в Серии А начались проблемы.

Прирост капитала за последние 10 лет

Мы прекрасно помним обмен Артура на Пьянича и подробно его разобрали в предыдущих статьях. Вспомним и переход Данило в обмен на Канселу, а заодно еще 62 сделки, попавшие в поле зрения наблюдательной комиссии Серии А COVISOC. Наравне с обменом Пьянича и Артура наиболее интересным для финансовой полиции стал переезд Виктора Осимхена из Лилля в Неаполь за 70 млн евро, но включение четырех неаполитанских футболистов Манци, Карнезиса, Лигуори и Палмьери снизили итоговый выхлоп трансфера до смешных 20 млн, а тот факт, что ни один из четырех игроков даже не вышел в итоге играть за Лилль (ни одного матча) и вызвал подозрения в завышении указанной стоимости (в отчет попали эти 20 млн, а Лилль отразил единовременный прирост в 70 млн).

Все клубы по итогу разбирательства были оправданы и этому способствовало ключевое недопонимание - не существует единого механизма расчета реальной стоимости футболистов и она всегда остается субъективной.

Однако Ювентус все-таки понес в итоге наказание. Как так?

Да, не существует механизма оценки стоимости игроков, но существует статья о недопустимости злоупотребления приростом капитала для получения потенциального преимущества за его счет. И здесь помогла прослушка и бухгалтерская книга Фабио Паратичи (которой оказался один написанный от руки листок А4). В новых полученных материалах было зафиксировано, что сотрудники Ювентуса озвучивали сам факт увеличения стоимости футболиста и делали это неоднократно. Все! Добавим к этому мотив в виде падения доходов от закрытия стадиона и большие долги - готово, обвинение сумело доказать намерение в увеличении прироста для собственной выгоды - участники прямо сказали об этом вслух по телефону.

Итоговый приговор породил крайне опасный для Италии прецедент. Ранее клубы не могли понести наказание за прирост ввиду отсутствия регулирования ценообразования игроков. Теперь FIGC наконец получило возможность наказывать и без него - достаточно просто признать, что условный футболист вряд ли стоит свои 6 млн, но эти 6 млн клуб все равно вписал в отчет.

Ключевой аргумент Чине - черная книга Паратичи

Дальнейшее не укладывается в сознании. FIGC, понимая, как обстоят дела в собственной лиге и насколько практика плюсваленцы укоренилась среди ВСЕХ команд и что использование прироста капитала порой буквально спасало многие клубы, нашла способ уличать в этом и создала первую процедуру серьезного наказания. Если Ювентус не сможет защитить свою позицию в Итальянском олимпийском комитете CONI, куда адвокаты уже подали материалы по делу, все команды Серии А будут отныне жить в ожидании прихода расправы и над ними, поскольку абсолютно все команды так или иначе вели отчетность с применением правил плюсваленцы, завышая стоимость футболистов. Это послужит сигналом и для УЕФА, породивших такую ситуацию после принятия ФФП - правила работают не так, как задумывалось.

Фигура Джузеппе Чине в этой истории.

В 2019 году, когда COVISOC начал разработку проекта проверки нескольких десятков осуществившихся сделок по потенциально завышенной стоимости (62 трансфера), они связались с FIGC и предоставили полученные материалы по каждой сделке, и две трети трансферов так или иначе касались Ювентуса. Параллельно с федеральным прокурором FIGC Джузеппе Чине связались люди из Комиссии по ценным бумагам с просьбой проверить состоятельность Ювентуса ввиду того факта, что они котируются на фондовой бирже и рост их акций как раз может быть связан с растущим количеством сделок сомнительного характера.

Зацепившись за реальную возможность наконец создать единый механизм наказания за злоупотребление плюсваленцей, Чине вплотную занялся этим делом и потрудился на славу - организация прослушки, проверка 13 тысяч страниц расшифровки каждого разговора, проверка каждого футболиста, чей переход вызывал вопросы (правда согласно отчету прокуратуры, Чине проверял стоимость через пользовательский портал Трансфермаркт, что не является подлинным утверждением стоимости актива, но судья принял даже такие отчеты). Итогом стало беспрецедентное наказание с лишением Ювентуса 15 баллов в таблице и отстранении целого ряда причастных лиц от футбольной деятельности. И подобная изобретательность вызывает вопросы как к процессуальному соответствию существующим правилам, так и к подобной предвзятости Чине именно к Ювентусу.

Адвокаты клуба хотят добиться отмены обвинительного приговора как раз через процессуальную лазейку - если будет доказано отклонение при вынесении приговора хоть по одной действующей норме, такой приговор будет признан недействительным. А доказать есть что.

В первую очередь, Джузеппе переквалифицировал обвинение, которое при подаче апелляции стало опираться не на статью 31 (которая регулирует административные правонарушения и предусматривает только штрафы и дисквалификацию для руководителей), а на статью 4 (где говорится о лояльности, корректности и порядочности, за что вместо этого могут быть штрафные баллы). Это уже выходит за рамки апелляции и должно рассматриваться как отдельное дело. А отдельным делом оно стать априори не могло, ведь согласно Конституции Италии нельзя обвинить лицо повторно, если он уже был ранее оправдан по одному и тому же делу. Следовательно, в таком случае прокурор Чине нарушил принцип преемственности и судья вынес недействительный приговор.

Затем самый сложный фрагмент - итоговое наказание. В предоставленной судом мотивации мы увидели, что санкция была соразмерна неизбежному изменению спортивного результата. На этом мотивировка санкции завершалась. Этого недостаточно, изменению какого именно результата послужило злоупотребление плюсваленцей Ювентусом? Конкретного матча или двух? Итоговой таблицы Серии А? Квалификации в еврокубки? Регистрации на чемпионат? По какому стандарту суд решил, что именно 15 очков - то самое преимущество, которое Ювентус в совокупности добыл себе за четыре рассматриваемых сезона использования плюсваленцы? Выходит, Ювентус обвиняют не в самом использовании прироста капитала, а в том, что он делал это слишком часто. Но какая норма регулирует допустимость количества? И где та граница, которая переводит санкцию от запрашиваемого штрафа в 800 тысяч евро по 31 статье к лишению баллов по спортивной справедливости 4 статьи? Нарушение ведь осталось тем же, почему тогда при его многократном исполнении судья допустил изменение санкции и переквалификации в рамках одного и того же дела (причем закрытого)?

Именно озвученные выше вопросы и стали поводом к повсеместному восстанию болельщиков Ювентуса и пристальному вниманию журналистов к Джузеппе Чине. Откуда такая предвзятость к Ювентусу и завидная инициативность в столь болезненном для Италии вопросе? На руках подлинного ответа нет, но существует множество теорий о предвзятости судов к семье Аньелли, лично к Андреа Аньелли после его провалившейся пока затеи с Суперлигой, даже о банальной репутации Ювентуса как клуба с бесконечными купленными трофеями.

Даже для Джузеппе Чине нашлась своя теория заговора.

И да, это отнюдь не шутка. Наверняка фанаты-старожилы припомнят скандал по всей Европе в начале нулевых, связанный с использованием фальшивых паспортов. Здесь тоже можно припомнить введенный УЕФА лимит на количество футболистов не из стран Европейского союза как причину возникновения мошеннической практики. В 2001 году выяснилось, что множество игроков Серии А живут в Италии по поддельным паспортам и в миграционных органах даже не фигурируют, являясь «итальянцами». Дисциплинарный комитет итальянской футбольной федерации дисквалифицировал на один год десять игроков из команд серии A (в их число попал уругваец Альваро Рекоба — самая высокооплачиваемая звезда мира) и ряд клубных руководителей, а также оштрафовал клубы, повинные в скандале, на общую сумму более $5 млн. Причем жертв могло бы быть и больше. 

Поддельный паспорт Рекобы с якобы украденным штампом

Руководитель юридического отдела Федерации футбола Италии Карло Порчедду (Carlo Porceddu) вместе с коллегами подготовил 68-страничный доклад по итогам проведенного расследования. Изначально господин Порчедду настаивал на том, чтобы все, кто так или иначе замешан в истории с фальшивыми паспортами, были отстранены от футбола на два года — то есть на такой же срок, что и уличенные в употреблении допинга футболисты. Однако большинство членов дисциплинарного комитета, от которого зависело окончательное решение, с юристом не согласились, видимо, посчитав, что в этом случае итальянскому, да и мировому футболу (большинство игроков-нарушителей являются ключевыми фигурами своих национальных — в основном южноамериканских — команд, а санкции распространяются и на них) будет нанесен слишком серьезный урон. Поэтому против нарушителей были приняты более мягкие меры. 

Причем тут Джузеппе Чине?

Дело в том, что почти все клубы, к которым были применены санкции, были намерены подать апелляции в дисциплинарный комитет: их возмутило то, что всех наказали по-разному. В частности, Рекобе сократили дисквалификацию всего до 4 месяцев и на поле он вышел уже в ноябре. В отличие от расследования остальных участников, в отношении Рекобы обвинение зафиксировало, что клуб предоставил ему недействительный паспорт по ошибке миланских органов, проставивших штамп недавно потерянного паспорта гражданина из города Латина. Из-за канцелярской ошибки, игроку выдали этот паспорт с ранее отмененным штампом после заявления о краже. А информацию об этой ошибке и необходимости смягчения приговора предоставил прокурор при суде Латины, коим оказался (внезапно) поборник морали и сторонник справедливости Джузеппе Чине.

Резюме Джузеппе Чине на сайте FIGC: место работы в 2001 - суд Латины

Благодаря его заявлению игрок довольно скоро сумел вернуться на поле. В том случае комитет решил не губить футбол. Сегодня федеральные органы игнорируют текущее состояние чемпионата и ради восстановления чистоты и открытости Серии А готовы пожертвовать популярнейшим футбольным клубом страны и поставить под угрозу остальные клубы, которые занимались тем же самым.

Это просто теория ограниченного числа болельщиков, жаждущих разобраться в причинах неприкрытой предвзятости в отношении их любимого клуба. Причем столь сильной, что судебные органы игнорируют собственные процедуры и выносят решение вопреки действующей практике, что для спортивного судопроизводства неслыханно. С интересом посмотрим, как будут развиваться события и понадеемся, что в ближайшее время Италия вспомнит, что футбол - это развлечение для масс, а не череда судебных скандалов и грязных подробностей, коих в последние годы стало в разы больше, чем красивых побед в исполнении итальянских клубов.

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Деньги, деньги, дребеденьги. Восхищение фанатами Ювентуса, которых, наконец, услышали

Маленькая Дания в Турине. Как Ювентус открыл миру Йона Хансена

Фанат, бизнесмен, реформатор. Андреа Аньелли покинул Ювентус спустя 12 лет

Туринец из Катании. Пьетро Анастази - олицетворение популярности Ювентуса за пределами Турина

Флирт Ювентуса и Volkswagen: новость, от которой Джанни Аньелли испытал бы шок