7 мин.

Интенсив «Футбологики» глазами участников

Сооснователи «Футбологики» Александр Веряскин и Александр Ким

В марте «Футбологика» провела месячный онлайн-интенсив для футбольных аналитиков. Рассказываем, кто его проходил, на чем были сделаны акценты и почему подобное образование важно как для специалистов, так и для сферы в целом.

Чтобы картина была более целостной, а нашим будущим и нынешним студентам было понятнее, что вообще из себя представляют интенсивы, мы собрали отзывы трех участников.  Они рассказали нам о своих ролях в клубах, впечатлениях от обучения и в целом важности футбольного образования.

Нашими собеседниками стали тренер молодежной академии ФК «Сочи» Александр Календарь, член тренерского штаба «КАМАЗа» Артур Ахметгалимов, экс-тренер «Олимп-Долгопрудный-2» и детской школы «Строгино» Максим Кузьмин, а также главный тренер команды U-9 Zbrojovka Brno из Чехии Илья Бурдов.

Как можно заметить из предыдущего списка, перечень наших слушателей очень разношерстный и широкий, кто-то тренирует детей, кто-то — взрослых, кто-то — в России, другие — за ее пределами. 

Формат интенсивов нацелен в большей степени на практику и на тех, кто уже имеет определенный опыт работы в футболе. В ходе интенсива участники получают минимум теории и большое количество практики. Акцент сделан на тех ситуациях, с которыми аналитики сталкиваются в профессиональных клубах. 

Участники курса разбирают команды по фазам, готовят отчеты для тренерского штаба, включая анализ индивидуальных действий игроков и соотношение забитых и пропущенных голов.

Коммуникация проходит в закрытом чате, ведет интенсив глава аналитического отдела футбольного клуба «Сочи» Александр Веряскин. На лекциях он дает вводную теорию и разбирает выполненные участниками задания. Все слушатели выполняют домашние задания и готовят профессиональный аналитический отчет, который уже можно будет использовать в своей работе.

Цели участников

Каждый участник приходит на интенсив со своими целями. Кому-то понимание аналитических основ поможет в тренерской работе, кто-то хочет узнать новые тренды в аналитике, кто-то просто слушает курс для расширения кругозора.

Так, Артур Ахметгалимов из «КАМАЗа» недавно пришел в клуб, закончив футбольную карьеру. 

— Когда я закончил свою футбольную карьеру, не сказать что была мечта, было желание попробовать поработать тренером, так и получилось , — говорит он.

В штабе челнинцев сейчас нет аналитика, однако эту работу должен кто-то делать. Поэтому ему было важно узнать, как строится этот процесс в команде РПЛ.

— В нашем клубе нет аналитика, аналитическая работа построена так: собираемся все вместе, смотрим игры и делаем нарезки, подмечаем моменты — в этом заключается наша аналитическая работа. Аналитик должен быть в клубе, штабу не хватает времени такой большой поток информации обработать. Но пока его нет, будем сами изучать, для этого я и пришел на интенсив, — подчеркнул Ахметгалимов.

Илья Бурдов в Чехии уже занимался аналитикой и скаутингом, готовил отчеты по игрокам, которых предлагают взрослой команде Zbrojovka Brno и разбирал будущих соперников перед матчами. По словам Ильи, в Чехии только начинают разбираться в аналитике, там в командах даже высших лиг нет в штате таких специалистов. Поэтому в этой стране трудно развиваться в профессиональном плане, для этого он и взял интенсив «Футбологики».

Максим Кузьмин сейчас занимается популяризацией футбола в стране, поэтому ему необходим был этот интенсив для увеличения футбольного кругозора. При этом ему, как и Александру Календарю, было интересно разобраться в специальных футбольных программах для аналитиков.

— Мне хотелось разобраться с программами, научиться работать с ними, потому что я как главный тренер футбольной команды должен глубже разбираться в деталях, — говорит тренер академии «Сочи».

Цели достигнуты

Ахметгалимов говорит, что получил то, за чем приходил на интенсив, даже несмотря на постоянную нехватку времени на участие в образовательном процессе.

— Интенсив понравился, очень много нужной мне информации было. Мы в «КАМАЗе» следим за «Сочи», потому что играем по такой же схеме, которую ставит своим футболистам Федотов. Нам вообще было интересно, что происходит в плане аналитики в «Сочи». Мы все это получили, как разбираются игры, как готовятся к играм, — заметил он.

Максим Кузьмин считает, что такому формату пошло бы на пользу очное обучение, взаимодействие с профессионалами и обмен идеями. По его мнению, в онлайн-формате есть много минусов.

Максим Кузьмин

— Не хватило общения в оффлайне, понятно, что пандемия, но все же я выступаю за живое общение. Нужно стремиться к тому, чтобы были возможности встречаться и обсуждать все именно при личном общении. На таких встречах можно намного больше узнать что-то и поделиться чем-то самому, донести какую-то свою мысль, общаясь с человеком с глазу на глаз, — подчеркнул специалист.

Александру Календарю и Илье Бурдову не хватило интенсивности, однако, это не помешало достичь поставленных перед собой целей на обучение в «Футбологике».

— Мелочи и детали аналитического процесса в клубе разобрали очень плотно, хотелось бы наверное еще больше погрузиться в эту среду и больше заданий получать и больше наверное встреч проводить, вот интересные нюансы, которых мне не хватило, пожалуй, — подчеркнул Календарь.

Бурдов также выразил желание участвовать в подобном обучении в отрыве от остальной жизни, чтобы полностью погрузиться в процесс.

— Я думал, что процесс будет поинтенсивнее, будет больше заданий, будем досконально разбирать работу каждого участника, что Александр Веряскин будет построже с нами. Но понимаю, что у людей просто мало времени, да и я сам, если честно, мало что успевал. Я бы хотел, чтобы был один месяц интенсива, чтобы кроме него ничего в жизни не было, но, конечно, это невозможно, а жаль, — заметил тренер клуба из Чехии.

Необходимость футбольного образования

Все участники интенсива сошлись в вопросе необходимости футбольного образования, тем более в таких узкоспециализированных специальностях, как аналитика и скаутинг.

Александр Календарь считает, что полученное образование, это не только «корочка» специалиста, которая открывает многие двери, но и знания, полученные в ходе дискуссий и общения с другими профессионалами.

Александр Календарь

— Одной практикой к сожалению обойтись не получится. На самом деле без следований каким-то современным тенденциям будет тренеру очень тяжело, одной практики недостаточно. Ежедневное обучение, общение и применение полученных навыков на практике позволит развиваться в профессии, — заметил он.

Максим Кузьмин считает, что специалисты, которые получают свои знания только исходя из практики или бывшие спортсмены без образования сейчас уже серьезно проигрывают на рынке специалистов тем, кто прошел какое-то обучение своей профессии. Тем более если речь идет о детском футболе.

— Они могут что-то подсказать узконаправленное, но этого все же недостаточно. И это наверное одна из самых больших проблем, что такой специалист не может комплексно подходить к своей работе без образования, особенно если говорить про детей. Нельзя без получения базы тренерских навыков ставить правильные задачи и ориентиры начинающим игрокам.

Тем более, если говорить про переходный период из детей в юноши. Очень хочется, чтобы было больше таких проектов, как «Футбологика», чтобы молодые люди могли бы учиться и становиться лучше, чтобы российский футбол выходил на новый и новый уровень, — заметил специалист, занимающийся популяризацией футбола в России.

Детский тренер из Чехии Илья Бурдов согласен с коллегами. Он заметил, что сейчас специалистам без профильного образования и постоянного совершенствования навыков просто не дадут работать.

Илья Бурдов

— Без знаний и образования ты ничего не добьешься. Пока ты будешь набивать шишки на практике, тебя уже выгонят и уволят. Нет у руководства клубов столько терпения, — подчеркнул он.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что работа в футболе это постоянный цикл из практики и теории, где одно без другого в принципе невозможно. 

Важно понимать, что успехов в довольно жестокой футбольной сфере можно добиться только постоянным упорством и благодаря большому желанию. «Футбологика» надеется, что оно есть у тех, кто приходит к нам, и готовы дать своим студентам то, чего им недостает — базы навыков, опыта и нахождения внутри футбольного комьюнити.

Подписаться на «Футбологику»:

ВКонтакте

Телеграм