Крах сборной США на домашнем Кубке Америки: ожидания разбились о суровую реальность
Перевод статьи от TheAnalyst: https://theanalyst.com/eu/2024/07/united-states-mens-national-team-copa-america-elimination-gregg-berhalter/
В какой момент всё пошло не так? Специалисты Opta Analyst решили разобраться, в чём причины такой неубедительной игры на домашнем Кубке Америки. Забегая немного вперёд, не только красная карточка и матч-менеджмент повлияли на вылет сборной после группового этапа.
Ещё 19 месяцев и 3 дня назад сборная США пробилась в 1/8 финала Чемпионата мира 2022 года, не проиграв ни одного матча в группе – две ничьи (1:1 с Уэльсом и 0:0 с Англией) и одна победа (1:0 над Ираном). И пусть в трёх матчах «звёздно-полосатые» забили всего 2 гола, пропустив при этом 1, команда играла уверенно, и сохранялось чувство, что они ещё покажут.
Сборная США чем-то напоминала сборную Франции Дидье Дешама: прикладывать минимум усилий, необходимых для достижения результата – выйти из не самой сложной группы на Чемпионате мира. При этом у команды Грегга Берхалтера был понятный рисунок и план игры.
В распоряжении Берхалтера находятся по-настоящему звёздные (по меркам сборной США) и опытные футболисты, играющие в топ-чемпионатах Европы: трио Тайлер Адамс (на чемпионат мира приехал игроком «Лидс Юнайтед», теперь играет за «Борнмут»; оба клуба из АПЛ) – Уэстон Маккенни («Ювентус», Серия А) – Юнус Муса (на чемпионат мира приехал игроком «Валенсии», Ла Лига, теперь играет за «Милан», Серия А) в центре, Серджиньо Дест (на чемпионат мира приехал игроком «Милана», Серия А, теперь играет за «ПСВ», Эридивизи) и Энтони Робинсон («Фулхэм», АПЛ) на флангах обороны и главная звезда сборной Кристиан Пулисик (на чемпионат мира приехал игроком «Челси», АПЛ, теперь играет за «Милан», Серия А). Даже нейтральному болельщику список покажется впечатляющим и претендующим на высокие места, несмотря на очередной вылет с Чемпионата мира на стадии 1/8 финала.
Но это было 19 месяцев назад. Теперь мы понимаем, что эта планка, заданная в Катаре, стала не ориентиром и базисом, а «бичом» как нынешнего поколения американских футболистов, так и всего американского футбола в целом.
Полтора года – временной промежуток, достаточный для трезвой оценки прогресса или осознания его отсутствия. Но не последовало ни первого, ни второго – осознание пришло лишь сейчас, когда, как оказалось, невзрачная и посредственная сборная США вылетела с домашнего турнира сразу после окончания группового этапа.
На самом деле «тревожные звонки» были, и фанаты «звездно-полосатых» могли ожидать подобное фиаско. Во-первых, 20-го апреля появилась новость, что Серджиньо Дест порвал крестообразную связку. Во-вторых, 8-го июня – за чуть больше двух недель до старта Кубка Америки – «янки» с треском проиграли Колумбии со счётом 5:1. Тайлер Адамс – один из ключевых игроков сборной в центре поля – пропустил почти все игры в национальной команде после Чемпионата мира: после матча 1/8 финала ЧМ-22, состоявшегося 3-го декабря 2022 года, в следующий раз Адамс вышел на поле в футболке сборной лишь в полуфинале Лиги наций КОНКАКАФ против Ямайки, а это матч прошёл 22-го марта 2024 года. Ну и выход Джованни Рейны («Боруссия Дортмунд», Бундеслига, вторую часть сезона 2023/24 провёл в аренде в «Ноттингем Форрест», АПЛ; за весь сезон 0+2 по системе «гол+пас») в стартовом составе во всех матчах группового этапа Кубка Америки был не только необоснованным, но и даже дестабилизирующим общий план на игру.
Этот розыгрыш Кубка Америки «янки» начали с убедительной победы (2:0) над Боливией – худшей командой Копы с разницей забитых и пропущенных голов -9 и «нулём» в графе «набранные очки». и в первом тайме. Затем проиграли Панаме (2:1) и завершили своё выступление на Кубке поражением Уругваю со счётом 1:0 – «звездно-полосатые» не смогли создать ни одного голевого момента. Стоит ли говорить, что перед началом турнира вероятность того, что сборная США выйдет в плей-офф, составляла 64.5%.
Всё идёт к тому, что Грегг Берхалтер покинет пост главного тренера сборной США после вылета из Кубка, и такое решение будет справедливым, а любые оправдания – объявленные или подразумевающиеся – являются лишь доказательством несостоятельность Берхалтера как специалиста, занимающего пост главного тренера сборной.
Но всё началось до старта Кубка Америки. После известия о серьёзной травме Деста – энергичного атакующего правого защитника (правши) – Берхалтер вызвал в сборную Джо Скалли – правого защитника «Боруссии Мёнхенгладбах». И такое очевидное решение вытекает из банальной ограниченности вариантов на каждую позицию у каждого тренера сборной, но только если он не является тренером сборной Франции.
Когда команда лишается одного из ключевых игроков, то у тренерского штаба есть два варианта: либо попытаться «воссоздать» систему, которая работала раньше, при помощи других игроков, либо с новыми игроками создать новую систему. Вызвав Скалли, Грегг пошёл вторым путём, за что мы его едва ли можем обвинить. Но при этом он же сделал выбор в пользу Рейны, а не Мусы, тем самым нарушив баланс и разрушив «здоровую» систему в центре поля.
При этом Берхалтер решил изменить фокус атак, нарушив баланс в атаке, так хорошо видимый и отраженный в аналитических отчётах игр Чемпионата мира 2022 года. И ведь этот баланс дал результат.
Все три гола, забитые сборной США на Кубке Америке 2024 года, «пришли» с левого фланга, но за это было бы странно ругать игроков и тренера. Нижеприведенные графики демонстрируют зоны владения сборной США на Чемпионате мира и Кубке Америки. На них синим цветом выделены зоны, в которых игроки «звездно-полосатых» совершали больше 55% от общего количества касаний, красным – соответственно, соперник, белым – преимущества не было ни у США, ни у соперника. Как мы можем видеть, США на ЧМ-2022 в финальной трети контролировали правый фланг, при этом не допуская преимущества на контролируемом фланге в средней и первой третях:
Всё изменилось на Кубке Америки: теперь «янки» стали не только меньше контролировать правый фланг, но ещё и допустили преимущество соперника в зоне у собственной штрафной. И если бы на этом заканчивались проблемы…Потому что, если мы посмотрим на центр поля, станет очевидным, где всё действительно пошло не так.
Сборная США на Чемпионате мира, можно сказать, на своей половине поля полностью контролировала игру на центральном направлении. А вот уже на Кубке Америки «звездно-полосатые» сохранили за собой всего три зоны на собственной половине поля – штрафная площадь, и две зоны (по центру и справа) перед ней. Аналогичные «потери» сборная США понесла и на левом фланге, который практически весь, кроме трёх зон (две – преимущество США, одна – нейтральная) в финальной трети, находился под контролем соперника. Владеть мячом не так сложно – гораздо сложнее добиться слаженности в командных действиях, результатом которых станет удар по воротам соперника.
Оба вингбека сборной США внесли свой вклад не только в билд-ап команды, но и в итоговое попадание в топ-16 сборных мира на последнем ЧМ. К примеру, Дест и Робертсон ещё на групповом этапе создали по три голевых момента. Обратите внимание, что в первых трех матчах «янки» на Чемпионате мира игроки центра поля также были активны в создании голевых моментов:
Вовлеченность игроков резко ослабла на Кубке Америки: Скалли, вызванный на замену Десту, создал лишь один голевой момент. Но в этом нет вины самого Джо, ведь он не является копией Деста, да и никогда не пытался ею быть. Как и не является виной Берхалтера, который оказался в трудном положении из-за травмы Серджиньо.
Но вот в чём можно и нужно винить Берхалтера, так это в его выборе игроков в центре поля, чья вовлеченность в атакующие действия команды резко стремилась к нулю.
Если посмотреть на график вовлеченности в атакующие действия игроков сборной США на Кубке Америки, то имён Тайлера Адамса и Джио Рейны там просто нет. А всё потому, что каждый поучаствовал лишь в трёх подобных действиях, а вместе они создали два голевых момента за 381 сыгранных минут.
При этом, Рейна поучаствовал в трёх общекомандных комбинациях, завершившихся ударом, с игры за 201 минуту на поле, а Адамс – тоже в трёх, только за 180 минут. Ключевое здесь то, что Адамс – опорный полузащитник, а Рейна – атакующий полузащитник, для которого такой результат равносилен нулю.
И ведь именно благодаря действиям игроков центра поля США добились такого успеха на Чемпионате мира. Трудно сказать, что произошло на Кубке Америке: было ли это из-за того, что Берхалтер выпустил в стартовом составе трио Адамс-Маккенни-Муса только в последнем матче группового этапе, или потому, что игроки не так хороши, как 19 месяцев назад. Но что очевидно, так это ошибочность принятых решений – план не сработал.
Уже несколько лет мы слышим от фанатов «янки» о «золотом поколении»: наконец-то их сборная состоит из игроков, выступающих в именитых клубах европейских чемпионатов (кроме третьего вратаря Шона Джонсона из «Торонто», МЛС, и Майлза Робинсона – центрального защитника из «Цинциннати», МЛС). Но мало кто понимает, что сейчас и всё это время этот «ярлык» не только вводил в заблуждение, завышая ожидания, но и пагубно сказывался на самих игроках – каждое неудачное выступление активно обсуждается и критикуется СМИ.
Нет ничего «золотого», «бронзового» или «оловянного» в команде, которая смогла точно отдать мяч партнёру лишь в 75.6% от общего количества передач за 270 минут против Боливии, Панамы и Уругвая.
Во время Чемпионата мира показатель точности только длинных передач остановился на отметке 84.5% – и это после трёх игр в группе и матча 1/8 финала против Нидерландов. Более того, точность передач в финальной трети была практической такой же (72.6%), как и общий показатель точных передач на Кубке Америки. Кстати, по этим двум показателям США вошли в топ-10 турнира с 32-мя командами. А вот на Кубке Америки их показатель точности передач в финальной трети упал до 60.7% – меньше, чем у сборной Ямайки.
Как показывает статистика, красная карточка, показанная в первом тайме матча против Панамы (поражение 1:2), не сильно ухудшило положение дел.
Начнём с того, что вратарь Мэтт Тёрнер отдал больше передач, чем каждый из игроков центра поля и атаки в проигранном Уругваю матче (0:1). Он же сделал больше передач, чем Рейна и Маккенни – два атакующих полузащитника, начавших каждый матч в стартовом составе. Ещё раз: Мэтт Тёрнер – вратарь.
Кристиан Пулисик за весь матч с Уругваем потерял мяч столько раз (25), сколько и отдал передач. При этом, за три игры Кубка Кристиан меньше раз отдал точную передачу (58), чем потерял мяч (59). Среди всех игроков, совершивших не менее 50 точных передач в играх финальной стадии Кубка Америки, только Пулисик и Алексис Санчес чаще теряли мяч, чем отдавали точную передачу: Санчес отдал 55 точных пасов и потерял мяч 63 раза.
Но при этом Пулисик не был совсем плох – он по-прежнему является ведущим игроком сборной, который в первом же матче против Боливии отдал голевую передачу и забил гол. Для сравнения, Винисиус Жуниор близок к тому, чтобы попасть в этот «топ»: бразилец из «Реала» отдал лишь 43 точные передачи, при этом 49 раз потерял мяч. Но Винисиуса спасает его результативность: пусть по меркам самого бразильца он проводит довольно средний турнир (пока что), но на каждые его 9.8 потерь приходится голевой момент. У Пулисика, к примеру, созданный голевой момент приходился на 19.7 потерь.
Маккенни на Кубке Америки был блеклой тенью самого себя полтора года назад: в среднем 24.1 передач за 90 минут с показателем точности 75.4% на домашнем турнире против 46.5 пасов за 90 минут и показателем точности 77.5% на Чемпионате мира в Катаре.
Рейна вместе с Маликом Тилльманов по разу ударили по воротам соперника.
У Адамса в сумме всего 3 перехвата и отбора после 13 (тоже в сумме) на Чемпионате мира.
А ещё в команде есть Тимоти Веа. Кажется, для болельщиков «янки» он так и останется «тем самым, который получил «горчичник» в матче против Панамы». При этом, он ехал на турнир в статусе игрока, отыгравшего сезон в Серии А (топ-чемпионат), атакующий игрок с правой рабочей ногой, который, к тому же, отыграл приличное время на позиции вингбека – способен «закрыть» всю бровку. Как оказалось, этого было мало для Берхалтера, чтобы ставить Веа на место вылетевшего Деста – профили игроков схожи. Если бы он сделал так, то сохранил бы рисунок и план игры, зарекомендовавший себя на Чемпионате мира: в центре поля трио Адамс-Маккенни-Муса и два атакующих крайних защитника.
Переместив Веа, Берхалтер дал бы больше свободы Рейне, сняв с него некоторые игровые обязанности, предусмотренные для игроков центра поля. И это, опять же, стало бы отличной попыткой сохранить сбалансированную схему 4-3-3, которая работала на Чемпионате мира. Но этого не произошло.
Конечно, можно найти множество оправданий, но не когда твоя страна принимает Кубок Америки. До следующего Чемпионата мира остаётся 23 месяца. Новому главному тренеру «звездно-полосатых» остаётся надеяться, что подобный провал больше не повторится, а поколение останется таким же «золотым», каким оно является и сейчас.