Серый кардинал. Кто такой Франсиско Сейруль-Ло и как он повлиял на становление Пепа Гвардиолы
Перевод статьи от Juedo de Posicion: https://juegodeposicion.wordpress.com/2020/08/05/the-influence-of-seirul-lo-on-pep-guardiola/.
«Иногда игроки спрашивают меня: «Почему у нас нет отдельных тренировок на скорость?» На такие вопросы я всегда отвечаю: «Мы тренируем скорость каждый день, ведь футбол – это про скорость, ускорения…но это не означает, что он (футбол) требует бега ради бега: игрок должен научиться бегать относительно положения мяча и соперника. Вы сами определяете направление и скорость движения мяча».
Мало кто знает человека по имени Франсиско «Пако» Сейруль-Ло и его влияние не только на Хосепа Гвардиолу, но и на то, как «Барселона» проводит свои тренировки. «Серый кардинал» Сейруль-Ло был тренером по физической подготовке в тренерском штабе Пепа Гвардиолы, и именно нынешний главный тренер «Манчестер Сити» отзывается о Пако, как о «лучшем тренере по физической подготовке, с которым я когда-либо работал». Однако, Сейруль-Ло начал влиять на тренировочный процесс «Барселоны» ещё в 1978 году, когда Пако, работавший в Национальном институте физического воспитания Каталонии, был приглашён в клуб.
Но не в футбольный: изначально Пако трудился в гандбольной «Барселоне», и во многом благодаря приходу специалиста каталанская команда стала настоящим гегемоном не только на национальном, но и на континентальном уровнях. И когда уже в футбольную «Барселону» вернулся Йохан Кройф (лето 1988 года), деятельность Сейруль-Ло немедленно привлекла внимание голландца, тем более, Кройф пытался изучить не только тренировки, но и игровые принципы, применяемые в других видах спорта, чтобы потом перенести их в футбол. Но совместная работа двух специалистов началась лишь в 1994 году: именно тогда по решению Йохана Кройфа, который возглавлял комиссию по обследованию и оценке каждого аспекта «Барселоны», Франсиско Сейруль-Ло был переведён на должность тренера по физической подготовке основной команды «сине-гранатовых». С тех пор Пако входил в тренерский штаб каждого следующего главного тренера команды, в чей тренировочный процесс он внедрил им же разработанную комплексную методику физического воспитания, известную также как «структурный микроцикл».
Новая философия тренировочного процесса
Уже 30 лет назад Сейруль-Ло считал, что занятия по физической подготовке и игровые тренировки не нужно разделять. В своей фундаментальной работе – «Динамические характеристики мышечной системы и производительность игроков в командных видах спорта» (прим. ‘Dynamic Systems and Performance in Team Sports’) Франсиско предложил философию организации тренировочного процесса, отличающуюся от той, что была широко распространена в 1990-х годах. Главным отличием было противопоставление изолированного и комплексного подходов организации тренировок – именно за последний выступал Пако, подчёркивая важность возможности «обеспечивать высокий уровень теоретической и практической подготовки путём реализации физических упражнений в игровых условиях». Именно эта мысль стала «краеугольным камнем» комплексной методики подготовки футболистов, предложенной Пако:
«…До этого мы ошибочно полагали, что первоочередной задачей является подготовить именно спортсмена, а затем уже научить его играть в любой вид спорта, какой мы захотим. Если мы хотели повысить силовую выносливость и силовые качества спортсмена (прим. resistance training – разновидность силовых тренировок), мы бы организовали тренировки в горной местности или в воде – в общем, где угодно, но не на футбольном поле. И только потом мы адаптировали бы эти упражнения к конкретному виду спорта. Но это ошибочный подход. Так мы тратим не только время, но и ресурсы личности спортсмена: каждый вид спорта отличается своеобразием подготовки спортсмена».
Вместо того, чтобы развивать ловкость, гибкость и другие физические качества у спортсменов изолированно от игры, тренерский штаб должен включать специальные упражнения, направленные на развитие тех или иных физических качеств, в тренировочный процесс, когда это возможно. Такая мысль была по-настоящему «революционной» в то время и вызвала неоднозначную реакцию, доходившую даже до насмешек. Даже сейчас во многих командах по-прежнему разделяют недельный цикл на блоки: «техника», «тактика» и «физическая подготовка». Комплексная методика подготовки предполагает несколько другую структуру еженедельной периодизации тренировочного процесса. Основная причина заключается в том, что физическая подготовка в отрыве от других видов подготовки не очень эффективна: важно ведь не то, сколько спортсмен может пробежать, а в том, куда он бежит, когда он начинает движение и его положение до начала движения. Кроме того, каждый игрок на поле пробегает разное расстояние или бежит с разной скоростью. К примеру, во время игры центральные защитники выполняют большое количество спринтов – бега продолжительностью от 3 секунд на дистанцию более 20 метров, но при этом они, как правило, суммарно не пробегают много километров.
А вот полузащитники не выполняют так много спринтов за игру, но при этом они покрывают много пространства. Поэтому физическая подготовка должна учитывать индивидуальные особенности занимающихся. Вместе с тем, стоит отметить, что некоторые упражнения невозможно эффективно выполнить в игровой обстановке: к примеру, работу в тренажерном зале, катание на горных велосипедах и так далее.
«Барселона», в отличие от других клубов, не выступает за организацию «традиционной» тяжёлой предсезонной подготовки, полной изнурительной физической работы. Франсиско Сейруль-Ло пропагандирует совершенно иной подход, противоположный тому, который применяется в «Атлетико Мадрид», чьи игроки ежедневно бегают несколько часов, нередко заканчивая такие тренировки рвотой. Вместо этого, предсезонная подготовка включает в себя множество индивидуальных тренировок – либо дома, либо на тренировочном поле, а также множество тренировок в игровой обстановке, в которые входят упражнения, направленные на развитие физических качеств игроков. Почти все упражнения включают в себя работу с мячом, а игровая обстановка позволяет определить те элементы подготовки, которые игроки лучше помнят и знают, и которые требуют улучшения. И только после выявления сильных и слабых сторон каждого футболиста начинается работа:
«Я считаю, что невозможно за один месяц тренировок подготовить футболистов к полноценному сезону. Невозможно! И именно мы – тренеры по физической подготовке – виноваты в том, что мы придаем слишком большое значение предсезонной подготовке. Кроме того, тренировки два или три раза в день в течение двух недель только вредят игрокам, которые «выдыхаются» за первые пять игр. Вы проводите двухнедельную предсезонную подготовку с тремя тренировками в день, в ходе которой футболисты ни разу не касаются мяча».
Физическая подготовка важна, но, работая с Йоханом Кройфом, Сейруль-Ло понял, что самое важное – игровой интеллект футболиста. Если в команде начнут развивать этот аспект, то игроки будут тренироваться умнее, а не усерднее. В таком случае, основной задачей каждой тренировочной сессии будет развитие игрового интеллекта футболиста путём анализа игрового пространства с целью обеспечения превосходства: численного, позиционного, качественное и социально-эффективное (психологическое). И если во время игр для достижения результата важны техника, тактическая и физическая подготовки футболиста, то и тренировать эти аспекты нужно одновременно.
Структурный микроцикл
«Комплексная методика подготовки основывается на том, что тактико-технические, физические, психологические, зрительно-моторная координация и периферическое зрение футболиста (видение поля) тесно взаимосвязаны, однако, именно тактическая и техническая подготовка футболиста являются основой комплексной методики. Развивая технику и игровой интеллект футболиста, футболист неминуемо развивает все остальные аспекты, которые все вместе влияют на его производительность».
В книге Марти Перарнау «Пеп: Конфиденциально» (прим. «Pep Confidential») члены тренерского штаба Гвардиолы рассказали, как испанец просил разделять сезон на циклы (прим. каждый цикл включал в себя 7 недель), которые, в свою очередь, разделялись на микроциклы продолжительностью 3 или 5 дней. Каждый микроцикл предполагает работу над определенными тактическими, техническими и физическими компонентами подготовки футболистов. Занятия по физической подготовке коррелируют с направленностью технической и тактической подготовок недели и всего цикла. Например, если сегодня команда отрабатывает действия при билд-апе, то в рамках микроцикла основной упор будет делаться на работу с игроками, наиболее задействованных в билд-апе, и их физическую подготовку. Это могут быть тренировки на силовую выносливость, взрывную силу или на развитие упруго-прочностных свойств мышц.
Каждый микроцикл делится на четыре фазы:
1. Восстановление: игроки восстанавливаются после игры или турнира. Игрокам может быть предоставлен день отдыха, также тренерский штаб может назначить восстановительную тренировку. Такая тренировка характеризуется низкой интенсивностью и небольшим объемом, основной фокус направлен на психологическое и физическое восстановление каждого игрока – первое особенно важно после поражения.
2. Стимуляция: одна или несколько тренировок, основной целью которых является планомерная подготовка организма футболиста к следующей игре. Отличаются большим объёмом и продолжительностью – допускается несколько тренировок в день, при этом уровень интенсивности остаётся умеренным.
3. Оптимизация: одна или несколько тренировок, отличающихся высокой интенсивностью при низком или среднем объёме. Эта фаза наступает за несколько дней до матча, основная задача – отработать и подкорректировать усвоенные за тренировочную неделю действия игроков на поле.
4. Активация: подготовка игроков за день до игры, основная цель – поддержание формы и предотвращения потери мышечного тонуса. Интенсивность и объем низкие.
В зависимости от потребностей и цикла сезона, каждый микроцикл будет отличаться от другого. К примеру, основной целью восстановительного микроцикла является работа с группой игроков по восстановлению физической формы после длительного периода отдыха – обычно, первая неделя предсезонной подготовки. Трансформирующий (преобразующий) микроцикл подразумевает работу над тактикой, поддержке физической формы и подготовку к первым играм сезона. Этот микроцикл начинается со второй недели предсезонной подготовки и может продолжаться до её последних нескольких недель. Специальные трансформирующие (преобразующие) микроциклы, проводимые обычно в конце предсезонной подготовки, отличаются большим количеством занятий, посвященных тактико-технической подготовке футболистов, а также действиям соперника в различных фазах игры. Во время поддерживающего микроцикла основное внимание уделяется поддержанию физической формы футболистов в течение всего сезона, а тренировки нацелены на развитие и поддержание высокого уровня технической, тактической подготовки, упражнения максимально приближены к игровым условиям. Основная цель соревновательного микроцикла – сохранять и поддерживать высокий уровень функциональной готовности игроков в течение нескольких игровых недель (на одной неделе может быть несколько игр), тренировочный процесс отличается большим количеством игровых упражнений на ограниченном пространстве и двусторонних игр.
Индивидуальная работа – залог успеха
Благодаря идеям Сэйруль-Ло, которые он начал реализовывать ещё во время работы с Кройфом, в футболе в целом и организации тренировочного процесса в частности произошёл сдвиг: теперь на первом месте стоял игрок, а не команда. Каждая тренировка теперь должна быть посвящена игроку, имеющего свои цели, амбиции и мотивацию. «Каждый [спортсмен] предлагает персональные и конкретные решения, которые он предлагает в результате личного анализа ситуаций». Например, в «Барселоне» план каждой тренировочной сессии разрабатывается путём анализа и выявления аспектов подготовки, требующих наибольшего внимания.
Ключевые аспекты индивидуального подхода:
1. Функциональная подготовленность: выносливость (способность к продолжительному выполнению работы разной степени интенсивности), сила, координация, ловкость;
2. Координационная подготовленность: важнейшие для футбола координационные способности: к примеру, быстрый переход от атаки в защите и наоборот, изменение ритма совершаемых действий и др;
3. Когнитивной подготовленность (стимуляция): внимание, концентрация, принятие решений, реакция и другие. В ходе учебных занятий тренерский состав должен избежать «информационного перегруза»;
4. Социально-аффективный аспект: отношения внутри коллектива, желание и способность взаимодействовать и помогать друг другу;
5. Эмоционально-волевой аспект: нравственное сопереживание другим, эмоциональному соотнесению с позицией игроков своей команды;
6. Творческий аспект: способность мыслить нестандартно, поощрение тренерским штабов креативных решений со стороны футболистов.
Каждый из этих шести аспектов является основополагающим при организации плана тренировок для обеспечения высокого уровня физической подготовки футболистов, а также для создания благоприятного психоэмоционального фона для развития не только каждого игрока, но и всей команды в целом. Стоит отметить, что индивидуальный подход также подразумевает организацию тренировочного процесса исходя не только из особенностей и потребностей футболиста, но и из особенностей реализуемого микроцикла. Именно поэтому целью каждой тренировки также является рост каждого футболиста как спортсмена в рамках микроцикла. Индивидуальный подход организации тренировочного процесса позволяет моделировать ситуации, подходящие для отработки действий того или иного игрока (прим. SSP; Preferential Simulating Situations).
«Структурный подход к организации тренировочного процесса основывается на самостоятельном задействовании и оптимизации каждого компонента подготовки спортсмена, при этом каждый аспект имеет одинаковую степень важности».
Немаловажное значение для формирования коллективного мышления и повышения уровня командной работы имеет социально-аффективный аспект. В ходе как тренировочного процесса, так и соревновательной деятельности каждый футболист так или иначе должен проявлять эмпатию, настойчивость и способность к самоорганизации, что, в свою очередь, требует самостоятельности и развитых коммуникативных навыков. Команда может выстраивать определенную философию и считаться единым целым только тогда, когда ожидания каждого футболиста начнут совпадать с командными.
Комплексная методика и тактическая периодизация
«Как только мы начинаем анализировать игру через призму определённой модели, то мы сразу совершаем серьёзную ошибку, поскольку каждая игровая модели носит условный характер – даже та, которую главный тренер принимает за идеал. И поэтому весь процесс должен быть адаптирован к способностям игрока – физическим (объём работы), психологическим (принятие решений), умственным (обработка информации), иными словами, всему тому, что влияет на формирование конкурентоспособной личности».
Проблема с анализом игры через игровую модель состоит в том, что в рамках игровой модели игрок на каждой позиции априори должен иметь определённые навыки и отвечать определённым требованиям, в противном случае футболист считается неподходящим. Другими словами, игроки должны соответствовать игровой модели, хотя всё должно быть наоборот.
В отличие от тактической периодизации, каждый микроцикл комплексной методики подготовки ориентирован на игрока, а не на игровую модель. Тактическая периодизация предполагает, что все тренировки должны быть направлены на развитие определенного игрового стиля, в то время как комплексная методика подготовки позволяет развивать индивидуальные качества игроков, повышая их уровень самостоятельности во время игры. Вместо того, чтобы говорить, что на определенном этапе подготовки игрок должен следовать «принципу А» или «принципу Б», в рамках комплексной методики футболист развивает творческое мышление, которое позволяет самостоятельно выбирать лучшее решение раннее изученной ситуации. Это достигается путём включения в тренировочные занятия анализа и обсуждения игровых ситуаций, в то время как тактическая периодизация предполагает применение «шаблонных» (менее сложных) решений.
Комплексная методика подготовки основывается на двух постулатах:
1. Тренер – учитель, мотивирующий игроков самим находить решения, а не инструктор;
2. Важным условием обучения каждого игрока является разнообразие (вариативность) и оптимизация тренировочного процесса.
И второе: Пеп именно подбирает игроков под игровую модель. Более того, если игрок чуть не соответствует требуемой роли, следует жесткое переучивание или расставание с игроком. Как раз у Гвардиолы функция первична, игрок вторичен. Но функция Гвардиолы так сложна, что подходят единицы из действующих игроков. Поэтому Гвардиоле так трудно находить игроков и поэтому они попадают в ансамбль только на второй год или не попадают вообще, и поэтому поэтому футбол его команд самый красивый во всем мире с большим отрывом.