6 мин.

Клюйверт - супермен, Тольдо - герой, а Трезеге - чемпион!

«Раньше и трава была зеленее, и голы красивее» - скажет вам любой Кузьмич на трибунах. Не готов поддержать это спорное заявление, но скажу честно - когда я вспоминаю о футбольных событиях многолетней давности, то прихожу к мысли, что тогда команды играли в более открытый, безбашенный, весёлый футбол. На чемпионате Европы 2000 года не было сборной России. Думаю, все помнят исторический матч отборочного турнира со сборной Украины, когда Андрей Шевченко обхитрил Александра Филимонова и лишил нашу сборную шансов поехать на турнир. Но и без российских футболистов на Евро было за кем следить и за кого болеть. Например, за сборную Югославии, которая привезла в Бельгию и Нидерланды мощный состав с Саво Милошевичем и Предрагом Миятовичем.

Или за хозяев турнира - сборную Нидерландов с братьями де Бурами, Эдгаром Давидсом, Патриком Клюйвертом, Деннисом Бергкампом.... да чего уж там, я могу перечислить весь их состав - там одни звёзды! Смотрите сами.

Но я болел на Евро за сборную Италии. Почему? Сейчас я сам пытаюсь ответить на этот вопрос. Я тогда только знакомился с миром футбола, но лидеров «Скуадры Адзурры» знал - Алессандро дель Пьеро, Франческо Тотти, Паоло Мальдини. Возможно, это была самая сбалансированная команда того турнира - с надёжными защитниками, креативными хавами и яркими, разносторонними нападающими. Я назвал дель Пьеро и Тотти, но был ведь ещё и Филиппо Индзаги. Каждый из них был словно супермен, со своими сверх-способностями. Пиппо Индзаги, например, лучше всех умел (в числе прочего) симулировать в штрафной соперника, вынуждая арбитров назначать пенальти, а дель Пьеро обладал выдающейся техникой и прекрасно бил штрафные. На групповой стадии Евро итальянцы выиграли три матча из трёх. Мне нравился их рационализм - всякий раз они забивали по два мяча, и этого хватало для побед - над Турцией, Бельгией и Швецией.

Ну и, конечно, у Италии, как у любой другой великой команды на большом турнире должен был проявиться неожиданный лидер, человек, от которого вроде бы и не ждёшь геройств, а он становится одним из главных творцов победы. Возможно, вы уже поняли, кого я считаю таким «внезапным» героем. Это вратарь Франческо Тольдо.

Я ничего не знал о нём до начала Евро. Уже по ходу турнира выяснил, что Тольдо, вообще-то, - неосновной вратарь сборной. Играть на чемпионате должен был 22-летний Джанлуиджи Буффон, но Джиджи вылетел из-за травмы, и его место в рамке занял голкипер «Фиорентины». Тольдо воспользовался своим шансом, и стал одним из лучших игроков Евро-2000. В четвертьфинале Италия обыграла Румынию во главе с Георге Хаджи. И снова «Скуадра Адзурра» забила два мяча - это стало уже доброй традицией. Впрочем, традиция эта прервалась на подступах к финалу. Итальянцам досталась в соперники «оранжевая сборная». Очень хорошо помню свои эмоции перед тем матчем - я представлял себе столкновение двух огромных сил, битву титанов, или что-то в этом духе. В четвертьфинале сборная Нидерландов смяла югославов 6:1, а лучший нападающий голландцев Патрик Клюйверт оформил хет-трик. Тот матч произвёл на меня большое впечатление. Я думал, что с такой командой почти невозможно бороться, она слишком сильна. Но Италия перемолола и этих ребят.

Когда я вспоминаю тот матч, перед глазами возникает картинка - оранжевые трибуны «Амстердам Арены», обескураженные игроки сборной Нидерландов и прыгающий от счастья Франческо Тольдо. Вратарь выдал «матч жизни». Италия и без того считалась в этом поединке явным аутсайдером, так еще и осталась в меньшинстве уже на 34 минуте - вторую жёлтую карточку получил Джанлука Дзамбротта. Тольдо в первом тайме потащил пенальти от капитана - Франка де Бура. Нидерланды не забили и со второй попытки - уже после перерыва Клюйверт с 11-метровой отметки угодил в штангу (супергерои тоже ошибаются). Италия вообще ничего не показала в атаке. Сейчас, спустя 22 года после просмотра того матча, я открываю статистику и удивляюсь - первый удар в свор ворот итальянцы нанесли лишь на 90 минуте. Но какое это имеет значение, когда у команды есть такой вратарь? Тольдо в этом матче тащил всё. Он множество раз выручал своих. Казалось, что его ворота заколдованы. Основное время закончилось вничью 0:0. Потом были напряжённые полчаса дополнительного времени. В плей-офф тогда действовало правило «золотого гола» - один точный удар решал всё. Но и в этом игровом отрезке Тольдо не пропустил. Единственным, кто смог забить Франческо в тот вечер, стал тот же Клюйверт - он отличился в серии пенальти. Во время футбольной лотереи Тольдо отбил еще два удара, а выстрел брутального Япа Стама пришёлся выше ворот. Италия победила в серии пенальти 3:1 и вышла в финал. Я не мог поверить в происходящее. Они это сделали! Или давайте так - он это сделал!

А затем случился финал между Италией и Францией. Я почти не сомневался в победе итальянцев. Трудно было представить, что команда с таким вратарём может в принципе кому-то проиграть. А французы за два года до этого стали чемпионами мира. И мне казалось, что выиграть два финала подряд для них - это уж слишком. Но в реальности всё вышло не так, как я предполагал. Италия забила первой - Марко Дельвеккио отличился на 55 минуте. Французы спаслись в самой концовке - в тот момент, когда я уже готовился праздновать победу своих любимцев. Сильвен Вильтор точным ударом перевёл матч в дополнительное время. А там случился тот самый «золотой» гол от Давида Трезеге. Молодой французский форвард забил, сорвал с себя майку и побежал праздновать с партнёрами победу на чемпионате Европы. А я в расстроенных чувствах отправился спать.

Вот таким получился мой первый футбольный турнир. Помню, что во время Евро я стал вести свои футбольные «журналы» - выписывал в тетрадки составы команд, статистические факты. Хорошо бы отыскать эти записи - там была и первая «аналитика» в моём исполнении, я разбирал моменты матчей, давал характеристику игрокам, даже оценки ставил, как журналисты из «Спорт-экспресса». Сейчас, по прошествии стольких лет, я хочу поблагодарить тех великих игроков за прекрасные моменты детства - когда тебе 11-ть, победы и поражения твоих любимых футболистов воспринимаются особо ярко. Да здравствует Тольдо! Да здравствует Франция! Да здравствует Футбол!