Реклама 18+

Глубокое погружение: Гран-при Канады

Воскресная гонка в Монреале стала одной из лучших в истории «Формулы-1». В ней были дождь, аварии, появление на трассе автомобиля безопасности, красивые обгоны, грамотные и не очень удачные тактические ходы, а также развязка на последнем круге. Блог «Версификаторые россказни» детально разбирает ключевые моменты Гран-при Канады.

Попали в историю

Наверняка многие слышали о том, что этот Гран-при стал самым долгим в истории «Формулы-1» – гонка прошла за 4 часа, 4 минуты и 39,537 секунды. Однако даже тот факт, что я стал свидетелем исторического события, не слишком радует.

Во-первых, в четырехчасовом действе была двухчасовая пауза, во время которой все журналисты, освещавшие Гран-при, были вынуждены заниматься чем угодно, только не комментированием самой гонки – большинству нужно было проявить все свои способности, чтобы удержать внимание аудитории.

Во-вторых, сам заезд, даже несмотря на долгое пребывание пелотона за автомобилем безопасности, получился не таким уж длительным, а еще мне обидно, что действительно выдающийся в этом отношении Гран-при Германии 1954 года (он шел 3 часа, 45 минут и 45,800 секунд), ставший настоящей проверкой спортсменов на выносливость, теперь отошел на второй план.

Надо или дать спортсменам бороться от начала до конца, невзирая на условия, или делать так, как поступила ФИА в воскресенье

В остальном же все было здорово, и даже действия ФИА были абсолютно правильными. Поскольку Федерация стремится обеспечить максимальную безопасность гонок, остановка Гран-при, ожидание улучшения погоды и маринование гонщиков за автомобилем безопасности были обоснованными. Вообще, в этом вопросе мне не нравятся половинчатые решения, и я против, скажем, остановки гонки из соображений безопасности, но ее возобновления в тот момент, когда по-прежнему идет сильный дождь. Надо или дать спортсменам бороться от начала и до конца, невзирая ни на какие условия (пусть идет хоть снег, но ты должен ехать), или делать так, как поступила ФИА в воскресенье – дождаться, когда условия станут пилотажными и аккуратно продолжить Гран-при.

Нечего терять

В отличие от некоторых предыдущих этапов, гонка в Канаде оказалась достаточно простой для понимания шинных стратегий команд – все заезды на пит-лейн (если они не были штрафными) являлись попыткой гонщиков отреагировать на смену погодных условий и состояния трассы. Конечно, простым и понятным был только сам механизм процесса, но не выбор времени для пит-стопов – здесь коллективы серьезно рисковали, поскольку остановка в боксах в неудачный момент могла привести к провалу гонки.

Однако если присмотреться внимательнее, то выясняется достаточно простая вещь: в пелотоне на риск готовы идти те гонщики, которые занимают недостаточно высокую позицию. Грубо говоря, чем ближе пилот к хвосту пелотона, тем выше шанс, что он рискнет (хотя бывают и исключения). И наоборот – чем более высокую позицию занимает спортсмен, тем больше вероятность того, что его гонка окажется консервативной. Как правило, у лидеров есть круг-два в запасе, чтобы отреагировать на значительно возросшую скорость тех, кто идет позади, поэтому они готовы чуть повременить с заездом на пит-стоп – такой подход, конечно, не позволит им оторваться от соперников, но и гонку они таким образом не проиграют.

…Дженсон Баттон был вынужден рисковать. Его гонка не заладилась с самого начала – столкновение с Льюисом Хэмилтоном, затем вынужденная смена покрышек, после – инцидент с Фернандо Алонсо, после которого гонщик «Макларена» откатился на последнее место… Все пришлось начинать заново, но что удивительно, и что здорово – Баттон не опустил руки, а продолжил борьбу – за 16 кругов (с того момента, как автомобиль безопасности покинул трассу на 40 круге) он продвинулся на 17 позиций! Где-то за счет обгонов, где-то за счет выбывавших из борьбы соперников, рубившихся на трассе так, словно они попали в какую-нибудь гонку GP2.

Наконец, заключительный выезд автомобиля безопасности помог Дженсону догнать Феттеля, Шумахера и Уэббера, а после рестарта – пройти всех трех конкурентов и стать победителем Гран-при.

В конце гонки Баттон намного лучше соперников проходил повороты, поскольку болиды конкурентов скользили

Такого успеха Баттон смог достичь не только благодаря выездам на трассу Бернда Майландера, но и за счет скорости собственной машины. В субботу я уже говорил о том, что оба «Макларена» были настроены на дождь, то есть, прижимная сила автомобилей была значительно выше, чем у конкурентов, и я полагал, что в гонке и Дженсон, и Льюис будут довольно быстры. Так и получилось.

«Однако причем здесь дождь, если решающие обгоны Баттон совершил на сухой трассе?» – спросят некоторые читатели. Ответ простой: да, в конце Гран-при дождь закончился и трасса подсохла, но все же осадки смыли «держак», и преимущество в таких условиях получили те пилоты, чьи болиды обладали лучшим сцеплением и прижимной силой. Баттон намного лучше соперников проходил повороты (болиды конкурентов больше скользили) и, следовательно, быстрее начинал разгон, а на прямых ему помогали DRS, KERS и мощный мотор «Мерседес».

Консервативный подход

Несмотря на то, что Себастьян Феттель потерял победу в гонке лишь на последнем круге, у него была возможность не доводить дело до валидольного финала. По ходу всего заезда консервативная тактика Себа работала безупречно – он комфортно лидировал и заезжал в боксы лишь после того, как становилось ясно, что новые шины (промежуточные или слики) окажутся быстрее – и лучше всех в этом вопросе Феттелю помогал Марк Уэббер, чьи пит-стопы всегда проходили раньше, чем у напарника. До тех пор пока Гийом Рокелен не убеждался, что Марк начинает ехать быстрее, чем Себастьян, немец в боксы не зазывался.

Тактика действительно работала – Себ уверенно отрывался от шедших позади пилотов, но каждый раз его преимущество растворялось после выездов на трассу автомобиля безопасности. Возможно, именно это обстоятельство вынудило Рокелена и Феттеля выбрать на заключительный отрезок гонки ультраконсервативный вариант: как только Майландер вернулся в боксы, действующий чемпион мира оторвался на три с лишним секунды от шедшего вторым Михаэля Шумахера, но на этом успокоился.

Если учесть, что до того момента ФИА выпускала пейс-кар на трассу шесть раз, ход «Ред Булл» понятен – они не хотели рисковать на не до конца высохшей трассе ни машиной, ни резиной. Представляете, если бы Феттель за пять кругов довел преимущество, скажем, до десяти секунд, а затем авария какого-нибудь ди Ресты вызвала бы новое появление желтых флагов и таблички SC? И на последних кругах гонки Себ остался бы без какого-либо преимущества из-за стертой резины. Это объясняет, почему Феттель, немного оторвавшись от Шумахера, сбавил темп и не стал наращивать отрыв.

«Ред Булл» не хотел рисковать на не до конца высохшей трассе ни машиной, ни резиной

Однако подход не сработал – Баттон расправился с Уэббером и Шумахером, и стал стремительно догонять Феттеля.

На мой взгляд, у немца даже в таком случае был шанс остаться впереди – поддержать высокий моральный дух спортсмена обязан был гоночный инженер, но, вероятно, Рокелен сам не справился с ситуацией и потому не смог доходчиво объяснить своему подопечному, как сохранить выдержку.

Я уже слышу разговоры о «неумении Феттеля работать под прессингом». Возможно. Даже соглашусь, что Себастьян может допускать ошибки в таких ситуациях. Однако за те двадцать лет, что я смотрю гонки, я выяснил, что под прессингом делали глупости даже великие чемпионы и невероятно хладнокровные парни. И из всего этого могу сделать вывод, что под прессингом не умеет работать никто. Примеров – куча: Австралия-1994, Германия-1995, Италия-1999, Франция-2002, Япония-2003, Бразилия-2007 и многие другие гонки…

Хорошо поработали

Кроме Баттона и Феттеля в Монреале хорошо смотрелись и другие парни. Например, Михаэль Шумахер чуть не добрался до подиума.

До остановки заезда Михаэль занимал достаточно скромную 12 позицию, однако после возобновления гонки сумел прорваться в группу лидеров. Успех был достигнут и за счет хорошо настроенной машины (как и в «Макларене», в «Мерседесе» настроили болиды на дождь), и за счет обгонов (о том, как Шумахер красиво разобрался с Массой и Кобаяси уже был рассказ в воскресенье), и за счет грамотной тактики.

Последнее особенно интересно – первый после рестарта гонки пит-стоп Михаэль совершил на 34 круге, став одним из первых пилотов, посетивших боксы. В результате этого маневра и после заездов на пит-лейн конкурентов, семикратный чемпион мира вышел на седьмую позицию!

Дальше он последовательно обошел Уэббера, Хайдфельда, Массу и Кобаяси, выбравшись на второе место, но, вероятно, из-за того, что идеальные для его болида условия уже прошли, не смог удержаться на подиуме.

…Камуи Кобаяси провел неоднозначную гонку. Он поучаствовал в нескольких инцидентах – соперники после финиша заметили, что японец тормозил в неожиданных местах (это привело к аварии и сходу Ника Хайдфельда), – однако были и несомненные плюсы тактического характера.

Ранний пит-стоп Шумахера позволил ему опередить целую группу соперников

До остановки гонки, Кобаяси, в отличие от некоторых соперников, ни разу не побывал в боксах. Джеймс Аллен даже выдвинул предположение, что в «Заубере» сумели просчитать действия ФИА, мол, команда догадывалась, что Федерация выкинет красный флаг и потому не видела смысла заезжать на пит-стоп для смены шин.

Однако я полагаю, что в действительности мотивы швейцарского коллектива были чуть проще: им не нужно было зазывать Камуи для смены резины, потому что сама резина была в довольно хорошем состоянии. В этом году мы уже не раз видели, как бережно C30 обращается с шинами, и нет никаких причин полагать, что болид неаккуратно относится к дождевым покрышкам. Вероятно, в «Заубере» взвесили все «за» и «против», и решили рискнуть, независимо от появления или не появления красных флагов. Когда на трассе появился автомобиль безопасности и соперники ринулись в боксы, Камуи вышел на очень симпатичное второе место. Спешить было некуда – резина позволяла ехать достаточно быстро в том случае, если бы пейс-кар покинул трассу через несколько кругов. Кроме того, ситуация с погодой была неопределенной – если бы дождь усилился и гонку остановили, то можно было сохранить текущее место (что и произошло), а если бы осадки прекратились (ну, мало ли), то все наверняка поехали бы за промежуточными шинами, и в такой ситуации «Зауберу» не пришлось бы совершать лишний пит-стоп. Все логично.

…Гонка Виталия Петрова сложилась нормально. Под словом «нормально» я имею в виду то, что команда сработала неплохо, но не идеально, а сам пилот хоть и не слишком часто кого-то обгонял, но все же добрался до финиша на высокой пятой позиции. При этом хочу отметить, что слово «нормально» применительно к любой другой гонке носило бы нейтральный оттенок, но в Канаде в сумасшедших условиях провести «нормальную гонку» – это потрясающе!

Как и в «Заубере», в «Лотус-Рено» не стали зазывать гонщиков в боксы до остановки заезда – и решение оказалось верным: Хайдфельд и Петров вышли на четвертое и пятое места. Однако близкое расположение пилотов одной конюшни на трассе привело к тому, что во время волны остановок и переобувания в промежуточные шины (это тот самый момент, когда Михэаль Шумахер принял правильное решение и поехал на пит-лейн одним из первых) команде пришлось зазывать своих парней по очереди – сначала, на 35 круге в боксы поехал Хайдфельд (он же шел впереди Виталия, поэтому получил приоритет), а затем, на 36-м – Петров. Увы, если сравнивать с тем же Шумахером, россиянину пришлось ехать на дождевых шинах на два круга дольше – это потеря в виде четырех (или даже больше) секунд, что в условиях только-только начавшего разжиматься пелотона оказалось подрывающим гонку фактором.

Ключевой момент в гонке Петрова – пит-стоп на 36 круге, после которого россиянин потерял несколько мест

Это ключевой момент – потому что после него Виталий уже ничего не терял. Выехав на трассу восьмым, он потихоньку стал прорываться наверх, обогнал Кобаяси и финишировал, как мы помним, пятым. Вот так одно решение, которое нельзя назвать, пожалуй, большой ошибкой (если уж и называть ошибкой, то скорее вынужденной), не позволило Петрову подобраться еще ближе к подиуму.

Наконец, последнее, о чем нельзя промолчать – это потрясающий успех «Хиспании» – Витантонио Лиуцци опередил гонщиков «Маруся-Верджин» и «Лотуса». Особых тактических изысков команда Колина Коллеса не показала, и успех был достигнут во многом благодаря тому. что коллектив Тони Фернандеса столкнулся с механическими проблемами, а Жером Д’Амброзио потерял время из-за штрафа. Единственным настоящим соперником Лиуцци в гонке стал Тимо Глок – у обоих была схожая тактика пит-стопов, и все решилось в очном противостоянии на трассе и умении обгонять. Как ни странно, Тонио оказался сильнее и быстрее. Честь ему и хвала!

Ход гонки (взято с Forix): горизонтальная ось – среднее время победителя гонки (то есть, полное время гонки, разделенное на количество кругов), с которым сравниваются времена остальных пилотов. Вертикальная ось – отставание.

http://img31.imageshack.us/img31/9766/gprhcg.png

+36
Реклама 18+
Популярные комментарии
макмер
+6
А я соглашусь с Yakhya. Дмитрий, Чарли Уайтинг уж слишком сильно перестраховывается, и как мне кажется, нарушает принципы спортивной борьбы. Коротко аргументирую - вы сами сказали, что некоторые команды зная, что будет дождь выбрали дождевые настройки, а Чарли может держать держать СК чуть ли не до сухой траектории. После возобновления гонки 9кругов под СК - это ПЕРЕБОР! Как только СК покинул трассу, пилоты бросились переобуваться на промежуточную резину, а значит время резины wet прошло. СК должен водить пелетон только один круг! Ведь получается, что этих 9-и кругов под СК и не хватило Шумахеру до подиума, а это и есть нарушение спортивных принципов. Судьи должны минимизировать свое вмешательство в ход гонки. Кругов 15 гонки у нас УКРАЛИ! И восхвалять ФИА тут незачем. А о болельщиках на трибунах и их деньгах я уже промолчу - видеть езду под СК ...
Недотрёхкратый бритоног
+3
Оказывается Дмитрий Федотов скрытый фанат Феттеля)))Что касается гонки,такой Гран-при Канады не мог так тривиально закончиться,а именно победой Феттеля,за часы проведённые у телеэкрана мы были вознаграждены безумным финишем,расстраивает одно-единственные пилоты которые реально могут навязать борьбу РБ сошли(((
p.s.А Баттон везунчик ещё тот)))сколько он уже таких гонок выиграл.....
SergDrag
+2
//А почему Баттон не может рисковать в сухих гонках?//
В сухих глупо одевать дождевые покрышки :)
Ответ на комментарий NickKuz22
А почему Баттон не может рисковать в сухих гонках?
Чьото он обычно не замечен в обгонах и прорывах. Едет себе спокойно и ждет вылета и ошибок....
Написать комментарий 38 комментариев

Новости

Реклама 18+