18 мин.

Венгрия 93-го: первая победа Хилла в карьере, последний подиум Патрезе, яркие прорывы Шумахера и Проста

Первая победа Деймона Хилла вышла для него более легкой, чем ожидалось.

Венгерский этап немного переписал историю. Наконец-то, после разочарований в Испании, Сильверстоуне и Германии, британский пилот смог сделать все правильно, чтобы одержать первую победу за рулем «Уильямс-Рено».

Тем самым он стал первым гонщиком в истории, который смог повторить успех отца в «Формуле-1», выиграв Гран-при. До него только Альберто Аскари мог похвастаться тем, что повторил предчемпионские успехи отца Антонио в начале 20-х годов.

Для Деймона первая победа пришла после всего лишь 13 попыток. Хотя это, несомненно, в значительной степени связано с превосходством «Уильямса», ничто не могло умалить прекрасного выступления, которое положило начало его победному счету и сделало его 14-м британцем, добившимся успеха в Гран-при. Это была 148-я победа для всех родом с туманного Альбиона. Также она стала 15-й для семейства Хиллов.

«Я посвящаю эту победу семье и родным из прошлого, настоящего и будущего», - сказал Деймон.

В некотором смысле, его первая победа была похожа на последнюю отца. Когда Грэм Хилл победил в Монако в 1969 году, главные соперники в лице Джеки Стюарта и Криса Эймона сошли с дистанции рано, оставив его, когда тот шел на третьей строчке, чтобы затем он мог возглавить гонку. В Венгрии основные соперники Хилла либо совершали ошибки, либо сходили с дистанции, либо и то, и другое. Разница в том, что все они были позади него, когда сошли.

Прост не смог стартовать с поула, так как болид заглох

Первым выбыл Ален, и это был тот Прост, который завоевал поул-позицию несмотря на то, что дважды вращался во время своих попыток. Одно из них произошло на свободной практике в субботу утром, а второе - когда он пытался немного снизить время своего поул-круга, чтобы защитить его на случай, если Хилл найдет лишние две десятых секунды. Деймон же впервые в сезоне проводил уик-энд без ошибок.

«Когда ты пилотируешь здесь, то просто пытаешься найти несколько десятых, и думаешь, что должен пытаться проехать круг идеально», – сказал британец. «Приходится все время концентрироваться. На этой трассе очень весело ездить. Она очень техничная, но немного похожа на большую картинговую трассу. Здесь так много поворотов и так много разных типов, что лучше найти среднее значение, а не пытаться быть на высоте в одной части и проиграть в другой. Это действительно вопрос точности на протяжении всего круга».

В пятницу Деймон выглядел немного уставшим, пилотируя мимо траекторий. «Ха», – сказали некоторые. «Мы знали, что Маньи-Кур, Сильверстоун и Хоккенхайм были случайностью! Он не так быстр, как Прост, не так ли?».

Если бы это было так, то это было бы потрясающе, потому что Ален уже доказал, что может выступать на уровне Айртона Сенны. Этим все сказано. Вполне возможно, что в этом году Ален едет на уровне, достаточном только для того, чтобы победить своего партнера по команде. Если он никогда не будет гоняться на «Уильямсе» с такими авторитетами, как Мэнселл или Сенна, мы никогда не узнаем наверняка. Но, как бы то ни было, у Хилла ничего нельзя было отнять. Если он и не так быстр, как Прост, то не так уж и далек от него. Его уверенность возросла в субботу, когда проблемы с тормозами в пятницу остались в прошлом, и британец вплотную приблизился к борьбе за первую позицию на стартовой решетке, которая, по общепринятому мнению, была так важна на трассе, соперничающей с Монако по отсутствию возможностей для обгона. Однако, как показал Прост в гонке, если у вас есть «Уильямс», вы можете пройти любого на Хунгароринге.

Но чего он не мог сделать, так это сойти с дистанции. Когда стартовая решетка тронулась с места, то пилот «Уильямса» остался стоять на месте. Удивительно, но после всех проблем со стартом в этом сезоне и всех тренировочных стартов, которые он недавно провел, Ален заглох, как и в Монако.

В конце концов, команда снова заставила его ехать, но к тому времени было уже слишком поздно. По правилам ему ничего не оставалось, как занять позицию позади медлительных «Лолы-Феррари».

Хилл вышел в лидеры гонки, в то время как Шумахер откатился на пару позиций

До начала гонки многое ожидалось от комбинации Михаэля Шумахера и «Бенеттона-Форда». Это проворная маленькая машина, которая добилась больших технических успехов после Монако. Поскольку двигатель «Форда» требует меньше топлива, чем «Рено», он также должен был иметь небольшое преимущество в весе на ранних стадиях. Как показала квалификация, Шумахер действительно подобрался очень близко к «Уильямсу» (он фактически разделил их после первой официальной сессии), а поскольку у Проста возникли проблемы, то у него было хорошее свободное пространство перед третьим местом на решетке...

Хилл был мастером старта весь год, но в Венгрии возник вопрос: не будет ли он бояться сцены после провала своего напарника по команде.  Кроме того, вопрос заключался в его положении на правой стороне решетки, на более грязной. Команда «Уильямса» фактически вымыла эту часть трассы в субботу вечером, и он ловко попытался очистить ее еще больше, плотно войдя в первый поворот во время заключительных этапов утренней разминки. Однако, когда загорелся зеленый свет, ответы на все вопросы были сняты решительно.

«Думаю, это был мой лучший заезд в этом году!», – улыбнулся он после этого, и «Уильямс» стартовал успешно, так же, как и Герхард Бергер и Пьер-Луиджи Мартини. В то время как Шумахер не справился. Поскольку немец выбрал внешнюю линию, которая может принести выгоду при лучшей линии для второго поворота, он пустил пыль, которая, кажется, всегда лежит за пределами гоночной линии на этой трассе. В то же время Бергер вклинился между «Бенеттоном» и Сенной, когда последний пытался проскользнуть внутрь. «Феррари» на мгновение захватила второе место, пока «Макларен» не сместил ее на выходе из поворота, и, поскольку Патрезе на другом «Бенеттоне» получил чистый старт, Шумахер провалился на пятое место. Не впечатляет.

Сенна очень сильно прессинговал Хилла в первой паре поворотов, но к концу круга разрыв между ними составил 1,797 секунды.

Что «Уильямс» доказал в Венгрии, к ужасу своих соперников, так это то, что поймать ритм в квалификации — это одно, а соответствовать гоночному темпу – совсем другое.

Михаэль ошибся во второй раз, но смог снова быстро отыграться

Пока Хилл уверенно уходил вперед, Сенна держался вторым, а Бергер использовал «Феррари» с усовершенствованной активной подвеской, чтобы держать Патрезе и Шумахера на расстоянии. По предварительной договоренности Риккардо, которому в выходные сообщили, что он является свободным агентом на 1994 год, согласился пропустить Михаэля, если потребуется. Этой опцией немец воспользовался уже на четвертом круге. Шумахер смелым маневром в первом повороте при попытке обгона Бергера ошибся и развернулся, выехав позади Хилла, Сенны, Бергера, Патрезе, Алези, Андретти, Уорвика, Мартини и Брандла.

Затем немец начал прорываться обратно. Мартин сдался на пятом круге, Мартини и Уорвик – на шестом. Андретти упорно отбивал его атаки в течение следующих девяти кругов, пока не сошел на 16-м круге. Михаэлю пришлось даже выехать на траву, чтобы избежать контакта с пилотом «Макларена». Не падая духом, он обошел Алези на 17-м круге и поднялся еще на одно место, когда через круг Айртон был вынужден также остановиться.

Оба «Макларена» сошли в течение 20 кругов? Возможно, мы уже привыкли к ранним сходам Майкла, но Сенна ведь обычно доезжал до финиша. На этот раз у обоих возникли проблемы с дроссельной заслонкой. Многообещающий заезд американца, который вполне мог принести ему второе место к финишу, был провален, когда маленький кабель, соединяющий его педаль газа с электронным потенциометром, переломился. Система fly-by-wire больше не могла работать.

Айртон же не верил, что идет на второй строчке, поскольку из-за ужасного недостатка сцепления и баланса в квалификации такая высокая позиция была недосягаема даже для него. Однако ему не потребовалось много времени, чтобы обнаружить проблему с дроссельной заслонкой. Она вела себя нестабильно, и, поскольку команда тщетно пыталась обнаружить что-либо на телеметрии, ему посоветовали избегать частичного использования дроссельной заслонки. Используя свою знаменитую технику плавного управления дроссельной заслонкой в поворотах, он продолжал ехать, пока система внезапно не отключилась в верхней части трассы.

Только Бергер теперь отделял Шумахера от Хилла, и, честно говоря, Михаэль выкладывался по полной. Все ожидали, что хотя бы раз в течение гонки придется остановиться для установки свежих шин, и когда Герхард сделал первый заезд на 19-м круге, временно опустившись на 12-е место, у Михаэля наконец-то появилась свободная трасса. В то время как Деймон продолжал ехать осторожно. 41-секундное отставание Бергера на 18-м круге сократилось до 38 для Шумахера, когда он начал преследование кругом позже. Еще через три оно сократилось до 35 секунд.

Ален обгонял по пилоту на круге, как будто играя на легком уровне сложности

Именно на этом этапе у «Уильямса» возникли проблемы на пит-лейн. После своей первой катастрофы Прост вел машину великолепно, продвигаясь по полю с метрономической точностью. Де Чезарис (который заехал на пит-лейн на первом круге с проблемой выбора передачи), Бадоер и Альборето сразу же уступили. На втором круге пилот «Уильямса» прошел Бутсена и Комаса. Через круг это был Катаяма, за которым на четвертом круге последовал недовольный Марк Бланделл. Пятый круг – Херберт. Шестой круг – Дзанарди. Седьмой круг – Аллиот. Восьмой круг – Фиттипальди. Девятый круг – Лехто. Затем на 11-м и 12-м соответственно: Судзуки и Вендлингер. На последующих кругах с 15 по 19 включительно: Брандл, Мартини, Уорвик, Алези, Бергер. За этим было приятно наблюдать.

И тут все пошло не по плану. К 20-му кругу он приблизился к Патрезе на третьей строчке, но, когда Ален направился на пит-лейн для, как сначала казалось, простой замены резины, она продлилась дольше, чем обычно. Заднее антикрыло было ослаблено, и внимательный осмотр показал, что более крупный компонент, использованный специально для Хунгароринга, создавал настолько большую прижимную силу, что перегрузил опорную балку, которая впоследствии отслоилась. «Замена этого элемента – огромная работа», – сказал гоночный инженер Дэвид Браун. «Обычно это последнее, о чем вы подумали бы, заезжая на пит-лейн».

Пока они работали над FW15C Хилл не мог заехать для замены шин. Через пару кругов команда просто сместила болид Алена, чтобы Деймон мог заехать за свежей резиной за 6.73 секунды. Спустя семь кругов Прост выехал из боксов. Это многое говорит о его мотивации, поскольку, потеряв все шансы хотя бы на одно очко, он вышел на старт, намереваясь проехать быстрее всех.

Шумахер совершил пит-стоп на 25-м круге, вырвавшись на третье место после очень быстрой остановки, но на этом все и закончилось. После возвращения в погоню за Патрезе он остановился на служебной дороге за пит-лейном. В моторе «Форд» порвался вспомогательный приводной ремень, возможно, в результате повреждений от обломков.

Все соперники Деймона были в нокауте

На данный момент ситуация была таковой: Хилл далеко впереди, все главные соперники в нокауте, а до конца гонки оставалось около 50 кругов! «Самым сложным было проходить круговых, потому что они очень усложняли задачу. Некоторые из них отказывались уходить с трассы, и тогда приходилось выезжать на грязную часть трассы, чтобы проехать. Так шины становятся на пару кругов никакими. Давление исходило от того, смогу ли я действительно сделать это. Довести машину до победного конца».

Алези присоединился к выбывшим на 23-м круге, когда он попытался пройти Фиттипальди на подходе к первому повороту. Бразилец переместил свой «Минарди» влево, они вошли в контакт, и поскольку M193 получил повреждения задней подвески, «Феррари» перелетела через гравийное покрытие на внешней стороне поворота, а затем лоб в лоб врезалась в стену. К счастью, Жан получил лишь небольшую травму колена и хлыстовую травму, но он был очень расстроен этим инцидентом.

К 30-му кругу Хилл опережал Патрезе, который остановился для замены шин на предыдущем круге, на 53,7 секунды. После остановки Бергера третье место превратилось в плотную борьбу между Уорвиком, Мартини и Брандлом, и это стало одним из самых ярких моментов. Пьерлуиджи стал сенсацией квалификации, показав шестое быстрейшее время в пятницу, а затем седьмое в субботу. Старт был испорчен борьбой Шумахера, Бергера и Сенны. После этого он устроился позади быстроходного «Футворка» Дерека, а Мартин пристроился за ними. Втроем они шли вместе на протяжении всей гонки. Мартини отстал от Брандла после более медленной остановки на 29-м круге.

Поэтому было очень обидно, когда итальянец сошел на 60-м круге, поскольку он ехал очень хорошо, и все были рады видеть, что команда Джанкарло Минарди едет так хорошо и ставит в неловкое положение многих с заметно большими бюджетами и техническим преимуществом. В конце концов, это был болид без активной подвески со стандартным мотором «Форда». А ведь здесь было много неровностей. К сожалению, пилот «Минарди» потерял управление на выходе из 10-го поворота и боком врезался в барьеры.

Герхард вел борьбу за подиум с Уорвиком и Брандлом

К этому моменту Бергер совершил второй пит-стоп на 52-м круге, и только Уорвик стоял между ним и финишем на подиуме. После Хоккенхайма британец был не в настроении сдаваться, как уже выяснил Брандл, но его стратегия предусматривала только одну остановку шин, и к этому моменту его «Футворк» стал испытывать трудности. Это был лишь вопрос времени, и после того, как Бергер уже прошел одного британца, Дерек решил поступить по-джентльменски и пропустить вперед австрийца на 65-м круге.

На протяжении многих кругов Уорвик, Брандл и Мартини играли в покер по поводу второго пит-стопа. Уорвик, как выяснилось, останавливаться не собирался, но Мартин в конце концов остановился на 61-м круге и вернулся на пятое место. На последних кругах он сократил отставание от Дерека, и на 70-м круге их борьба стала зеркальным отражением борьбы между Вендлингером и Бланделлом за последнее очко. Мартин приблизился на секунду к «Футворку», а затем проблема с выбором передачи заставила его широко развернуться, и после этого не позволила ему бороться дальше. В итоге Дерек финишировал четвертым. Как и у Брандла, у Бланделла пропал импульс, и он остался седьмым, злясь на то, что медленный старт Агури Судкузи лишил его преимущества в виде с трудом завоеванного 12-го места на решетке. На каком-то этапе все пять британцев комфортно чувствовали себя в первой десятке, но курьезная проблема окончательно лишила Джонни Херберта вероятного шестого места.

Херберт не смог попасть в очки

В квалификации команда столкнулась со всевозможными проблемами: сломался двигатель, на машине Херберта заклинило дроссельную заслонку, что практически свело на нет его вторую сессию, и команда практически не занималась разработкой нового трекшн-контроля. Однако к началу гонки дела пошли лучше, и он вместе с напарником по команде Алессандро Занарди продвинулся вперед. У итальянца было два отнимающих время вращения до поломки трансмиссии, но продуманная остановка шин на 22-м круге дала Херберту возможность опередить Вендлингера и Аллиота. К 28 кругу он держал в прицеле квартет Бергера, Уорвика, Брандла, Мартини и не торопился начинать серьезную борьбу. Затем, войдя в первый поворот на 39-м круге, его 107B дико закрутило и ударило о внутренний бордюр, что вынудило его сойти с дистанции. Установленный в кабине блок хранения данных разболтался, зажав его правую руку между собой и рулевым колесом. В мгновение ока он не смог ни применить достаточную блокировку, ни даже ослабить хватку за руль, и оказался бессилен пройти поворот.

Для Хилла Венгрия, наконец, стала воплощением мечты, и на последних этапах он был очень близок к тому, чтобы обойти Патрезе, когда итальянец, который чувствовал себя плохо весь уик-энд, потерял важную третью передачу на своем «Бенеттоне». Однако вместо этого Деймон намеренно сбавил темп, а когда Бергер устремился за B193B, он благоразумно подвинулся и позволил ему оторваться от себя. Риккардо удержался на втором месте с отрывом в шесть секунд, после того как доблестный Бергер за семь кругов сократил отставание с 22 секунд. Это было потрясающее выступление австрийца, чей левый локоть после этого очень болел, так как он перенес операцию на нем только на предыдущей неделе, и его многочисленные соотечественники на трибунах поддерживали его эхом.

Первая победа Деймона Хилла в «Формуле-1»

Они также подбадривали Хилла за выдающийся пилотаж. Приятно было видеть, как два старых знакомых тепло поздравляли новичка. Хилл признался, что чувствовал себя немного потерянным. На подиуме он выглядел свежим и расслабленным, а в последующих интервью чувствовался юмор. Патрезе, как правило, был великодушен к человеку, который, в конце концов, занял его место в «Уильямсе». Флавио Бриаторе покинул трассу до конца гонки, не интересуясь успехами своего гонщика на втором месте. Комментарии Риккардо показали все его отношении к «Бенеттону». «Я хотел бы поздравить Деймона, - сказал он, - а также поздравить его механиков Леса Джонса, Робби Кэмпбелла, Пола Уэста и Джона Рассела с победой».

«Я с трудом могу подобрать слова, чтобы объяснить, что я чувствую, когда побеждаю», – сказал Хилл. «Это такое переполняющее чувство». В своем 13-м Гран-при Деймон Хилл присоединился к британским победителям прошлых лет: Майку Хоторну, Тони Бруксу, Питеру Коллинзу, Стирлингу Моссу, Иннесу Айрленду, отцу Грэму, Джиму Кларку, Джону Сертису, Джеки Стюарту, Питеру Гетину, Джеймсу Ханту, Джону Уотсону и Найджелу Мэнселлу.