Хэмилтон – 13-й британец в «Ф-1» за «Феррари». А вот и его предшественники
От редакции: Привет! Вы в блоге «F1 – королева автоспорта!», здесь автор переводит интересные тексты о «Ф-1» и автоспорте. Сегодня – интереснейшая подборка британцев под флагом «Феррари». Такой текст точно заслуживает вашего внимания, комментария и плюса!
Льюис Хэмилтон стал тринадцатым британским гонщиком «Формулы-1» в составе «Феррари» (давайте надеяться, что это не дурной знак). Из тех, кто был до него, только Джон Сертис является ярким примером того, кому хочется подражать.
Джон Сертис

Чемпион мира 1964 года
Сертис предвосхитил Ники Лауду и Михаэля Шумахера, став движущей силой возрождения «Феррари», находившейся тогда на спаде, когда присоединился к команде (со второй попытки) в 1963 году. В течение трех полных сезонов, представляя Маранелло в эпоху 1,5-литровых двигателей, он стал самой серьезной угрозой доминированию Джима Кларка и команды «Лотус», сенсационно завоевав исторический титул чемпиона мира – благодаря двойной удаче и помощи напарника Лоренцо Бандини на финальном этапе Гран-при Мексики в конце октября 1964 года.
На пике своей карьеры в начале эры 3-литровой «Формулы-1» Сертис вполне мог завоевать второй чемпионский титул в 1966 году. Но его умело одержанная победа в Спа стала последним стартом в «Формуле-1» за «Скудерию» перед разрывом отношений с менеджером команды Эудженио Драгони в Ле-Мане, что вызвало его гнев и привело к немедленному расставанию. Какими бы разными могли быть события, будь у него в то время менеджер, подобный Фреду Вассеру.
Найджел Мэнселл

Четвертое место в 1990 году
Два сезона Мэнселла с «Феррари» оказались в конечном итоге неудачными, но редко бывали скучными. Прозванный «Иль Леон» болельщиками, которых привлекал его агрессивный стиль вождения, Найджел вряд ли долго продержался бы в нестабильной «Феррари». Двойная победа в сезоне 1989 года на машине Джона Барнарда с полуавтоматической коробкой передач 640 – неожиданная дебютная победа в Рио-де-Жанейро и победа над Сенной, стартовавшим с двенадцатого места в Венгрии, – закрепила его популярность среди болельщиков. Однако приход Алена Проста вместо Герхарда Бергера оставил Мэнселла не у дел в 1990 году. Подозрения в жертвенности граничили с паранойей, а поспешное решение об уходе после гонки в Сильверстоуне (которое было отменено, когда стало доступно конкурентоспособное место в «Уильямсе» на сезон 1991 года), оставило неприятный след от его пребывания в красной команде. Прост оказался слишком хорош для него.
Если Сертис является образцом для подражания, то пребывание Мэнселла в «Феррари» – это полная противоположность. Для Хэмилтона Шарль Леклер может стать таким же соперником, каким Прост был для Мэнселла. Хэмилтон тоже руководствуется эмоциями, скрывающимися под порой хрупким внешним видом. Но, скорее всего, он достаточно проницателен и осознает себя, чтобы не повторять ошибок своего предшественника. К тому же, у него есть Фред Вассер, в отличие от Мэнселла, которого окружали интриги под руководством Чезаре Фьорио. Хотя итальянская пресса остается такой же ненасытной и быстрой в вынесении суждений. Некоторые вещи остаются неизменными с давних пор.
Эдди Ирвайн

Второе место в 1999 году
Как Прост рассказал нам в прошлом году, он мог вернуться в «Феррари» в качестве, казалось бы, подчиненного партнера Михаэля Шумахера в 1996 году. Но Эдди Ирвайн гораздо лучше подходил на эту роль. Быстрый и реалистичный, честный относительно своего места в мире «Формулы-1», Ирвайн боролся долгое время против всех шансов, чтобы не упустить свой золотой билет, когда наконец смог его схватить.
Судьба неожиданно выдвинула его на первый план в 1999 году, когда он стал единственной надеждой «Феррари» на завершение длительного периода без титула. Это было больше чем неудобно. Именно для этого Ирвайн и пришел в команду. Но перелом ноги Шумахера на Гран-при Великобритании означал, что он вынужден был вернуться к действиям в конце сезона в роли поддержки североирландца в его неубедительной попытке выиграть титул.
Шумахер сыграл свою роль ради блага «Феррари» на противоречивом Гран-при Малайзии. Но если бы Ирвайн присоединился к Майку Хоторну и Сертису как третий британский чемпион мира в составе «Феррари», это говорило бы больше о неудачах «Макларена» и Мики Хаккинена – и манипуляции «ФИА» после скандала с «обтекателями» в Сепанге, – чем о личных качествах самого Ирвайна. Ирвайн был эффективным оператором «Формулы-1», но не более того.
Майк Хоторн

Чемпион мира 1958 года
Первым британским пилотом «Феррари» в «Формуле-1» был Питер Уайтхед, богатый любитель, который первым купил машину «Формулы-1» у Энцо Феррари. Только в один из десяти стартов в Гран-при он был официальным пилотом «Скудерии» (Гран-при Швейцарии 1950 года). Победа в Чехословакии в 1949 году, до начала чемпионата, была значимой: это была первая крупная зарубежная победа британского пилота с момента победы Ричарда Симана в 1938 году.
Что касается Хоторна, он навсегда останется первым чемпионом мира среди британских пилотов. Но подобно Сертису и его статусу единственного человека, выигравшего чемпионаты на двух и четырех колесах, «Фэрхэмский Летчик» представляет собой нечто большее. Особенно если учесть, что титул Майка стоит лишь номинально. Стирлинг Мосс превзошел его количеством побед четыре к одному в 1958 году и сделал всю разницу, поддерживая своего друга в Португалии после дисквалификации, которая впоследствии была отменена. Поклонникам Хэмилтона трудно понять такое спортивное поведение – хотя сравнения эпох бессмысленны. Гонки Гран-при такими, какими они были тогда, едва узнаваемы по сравнению с нынешней «Формулой-1».
Если уж на что-то обращать внимание, то лучшим сезоном Хоторна был его первый год в «Феррари», в 1953-м, когда он набрал очки в каждом зачетном Гран-при и победил Фанхио в классической гонке с борьбой на скольжении в Реймсе. Вот это действительно та последовательность, которую оценил бы Хэмилтон.
Питер Коллинз

Третье место в 1956 году
Обходительный, обаятельный и талантливый Питер Коллинз выиграл три Гран-при – столько же, сколько и его друг Майк Хоторн. Он также известен, пожалуй, самым бескорыстным поступком в истории «Формулы-1».
В конце сезона 1956 года, своего первого года в «Феррари», Коллинз прибыл в Монцу с шансами стать чемпионом мира. На последних этапах гонки, когда Фанхио выбыл из-за поломки рулевого управления, Коллинзу пришлось преследовать Мосса, имея в виду титул. Пока во время пит-стопа ему не предложили уступить свое место лидеру команды.
В книге «Фанхио» автор рассказывает, как менеджер Маэстро Марсело Джамбертон лично обратился к Коллинзу, сидящему в своем автомобиле. «Не раздумывая ни секунды, англичанин выскочил из машины, даже не задумываясь о том, что если Мосс сломается, он может стать чемпионом мира. Это был жест настоящей благородства». И этот жест благодарный Фанхио, который в итоге завоевал свой четвертый титул, никогда не забудет. Уважение, характерное для другой эпохи. Конечно, сейчас обмен машинами невозможен. Но когда мы слышим о пилотах, действующих как члены команды, опережая собственные эгоистичные желания, Коллинз становится первым примером.
Тони Брукс

Второе место в 1959 году
«Майк и Питер были чертовски хороши», – сказал Мосс. «Хотя я бы не поставил ни одного из них вровень с Тони Бруксом».
К моменту подписания контракта Тони Брукса с «Феррари» в 1959 году эра автомобилей с передним расположением двигателя уже подходила к концу. Тем не менее, он отправился на последний этап в Себринге, претендуя на титул. Брукс предпочел осторожность славе – еще одно свидетельство другого времени. Огорченный болезненным опытом, он остановился для проверки после столкновения на старте с Вольфгангом фон Трипсом. Без этой задержки, которая в конечном счете оказалась ненужной, он обошел бы «Купер» Джека Брэбема и завоевал корону. Сожаления? Ни одного. Брукс придерживался своего решения о самосохранении. Принципиальный Хэмилтон, вероятно, уважал бы это.
Помимо упомянутых здесь, другие британские гонщики «Феррари» в «Формуле-1» были: Клифф Эллисон (обещающая карьера прервана травмами); Майк Паркес (заменивший Сертиса, но получивший травму); Джонатан Уильямс (одиночный старт в 1967 году); Дерек Белл (камео в двух стартах в 1968 году); Оливер Берман – подросток, который впечатлил в Саудовской Аравии в прошлом году. Станет новым пилотом «Феррари»?

Фото: Alessio De Marco/Ipa Sport / Ipa/Global Look Press