13 мин.

Канада 93-го: победа Проста, прорыв и сход Сенны, обгоны Шумахера

Сколько времени прошло с тех пор, как Айртон Сенна последний раз квалифицировался так низко, как восьмым на Гран-при? Это был вопрос, который многие обсуждали прямо перед началом Гран-при Канады, поскольку бразильский гонщик и команда «Макларен» пытались забыть о кошмарных двух днях квалификации, в которых MP4/8 имел серьезные проблемы с управляемостью.

На самом деле, все было настолько плохо, что никто даже не оставлял на него много надежд и в гонке, за исключением, возможно, сотрудников «Макларена», которые после утренней разминки знали некоторые детали.

Болиды «Уильямса» под управлением Алена Проста и Деймона Хилла доминировали. Разнообразить ситуацию смогли два гонщика «Бенеттона»: Михаэль Шумахер вместе с Риккардо Патрезе завоевали второй ряд стартового поля. Следующими стали пилоты «Феррари»: Герхард Бергер и Жан Алези. Все? Седьмую строчку завоевал Мартин Брандл за рулем «Лижье», и лишь восьмым был Айртон.

Когда на утренней разминке в воскресенье Прост, Шумахер, Хилл и Алези показали время в районе 1:32, то в боксах прокатилась волна сомнения, потому как болиды испытывали проблемы с расходом топлива. Добавьте сюда еще проблемные старты Проста. Нервничает ли француз сейчас?

Ален рассмеялся над этим предположением, так как за свою карьеру у него уже было столько стартов, что фальстарт в Монте-Карло никак не изменил его.

Прост выиграл квалификацию, но проиграл старт напарнику

Когда Гран-при Канады начался, то Хилл и Прост вошли в зону торможения перед первым поворотом бок о бок, и Ален уступил лидерство своему напарнику по команде. Все опасения оказались напрасными. Однако позади них Шумахер стартовал ужасно, пропустив вперед напарника, а тот еще и обоих пилотов «Феррари». Таким образом, Сенна уже шел на пятой строчке, обогнав Михаэля снаружи в левом повороте, чтобы занять внутреннюю линию для следующего тесного правого поворота. Это выглядело как повторение ситуации в Донингтоне...

Всю ночь сотрудники «Макларена» анализировали собранные данные, чтобы подобрать хорошие настройки на гонку, в частности Нил Отли. И они сработали! Это было впечатляющее восстановление, по любым меркам, и еще одно подтверждение того, почему «Макларен» справедливо может претендовать на звание одной из двух лучших гоночных команд в «Формуле-1» в сезоне 1993 года.

Алези изо всех сил пытался сопротивляться на своей «Феррари», оснащенной более мощным мотором с переменным впрыском, испытанным Бергером в Монако. Подобно человеку, по чьему имени названа трасса вокруг реки Святого Лаврентия, Жан отказывался сдаваться и дал Сенне несколько тревожных моментов, гонясь рядом, прежде чем преимущество в мощности и управляемости наконец сказалось на нем. Кругом спустя пал Бергер.

Сезон мучений в «Формуле-1» для Андретти

«Я думал, что у меня был шанс обогнать хотя бы одного из пилотов Уильямса на старте», - говорит Шумахер о своем катастрофическом старте. Новейшая версия Benetton B193B выглядела проворной на протяжении всей квалификации, и ей не нужно было брать с собой на старт столько топлива, сколько машинам с двигателями «Рено». «Старт вышел абсолютно неудачным», - продолжил он. «Из-за проблемы с регулировкой трекшн-контроля я дважды чуть не заглох...».

Еще хуже пришлось бедняге Майклу Андретти, которого сняли со старта, когда тот заглох на формировочном круге. «Произошло какое-то короткое замыкание в аккумуляторе системы запуска, и это просто высосало жизнь из машины», - сказал Рон Деннис. «Вы просто не можете перезапустить ее, потому что вам нужно все заново активировать и кое-что изменить, а это требует времени».

Андретти потерял три круга, прежде чем начать гонку и провести очень энергичный заезд, который в итоге привел к разочаровывающему 14-му месту, когда можно было занять третье или четвертое. «Очередной кошмарный уик-энд», - мрачно сказал американец. «Я просто вцепился в трассу и пытался вернуться наверх, но обгонять было трудно».

Хилл пропустил француза вперед без боя

На первых кругах Хилл показывал быстрейшие круги, а Прост преследовал его, но на шестом круге он по-спортивному пропустил своего напарника. Прост сразу же начал отрываться, отвечая на давление со стороны удивительного Сенны, а затем Айртон начал приближаться к англичанину.  Бергер был четвертым после Алези, к которому слишком близко подобрались Патрезе, Брандл и два пилота «Заубера».

Некоторые команды полагали, что смогут пройти всю гонку без остановок, и действительно, Эрик Комас на «Ларусс» и Кристиан Фиттипальди на «Минарди» именно так и поступили, наслаждаясь борьбой на равных, которая в итоге принесла им заслуженные восьмое и девятое места. Стратегия «Уильямса», однако, заключалась в том, чтобы оба гонщика давили изо всех сил, не ослабляли давление и останавливались за свежей резиной, а не пытались сохранить «Гудиер», давно потерявшие свои лучшие качества. Сенна долго догонял Деймона, но у англичанина все стабилизировалось, когда они начали рассматривать остановку на смену шин примерно на 29-м круге. Однако именно тогда у Хилла что-то пошло не так.

Из лидеров гонки первым остановился Шумахер на 29-м круге. Немец преодолел Патрезе на втором круге, Алези на третьем и Бергера на шестом, а затем отчаянно гнался за быстрым Сенной. Он заехал за свежей резиной и покинул пит-лейн, оставаясь на четвёртом месте, но когда Деймон приехал на следующем круге, произошла одна из тех ужасных остановок, с которыми иногда сталкивается «Уильямс». Команда ожидала Проста и не имела сразу под рукой шин для Деймона. «Я должен признать, что был удивлен, увидев, как механики мечутся вокруг», - так он дипломатично прокомментировал происходящее позже. Это заняло очень много времени, и к моменту выезда Хилл упал на четвёртое место.

Михаэль и Айртон отыграли утерянные позиции

Сенна заехал на 31-м круге. «Макларен» отработал за фантастические 4,6 секунды, однако Прост все равно был слишком далеко. Лидера гонки наконец-то зазвали на 34-м круге, и он то же выехал без потери позиции.

Остановка Бергера на 30-м круге позволила Патрезе выйти на пятое место, поскольку Алези уже давно сошел из-за отказа двигателя после того, как занял это место у Герхарда на 16-м круге, когда у австрийца возникли проблемы с тормозами. «Баланс машины был хорошим», - сказал Жан. «Мотор отлично работал. Я вошел в хороший ритм, когда увидел, что его температура повышается. Через некоторое время двигатель сломался...». Отказало соединение в трубе охлаждающей жидкости.

Остановка Бергера то же была очень быстрой, поэтому он был удивлен, обнаружив, что все еще находится позади Риккардо, когда итальянец заехал на 32-м круге, но все же было очень близко. Риккардо только выехал с пит-лейн и вошел в первый поворот, прежде чем у Герхарда появилась возможность обогнать его. Брандл то же был рядом после своей остановки на 31-м круге, так что после преследования Риккардо в самом начале, сопротивляясь давлению Карла Вендлингера, партнера по команде Марка Бланделла и Юрки Ярвилехто, Мартин снова стал бороться за шестое место. Марк, однако, сошел на 14-м круге. «Я совершил ошибку, пытаясь удержать Ярвилехто», - сказал он голосом, полным отвращения к самому себе. «Финн был быстрее меня на первых кругах, и я просто потерял контроль».

Карл Вендлингер завоевал первое очко в карьере для команды «Заубер»

Вендлингер поднялся на пятое место, не останавливаясь до 37-го круга, что стало самым большим отрезком. После этого он временно уступил Юрки и оказался на девятой позиции. Финн решил сделать остановку на 27-м круге, когда он приблизился к своему напарнику, но не смог его обогнать. После этого его C12 ощущался очень быстрым, но через 20 кругов Ярвилехто потерял третью и вторую передачи, и Карл обогнал его. Сам Вендлингер также столкнулся с проблемами, так как на последних кругах машина начала сбрасывать передачи. Однако Карл смог аккуратно довести машину до финиша, завоевав первое очко для «Заубера».

Гонка Патрезе была прервана на 44-м круге, когда он, под давлением Бергера, ошибся и заехал на пит-стоп для замены носа, прежде чем возобновить гонку на 12-м месте. Однако причиной его вращения были судороги, которые итальянец испытывал в правой ноге. «Эта трасса всегда делает с тобой такое», - согласился Хилл. «У меня такое же чувство, из-за всех торможений, которые здесь делаешь». Рикардо продолжил борьбу еще девять кругов, прежде чем почувствовал необходимость сойти.

В заключительной части гонки Шумахер тихо начал продвигаться к Сенне, бережно обращаясь с новыми шинами и поддерживая разрыв между ними в пределах четырех-пяти секунд. Затем он реально начал усиленно наступать. Разрыв, который составлял 3 секунды на 56-м круге, был уменьшен вдвое через два круга. Затем они поравнялись. Прежде чем мы могли определить, был ли Сенна в беде, или Шумахер просто догонял его, у «Макларена» возникла внезапная проблема на 63-м круге, и когда Айртон отклонился вправо, чтобы уступить место, Михаэль решил в тот момент именно обойти его с этой стороны.

Во время схода Сенны в него чуть не врезался Шумахер

«Мы чуть не столкнулись», - задыхаясь, сказал немец. «Мы увидели на телеметрии, что на машине Айртона возникли проблемы. Еще за 30 секунд до этого», - говорит Деннис. «В сочетании с проблемой в лице Михаэля и этим после того, как мы так усердно работали над настройкой машин для гонки, это был настоящий двойной удар. Особенно с учетом того, что Айртон считал, что все под контролем». Отказ был похож на то, что сам Шумахер испытал в утренней разминке.

Таким образом, Шумахеру оставалось преследовать Проста до финиша, в то время как Хилл не смог предложить сопротивления и занял третье место. «Мы сделали большой шаг вперед с машиной, и после разочарования в Монте-Карло смогли продемонстрировать наш потенциал здесь», - радостно заявил гонщик «Бенеттона». «Возвращение с седьмого на второе место второй год подряд почти такое же хорошее, как победа для нас».

«Двигатель звучал немного иначе к концу гонки», - говорит Хилл. «Поэтому я решил довести машину до финиша. Температура не совсем соответствовала нашей машине». Он задумчиво размышлял о выступлении «Бенеттона» и добавил: «Я сильно давил, но не смог дотянуть до Бенеттона. Они улучшили машину довольно существенно».

Бергер и Брандл смогли набрать очки

Бергер был доволен четвертым местом, так как в заключительных этапах гонки у него было мало топлива. Бедный Брандл остался пятым из-за ошибки во время обгона круговых Луки Бадоера и Дерека Уорвика. «Я был на пределе всю дорогу», - ухмыльнулся Мартин. «Я действительно не мог атаковать Бергера, но наши аэродинамические модификации позволили мне держаться вблизи австрийца, что было очень трудно раньше». 

Как и Хилл, Прост задумчиво размышлял о выступлении «Бенеттона». «Знаете, разрыв между нами и соперниками был гораздо больше в квалификации, но после разминки я удивился, насколько они приблизились. Подтверждение этому пришло, когда мне пришлось все время сильно давить...». Казалось, что оставшаяся часть сезона выйдет интересной, но все забывали про специфику трассы.

Макс Мосли проталкивает идею запрета активной помощи

Прост наслаждался первой победой в карьере в Канаде, чего нельзя было сказать о всех командах «Формулы-1», кроме «Лолы», так как те, по мнению технического делегата Чарли Уайтинга, нарушили правила, касающиеся подвижных аэродинамических устройств (через активную подвеску) или способов управления мощностью двигателя (через систему контроля тяги).

Конечно, все это было частью явного желания новоизбранного президента «ФИА» Макса Мосли избавиться от всех технических помощников к сезону 1994 года, и это смешное возмущение было рассмотрено как способ предупредить гневных участников процесса в лице Фрэнка Уильямса и Рона Денниса, которые вложили огромные средства в будущие исследовательские программы, что им не стоит беспокоиться о угрозе привлечения «ФИСА» на их сторону в борьбе за сохранение активной помощи, так как те сами нарушают правила. Нигде в регламенте не было прописано, что активные помощники разрешены.

Таким образом, в сезоне 1994 года все активные помощники будут под запретом, что станет косвенной причиной одного из самых трагичных сезонов в истории «Формулы-1», так как команды плохо подготовятся.