15 мин.

Как 110 лет назад Мартин поднял на холм Астон и появился «Астон Мартин». Бренд пережил мировые войны и банкротства

В 1913 году Лайонелом Мартином и Робертом Бэмфордом была основана компания Bamford & Martin Limited, начавшая продавать автомобили Singer из своего лондонского представительства и гаража, где они также обслуживали автомобили GWK и Calthorpe. Их первым автомобилем была модифицированная Isotta Fraschini 1908 года, оснащенная четырехцилиндровым двигателем Coventry-Simplex. Мартин участвовал в гонках на ней при подъеме на холм Астон, что примерно в 60 километрах от Лондона, где его успех дал начало названию «Астон Мартин» в 1914 году.

Через год они открыли свой первый завод в Хенникер Мьюз в Кенсингтоне, где в марте 1915 года был построен первый серийный «Астон Мартин», однако с началом Первой мировой войны производство было остановлено, а машины проданы. Лайонел поступил на службу в Адмиралтейство, а Роберт - в Королевский армейский корпус, где они оба прослужили до конца войны.

Isotta Fraschini 1908 года

Первые официальные гоночные соревнования

Уже в 1920 году компания Bamford & Martin Limited возобновила свою работу в Кенсингтоне. Машины «Астон Мартина» стали участвовать в международных Гран-при. Два автомобиля участвовали на Гран-при Франции 1922 года, а в 1923 году был построен автомобиль команды Razor Blade, который должен был побить рекорд скорости в 163 км/ч, принадлежавший AC. Автомобиль смог разогнаться до этой скорости на трассе Бруклендс, однако закончить круг не смог из-за взрыва колес.

Но, несмотря на ранний успех в гонках, к 1925 году компания Bamford & Martin была вынуждена подать заявление о банкротстве, и только в 1926 году ее воскресила группа инвесторов, создавшая компанию Aston Martin Motors Limited, которая перенесла производство на бывшую фабрику Whitehead Aircraft Limited Hanworth в Фелтхэме.

Под новым руководством «Астон Мартин» завоевывал репутацию превосходного конструктора и дизайнера. В сезоне 1926-1927 годов модель Halford Special добилась большого успеха, установив несколько рекордов скорости и заняв десять подиумов, включая четыре первых места, а в 1928 году компания впервые участвовала в гонке «24 часа Ле-Мана».

Первый автомобиль
Себастьян Феттель вместе с Джонни Хербертом за рулем машины, участвовавшей на Гран-при Франции 1922 года
Halford Special

Волна успехов под руководствам дизайнера Бертелли

Огастус Чезаре Бертелли, англо-итальянский дизайнер, пилот, механик и бизнесмен, и его партнер Уильям Ренвик, инженер, разработавший четырехцилиндровый 1,5-литровый двигатель с верхним распредвалом, присоединились к компании в 1926 году. Бертелли был и дизайнером, и техническим директором всех машин, построенных в 1926-1937 годах. Большинство проектов Бертелли представляли собой двухместные спортивные автомобили с кузовом, выполненным его братом Энрико Бертелли, несколько длиннобазных четырехместных автомобилей и седанов также были построены под руководством Берелли.

В 1930-х годах «Астон Мартин» участвовали в нескольких именитых соревнованиях: «24 часа Ле-Мана», итальянской «Милле Милья», Гран-при Франции и «Турист Трофи». Несмотря на то, что компания испытывала финансовые трудности и дважды меняла владельцев, автомобили снова отошли на второй план, поскольку во время Второй мировой войны завод перешел на производство компонентов для самолетов.

Послевоенная компания David Brown Limited, занимавшаяся производством механизмов и станков в Хаддерсфилде, купила Aston Martin и Lagonda, переведя все производство в Ньюпорт-Пагнелл, где и по сей день находится завод «Астон Мартин». Вместе с Lagonda пришел их 2,5-литровый двигатель, разработанный Уолтер Оуэном Бентли, который впоследствии стал двигателем серии «DB». В 1950 году был представлен совершенно новый прототип DB2 Le Mans - автомобиль, ставший основой для многих знаковых дизайнерских решений, которыми «Астон Мартин» известен и сегодня.

Огастус Чезаре Бертелли
Aston Martin Ulster
Aston Martin 1,5 Litre
Aston Martin DB2-4

Триумф в гонках на выносливость и фильме про Бонда

В 1956 году DBR1 был построен для победы в чемпионате мира по спортивным автомобилям. После нескольких лет разработки 1959 год станет годом, когда «Астон Мартин» выиграет и чемпионат мира по спортивным автомобилям, и «24 часа Ле-Мана». Список пилотов, использовавших DBR1, впечатляет: Тони Брукс, Рег Парнелл, Рой Сальвадори, Лес Лестон, Ноэль Каннингем-Рид, Стюарт Льюис-Эванс, Кэрролл Шелби, Стирлинг Мосс, Джек Брэбхэм, Морис Трентиньян, Джек Фэйрман, Пол Фрер и Джим Кларк.

После успеха 1959 года «Астон Мартин» укрепил свое место в качестве настоящего производителя экзотических спортивных автомобилей и стал пользоваться большим коммерческим успехом. Фильм 1964 года о Джеймсе Бонде «Голдфингер» привлек к компании внимание международной аудитории, а серебристый DB5 стал одним из самых культовых автомобилей всех времен. DB5 выпускался до 1970 года, более современный DBS производился в 1967-1972 годах, DBS V8 - в 1969-1972 годах, и всего семь седанов DBS Loganda было построено, прежде чем снова начались финансовые проблемы.

DBR1
«24 часа Ле-Мана» 1959 года
Джеймс Бонд 1964 года

Нефтяной кризис 70-х и банкротство

1970-е годы были плохим временем для создания дорогих, высокопроизводительных автомобилей: мировой экономический кризис, нефтяной кризис 1973 года и ужесточение норм выбросов и безопасности в США к 1974 году привели «Астон Мартин» к банкротству.

В 1975 году новая группа инвесторов во главе с бизнесменом Питером Спрэгом из Торонто приобрела зарождающуюся компанию и пообещала возродить ее. Шесть месяцев спустя открылась новая компания Aston Martin Lagonda со 100 сотрудниками. Новый модельный ряд включал V8 Vantage 1977 года, кабриолет Volante 1978 года и новый футуристический седан Lagonda, основанный на модели V8 – «самой быстрой четырехдверке в мире» на тот момент.

В качестве способа получения прибыли и содействия в разработке продукции «Астон Мартин» возродил имя Tickford, которое он приобрел в 1955 году у своего собственного производителя. Имя Tickford долгое время ассоциировалось с высоким качеством и мастерством. На заводе Тикфорд производились автомобили Tickford Austin Metro, Tickford Ford Capri и Jaguar XJS с двигателем Tickford. Автомобили Nimrod Group C с двигателем от Tickford заняли третье место в чемпионате производителей и финишировали седьмыми в гонке «24 часа Ле-Мана» в 1982 году. Но пока инженеры развлекались, создавая гоночные автомобили и специальные модели для других производителей, производство новых автомобилей «Астон Мартин» в 1982 году составило всего 30 машин.

Питер Спрэг не просто хотел, чтобы Aston Martin Lagonda выпускала лучший седан в мире, он также хотел построить первый настоящий суперкар «Астон». Проект получил кодовое название DP K901, более известный как Bulldog. DP K901 должен был продемонстрировать возможности нового инженерного завода в Ньюпорт-Пагнелле и стать самым быстрым серийным автомобилем в мире. Представленный в марте 1980 года Bulldog отличался распашными дверями, центральными скрытыми фарами, а также электронными приборами и переключателями, как на Lagonda. «Астон» планировал построить 25 таких автомобилей, но свет увидел только оригинальный прототип.

V8 Vantage 1977 года
Volante 1978 года
Bulldog. Как тебе такое, Илон?

Тяжелые времена, закончившиеся покупкой «Фордом»

К 1984 году в компанию пришли и ушли несколько инвесторов, и хотя в этом году был выпущен 1000-й автомобиль марки, компании все равно пришлось уволить почти 1/3 своих сотрудников. В 1986 году компания возобновила сотрудничество с итальянским производителем кузовов Zagato, в результате чего появился Aston Martin V8 Zagato, выпускавшийся в 1986-1990 годах.

В 1987 году Джеймс Бонд вернулся в «Астон Мартин» в фильме «Искры из глаз», где Тимоти Далтон сыграл главную роль. Но каким бы крутым ни был оригинальный V8 Vantage, автомобилю уже было десять лет, и требовалось новое финансирование и дизайн. В 1988 году Ford Motor Company приобретает «Астон Мартин», добавляя его к своему портфелю брендов, в который уже входил британский автопроизводитель «Ягуар» под названием Premier Automotive Group.

Под руководством «Форда» новые модели Virage и Vantage 1989 года ввели «Астон» в современную эпоху, причем было выпущено несколько вариантов, включая Volante и Le Mans. В 1993 году компания объявила о возвращении серии DB в производство, причем совершенно новый DB7 разделил большую часть своего шасси и трансмиссии со своим новым родственником «Ягуар». Бывший завод «Ягуара» в Блоксхэме, Оксфордшир, стал домом для производства DB7, в то время как варианты Virage по-прежнему собирались вручную в Ньюпорт-Пагнелле. DB7 стал хитом продаж: было выпущено более 7 000 таких автомобилей, что было далеко от тех времен, когда выпускалось всего 30 автомобилей в год.

Aston Martin V8 Zagato
Агент 007
DB7

Возвращение в гонки, продажа и смутные времена...

Под руководством «Форда» компания выпустила несколько своих самых долговечных спортивных автомобилей: DB9, Vantage и Aston Martin V12 Vanquish. В 2002 году всеми любимый международный шпион 007 снова сел за руль современного «Астона». Aston Martin V12 Vanquish из фильма «Умри, но не сейчас» вновь связал марку с фильмами и снова породил новое поколение поклонников.

В декабре 2003 года бренд объявил о возвращении в автогонки, создав специальное подразделение под названием Aston Martin Racing, которое в партнерстве с Prodrive займется разработкой DB9R. В 2005 году DB9R дебютировал в гонках спортивных автомобилей GT, включая возвращение в гонку «24 часа Ле-Мана».

В 2006 году «Форд» начал распродажу, избавившись от брендов «Вольво», «Ягуар», «Лэнд Ровер» и «Астон Мартин». Председатель совета директоров Prodrive Дэвид Ричардс объединил команду международных инвесторов для покупки «Астон Мартина» за 848 миллионов долларов, при этом «Форд» сохранял долю в 70 миллионов долларов.

Первый Aston Martin Rapide был выпущен на заводе в Граце, Австрия, в 2010 году. В 2012 году производство Rapide вернулось в Великобританию, где все производство снова стало собственным. Но 2012 год стал еще одним годом, который заставил «Астон Мартин» искать новых инвесторов, которых они нашли в виде фонда прямых инвестиций Investindurial, который приобрел 37,5% акций. В 2014 году продажи продолжали снижаться, и «Астон» стал заглядываться на развивающиеся рынки. Бывший генеральный директор «Ниссан» Энди Палмер, возглавивший «Астон Мартин» в 2014 году, разработал соответствующую стратегию.

Aston Martin V12 Vanquish
DB9R
Rapide E

Партнерство с «Мерседесом»

В 2016 году появились первые плоды технологического партнерства «Астона» и «Мерседеса»: новый DB11 оснастили мотором и электроникой «Мерседеса». В 2019 V8 Vantage, представленном в конце 2017 года, использовался твин-турбо V8 от них же, а также электронные и информационно-развлекательные системы.

В 2016 году компания также выпустил концепт AM-RB 001, который впоследствии стал гибридным суперкаром Aston Martin Valkyrie 2017 года в сотрудничестве с «Ред Булл». Название AM-RB 001 буквально означает «Астон Мартин» и «Ред Булл», причем 001 был первым проектом, над которым они сотрудничали. Имя Валькирия происходит от мифологических норвежских проводниц, которые вели воинов в Валгаллу. В 2019 году был анонсирован второй вариант, причем с 2023 года будет выпущено всего 85 таких машин. Автомобиль оснащен 6,5-литровым двигателем V12 с естественной аспирацией, настроенным компанией «Косворт», который производит около 1000 лошадиных сил в паре с электромотором, изготовленным на заказ компанией Integral Powertrain Ltd.

DB11
Valkyrie

Приглашение легендарного дизайнера «Ред Булла» в Ф1 Эдриана Ньюи для создания гибридного монстра

Версия Valkyrie, предназначенная только для трека, была представлена на Женевском автосалоне в 2018 году, производство было ограничено всего 25 экземплярами. Получивший название Valkyrie AMR Pro, этот зауженный гонщик получил агрессивную аэродинамику, карбоновые тормоза в стиле «Формулы-1» и 18-дюймовые колеса.

Генеральный директор Энди Палмер планирует удвоить продажи в течение следующих нескольких лет благодаря новым продуктам и прочному финансовому положению, которое вывело компанию из убытков в прибыль. В августе 2018 года «Астон» объявил, что готов к давно обсуждаемому IPO, следуя по стопам конкурента «Феррари».

В конце 2018 года компания отметила очередную веху, представив Aston Martin DBX - первый кроссовер/внедорожник марки. В движение автомобиль приводится 4,0-литровым твин-турбо V8 Mercedes-AMG, который производит 542 лошадиные силы. Девятиступенчатая автоматическая коробка передач, также поставляемая «Мерседесом», является единственной опцией. «Астон» развивает максимальную скорость в 290 км/ч, а время разгона до сотни всего 4.3 секунды.

Aston Martin DBX

Перепродажа канадскому миллиардеру Строллу. Создание своей команды в «Формуле-1»

С 2016 по 2020 год «Астон Мартин» выступал в качестве спонсора «Ред Булл», что ознаменовало первое возвращение марки в «Формулу-1» с 1960 года. Первые успехи команды оказались разочаровывающими, и завод сместил акцент на гонки спортивных автомобилей. Сотрудничество принесло много подиумных финишей, но не чемпионских титулов. В 2020 году владелец команды «Рейсинг Пойнт» в «Формуле-1» Лоуренс Стролл приобрел 16,7 процента акций, и в сезоне 2021 года команду переименовали в «Астон Мартин». Aston Martin AMR21 был представлен в марте 2021 года, став первым автомобилем компании в «Формуле-1» за 61 год.

В июле 2022 года бренд представил первое обновление логотипа с 2003 года и всего лишь восьмое за 109-летнюю историю. Согласно пресс-релизу, обновленный логотип подчеркивает позицию компании как производителя самых изысканных автомобилей, вызывающих привыкание, и сосредоточен на новом девизе бренда: Intensity. Driven.