10 мин.

Как Лаутаро стал одним из лучших игроков мира

4 июля исполнилось шесть лет с момента перехода Лаутаро Мартинеса из аргентинского «Расинга» в «Интер». Спортивный директор миланцев Пьеро Аузилио тогда обещал: Лаутаро станет звездой – не просто классным игроком, а одним из лучших в мире. Так и случилось, только пришлось немного подождать. 

Сезон-2023/24 – абсолютно лучший в карьере Лаутаро. Он выиграл второе скудетто в карьере, взял Суперкубок Италии, забил больше всех в Серии А, а летом вместе с Аргентиной победил на Кубке Америки, став лучшим бомбардиром турнира с пятью мячами (в том числе победным в финале).

Два года назад его давили за слабую игру на чемпионате мира Катаре, но он выдержал. Изменился не только на поле, но и за его пределами.

«Интер» перехватил Лаутаро у «Атлетико» – благодаря Диего Милито

У «Интера» всегда была сильная связь с Аргентиной. Главный футболист в современной истории клуба Хавьер Дзанетти – аргентинец. Большинство легионеров именно оттуда, что было особенно заметно в нулевые и десятые. Да и сейчас. В основе – Валентин Карбони (с ним почти договорился «Марсель») и Хоакин Корреа (правда, «Интер» хочет его отпустить), а также суперзвезда Лаутаро Мартинес. Это не стечение обстоятельств, а итог долгой и плодотворной работы на рынке.

«Любим ли мы аргентинских игроков? Определенно любим, – рассказывал Аузилио. – В истории клуба было много сильных аргентинцев, факт. Мы постоянно просматриваем этот рынок, иногда даже тщательнее, чем европейский. Почему так сложилось? Мы понимаем менталитет аргентинцев: это очень трудолюбивые ребята, играющие с той же страстью и с тем же мастерством, что и итальянцы».

За Аузилио всегда финальные трансферные решения. А большая часть работы по аргентинскому направлению на его правой руке – Дарио Баччине, который пришел из «Палермо» в 2017-м.

«Через год-полтора после перехода в «Интер» я уехал в командировку в Аргентину, Бразилию и Уругвай, – рассказывал Баччин. – Думал, мне хватит максимум недели, но я провел в этой поездке почти месяц, большую часть – именно в Аргентине. Мне нравится смотреть за местным чемпионатом: в нем много страсти. Я убежден: без нее футбол в принципе невозможен. Наверное, поэтому я стремлюсь в каждой поездке заметить какого-нибудь молодого игрока, способного усилить «Интер». 

Однажды Аузилио среди ночи позвонил агент и предложил последить за молодым аргентинским нападающим. Спортивный директор сразу зарядил Баччина. Параллельно справки наводил вице-президент клуба Хавьер Дзанетти – с помощью хорошего приятеля Диего Милито.

Тот застал Лаутаро еще игроком и был тем, кого молодой форвард заменил в дебюте за «Расинг» из Авельянеды.

«Помню, как после дубля в ворота «Крусеро» тренер позвал меня на скамейку, – рассказывал Милито. – Мне казалось это решение ошибочным, я медленно шел на замену. Передо мной стоял мальчишка, и в какой-то момент он не выдержал: «Ну же! Давай быстрее». Это был Лаутаро. В нем уже тогда чувствовалось невероятное желание играть, быть лидером, быть убийцей на поле».

Итальянские медиа писали, что именно Милито убедил боссов «Интера» потратиться на Лаутаро. По данным Transfermarkt, сделка обошлась «Интеру» в 25 млн евро – сейчас оценочная стоимость аргентинца сильно переваливает за 100 млн.

«Милито не просто охарактеризовал перспективного молодого игрока, он сказал, что Лаутаро через несколько лет вполне может стать лидером и большой звездой, – вспоминал Баччин. – Когда я в шутку спросил, станет ли Лаутаро лучше него, он на полном серьезе ответил, что голевое чутье Мартинеса сильнее. Наверное, тогда я понял, что мы имеем дело с неограниченным талантом, раз уж он удостоился такой оценки от звезды».

Лаутаро вполне мог уехать не в Милан, а в Мадрид. В интернете гуляет фото, на котором нападающий сидит с документами «Атлетико»: согласовал 6-летний контракт и договорился об обратной аренде в «Расинг». Дзанетти и Милито синхронно сыграли в перехвате. 

«Диего общался с Лаутаро и убеждал его перейти к нам, – вспоминал вице-президент. – Так что да, Милито очень помог нам».

Как вырос Лаутаро: раньше психовал из-за Конте, сейчас друг игроков и помощник руководства

Осень 2023-го. Мартинес проводит первый сезон в статусе капитана «Интера», где повязку получает лидер по матчам во всех турнирах. Лаутаро стал таким игроком после отъезда Марцело Брозовича в Саудовскую Аравию.

«Я не был готов. Думаю, никто к этому полноценно не готов [речь о капитанской повязке], – рассказывал Мартинес. – Футбол – командный, но очень индивидуальный вид спорта. Он предполагает по большей части личное развитие. Когда ты нападающий, то во многом эгоист. Капитанство предполагает, что ты перестраиваешь мышление и начинаешь думать не только о себе. Ведь ты теперь представитель команды, во многом ответственный за ее состояние. Я принял эту роль, потому что быть капитаном «Интера» – огромная честь и привилегия».

Источники, близкие к Лаутаро, говорят, что он изменился. Прежде всего – ментально. Яркий пример – реакция на некоторые тренерские решения. В октябре 2020-го «Интер» дома обыграл «Дженоа» 3:0. Мартинес не забил, зато устроил истерику во время замены на 76-й минуте: не пожал руку Антонио Конте, швырял щитки, бутылки с водой. А когда вмешался ассистент Кристиан Стеллини и предложил Лаутаро контролировать эмоции, тот крикнул: «Ты что, главный тренер? Нет? Так и не указывай мне!»

Сейчас такая история – что-то из области фантастики. Мартинес повзрослел и успокоился. Пропала и импульсивность – Лаутаро лоялен ко всем тренерам. Массимилиано Фаррис, ассистент Симоне Индзаги, оценил мудрость аргентинца: «Лаутаро – спокойный и очень добрый парень. Он связь между тренерами и игроками, каким его обязывает быть капитанская повязка. Если у Симоне появляется какой-либо вопрос по игрокам, то он обсуждает его с Мартинесом. Лаутаро играет важную роль в формировании атмосферы».

Партнеры подтверждают важную роль Мартинеса:

● Маркус Тюрам: «Одним из тех, кто помог мне влиться в эту команду, был Лаутаро. Он был постоянно на связи: много советовал какие-то вещи, чтобы я прижился в Милане, часто обсуждал со мной тактику Симоне Индзаги, объяснял какие-то нюансы. Лаути постоянно подсказывал и на поле. Он отличный капитан».

● Кристьян Аслани: «Были моменты, когда я не играл и чувствовал себя ненужным «Интеру». Думаю, по моим эмоциям было понятно, что что-то не так. Когда к тебе подходит тренер и ассистент, ты не можешь сказать, что несчастлив. Но я был откровенен с Лаутаро – думаю, мистер попросил его поговорить со мной. Лаутаро убедил меня, что я нужен команде, что получу шанс. Он очень хорошо мотивирует».

● Янн Зоммер: «После знакомства с командой долго общались с Лаутаро. Он рассказал о клубе, городе, Италии и Серии А. Рассказал об Индзаги. Хороший ли он капитан? Лучший! Он идеально подходит на эту роль».

Показательный случай – реакция на конфликт вокруг Ромелу Лукаку. Прошлым летом «Интер», несмотря на отсутствие больших возможностей, планировал оставить бельгийца. Но в медиа внезапно всплыло, что за день до финала ЛЧ с «Манчестер Сити» форвард вел переговоры с «Ювентусом». Подтвердив слухи по своим источникам, Беппе Маротта и другие руководители клуба попытались связаться с Лукаку и его представителями, но не получилось. Первым до игрока дозвонился Лаутаро.

По данным журналиста Паскуале Гуарро, Мартинес не принял объяснений Лукаку и высказал все, что о нем думает. И потом призвал боссов изолировать токсичного персонажа от команды. Дзанетти потом рассказывал, что Лаутаро сыграл большую роль в той истории.

Спустя несколько месяцев будущее самого Мартинеса оказалось под вопросом. Агент Алехандро Камано в июне запросил для клиента зарплату 16 млн евро и параллельно встретился с Марцело Симоняном, известного связями в «ПСЖ». На пике слухов о возможном трансфере Лаутаро лично вмешался в переговоры и попросил представителя пойти на уступки клубу. В итоге новая зарплата капитана – 9 млн евро в год (плюс бонусы). 

«При Конте я был эгоистом, а он поощрял это»

«Когда вы приходите в такой большой клуб, как «Интер», нужно прогрессировать каждый день, – уверял Мартинес. – У вас есть только несколько шансов показать себя с лучшей стороны. Если люди поймут, что не справляетесь, то вы быстро лишитесь места в составе. Я всегда работал так, будто от одной тренировки или матча зависит мое будущее в «Интере». Наверное, такой настрой помог мне расти и развиваться здесь. И я счастлив».

В «Интере» Лаутаро работал с тремя тренерами. Первый – Лучано Спаллетти: 9 голов в 35 матчах. С ним было трудно найти собственный стиль, потому что тот часто подстраивался под соперника. Конте, как рассказывал аргентинец, делал большой акцент на результат: требовал больше голевых моментов и уверенных действий в атаке. При Конте Мартинес улучшил статистику, но потерял связь с командой. «Там, где нужно было отдать пас, я порой жадничал, брал игру на себя и ошибался, – вспоминал Мартинес. – С Антонио Конте я впервые стал чемпионом Италии и бесконечно благодарен ему. Но я был эгоистом, а он будто бы поощрял это. У всех свои методы, я не вправе его критиковать». 

Конте разрешал Мартинесу играть выше, не тратя энергию на оборону. Сломал это правило Симоне Индзаги, сильно изменившийся на третий год в «Интере».

«Каждый игрок «Интера» перед началом сезона проводит большой разговор с тренерским штабом, – отмечал Лаутаро. – У меня был с Индзаги и Фаррисом. Не буду раскрывать подробности той встречи, но тренеры дали понять, что для достижения лучшей формы мне нужно менять стиль, больше взаимодействовать с партнерами». 

Индзаги оценил отзывчивость игрока: «Дело даже не в том, что он отрабатывает рядом с полузащитниками. А в том, что при получении мяча он стал чувствовать себя лидером и футболистом, диктующим игру». Аналитики Coaches’ Voice пояснили суть новой роли Мартинеса:

«В переходах от обороны к атаке Лаутаро Мартинес располагается ниже центральной линии. Таким образом сопровождает атаку, пока она дойдет до завершения. Сначала Лаутаро остается на заднем плане, а затем застает врасплох соперника в зоне для удара. Он выдергивает одного защитника, что вызывает дисбаланс в оборонительном блоке соперника и позволяет Лаутаро ворваться в свободную зону без давления. Когда «Интер» контратакует, Мартинес связывает линии и разрывает оборону соперника резкими забегами».

Лаутаро позже отметил роль Индзаги в прогрессе: «Когда Симоне стал главным, то сразу пообещал, что сохранит концепцию прошлого тренера. При этом мистер сказал, что роли некоторых футболистов поменяются. Меня же он заверил, что мой вклад в результат будет выше, я буду больше влиять на игру». 

По словам Мартинеса, теперь ему стало сложнее, но интереснее.

Когда «Интер» отпраздновал чемпионство и стал второй командой Италии с двумя звездами возле эмблемы, Лаутаро снова хвалил тренера: «Симоне проделал невероятную работу. Мы все помним, как тифози и журналисты критиковали его весной прошлого года [из-за кризиса в марте 2023-го были слухи, что «Интер» собирается уволить тренера]. Но он справился с давлением и очень вырос. Вместе с ним выросла и очень прогрессировала команда. Благодарен руководству за доверие, невероятно благодарен Индзаги: они помогли достичь мне нынешнего уровня».

Итоги Серии А: начало тактической революции (Индзаги и Мотта!), бессмертие Земана, крах тренеров-разрушителей

Подписывайтесь на телеграм-канал автора про Серию А и итальянский футбол

Фото: Gettyimages.ru/Yasser Bakhsh, Marco Luzzani, Mike Hewitt, Demian Alday