Трибуна
10 мин.

Фильм Amazon о Венгере – портрет, которому не хватает масштаба. Из важного – слова об уходе из «Арсенала» и одержимости футболом

И много спикеров – от Анри до Фергюсона.

Арсен Венгер ушел из «Арсенала» в 2018 году. С тех пор не было недостатка в его публичных выступлениях. Его большие интервью несложно найти как в тексте, так и на видео (раз, два, три и еще совместно с Клоппом). А после получения должности в структуре ФИФА реплик Венгера в медиа стало еще больше. В 2020 он выпустил автобиографию «Моя жизнь в красно-белом» («Спартак» и проблемы с алкоголем тут ни при чем – их у Арсена никогда не было), а еще, уже без его участия, книга «Арсен Венгер. Инсайдерская история».

И почти в каждом большом интервью и в каждой книге есть раздел, посвященный АПЛ-2003/04. Сезон «Непобедимых» – самый узнаваемый бренд «Арсенала» эпохи Арсена Венгера. В 2015 Sky Sports выпустил часовую историю «Непобедимых» с рассказом участников той команды (Венгера, Анри, Парлора, Киоуна, Леманна, Кэмпбелла) и закадровым текстом фаната «Арсенала» актера Марка Стронга («Кингсмен», «Шерлок Холмс», «1917»). 

Документальный фильм 2021 года от Amazon Prime «Арсен Венгер. Непобедимый» тоже затрагивает эту историю, но рассказывает ее в рамках биографии тренера. Среди режиссеров – Габриэль Кларк – автор документальных фильмов «Бобби Робсон. Больше, чем менеджер» и «В поисках Джека Чарльтона». 

В плане содержания «Арсен Венгер. Непобедимый» – классическая портретная документалка, которая рассказывает о творческом пути героя, концентрируясь на ключевых событиях карьеры и минимально раскрывая его личность за рамками профессиональной деятельности. Фильм о Венгере выбирает традиционные для жанра инструменты: монолог главного героя, реплики и оценки свидетелей и соучастников событий, архивные кадры и интервью, современные подсъем героя в быту (экскурсия по родной деревне и пробежки в лесу). 

Главная находка на визуальном уровне – просмотр Венгером знаковых матчей «Арсенала» на большом экране в пустом темном павильоне. Такой импровизированный кинотеатр на одного зрителя не дает фильму дополнительного в содержательном аспекте, но увеличивает эмоциональную связь с героем за счет немых сцен и естественных реакций Венгера на футбольные эпизоды. Плюс это элементарно делает разнообразнее визуальный ряд.

В основе фильма – период Венгера в «Арсенале» от первого посещения «Хайбери» в 1989-м и зажигалки Барбары Дин (жены Дэвида Дина – бывшего вице-президента клуба) до последнего матча с «Бернли» в мае 2018-го. Дополнительные сюжетные линии – детство в родной деревне Дюпигайм и тренерская работа в «Монако» и «Нагое Грампус» – носят очевидный второстепенный характер и раскрываются через рассуждения главного героя о становлении характера, суть которого заключена в самой первой фразе фильма: «Смыслом моей жизни был футбол. Иногда мне страшно от этого. Посвятить всю жизнь футболу – это немного пугает. Но я должен признать, что это так». 

Помимо этого, в фильме постоянно возникают сцены пробежки 72-летнего героя по лесу в пригороде Лондона, где и живет Арсен. Куда или хотя бы откуда он бежит, особо непонятно – возможно, это просто демонстрация хорошей физической формы и метафорическое отражение того, что и после ухода из «Арсенала» и тренерской профессии он не останавливается и продолжает движение, причем прытко. Единственное событийное оправдание пробежек Венгера – знакомство со школой, в которую ходила его дочь, школа, которая «видела трофей Премьер-Лиги и Кубок Англии».

То, что личное Арсен описывает через профессиональное, еще раз подчеркивает стартовые слова главного героя о важности футбола для него. А последующие рассуждения о пропорции футбола и семьи в жизни Венгера (не в пользу жены и дочери) только усиливают эту идею. Упоминаний о разводе с женой в 2015 году нет. Видимо, эта история скрывается за словами: «Я чувствую вину. Моя страсть превратилась в эгоизм… Из-за своей страсти я недостаточно заботился о тех, кто меня окружает. Я бы хотел иметь семью больше. Но с учетом того, что я был сконцентрирован на футболе, я благодарен и за то, что у меня есть дочь. Безусловно, мое время распределялось в пользу клуба, а не в пользу семьи. Я пытаюсь наверстать это сейчас. Соревнования имеют цену – это то, что разрушает часть твоей личности. Нежелание проигрывать иногда делает тебя бесчеловечным». 

Венгер с женой и дочерью в 2006-м

Центральное место сюжета – сезон 2003/04, когда «Арсенал» стал чемпионом, не проиграв ни разу в 38 играх. Рассказ о нем начинается в середине фильма, и из полутора часов ему посвящено около 30 минут. Сам факт существования «Непобедимых» способствует раскрытию важной для документалки темы – ценности миллиметров и деталей, роль судьбы и случая в истории (футбольной особенно). Помимо рефлексии Венгера, этот мотив подкрепляется еще и фактами: 

  • зажигалка Барбары Дин, после которой Венгер познакомился с Дэвидом Дином; 

  • полуфинал Кубка Англии-1999 с «Манчестер Юнайтед» и незабитый пенальти Денниса Бергкампа, после которого «Арсенал» пропустил самый известный мяч Райана Гиггза, а «МЮ» с золотым треблом завершил свой самый успешный сезон; 

  • незабитый пенальти Руда Ван Нистелроя на последней минуте в сентябре 2003-го, после чего у «Арсенала» дисквалифицировали четверых игроков (за радость и злость, которые они разделили с Ван Нистелроем после игры), но сезон «Непобедимых» стал возможен; 

  • сольный гол Тьерри Анри «Ливерпулю» в апреле-2004, когда за одну неделю «Арсенал» дважды проиграл и вылетел из Кубка Англии и Лиги чемпионов, но сохранил ноль поражений в чемпионате.

При этом, если вы знакомы с биографией Венгера, то в фильме вы вряд ли найдете что-то новое. Возможная причина этого – жанр портрета, ориентация на широкую аудиторию и небольшой хронометраж. В полтора часа авторы упаковывают 22-летнюю карьеру Венгера в «Арсенале» + то, что ей предшествовало + рассуждения самого героя о судьбе и своем пути + реплики других спикеров, среди которых Тьерри Анри, Деннис Бергкамп, Патрик Виейра, Робер Пирес, Иан Райт, Мартин Киоун, Ли Диксон, Дэвид Дин, сэр Алекс Фергюсон и другие.  

Может быть, более выигрышно смотрелась бы структура, в которой магистральной сюжетной линией был бы сезон непобедимого «Арсенала», вся предшествующая (и даже последующая) карьера Венгера раскрывалась через флэшбеки и флэшфорварды, а пути других персонажей (игроков и соперников) превратились бы в дополнительные арки, которые цеплялись бы за стержневой сезон «Непобедимых»:

  • первый матч сезона-2003/04 с «Эвертоном» – в стартовом составе «Арсенала» 7 разных национальностей и только один игрок (Рэй Парлор), который был в клубе до прихода Венгера в 199-м. Этот факт из непобедимого сезона позволяет рассказать, какую революцию совершил Венгер в английском футболе – космополитизм в составах («Эвертону» забили два француза) и система подготовки (Парлор – один из тех, кто пострадал от запрета на алкоголь и закрытия бара на «Хайбери»);

  • подписание Йенса Леманна перед сезоном – как демонстрация точечного и бюджетного усиления и рассказ о всей обороне той команды (совокупно Леманн, Лорен, Коло Туре, Кэмпбелл, Эшли Коул обошлись «Арсеналу» в 5,5 млн фунтов);

  • «Битва на «Олд Траффорд» осенью 2003-го – как повод поговорить о противостоянии «Арсенала» и «МЮ» (вспомнив и победу в 98-м – первом чемпионском сезоне Венгера, который он сам называет важнейшим в своей карьере). И полуфинал Кубка Англии-99, и разворот вражды и уважения Венгера и Фергюсона (тем более, что и тренер МЮ есть среди спикеров) + возвращение Киоуна и связь со старым «Арсеналом» + зацепка на следующий приезд «Арсенала» на «Олд Траффорд», когда будет пицца от Фабрегаса в лицо Фергюсону и конец 49-матчевой беспроигрышной серии; 

  • победа на «Энфилде» над «Ливерпулем» – рассказ о пути Робера Пиреса, который забил красивый мяч в той игре;

  • победа над «Челси» на «Стэмфорд Бридж» – новая большая и богатая сила в виде Романа Абрамовича, которая бросит вызов «Ареналу» и «МЮ» в борьбе за чемпионство 

  • домашняя победа над «Ливерпулем» – рассказ о статусе Анри в клубе, роли Венгера в его судьбе и наоборот (впрочем, эти темы можно подвязать почти к любому матчу того сезона);

  • ничья с «Тоттенхэмом» и победа в Премьер-лиге на «Уайт Харт Лейн» – повод поговорить о дерби Северного Лондона, Соле Кэмпбелле и стиле «Арсенала» Венгера (второй гол в том матче – возможно, лучший из комбинационных в том сезоне);

  • гол Виейра «Лестеру» в последнем туре после передачи Бергкампа как рассказ об игроке, который был в клубе еще до Венгера, но стал одним из величайших игроков в его истории уже при французском тренере, и о самом важном подписании в карьере Венгера, который пришел в «Арсенал» одновременно с тренером.

Подобных связей, раскрывающих персонажей через события одного года и систему флешбеков, можно найти еще больше. Для вышеперечисленных тем даже не потребовалось договариваться с другими спикерами – достаточно тех, что есть в фильме Amazon. В такой ситуации можно было бы увлекательно рассказать историю без уникальных съемок, на известном материале, но за счет более подробной проработки отдельного сезона: выделить в нем опорные точки, пройти по нему и зафиксировать ключевые моменты, а Бергкамп, Анри, Виейра и сам Венгер обогатили бы это байками и деталями, которые бы и сделали фильм эксклюзивным, а сезон 2003/04 еще более легендарным за счет глубокой проработки.

У структуры с непобедимым сезоном в основе вообще есть потенциал сериала, который, если не по драматургии, то по масштабу не уступил бы «Последнему танцу» Джордана. А если учесть, что самый успешный спортивный проект Netfllix – это не столько история команды, сколько отдельного игрока (т.е., по сути, портретная документалка, но эпического размаха), то и поставить в центр повествования «Непобедимых» Венгера не было бы проблемой (если была бы именно такая задача).

Заключительная часть фильма от Amazon самая эмоциональная. Это оценка времени после сезона 2003/04: переезд на новый стадион, экономия, потеря лучших игроков, уход Дэвида Дина, годы без трофеев, протесты части болельщиков «Арсенала» против Венгера. 15 минут, в которых нет великих побед и традиционных для подобного жанра почестей. Возможно, из-за этого противоречия эта часть фильма самая любопытная. И именно в этой части сконцентрированы самые яркие цитаты:

Венгер: «Хайбери» – моя душа, «Эмирейтс» – мои страдания». (на презентации фильма Арсен расшифровал эту фразу)

«Я мог уйти в сборную Франции, сборную Англии 2 или 3 раза, я мог уйти в «Реал» дважды, в «Ювентус», «ПСЖ», даже «Ман Юнайтед». Мой фатальный недостаток – я слишком любил то, где я нахожусь. Где я был».

Анри: «Во многих голливудских фильмах всегда хороший конец. У истории сэра Алекса счастливый конец. Но в большинстве случаев, конец совсем не прекрасный».

Виейра: «Арсен ушел из «Арсенала» через заднюю дверь. Нет, даже не через заднюю дверь, а через заднее окно».

Венгер: «Я полностью идентифицировал себя с клубом, и это было ошибкой. Сейчас нет особого повода возвращаться туда».

С 6 мая 2018 года Арсен Венгер не был на домашнем стадионе «Арсенала» (разве что заезжал с обходным листом). На презентации фильма от Amazon Prime в ноябре 2021-го было много представителей клуба, в том числе и тех, кто сейчас работает в нем. Например, технический директор Эду и главный тренер Микель Артета. Слова последнего чуть ли не важнее всего, что было сказано в фильме:

«Пообщаться с ним было очень приятно, и надеюсь, мы сможем сделать так, чтобы он был ближе к клубу. Думаю, он прекрасно провел бы время, просто увидев то, как он повлиял на клуб, находясь рядом с ним, благодаря уважению, восхищению и любви, которые все в клубе испытывают к тому, что он сделал, а также к тому, что он представляет из себя как личность для клуба. Я пока что не могу сказать в какой роли он мог бы вернуться. Но я хотел бы, чтобы он был ближе лично ко мне, потому что мне кажется, что это бы здорово помогло клубу» 

Или вот так: (тайм-код 01:41, там же слова Эду).

В тренерских способностях Виейра сомневались, а он тащит «Пэлас»: не разрушил наследие Ходжсона, пересобрал команду и раскрыл Галлахера

Телеграм-канал автора

Фото: Gettyimages.ru/Daniel Berehulak, Clive Mason; Facebook/wengerfilm