9 мин.

«Претенденты» Гуаданьино переосмысляют спортивную драму, а Зендея – теннис

Два друга-теннисиста влюбляются в одну девушку (тоже теннисистку). Их первое свидание (да, втроем) на пляже сразу после знакомства. И в свои 16-17 лет они говорят о теннисе.

– Ты ничего не понимаешь в теннисе, – высказывает девушка одному из парней. – Для тебя теннис – способ самовыражения. Но теннис – это отношения. Это как любовь

Это ключевая сцена «Претендентов» Луки Гуаданьино. В случае с классической спортивной драмой, мы бы увидели противостояние двух теннисистов на корте и за его пределами с операторскими акцентами на мышцах, мимике преодоления и крупных планах пота. Если бы в сюжете появилась девушка, то борьба главных героев на корте зеркалила бы их борьбу за сердце принцессы.

 Самое интересное, что и то, и другое в «Претендентах» есть, но несмотря на шаблонные посылки, характерные для спортивной драмы клише не выглядят избито и предсказуемо. Потому что кроме устойчивых сюжетных паттернов у «Претендентов» есть идеи Гуаданьино, выраженные в структуре сюжета, монтаже и системе персонажей (трех ему достаточно), есть камера таиландца Сайомбху Мукдипрома (снимал с Гуаданьино «Назови меня своим именем» и «Суспирию», с Роном Ховардом пещерные «13 жизней», с Апичатпонгом Вирасеткулом «Дядюшку Бунми» и «Память») и, конечно,  музыка любимых композиторов Дэвида Финчера – Трента Резнора и Аттикуса Росса (ощущение, что именно для этого фильма, в котором так важна творческая связь двух людей, Гуаданьино и познакомился с самым известным дуэтом кинокомпозиторов – они работали над предыдущим фильмом итальянского режиссера «Целиком и полностью»).

В ТЕКСТЕ МНОГО СПОЙЛЕРОВ. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ

Заглавное изображение этого текста – вероятно, самый мемный кадр «Предателей», ставший популярным еще после трейлера. Но он, как и весь фильм, обманывает ожидания. В комнату главных героев приходит понравившаяся обоим девушка – формально сцена находится на границе первого и второго акта (сюжетного), т.е. нас вроде бы только-только познакомили с персонажами и обозначили интригу: кто победит, тот и получит телефон девушки. Но, кажется, все что хотел рассказать Гуаданьино, он уже рассказал и показал за первые 40 минут:

  1. теннисисты Патрик Цвейг (Джош О’Коннор) и Арт Дональдсон (Майк Файст) сплетаются в объятиях после победы в парном разряде – они настолько ценят друг друга, что накануне очного финала в одиночном разряде расписывают, кому выгоднее победить – это экспозиция их отношений;

  2. после этого друзья знакомятся с Ташей Дункан (Зендея) – это переломное событие в их отношениях; втроем они идут на пляж – в этой сцене упакованы связи между героями в миниатюре: во-первых, Таша обозначает направляющую идею фильма: теннис (а может, и спорт в целом) – это отношения, а не способ самовыражения;  теннис = любви, а матч = флирту («через 15 секунд игры мы уже полностью понимали друг друга, как и зрители»), свиданию («нас будто не существовало, вместе мы оказались в другом чудесном месте») и сексу («ты закричала… когда выиграла – никогда не слышал подобного»); (и да, однополые матчи никогда не были проблемой для режиссера «Назови меня своим именем»); во-вторых, парни пытаются добиться ее внимания (кому же она даст номер телефона) и через этот флирт раскрывают свои характеры: Патрик не понимает желание Таши учиться в университете вместо профессиональной спортивной карьеры и аккуратно спорит с ней о правильности подхода к жизни (он никогда не будет в ее фан-клубе), Арт молчаливо восхищается рассуждениями Таши о жизни и вербально восхищается ее игрой в теннис (он уже в ее фан-клубе); при этом Таша предупреждает, что не хочет быть разлучницей; 

  3. наконец сцена с тем самым кадром на кровати – девушка оказывается между двумя героями и физически разделяет их, но уже через секунду доказывает, что не хочет быть разлучницей, а Гуаданьино показывает, что после ревности друг друга к Таше и борьбы за ее внимание, после пубертатных воспоминаний и неловких молчаний, связь Патрика и Арта вышла на новый уровень – это развязка их отношений.

И весь фильм она (и мы вместе с ней), переводя взгляд с Патрика на Арта и обратно в ритм движению мяча, смотрит «охренительный теннис». Хотя его финал уже и был показан в той самой памятной сцене на кровати. И нет, Таша так и не становится разлучницей (даже если это так кажется со стороны), она лишь придает отношениям героев спортивного интереса.

Сюжетно фильм повторят структуру теннисного матча. Повествовательная рамка «Претендентов» – финал «челленджера» взрослых Патрика и Арта в 2019 году. Три его сета соответствуют трем актам, реализованным через флэшбеки двух типов дальности:

  • один охватывает несколько лет в жизни героев с момента знакомства Патрика и Арта с Ташей до момента разрыва (отношений и связок) – в них показаны события, которые привели к текущему состоянию отношений;

  • другой отсылает к недавнему прошлому (шаг в несколько дней), отражающему события накануне и по ходу «челленджера» 2019 года – это осмысление отношений между героями.

 В каждом из трех актов, как и в каждом из трех сетов финала, свой активный персонаж:

  1. В экспозиции деятельный герой – Патрик: он уговаривает Арта пойти на вечернику накануне юниорского финала в 2006 году (где они познакомятся с Ташей), он зовет Ташу на пляж, он приглашает ее в номер, он начинает пубертатное воспоминание и даже на кровать бежит первым – и конечно, именно Патрику достается внимание девушки, а в настоящем (в финале 2019) он берет первый сет.

  2. В развитии действия инициатива переходит к Арту: он плетет интриги вокруг Патрика и Таши, он оказывает поддержку девушке после травмы и в итоге сближается с ней – второй акт и второй сет остается за ним.

  3. В развязке активным персонажем в отношениях героев становится Таша: свидание в Атланте, жалостливый ультиматум Арту в отеле, ветреная измена накануне финала – отсюда и равенство на корте в 3 сете (в какой-то момент Таша даже не поворачивает голову по движению мяча и не мечется вслед за ним от одного героя к другому).

В финале «Претендентов» – сюжетное возвращение к началу истории: тогда в 2006 Патрик и Арт договаривались о победе в очном матче юниорского турнира и для них этот сговор был проявлением дружбы, любви и доверительных отношений в целом; в 2019 в решающей игре «челленджера» проявлением всех этих чувств становится отказ от сговора. Для «Претендентов» в здоровых отношениях не может быть соперников, только соучастники, поэтому в последнем розыгрыше вместо попадания или непопадания мяча в пределы площадки, нам показывают объятия героев – именно это исход их отношений, а не выявление победителя. И именно такой матч, в котором нет ни поддавков, ни эгоизма, вызывает восторг у судьи и оргазмический крик стороннего зрителя (ну, или не совсем стороннего).

Смене сюжетных ракурсов подыгрывает камера: нас раз за разом балуют субъективными планами с позиции того или иного героя. А в решающем розыгрыше, когда преимущество отдать некому и побеждает теннис, события показаны с позиции мяча, что само по себе увлекательный аттракцион. Другой важный для фильма операторский прием – внутрикадровый монтаж со сменой углов съемки за счет резких наездов (причем в бытовых сценах этого даже больше, чем на корте). И конечно, замедленные планы (особенно портретные) или даже статичные в духе вестернов, которые увеличивают эпичность момента.

Интересно в «Претендентах» работает и музыка. Сцена из начала фильма: Арт в сопровождении Таши выходит на матч – рапид усиливается нагнетающей музыкой, но как только герои покидают подтрибунный туннель, звук вместе с сценой резко обрывается, и вместо напряженного матча на экране его симулякр – повтор телевизионной трансляции, которую смотрят Арт и Таша. Через пару минут еще раз подобный слом: Арт погружен в мысли относительно карьерных перспектив – плавный наезд камеры и та же музыка, что и в недавнем выходе на матч, но все это обрубается с появлением другого персонажа – Таши. И такие резкие переходы между сценами (или даже внутри одной) будут на протяжении всего фильма – иногда они связаны с перемещением во времени повествования, иногда с динамикой отношений внутри сцены (вроде встречи Патрика и Таши во время урагана).

Операторские и музыкальные приемы поддерживают сюжет «Претендентов», в котором постоянно меняется ритм: от импульсивной динамики до интимной медлительности. Причем оба режима используются как в спортивных сценах, так и в бытовых. В «Претендентах» между ними, как и между теннисом и любовью, нет границ. Поэтому сквозь поцелуи здесь можно услышать такой разговор:

– В этом твоя проблема – думаешь, что победил, хотя матч еще не завершен

– Мы сейчас говорим о теннисе?

– Мы всегда говорим о теннисе

– Можем перестать?

– Конечно

На этом поцелуи заканчиваются, а заглавная музыкальная тема, наоборот, разгоняется. Ведь теннис в «Претендентах» равен любви (особенно для Таши). Именно здесь Патрик «крадет» футболку Таши с надписью «I told ya» («Я же тебе говорил»), а девушке достается его белая майка. Этот обмен футболками (к слову, характерный скорее для футбола, а не для тенниса) то ли символично, то ли иронично отражает слова Патрика «я не в твоем фан-клубе, мы с тобой на равных». 

Главной же визуальной метафорой «Претендентов» становится треугольник в шейке ракетки – вилка, соединяющая рукоять и головку со струнной поверхностью. Помимо сюжетного значения – с помощью этой детали Патрик и Арт общаются без слов в кульминационный момент финального матча – у этого сплетения есть и символический смысл. Здесь и расхождение путей двух героев, и соединение их под другим углом с помощью перемычки, и форма с тремя основаниями в истории на трех персонажей. А жест при подаче – мяч внутри этого треугольника – фрейдистский образ, от которого после «Претендентов» будет непросто избавиться при просмотре реального тенниса.

Telegram-канал автора о фильмах и сериалах.