«Обувь – это просто обувь, пока ее никто не надел». Бен Аффлек прикасается к величию Джордана в фильме «Air»
От редакции: вы читаете пользовательский блог, в котором рассказывают о спортивном кино. Подписывайтесь!
«Большой прыжок» – как Nike завоевал рынок НБА, а Мэтт Деймон уговорил всех поверить в возможности, рожденные из нестабильности
Драфт НБА 1984 – один из самых судьбоносных в истории лиги (и одно из важнейших событий в спорте в целом). Правильный выбор в тот вечер определял будущее команды на десятилетия, а для некоторых всю историю франшизы (здесь должен быть 25 кадр головы красного быка). И, возможно, на этом драфте самый широкий диапазон от величия до провала. Здесь и один из самых универсальных центровых всех времен под первым пиком (неудивительно, ведь лига все еще принадлежит большим); и выбранный следом будущий величайший баст; и один из сильнейших тяжелых форвардов – МВП из первой тройки списка величайших баскетболистов без чемпионства; и рекордсмен по количеству передач, выбранный 16-м; и Ланкастер Гордон и Теренс Стансбери, которых будут вспоминать, чтобы подчеркнуть величие Стоктона, у которого в худший сезон передач, как у задрафтованных раньше за всю карьеру. Неудивительно, что в таком неровном драфте лучший баскетболист в истории был выбран всего лишь третьим.
Легко говорить об этом, когда все они давно закончили карьеры.
И авторы фильма Air. «Большой прыжок» пользуются этой легкостью, смеясь над неудачными выборами (вроде Мелвина Тарпина), возвеличивая неочевидных легенд (вроде Стоктона) и иронизируя над характером будущих звезд (вроде чрезмерной разговорчивости Чарльза Баркли, которую недолюбливают на ТВ, что забавно с учетом его нынешнего места работы) – чит-код, который позволяет создать проницательного героя-авантюриста.
Фильм Бена Аффлека – он режиссер и исполнитель роли Фила Найта (один из основателей Nike) – рассказывает историю подписания Майклом Джорданом спонсорского контракта с Nike перед началом профессиональной карьеры. Главный герой – Сонни Ваккаро (Мэтт Деймон) – спортивный скаут-маркетолог, который инициировал эту сделку.
Сонни разъезжает по школьным и студенческим баскетбольным лигам в поисках талантов, которые в перспективе могут принести славу и деньги его фирме – это первая сцена после антуражных титров (погружающей в эпоху клиповой нарезки событий 80-х) – она сразу обозначает старательность и фанатичность героя. А следом за ней еще более важная сцена – Сонни в казино, которой Аффлек и сценарист Алекс Конвери (для него это дебют в полнометражном кино) проводят прямую параллель между ставками и предложением спонсорского контракта начинающему спортсмену. Здесь в экспозиции авторы комментируют будущие события фильма, подчеркивая характер героя: Сонни не просто везет (ведь он проигрывает в рандомной рулетке), он продумывает ходы, подкрепляя их на знанием и пониманием процессов (поэтому ставки на баскетбол становятся выигрышными).
«Air» развивается по принципам спортивной драмы, включая базовые составляющие:
соревнование между командами или отдельными личностями – борьба за игрока;
герой-андердог (еще лучше – аутсайдер), уверенный в успехе амбициозный визионер – Сонни и в более широком смысле – Nike;
трофей – контракт с игроком;
антaгонисты – конечно, фавориты в соревновании, использующие противоположный стиль борьбы – представители Adidas и Converse, которые в 80-х были главными игроками на ранке кроссовок в НБА;
конфликты внутри команды, которые должны быть разрешены для победы – разногласия сотрудников Nike о целесообразности вложения, рисках и последствиях;
внешние помощники и преграды на пути к цели – семья, агент и друг Джордана, регламент лиги, традиции и этика рынка.
Так как трофей – это соглашение (между спортсменом и производителем кроссовок), то цель героя – не столько в победе над кем-то, сколько в убеждении всех участников в победе. Поэтому аналогом матчей из типичной спортивной драмы в «Air» можно считать брейншторм баскетбольного отдела Nike, дискуссии с Филом Найтом, переговоры с агентом игрока, встречи с родителями Джордана, презентация перед Майклом – т.е. это столкновение с теми, кто совсем не против победы главного героя. А противостояние с конкурентами из Adidas и Converse – заочное и почти незаметное в фильме на фоне борьбы с союзниками.
Соперничество между спортивными компаниям в «Air» не прямое, а идеологическое. В фильме Adidas и Converse предлагают Майклу быть его рекламой: «С нами ты станешь звездой, еще до того, как выйдешь на площадку»; Nike переворачивают это и предлагают Майклу быть рекламой бренда. Это, конечно, цель любого спонсора, но здесь вопрос в маркетинговом подходе – в случае с эго Майкла Джордана вариант «ты будешь зарабатывать на нас, мы поможем тебе в продвижении» уступает варианту «мы будем зарабатывать на тебе, ты нам нужен, без тебя мы никто». По фильму Adidas и Converse подают себя как необходимое клиенту, а Nike подают клиента как необходимое себе – это придает еще большую ценность личности (отсюда и именная линейка).
Подписавшие многих баскетболистов Adidas и Converse будто говорят: «Твой образ принадлежит нам, спортсмен – часть образа экипировки»; Nike: «Мы принадлежим твоему образу, экипировка – часть образа спортсмена». Такое отношение (плюс, конечно, жирный контракт и процент с продаж каждой пары) может помочь забыть о симпатиях к Adidas, которые были у Майкла в колледже.
Важная постановочная особенность «Air» – демонстрация Майкла Джордана со спины. Он будто исключен из системы персонажей фильма. При это из-за центральной интриги присутствие баскетболиста ощущается постоянно. А каждая сцена, где персонаж Майкла хотя бы краем уха попадает в кадр обретает дополнительное напряжение и интригу: «Повернется ли? Заговорит?».
Это превращает Делорис – маму Джордана (Виола Дэвис) в одну из главных действующих лиц всей истории и освобождает экранное пространство для других важных участников исторического процесса: маркетингового директор отдела баскетбола Nike Роба Штрассера (Джейсон Бейтман), дизайнера Митера Мура (Мэттью Мехер), придумавшего дизайн и логотип «джорданов», тренера Джорджа Равелинга (Марлон Уайнс), который дружил и с Джорданом и с Сонни, агента Дэвида Фалька (Крис Мессина), будущего президента линейки Air Jordan Ховарда Уайта (Крис Таккер).
Бен Аффлек: «Когда ты становишься больше, чем героем, спортсменом или иконой, ты превращаешься в идею. Начинаешь олицетворять для людей надежду, превосходство и величие. Я не собирался просить зрителей поверить, что кто-то другой кроме Майкла Джордана может быть Майклом Джорданом. Это был осознанный выбор. Я посчитал, что он слишком величественный, чтобы кто-то мог сыграть его. И я сказал Майклу, что не буду делать фильм, если его что-то не устроит. Мне нужно было знать, что это важно для него».
Но такое режиссерское решение оправдано еще и идейно. По сюжету Майкл – пусть и победитель NCAA и потенциально большая звезда, но для Сонни Ваккарио, рискующего карьерой, Роба Штроссера, рискующего семьей, Фила Найта, рискующего деньгами, репутацией и всем баскетбольным направлением, Джордан – все-таки ставка, продуманная и аргументированная, но ставка. Поэтому как болельщики, не видевшие Майкла на высшем уровне, только мечтают о нем; как «Чикаго Буллз», прогнозируя каким игроком он может стать, выбирают его на драфте; как спонсоры, только предполагая насколько влиятельным он может стать, дают ему большие деньги; так и зрителям «Air» не дано его полностью разглядеть. Ведь в 1984 величие Майкла Джордана – это еще интрига.
Telegram-канал автора о фильмах и сериалах
«Вы дарите мне обувь и еще платите. Это законно?» Революция Nike в студенческом баскетболе 70-х
Фото: imdb.com
-А что не так с Nike?
-Nike производит товары для бега.
Чернокожие не бегают.
-Чернокожий не станет бежать
42 км непонятно зачем
-Тебя остановят копы.
Решат, ты что-то украл.
1. Весь актёрский состав сыграл на уровне
2. Фаворит - Аффлек, образ топ
3. Как Nike стали теми, кем стали
4. Интриги по ходу всего сюжета
5. Умно обыграны переговоры
6. Классно переданы эмоции
7. Как один человек поменял всю индустрию
Лотто я носил шесть лет, не помню, почему выкинул, клей наверное рассыпался, так как и зимой их надеваю, если снега нет.