6 мин.

Кто из гонщиков «Ф-1» самый эффективный по очкам за вложенные деньги? Ферстаппен окупает $55 млн? А Леклер – $36 млн?

Cчитаем.

«Формула-1» уже третий год соревнуется в условиях потолка расходов на машины и команды – разработка болидов, перемещения и зарплата инженерного штата ограничены суммой в $140 млн (в предыдущие сезоны – чуть выше из-за индексации за инфляцию, дополнительные гонки и спринты). И граница равна для всех – и для маленького «Хааса», и для суперисторической «Феррари».

Под потолок не попадают зарплаты трех самых высокооплачиваемых членов команды (любых – боссов или инженеров), а также всего набора пилотов – от основных до резервных.

Потому эффективность отдачи от гонорара гонщиков теперь стала еще важнее, чем раньше: ведь с точки зрения добычи очков в машину рано или поздно вкладывать уже будет нельзя, а переманить большой зарплатой пилота-звезду ради улучшения результатов и повышения в общем зачете и Кубке конструкторов – всегда можно. Вклад парня за рулем теперь может оказаться ключевым.

Но насколько такие вложения могут окупаться в смысле соотношения цены и очков? Оправданы ли гонорары Макса Ферстаппена в 55 миллионов и Шарля Леклера в 35 миллионов? Кому из гонщиков недоплачивают, а кто явно выступает эффективнее ожидаемого? Мы решили изучить вопрос путем оценки «стоимости» одного балла для команды.

Конечно, вклад пилотов в команду заключается не только в очках – еще и в обратной связи по машине, тестовом накате на симуляторе, маркетинговых активностях и вообще представлении всего коллектива на ТВ и публике. Однако «Формула-1» существует ради выявления быстрейшего, его определяют по месту в турнирной таблице, а их дают за очки.

Данные по гонорарам использованы из рейтинга одного из самых авторитетных инсайдеров из паддока (а теперь советника президента ФИА по вопросам серий с открытыми колесами) Дитера Ренкена за 2023-й. Здесь не учтены продления и новые сделки, вступающие в силу в 2024-м (потому у Хэмилтона, например, старый гонорар).

Также в рейтинге не учтены бонусы и стимулирующие выплаты за очки, обычные для многих контактов в «Ф-1». Просто потому, что их размер нельзя узнать заранее – обычно даже в прессу они утекают уже постфактум через сезон или два. Иногда бонусы могут быть совершенно сумасшедшими, как в случае Райкконена (едва не обанкротившего «Лотус»), но на данный момент они нам неизвестны. Просто имейте в виду: ребята из топ-5 списка точно в итоге заработают больше!

Первая таблица – после конца европейского отрезка сезона (14-й этап) – когда  можно делать первые выводы, поскольку основная часть пилотажных треков и обновлений позади, и начинается традиционная кампания переговоров о новых контрактах.

Следующие выводы можно сделать в конце сезона набранным очкам за оставшиеся Гран-при – ведь на болидах почти без обновлений именно самый эффективный пилот разберется с настройками лучше всех и выдаст результат в соответствии с зарплатой. И вот они – разница и динамика вполне заметны!

При оценке итога сразу стоит оговориться:

– результаты дебютантов с минимальными контрактами можно не учитывать – большие деньги новичкам в «Ф-1» почти никогда не выдают. Потому Оскар Пиастри идет как бы исключением.

– гонорары аутсайдеров тоже надо оценивать осторожно: даже команды из подвала пелотона должны конкурировать за пилотов посильнее, однако им редко достается несколько десятков очков.

– уместнее всего сравнивать блок команд с приблизительно равноценными машинами, а также напарников.

– не учитывались пилоты, откатавшие только часть сезона: даже на уровне инсайдов невозможно узнать, сколько им заплатили, чтобы внести в таблицу.

– Ланс Стролл ездит в команде, принадлежащей его отцу. Его зарплата – условная цифра, как и ожидаемая эффективность.

В остальном же Алонсо возглавляет рейтинг с серьезным отрывом – хотя в случае Фернандо за успехи точно прописаны бонусы!

Серхио Перес же несмотря на постоянные провалы в квалификациях и трудные прорывы в топ-5 вполне эффективно вывозит гонорар – хотя и 55 миллионов Ферстаппена внезапно оказываются не самой топовой оценкой, а вполне на среднем уровне.

Ситуация в «Мерседесе» вновь подчеркивает «стоимость» Льюиса Хэмилтона – напарник Джордж Расселл выходит примерно втрое эффективнее. А ведь №44 поднимут зарплату до $63 млн в год – интересно, какую же прибавку получит №63?

Распределение эффективности трат «Феррари» вновь подчеркивает возможные причины для недовольства Сайнса статусом и положением. Карлос уже публично объявил о желании нового контракта, когда до конца старого еще больше года – теперь Скудерии или любой другой команде придется учитывать и финансовые притязания.

Как же точно соблюден внутрикомандный баланс в «Альпин»! Между Гасли и Оконом ждали напряжения и схваток, особенно с учетом личной истории вражды еще из детства – и слухи только подогревались сообщениями о зарплате Пьера в 10+ млн. Однако пока можно сказать: шефы «Альпин» здесь точно оценили обоих.

Ландо Норрису выдавали контракт ради удаления с рынка пилотов – чтобы конкуренты не вздумали перекупать. Он явно выглядит авансом в счет будущего возрождения команды – и на некоторых трассах «Макларен» уже действительно выглядит второй силой, так что с прогрессом машины стоимость его очков сравнялась с показателями Ферстпппена. Осталось только поработать над мелкими помарками в квалификациях – и можно претендовать на титул! Перед стартом года Норрис предсказывал, что придет в лучшую форму в 2025-м – похоже, его оценка оказалась крайне точной.

Однако какой мощный рывок в эффективности совершил и Юки Цунода! С хорошей машиной он не такое уж плохое вложение – с учетом стандартного контракта пилота системы «Ред Булл» соотношение цены и качества выглядит солидной.

А самые дорогие очки в лидерской и средней группе – у Шарля Леклера. Каждый его балл стоит «Феррари» вдвое дороже, чем результаты Ферстаппена!

Несмотря на огромный гонорар, Ферстаппен этим сезоном показал: он вполне в рынке. Особенно с учетом маркетингового бонуса, который «Ред Булл» получает за его имя и титулы.

Среди остальных аутсайдеров нереальной эффективностью выделяются Алекс Албон из «Уильямса» и Нико Хюлькенберг из «Хааса» – теперь их перфоманс справедливо называть «на уровне звезд».

Валттери Боттаса подписывали два года назад из «Мерседеса» на роль ментора и лидера команды – в его контракте явно остается значительная надбавка за перенос чемпионского опыта. И финн вряд ли впредь когда-либо еще получит такие условия.

А что удивило вас?

Выбираете, за кого болеть в «Ф-1»? Вот честная визитка каждого гонщика как человека

Сколько зарабатывают гонщики «Ф-1»?

Сколько зарабатывают команды «Ф-1»? А на что тратят? Чемпион – не самый богатый?

Hoch Zwei/Keystone Press Agency, IMAGO/Eibner-Pressefoto/Alexande/