7 мин.

Cуперсделка «Макларена»: продали имя за $100 млн в год и вписались в историю. Вся сумма – миллиард!

Для таких контрактов и есть Mastercard.

В 2025-м только одна команда «Формулы-1» гоняла без главного титульного спонсора и с «чистым» названием – лидер чемпионата «Макларен». Ее коммерческий генерал Зак Браун настаивал: теперь у «оранжевых» новая модель с широким набором средних и мелких партнеров, можно продавать особые ливреи для Google, Chrome, поставщиков топлива и производителей виски, а сама организация не просто вышла в прибыль, но и стала самой коммерчески успешной в пелотоне-2024 и без «титульника».

Но в конце лета перед Гран-при Нидерландов позиция изменилась: «Макларен» объявил о повышении партнерства с Mastercard до «титульного» и продажи места в названии с 2026-го. Интеграцию попытаются обернуть в облик «бесценной команды» с опорой на постоянные рассказы в медиа о философии «оранжевых»: как в «Макларене» ценят каждого сотрудника, строят культуру ответственности без обвинений, устанавливают полную власть рационализма и меритократии и даже отказываются от предоставления любых преференций или предпочтений для гонщиков. «Что бы мы ни делали, на первом месте команда» – за «правила папайи» «Макларену» уже доставалось еще во второй половине 2024-го, а теперь «оранжевые» нашли классный способ для монетизации даже отказа от жесткой внутренней субординации и выбора №1.

Позицию Брауна изменили щедрые предложения партнеров: инсайдеры говорят о 100 млн долларов в год и контракте «до середины 2030-х» – то есть где-то до 2035-го. И тогда общая предполагаемая сумма сделки выходит в $1 млрд – рекордная за всю историю «Макларена».

За что компании платят такие деньги? За право фигурировать рядом с гоночным брендом в официальной заявке, графике, на форме, в мерче и в истории. Формально правильно будет называть команду «Макларен-Мастеркард», но в реальности так почти никто и никогда не делает. Исключение – отдельные креативные решения вроде VCARB (зашифрованные Visa Cash App Racing Bulls) или полная покупка имени команды по примеру сделки «Альфа Ромео» и «Заубера» до 2023-го. Но такие примеры всегда оставались очень редкими.

Но где же окажется новый альянс в рейтинге всех партнерств за все сезоны «Ф-1»? Неужели и правда подвинул мегасделку «Феррари»?

1. «Феррари» и Marlboro 160 млн 2009

2. «Макларен» и Mastercard 100 млн 2025

3. «Феррари» и HP 100 млн 2024

4. «Ред Булл» и Oracle $90 млн 2022

5. «Астон Мартин» и Aramco $75 млн 2025

6. «Мерседес» Petronas $75 млн 2025

7. «Макларен» Vodafone $70 млн 2007

8. «Феррари» Santander $60 млн 2022

Почти – все-таки самый-самый пик сотрудничества Скудерии и одной известной табачной компании в их программе по перепозиционированию бренда с женского на «ультрамужской» все еще никто не сравнится. 2011-й – пик рекламной активности той самой марки, и именно на тот год пришлась и рекордная сумма на счета «Феррари». В остальные сезоны она колебалась от 60 до 130 млн.

До сделки «Макларена» итальянская команда возглавляла бы и «современный» рейтинг – благодаря умному и хитрому маркетинговому ходу с красивым неймингом (HP – одновременно и бренд-партнер, и сокращение «horse power – лошадиные силы»).

Oracle и «Ред Булл» подписались на волне победы Ферстаппена в чемпионате и действительно переписали игру: стали самой прибыльной «краткосрочной» титульной сделкой – при расчете «5 лет или меньше».

«Астон Мартин» впервые подписался с госкомпанией из Саудовской Аравии после первого же сезона в новом облике, поскольку стало очевидно: на трансформацию из аутсайдера в топа потребуется много времени и денег, и одна лишь семья Строллов инвестиции не потянет. Проект идеально подошел Aramco цветовой палитрой (зеленый – цвет пророка и флага Саудовской Аравии), а также амбициями постепенного восхождения и превращения в супергиганта по относительно приемлемой стоимости. Казалось, арабы и так спонсируют всю «Ф-1» и им нет смысла объединяться еще и с какой-нибудь командой, но реакция общественности на сделку с «Астон Мартин» оказалась более спокойной и благожелательной. Со временем сотрудничество даже углубили и расширили: Aramco докупил место в заявке на конструктора шасси, в заявке основной команды и превратился в главного топливного партнера с 2026-го. Теперь успех «британского зеленого» напрямую зависит от их биогорючего.

Малайзийский государственный нефтегигант Petronas объединился с «Мерседесом» с первого же дня немецкого возвращения в «Ф-1». Все стороны довольны успехом сотрудничества – ни потеря азиатского Гран-при, ни колебания цен на энергоносители, ни волна поражений «Мерседеса» не помешали пойти вместе и в новый регламент. Причем, опять же, успех команды будет зависеть и от инженеров партнера.

«Феррари» почти дотянулась до рекорда «Ред Булл» для краткосрочных сделок благодаря желанию Santander быстро и красиво обозначить глобальные амбиции по всей планете. ЕС давно грезит созданием банковского гиганта для противостояния американским титанам, и сейчас не так много способов выдвинуться в поле зрения действительно мировой аудитории за относительно приемлемые деньги. Santander воспользовался шансом, превратился в самый быстрорастущий традиционный банк Европы и быстро перешел к партнерству со всей «Ф-1». Но, кстати, место в «титуле» команды и не покупал.

Так что 100 млн для «Макларена» – действительно заметный скачок для самой команды и индустрии, но не рывок в иную вселенную. Хотя, может, после завершения сделки оранжевые обнаружатся среди рекордсменов?

1. «Феррари» Marlboro $1,8 млрд 21 год

2. «Мерседес» Petronas $1,425 млрд 20 лет

3.«Феррари» Shell $1,4 млрд 35 лет

4. «Макларен» и Mastercard $1 млрд 10 лет

5-6.«Феррари» и HP $500 млн ~5 лет

5-6. «Ред Булл» и Oracle $500 млн ~5 лет

7. «Астон Мартин» и Aramco $465 млн 8 лет

И опять пока долгий срок бьет максимальную стоимость!

Ни одна сделка так и не сравнится с альянсом «Феррари» и Marlboro: она стартовала в 1997-м, и сперва табачный бренд выступал как титульный спонсор, а с 2009-го по 2018-й – как стратегический партнер. За 21 год суммы постоянно менялись но если просуммировать все, выйдет 1,8 млрд

Правда, цифры и сроки редко бывают точными: у «Макларена», например, инсайдерские данные говорят о «середине 2030-х» – то есть о десятилетии. У «Феррари» и HP точного срока не названо, но его напрямую сравнивают с пятилетней сделкой «Ред Булл» и Oracle. Сделка «Астон Мартин» и Aramco тоже описывается как «минимум до конца 2030-го» – причем первые сезоны стоили арабам в 30 млн.

А продление сотрудничества «Мерседеса» и Petronas происходило уже дважды – каждый раз без точной даты, но при последней недавней сделке общий период оценили как «свыше 20 лет вместе».

Но, конечно, ни одна сделка по длительности не сравнится с отношениями «Феррари» и Shell – взаимная поддержка стартовала еще в 1929-м, а современный облик спонсорство приняло в 1996-м. С тех пор контракт продлевался примерно каждые 5 лет, и новое объявление о продолжении озвучили в конце 2024-го – отношения продолжатся с 2026-го как минимум по конец 2030-го. Инсайдеры говорят о средней «стоимости» сделки в 40 млн за сезон, но с учетом длительности это твердое третье место. «Мерседес» обогнал только за счет большей стоимости контракта.

Не стоит забывать и про инфляцию: доллары условного 2000-го и 2009-го – совсем не те же, что сейчас, а к 2040-му их ценность еще немного снизится. Однако размер контрактов растет не только из-за инфляции, но и по причине сверхуспешности «Ф-1»: ее публика (особенно молодая) прирастает на 10-20% каждый год – следовательно, растет аудитория рекламы и спонсорских интеграций. Значит, поднимается и ценность каждого канала «от команды» – и увеличиваются запросы к партнерам.

«Макларену» для выхода на чистое первое место еще потребуется минимум 9 лет такой же сделки. Получится?

Что еще почитать про экономику «Формулы-1»?

Еще больше таких историй – в телеге автора! Подписывайтесь, и присылайте свои вопросы.

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Joe Portlock