9 мин.

Русского из «Феррари» считали суперюниором и будущим пилотом «Ф-1» – а год спустя он остался вообще без гонок. Но для карьеры так даже лучше

Третий год неудач в «Ф-2» мог прикончить шансы на Гран-при.

Год назад, в начале 2021-го, казалось, будто автоспорт России вышел на мощный восходящий трек: Никита Мазепин получил место в «Формуле-1», главным фаворитом «Формулы-2» считался питерец Роберт Шварцман из систем «Феррари» и «СМП», в «Формуле-3» надежды подавал Александ Смоляр, а на подходе в «Формуле-4» и региональной «Формуле» (бывшей европейской «Формуле-3») уже виднелись Кирилл Смаль и Михаэль Белов.

Однако в 2022-м нового качественного скачка не случилось: Смоляр потерял место в сильнейшей команде «АРТ» и едва остался в той же серии в менее мощной «МП Моторспорт» (то есть поедет третий сезон в 20 лет против ребят на 2-3 года младше – мягко говоря, не лучшее направление карьеры), больше русских гонщиков в «Ф-3» пока не заявлено, а Шварцман после вице-чемпионства в «Ф-2» вообще потерял боевое место и внезапно оказался лишь тестером и пилотом симулятора «Феррари».

За питерца особенно обидно: В 2020-м Роберт ярко дебютировал и лидировал в общем зачете, но вторая половина сезона получилась не такой успешной. Четвертое место по итогам года – достойный результат для новичка (к примеру, новые пилоты «Хааса» Мик Шумахер и Никита Мазепин начали с 12-й и 18-й позиций при менее звездных конкурентах).

В новом сезоне Шварцман целил в победу и считался главным фаворитом, поскольку оказался единственным оставшимся в «Ф-2» представителем топ-5 из 2020-го. Шансы на переход Роберта в «Ф-1» «очень высоко» оценивались авторитетным изданием The Race, и парень выглядел чуть ли не главным претендентом на место явно завершавшего карьеру Кими Райкконена.

Пилот «Феррари» из России – главный фаворит на титул новой «Ф-2». В погоне за местом Райкконена в «Ф-1»

Однако Роберт так и не сумел справиться с ворохом мелких ошибок и поправить квалифкации – потому и проиграл внезапному королю одного круга Оскару Пиастри, свежеподнятному из «Ф-3». По чистой скорости Шварцман оказался четвертым – еще уступил Тео Пуршеру и Чжоу Гуаньюю – но больше огорчило отставание в средние 0,4%. Для крайне короткого круга в 60 секунд они равносильны проигрышу в целых 0,24 секунды – пропасть для моносерии.

Гоночный темп впечатлил больше: здесь Роб стал третьим и уступил лишь 0,1% лидерам (Чжоу и Дэну Тиктуму). Однако по совокупности факторов (стабильность, деньги, коммерческий потенциал и восприятие) гонщик из Питера проиграл место в «Альфа Ромео» китайскому пилоту – и остался без места в «Ф-1».

В «Ф-1» – первый китайский пилот: притащил $35 млн, обогнал русского юниора и других талантов из «Феррари» и «Альпин»

Взамен Шварцману дали работу тестера в «Феррари»: он разделит должность резервиста с Антонио Джовинацци и Миком Шумахером, а также присоединится к команде симулятора (сейчас там в штате бывшие пилоты «Ф-2» Антонио Фуоко и Давиде Ригони, а пару лет назад через завод в Маранелло карьеру спасал Даниил Квят).

Однако цель Роберта не изменилась – он по-прежнему грезит только Гран-при.

«Ею всегда будет попадание в «Формулу-1», – заявил Шварцман пресс-службе «Феррари» после объявления о сделке. – Так что меня будут интересовать именно варианты, связанные с «Ф-1».

Краха карьеры не случилось: работа теста – лучше третьего года в «Формуле-2»

Грусть за неприятный поворот в судьбе перспективного русского гонщика, конечно, безгранична, но все же не должна побеждать здравый смысл. Без реальных заездов на открытых колесах Роберту придется непросто, с учетом глобальной цели симулятор в Маранелло – лучший возможный шаг: ведь пилотов берут в «Ф-1» не только за чистую скорость, но и за знания шин, способность помочь команде с настройками и готовность учиться и подстраиваться под новую или неудобную технику. И лучший способ продвинуться во всестороннем развитии после потери шанса на боевое место в Гран-при – точно не третий год езды на тех же машинах и в той же команде в «Ф-2».

Реклама 18+

«Контракт тест-пилота «Феррари» вовсе не означает конца карьеры для Шварцмана, – объяснил первый русский в «Ф-1» Виталий Петров – тренер юниоров в программе «СМП» и ментор Роберта в последние сезоны. – В молодом возрасте подождать год ничего не стоит, плюс у него, наверное, будут какие-то тесты в «Формуле-1».

Всегда лучше быть в программе и изнутри видеть, что делают боевые пилоты, учиться на телеметрии, на их психологии и видеть, как идет работа – особенно в «Феррари» – чтобы подготовиться морально.

Это всяко гораздо лучше третьего сезона в «Формуле-2»: вот он действительно мог убить его карьеру раз и навсегда. Приедет где-нибудь 10-м – все, до свидания. Второе место, в принципе, неплохо, как и контракт с «Феррари».

«В «Формуле-2» точно нет смысла оставаться, – советовал и бывший пилот «Уильямса» Сергей Сироткин, сам откатавший в главной юниорской серии два года. – Даже если он выиграет на третий сезон, это уже не будет иметь сильного веса. Хочется верить, что Роберт начнет взаимодействовать с командой «Формулы-1» и, может, даже иногда садиться за руль. Он сможет больше влиться в паддок и надеяться, что через год все сложится в его пользу.

Когда находишься внутри «Феррари», есть разные варианты: разрабатывается гиперкар, есть программы в GT… Шансы найти место выше внутри структуры «Феррари», чем вне ее».

«Знаю точно: третий сезон в «Формуле-2» не поеду, – предупреждал и сам Роберт еще перед этапом в Сочи. – Просто сам для себя знаю точно, что это мне никак не поможет, это мне не нужно».

Примеры последних лет тоже убеждают в оправданности перехода на симулятор: помимо Кавята, работа на заводе спасала карьеры Алекса Албона, Роберта Кубицы, Эстебана Окона, Нико Хюлькенберга и Кевина Магнуссена – все они успешно возвращались после годичного перерыва. Целый набор сильных боевых гонщиков тоже ждал места в «Ф-1» в резервистах и тестерах: например, тот же Сироткин, а еще Антонио Джовинацци, Валттери Боттас и Стоффель Вандорн (которому не помог даже самый доминирующий сезон за всю историю GP2/«Ф-2»).

Более того, чемпиону «Формулы-2» 2021-го Пиастри вообще-то тоже не нашлось места в Гран-при – и он займется ровно такой же работой в «Альпин», что и Шварцман – в «Феррари».

Лидер «Формулы-2» останется без гонок в 2022-м. Но не унывает – в «Альпин» ему нашли интересную работу

Просто схема действительно рабочая – и лучшая для развития юных пилотов (особенно за неимением другой). «Ред Булл», к примеру, пробовал тестировать альтернативы: посылал Пьера Гасли в «Формулу Е» и японскую «Супер-Формулу» для практики, наката и расширения пилотажного инструментария. Но нынешняя реальность сурова. «Формула-1» слишком непохожа на другие серии, и технический опыт за пределами вертикали Гран-при практически неприменим на топовых машинах (разве что кроме умения экономить топливо из чемпионата мира по гонкам на выносливость), а на адаптацию уходит слишком много времени.

К тому же, Шварцман даже после ухода на симулятор не теряет котировок в мире автоспорта: его ставят на шестое место в рейтинге лучших молодых пилотов мира (даже выше того же Чжоу). Для сравнения: в 2020-м Мазепин и после сделки на гонки в «Ф-1» котировался лишь под №9.

Шеф «Альфа Таури» «Франц Тост тоже назвал Роберта в числе «пилотов будущего» – наравне с чемпионом «Ф-2» Оскаром Пиастри, мегалантливым Тео Пуршером и главными протеже «Ред Булл» Юри Випсом и Лиамом Лоусоном.

И официальный сайт «Ф-1» оставил питерца в списке «20 самых впечатляющих юных талантов на пути к Гран-при», назвав Шварцмана «возможно, одним из сильнейших обгонщиков среди юниоров за последние три года».

Почему? Просто Шварцман и правда действительно умеет в нужный момент впечатлить паддок шикарными маневрами – только посмотрите, как он разбирался с соперниками в Италии уже под слухи о грядущем поражении в схватке за место в «Альфа Ромео»!

Вот – против Пиастри:

А вот хитрая раскачка Випса – для выигрыша траектории и точки торможения:

Реклама 18+

Или – смелый выезд колесом на траву в битве за подиум:

Роб умеет впечатлить, а для юного пилота создание «вау-эффекта» – чуть ли не важнее стабильной каждодневной положительной работы.

«Нельзя говорить, что если ты не впечатлил сходу – то твоей карьере конец, – описывал у нас в блоге Сироткин. – На самом деле очень важно, чтобы на протяжении всей карьеры в молодежных сериях у пилота сохранялось ощущение, что он сумел сделать что-то, что заставило других ему поаплодировать, сказать «вау». Потому что вот эти вау и условные аплодисменты – это достаточно сильный эмоциональный посыл, который сохраняется на более продолжительный срок, чем когда просто все идет достаточно хорошо. Потому что разница между очень хорошо и «вау» – больше, чем в одну ступеньку».

Кажется, пока Роберт сохранил немного того самого «вау» – и теперь отправится на дополнительное обучение на симулятор. Здравый ход: ведь в «Ф-2» из потенциальных «новых звезд» пришел только еще один юниор «Ред Булл» Деннис Хаугер, а ребята австрийской программы обычно не конкурируют с другими за свободные места. Статус-кво сохраняется – и Шварцману остается ждать новых шансов в «Ф-1»: вдруг «Уильямс», например, все-таки разочаруется в рента-драйвере Николасе Латифи или не продлит Алекса Албона, или Чжоу Гуаньюй не потянет психологическую нагрузку Гран-при. В первый год революционной смены регламента случиться может что угодно – а поддержка «СМП» и «Феррари» осталась при питерце.

Номера гонщиков «Ф-1» для 2022-го: богатый новичок чествует Кобе, Ферстаппен сменил свой после титула, вернулась отсылка к Росси

Зарплаты «Ф-1» в 22-м: у Мазепина почти меньше всех, у Ферстаппена – на $15 млн меньше Хэмилтона, «Феррари» нет в топ-5

Зарплаты в гонках за пределами «Ф-1»: у вчерашних любителей – $10 тыс за заезд, в «средних» сериях $300 тыс в год – счастье

Фото: globallookpress.com/FLORENT GOODEN via www.imago-ima/www.imago-images.de, HOCH ZWEI, Panoramic/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Lars Baron, Clive Rose