8 мин.

10 лет назад «Шальке» уже заваливали старт чемпионата. В том сезоне они дошли до полуфинала ЛЧ и выиграли Кубок

Немецкая Бундеслига – наверное, один из самых непредсказуемых европейских чемпионатов. За последние десять лет, пожалуй, только «Бавария» и дортмундская «Боруссия» (если не считать последний сезон Клоппа) не позволяли себе откровенных провалов. А так головокружительные виражи успели выдать и «Байер», и «Вольфсбург», такие команды как «Штутгарт» или «Вердер» превратились из лидеров в борцов за выживание, а «Гамбург» и вовсе прикипел ко второму по силе дивизиону.

«Шальке-04» – команда, которая привыкла чередовать позорные сезоны с вполне себе успешными. Впрочем, в последнее время правило нарушилось. Гельзенкирхенцы отвратительно провели вторую часть прошлого сезона, и еще более отвратительно начали новый. На старте розыгрыша 20-21 «кобальтовые» потерпели три чувствительных поражения: 0-8 от «Баварии», 1-3 от «Вердера» и 0-4 от «Лейпцига». Согласитесь, прекрасный результат для команды, в составе которой выступают Бенжамен Стамбули, Набиль Бенталеб, Матия Настасич, Ведад Ибишевич и Амин Арит. Впрочем, в немецком чемпионате никогда на первое место не ставился уровень футболистов, куда важнее ценились умения менеджмента, академии и тренерского штаба. А с этим у нынешнего «Шальке» определенно есть проблемы.

И на фоне последних событий в жизни популярного клуба я решил вспомнить проваленный «шалькерами» старт сезона 2010-2011. Да, это было ровно десять лет назад, и, поверьте (да я думаю, многие из вас помнят) то время было довольно увлекательным.

Главным тренером Гельзенкирхена тогда являлся великий и ужасный Феликс Магат – специалист, известный своими изнурительными тренировками и почти военной муштрой. Он возглавил «Шальке» летом 2009 года, после выигранного с «Вольфсбургом» чемпионства. «Волки», в составе которых тогда зажигали Графите и Эдин Джеко, лишились накануне Лиги Чемпионов, главного творца своих успехов, зато гельзенкирхенцы приобрели, казалось то, что им нужно. Сезон 2008-2009 «Шальке» провел крайне невразумительно, заняв 8 место. В команде часто менялись тренеры, в составе ощущался переизбыток пенсионеров. Магату предстояло навести в клубе порядок, тем более что у «Шальке» накопились долги, и гельзенкирхенцам даже пришлось пойти на небольшое урезание зарплат. «Железный Феликс» помимо роли главного тренера получил также место в Совете директоров, трансферная политика тоже целиком и полностью перешла в руки новому специалисту.

И приход Магата был ощущен на «Фелтинс-арене» практически сразу. Фирменный почерк Феликса в трансферных делах – это приглашение в больших количествах малоизвестных футболистов, из которых потом Магат строил боеспособных игроков (получалось, впрочем, это не всегда). Такой же тактики Магат придерживался ранее в «Вольфсбурге», и лишь фрагментарно в «Баварии», поскольку часто натыкался на противодействие со стороны влиятельных руководителей мюнхенцев - Ули Хенесса и Карла-Хаинца Руменигге. (Впрочем, Магату все-таки удалось протащить в «Баварию» своего протеже – иранца Али Карими).

Почему Магат так делал? Одни считали, что «Железный Феликс» брал футболистов с «запасом» как раз из-за его системы тренировок, где многие просто не выдерживали нагрузок, таким образом, Магату нужен был простор для маневра. Другие же мыслили более банально, считая что Магат попросту зарабатывает на многочисленных трансферах.

Как бы то ни было, в межсезонье-2009 состав гельзенкирхенцев пополнили молодые таланты вроде Василеоса Пляцикаса, Яна Моравека или Любоша Ганзела. Ушли некоторые ветераны вроде Левана Кобиашвили, зато прибыл 34-летний бразилец Минейро, за весь предыдущий сезон сыгравший лишь один матч за «Челси».

В «Шальке» Магат начал с наведения порядка в обороне. «Кобальтовые» играли очень дисциплинированно, мало пропускали, и это помогло им забраться на вторую строчку по итогам первого круга. На поле задавала тон старая гвардия – вратарь Мануэль Нойер, Рафинья и Марсело Бордон на фланге обороны, Иван Ракитич в центре поля, за креатив в атаке отвечали будущие звезды РПЛ – Джефферсон Фарфан и Кевин Кураньи.

Зимой Магат накупил для «Шальке» очередной ворох средних футболистов вроде Торе Региниуссена и китайца Хао Цзюньминя. Всем им главный тренер старался предоставить хоть капельку игровой практики.

Почти до самого конца сезона «Шальке» претендовали на трофей, однако апрельские поражения от «Ганновера» и «Баварии» поставили крест на притязаниях клуба. Тем не менее, второе место было признано успешным результатом. Вряд ли кто-то до начала сезона мог подумать, что гельзенкирхенцы заберутся столь высоко.

В новом сезоне Магату и его команде предстояло выступление в Лиге Чемпионов. Было необходимо качественное усиление, тем более что клуб покинул ряд важных исполнителей – Кураньи уехал в московское «Динамо», попрощались с клубом и Рафинья с Бордоном.

Настоящей бомбой лета-2010 стало приглашение в Гельзенкирхен легенды мадридского «Реала» – Рауля, присевшего в родном клубе на скамейку после дорогостоящих приобретений Роналду и Кака. Разумеется, сразу Рауль стал не только лидером на поле, но и медийным лицом «Шальке». Ажиотаж также вызвал переход Кристофа Метцельдера из того же «Реала» – до переезда в Испанию игрок сборной Германии выступал за злейших врагов «кобальтовых» из Дортмунда.

Помимо них в команду из «Милана» прибыл нидерландский бомбардир Клас-Ян Хюнтелар, у которого до этого не задалось в «Реале», еще один наш хороший знакомый – испанец Хосе Хурадо, его соотечественник Серхио Эскудеро, японский защитник Ацуто Утида.

Состоялся тем летом и ряд непонятных, чисто «магатовских» трансферов, вроде переходов француза Николя Плестана, румына Чиприана Дяка и престарелого ганского защитника Ханса Сарпея. Все они сыграли за «Шальке» считанное количество матчей, после чего либо вернулись на родину, либо завершили карьеру, либо вовсе пропали с радаров.

Таким образом, в начале осени 2010 года под сине-белыми знаменами собралась абсолютно разношерстная банда.

Начали сезон «кобальтовые» с поражения от «Баварии» в Суперкубке, но это, как говорится, были еще только цветочки. Гельзенкирхенцы страдали из-за несыгранности, Магат пробовал разные сочетания (прежде всего, в обороне), футболисты еле передвигались словно на «ватных ногах» после тяжелейших магатовских тренировок. Все это обеспечило «шалькерам» отвратительный старт – за первые десять туров они одержали лишь одну победу, а после стартовых четырех у них красовалась «баранка» в графе «очки». Особо болезненным вышел проигрыш в рурском дерби в 4-м туре – «Шальке» сгорел «Боруссии» 1-3 на родном стадионе.

В какой-то момент создалась ситуация, при которой у «Шальке» было больше побед в лигочемпионской группе, чем в Бундеслиге. Магат явно делал ставку на еврокубки (и успешно – «Шальке» уверенно вышли из группы), но при этом создавалось впечатление, что он напрочь забыл про дела в чемпионате – вылет осенью 2010-го казался делом вполне реальным.

Впрочем, «Шальке» был не одинок в своих неудачах на старте того сезона – еще один претендент на высокие места – «Штутгарт» Павла Погребняка потерпел шесть поражений в семи стартовых турах (и это тоже несмотря на сильные приобретения летом).

Впрочем, ближе к концу осени «Шальке» начал приходить в себя – заработала атака во главе с Раулем, меньше стала чудить оборона. Правда, время от времени случались чувствительные оплеухи вроде 0-5 от «Кайзерслаутерна». Зато уже в следующем туре гельзенкирхенцы на «Фелтинс-Арене» не дали шансов «Баварии» – 2-0. Магат, сидя на тренерской скамейке, излучал спокойствие и даже некоторую надменность – казалось, что дела у Гельзенкирхена налаживаются.

После перерыва, впрочем, положение дел существенно не поменялось – «Шальке» все также чередовал успешные матчи с обидными поражениями. Магат в своем стиле призвал в Гельзенкирхен подзабытых бойцов вроде того же Карими и героя Евро-2004 Ангелоса Харистеаса. Кроме того, взял в аренду у «Карпат» Данило Авелара. Помимо всего прочего, именно тогда, в начале 2011-го «Железный Феликс» начал подпускать к основе юного Юлиана Дракслера.

В 1/8 финала ЛЧ «Шальке» разобрался с «Валенсией», но в Бундеслиге дела шли нестабильно. В середине марта Магат был уволен с поста главного тренера. Формально – из-за неявки на заседание Совета директоров. Также имел место конфликт с главой наблюдательного совета клуба Клеменсом Теннисом.

Клуб принял Ральф Рангник. С ним, но на багаже Магата (все-таки система предсезонных тренировок Квеликса дала свои плоды ближе к концу сезона) «шалькеры» вынесли действующих победителей Лиги Чемпионов – «Интер». Особенно красивой вышла победа на «Сан-Сиро» – 5-2.

Впрочем, в полуфинале гельзенкирхенцы уже ничего не смогли противопоставить «Манчестер Юнайтед». Но, как бы то ни было, никто не будет спорить с тем, что «Шальке» взял очень высокую планку, дойдя до полуфинала ЛЧ. Особенно учитывая ту череду проблем, с которой команде пришлось столкнуться.

Выступления в Бундеслиге «кобальтовые» завершили так же, как и начали – четырьмя поражениями подряд. Итог – всего лишь четырнадцатая позиция.

Магат же вновь возглавил «Вольфсбург», который в том сезоне так же выступал ни шатко ни валко, и спас старый-новый клуб от вылета, в последнем туре переиграв «Хоффенхайм».

А уже в самой концовке сезона «Шальке» приложил в финале национального Кубка «Дуйсбург» и, таким образом, завоевал ценный трофей и вместе с ним путевку в еврокубки на следующий год, тем самым скрасив неудачно складывавшийся сезон.

P.S.

Буксовал «Шальке» на старте сезона и сравнительно недавно – а именно в 2016 году. Тогда клуб принял молодой специалист Маркус Вайнцирль и потерпел с «кобальтовыми» пять поражений в пяти первых турах. В конечном итоге «Шальке» занял 10-е место, Вайнцирля уволили, а на его место пригласили прекрасно нам знакомого Доменико Тедеско.