Одна форма для четырех команд. Как сборная и клубы справлялись с дефицитом экипировки в 90-х
***
Летнее межсезонье - время не только сборов, контрольных матчей и трансферов, но и горячая пора для футбольных модников. Накануне сезона команды одна за другой представляют комплекты игровой формы. Российские команды в последние годы старательно учились у западных коллег искусству стильных презентаций, но этим летом ситуация иная.
Из-за всем известных событий топовые бренды стремительно покидают отечественный рынок. Слышны то новости о поиске более сговорчивых альтернатив за рубежом, то бодрые разговоры об импортозамещении. Мол, отечественные "Демиксы" и "2К" смогут достойно заменить эти ваши "Адидасы" и "Найки".
Уже через несколько дней стартует розыгрыш Премьер-лиги, но традиционных представлений как не было так и нет. "Зенит" и "Спартак" выходят на матч Суперкубка в старых комплектах, причем сине-бело-голубые и вовсе в форме позапрошлого сезона (пускай, и довольно красивой). В наше время, когда клубы, как правило, меняют джерси каждый год, все это выглядит непривычно. В чем будут играть команды РПЛ, до сих пор неясно. Но что-то подсказывает, что вернется (хотя бы частично) неразбериха ранних 90-х. В то время старая система хозяйствования умерла, а новая только начала строиться. Команды из России самостоятельно, набивая шишки, учились искать спонсоров, в том числе и технических. Делать это в стране, попавшей в полосу радикальных перемен, было сложно. Пока одни тасовали комплекты предыдущих сезонов (причем, они могли принадлежать разным производителям), другие проворачивали трансферы с формой, меняя ее на футболистов. О таких тонких эстетских вещах, как сочетаемость цветов или просто их соответствие клубным традициям, задумываться не приходилось.
Я не буду сейчас анализировать комплекты всех команд из начала 90-х, это прекрасно сделали еще до меня. Лишь поделюсь любопытным наблюдением, связанным с одной адидасовской формой.
mvideo.ruреклама
Реклама 18+
К концу своего существования сборная СССР отказалась от аутентичного леттеринга на майках, прославленного на весь мир, и, безусловно, выделявшего ее на фоне остальных команд. Например, на Чемпионат мира в Италию подопечные Валерия Лобановского ездили уже без заветных четырех букв на груди.
А в 1991 году технический спонсор Советской футбольной федерации, немецкая фирма Adidas вовсе предоставила национальной команде необычные красные и белые комплекты с полосой в спартаковском духе, украшенные черными фигурами, напоминающими творения художников-супрематистов. В этой форме Канчельскис, Юран и компания провели решающие матчи отбора на шведское Евро, а также сыграли последний матч в истории сборной СССР - на выезде, против Кипра.
В следующем году эти джерси донашивала правопреемница - сборная СНГ. Причем герб несуществующего уже государства остался на законном месте. Впрочем, так было только в товарищеских матчах (или, как сказал бы вратарь той команды, контрольных) , специально к чемпионату Европы немцы все же сшили для СНГ свежие (пусть и шаблонные) комплекты с обновленным трехполосным логотипом. Ненадолго вернулся и леттеринг в виде скромных латинских букв C.I.S.
После Евро дружина СССР-СНГ окончательно прекратила свое существование, вместе с тем "сгорел" и контракт с "Аdidas". Новой структуре - Российскому футбольному союзу предстояло найти технического спонсора для уже сборной России. А пока свои первые шаги та делала все в той же "супрематистской" форме. На неофициальную игру с Мексикой вышли опять же с советским гербом на груди. Многие скажут, что это абсурд и бардак, но на самом деле символ из прошлого даже в 92-м имел свою логику, ведь новое, уже капиталистическое государство некоторое время продолжало использовать республиканский герб советских времен, знаменитый двуглавый орел вернется только с принятием Конституции в декабре 1993-го.
Впрочем, к первой отборочной игре к ЧМ-1994 с исландцами серп с молотом все же срезали. А лого "Адидас" (прав на использование бренда уже не было) перекрыли нашивкой в виде триколора. (Интересно, увидим ли мы в новом сезоне РПЛ похожую историю?) Но скоро мучения с формой закончились. РФС заключил контракт с Reebok, и с 1993-го уже американцы начали одевать отечественных футболистов.
Также в 1992-ом советские комплекты были задействованы в товарищеском матче между Правительством страны и мэрией Москвы. Ставшую "легендарной" форму, в частности, примерили Юрий Лужков, Геннадий Бурбулис, Сергей Лавров и другие политики.
Думаете, на этом джерси из 91-го исчерпало свой ресурс? А вот и нет! В 1993-м именно в нем часть матчей чемпионата провел московский "Локомотив". В начале 90-х "железнодорожники" как и все испытывали проблемы с формой, до победного используя комплекты прошлых лет. Чаще всего фигурировала красная форма американской фирмы Score, но и убитый "Адидас" пришелся ко двору. Цвета же похожие! Скорее всего, национальная команда передала свое "наследство" подопечным Юрия Семина во время предсезонного турне по Северной Америке. Вот такое любопытное "путешествие" совершила форма, ставшая знаменитой не благодаря выигранным в ней титулам или легендарным забитым голам, а трудной ситуации в стране. Эти комплекты выручали не только сборную, но даже клубы.
История рискует повториться. С той лишь разницей, что тогда заморские бренды только начали выходить на отечественный рынок, а сейчас его покидают.
А как вы думаете, с какой командой Премьер-лиги может при необходимости поделиться формой сборная России в наши дни? Все равно новых матчей в ближайшее время не предвидится.