C 2021 года в школах России появится урок футбола. А как с этим обстоят дела в школе сейчас?
***
С праздниками, дорогие друзья! Новый год принес нам одну интересную новость – с 2021 года, как сообщает Российский футбольный союз, общеобразовательные организации смогут включать в свои учебные программы так называемые «уроки футбола», которые, в свою очередь, должны будут заменить третий урок физкультуры. Эта идея существовала уже достаточно длительное время и лишь сейчас начала обретать материальную форму. В качестве регионов для «обкатки» проекта заявлены Татарстан, Нижегородская и Свердловская области.
Но пока «урок футбола» еще не начал свое шествие по школам страны, мне бы хотелось выяснить, как обстоят дела с приобщением к «спорту номер один» в общеобразовательных учреждениях в наше время. Написать этот текст меня заставила не только собственно новость об «уроке», но и недавнее видео Антона Чейза, где он признался, что подавляющее большинство занятий по физкультуре в его школе отдавалось на откуп волейболу, а в футбол Антон с одноклассниками почти не играли. Я решил вспомнить свою школьную пору и выяснить, как же обстояли дела с «ногомячом» в моей дорогой гимназии.
Скажу сразу – из школы я выпустился давненько – семь с половиной лет назад. За предшествующие этому радостному событию одиннадцать учебных сезонов отношение руководства гимназии к футболу несколько раз менялось с индифферентного на умеренно-негативное и обратно.
Надо сказать, что в начальной школе, а именно в середине нулевых, я активно занимался футболом – ходил в секцию, играл в команде. Выступал я тогда на позиции вратаря, хотя изредка появлялся и в центре обороны. В общем, от недостатка игровой практики я не страдал.
В школе же футбол впервые появился где-то в классе третьем, и это зрелище было трудно сравнить с настоящими матчами даже сельских команд. Играли все – и мальчики, и девочки. Парни кучковались в центре, толкая друг друга, и совершенно не видя мяч, а девчонки в полном составе вставали в ворота, часто не оставляя даже щели, куда снаряд (если ему все же повезло оказаться где-то в штрафной площадке) мог бы протиснуться. Мне кажется, какой-нибудь Жозе Моуринью, Отто Рехагель или Курбан Бердыев, завидя такую тактику, сразу закончили бы свои карьеры.
Учителя физкультуры в те далекие времена менялись почти каждый год, и каждый из них по-разному относился к футболу. Кто-то позволял играть в него чуть меньше, кто-то – чуть больше. А кто-то вообще не позволял. Если это и случалось, то где-то в конце четверти, когда все оценки за редким исключением уже были выставлены в журнал.
С вхождением в среднюю школу мы забыли про футбол на довольно долгое время. Зато огромное количество часов посвятили тому самому волейболу и его упрощенной версии – пионерболу. Даже в баскетбол играли редко. Объяснялось это тем, что директор нашей гимназии (кстати, сам физкультурник) очень любил (да и до сих пор, наверное, любит) именно волейбол. По этой причине школьные команды постоянно участвовали в районных соревнованиях по этому виду спорта. В стенах гимназии даже проводились регулярные турниры среди учителей и завучей! В то же время на подобных состязаниях по футболу наша школа не участвовала ни разу. Однажды, на излете седьмого класса я и парочка моих одноклассников решили выяснить у «физрука» в школьных кулуарах причину подобных «неучастий», на что получили ошеломляющий ответ: «Директор рвет все приглашения». Мы, конечно, и до того подозревали, что руководство школы скептически относится к футболу, но не думали, что это отношение настолько враждебное.
Впрочем, вскоре, в конце мая, директорат решил бросить нам «косточку» в виде мини-турнира среди седьмых классов. Мы провели две игры, ваш покорный слуга, к тому времени, изрядно растерявший форму, вышел на поле в концовке второй, и, казалось, получил свой шанс, но в итоге получил только по ногам. Мы проиграли, а наш капитан чуть не сломал дверь в коридоре школы.
Еще одно примечательное событие, связанное со школьным футболом, произошло через полгода – в середине уже восьмого класса. Был конец ноября. Гимназия в рамках какого-то большого дня спорта «замутила» новый турнирчик среди команд параллели. Мы учли прошлые ошибки и решили основательно потренироваться. В контрольном матче я выступал на позиции центрального защитника и, как игрок, имевший определенный опыт, и более-менее обученный тактически, придумал дерзкое для нашей школы ноу-хау: я договорился со своим партнером по центру обороны не подниматься высоко, и, таким образом, сыграть в школьное «катеначчо». Мы основательно прилипли к воротам, умело действовали в отборе, и, в итоге, наша команда победила – 3:2. Согласитесь, совсем небольшое число голов для фактически дворового матча. После игры мой тактический гений был отмечен похвалой со стороны не только партнеров, но и некоторых соперников. Кстати, по горячим следам того матча своими соображениями о тактике в школьном футболе я поделился в своей заметке на форуме «Фифасоккера» в разделе «Проба пера».
Мы с нетерпением ждали турнира. Однако, настал день Ч, погода порадовала дикой смесью дождя и снега, и «школьник» превратился в страшное черное месиво. В те годы проводить матчи на подобном поле позволяли, например, владивостокскому «Лучу», а вот нам – запретили. В итоге несостоявшиеся футболисты были экстренно отправлены в зал – играть в баскетбол.
До конца школьных лет ситуация с футболом у нас принципиально не поменялась – мы все так же играли в него в самой концовке учебного года, и по мере приближения к ЕГЭ все больше дурачились – ходили пешком, задирали друг друга, играли без ворот.
Резюмируя вышесказанное отмечу, что в нашей школе футболу уделялось откровенно мало внимания. В теплое время года, на улице, мы чаще занимались ОФП, а в холодное время, в зале (где, к слову, не было футбольных ворот) играли в волейбол, и реже – в баскетбол. Ну и, конечно, с середины января по начало марта ходили на лыжах. Как вы считаете, стоит ли любить школу, в которой «веселые старты» и прочие соревнования по оббеганию пластиковых кубиков ставятся важнее главного вида спорта? Я думаю, вопрос риторический.
***
А как было с футболом в вашей школе? Может быть, кто-то обучается сейчас, тогда подобное мнение видится еще более интересным, ибо мы сможем сформировать актуальную картину. В любом случае, делитесь воспоминаниями в комментариях. Ваши мнения очень важны.
По сути - прежде чем что-то в школах вводить, надо обеспечить материальную, методическую и мотивационную базу. Иначе это будет тот же тупой отмыв бабла для чинуш и геморрой для всех остальных , который процветает в РФС.
Это было в 90-х. А сейчас возле колледжа, вместо хоккейной коробки построили жилой дом. А на площадке возле университета, где мы играли, теперь парковка.