C 2021 года в школах России появится урок футбола. А как с этим обстоят дела в школе сейчас?
***
С праздниками, дорогие друзья! Новый год принес нам одну интересную новость – с 2021 года, как сообщает Российский футбольный союз, общеобразовательные организации смогут включать в свои учебные программы так называемые «уроки футбола», которые, в свою очередь, должны будут заменить третий урок физкультуры. Эта идея существовала уже достаточно длительное время и лишь сейчас начала обретать материальную форму. В качестве регионов для «обкатки» проекта заявлены Татарстан, Нижегородская и Свердловская области.
Но пока «урок футбола» еще не начал свое шествие по школам страны, мне бы хотелось выяснить, как обстоят дела с приобщением к «спорту номер один» в общеобразовательных учреждениях в наше время. Написать этот текст меня заставила не только собственно новость об «уроке», но и недавнее видео Антона Чейза, где он признался, что подавляющее большинство занятий по физкультуре в его школе отдавалось на откуп волейболу, а в футбол Антон с одноклассниками почти не играли. Я решил вспомнить свою школьную пору и выяснить, как же обстояли дела с «ногомячом» в моей дорогой гимназии.
Скажу сразу – из школы я выпустился давненько – семь с половиной лет назад. За предшествующие этому радостному событию одиннадцать учебных сезонов отношение руководства гимназии к футболу несколько раз менялось с индифферентного на умеренно-негативное и обратно.
Надо сказать, что в начальной школе, а именно в середине нулевых, я активно занимался футболом – ходил в секцию, играл в команде. Выступал я тогда на позиции вратаря, хотя изредка появлялся и в центре обороны. В общем, от недостатка игровой практики я не страдал.
В школе же футбол впервые появился где-то в классе третьем, и это зрелище было трудно сравнить с настоящими матчами даже сельских команд. Играли все – и мальчики, и девочки. Парни кучковались в центре, толкая друг друга, и совершенно не видя мяч, а девчонки в полном составе вставали в ворота, часто не оставляя даже щели, куда снаряд (если ему все же повезло оказаться где-то в штрафной площадке) мог бы протиснуться. Мне кажется, какой-нибудь Жозе Моуринью, Отто Рехагель или Курбан Бердыев, завидя такую тактику, сразу закончили бы свои карьеры.
Учителя физкультуры в те далекие времена менялись почти каждый год, и каждый из них по-разному относился к футболу. Кто-то позволял играть в него чуть меньше, кто-то – чуть больше. А кто-то вообще не позволял. Если это и случалось, то где-то в конце четверти, когда все оценки за редким исключением уже были выставлены в журнал.
С вхождением в среднюю школу мы забыли про футбол на довольно долгое время. Зато огромное количество часов посвятили тому самому волейболу и его упрощенной версии – пионерболу. Даже в баскетбол играли редко. Объяснялось это тем, что директор нашей гимназии (кстати, сам физкультурник) очень любил (да и до сих пор, наверное, любит) именно волейбол. По этой причине школьные команды постоянно участвовали в районных соревнованиях по этому виду спорта. В стенах гимназии даже проводились регулярные турниры среди учителей и завучей! В то же время на подобных состязаниях по футболу наша школа не участвовала ни разу. Однажды, на излете седьмого класса я и парочка моих одноклассников решили выяснить у «физрука» в школьных кулуарах причину подобных «неучастий», на что получили ошеломляющий ответ: «Директор рвет все приглашения». Мы, конечно, и до того подозревали, что руководство школы скептически относится к футболу, но не думали, что это отношение настолько враждебное.
Впрочем, вскоре, в конце мая, директорат решил бросить нам «косточку» в виде мини-турнира среди седьмых классов. Мы провели две игры, ваш покорный слуга, к тому времени, изрядно растерявший форму, вышел на поле в концовке второй, и, казалось, получил свой шанс, но в итоге получил только по ногам. Мы проиграли, а наш капитан чуть не сломал дверь в коридоре школы.
Еще одно примечательное событие, связанное со школьным футболом, произошло через полгода – в середине уже восьмого класса. Был конец ноября. Гимназия в рамках какого-то большого дня спорта «замутила» новый турнирчик среди команд параллели. Мы учли прошлые ошибки и решили основательно потренироваться. В контрольном матче я выступал на позиции центрального защитника и, как игрок, имевший определенный опыт, и более-менее обученный тактически, придумал дерзкое для нашей школы ноу-хау: я договорился со своим партнером по центру обороны не подниматься высоко, и, таким образом, сыграть в школьное «катеначчо». Мы основательно прилипли к воротам, умело действовали в отборе, и, в итоге, наша команда победила – 3:2. Согласитесь, совсем небольшое число голов для фактически дворового матча. После игры мой тактический гений был отмечен похвалой со стороны не только партнеров, но и некоторых соперников. Кстати, по горячим следам того матча своими соображениями о тактике в школьном футболе я поделился в своей заметке на форуме «Фифасоккера» в разделе «Проба пера».
Мы с нетерпением ждали турнира. Однако, настал день Ч, погода порадовала дикой смесью дождя и снега, и «школьник» превратился в страшное черное месиво. В те годы проводить матчи на подобном поле позволяли, например, владивостокскому «Лучу», а вот нам – запретили. В итоге несостоявшиеся футболисты были экстренно отправлены в зал – играть в баскетбол.
До конца школьных лет ситуация с футболом у нас принципиально не поменялась – мы все так же играли в него в самой концовке учебного года, и по мере приближения к ЕГЭ все больше дурачились – ходили пешком, задирали друг друга, играли без ворот.
Резюмируя вышесказанное отмечу, что в нашей школе футболу уделялось откровенно мало внимания. В теплое время года, на улице, мы чаще занимались ОФП, а в холодное время, в зале (где, к слову, не было футбольных ворот) играли в волейбол, и реже – в баскетбол. Ну и, конечно, с середины января по начало марта ходили на лыжах. Как вы считаете, стоит ли любить школу, в которой «веселые старты» и прочие соревнования по оббеганию пластиковых кубиков ставятся важнее главного вида спорта? Я думаю, вопрос риторический.
***
А как было с футболом в вашей школе? Может быть, кто-то обучается сейчас, тогда подобное мнение видится еще более интересным, ибо мы сможем сформировать актуальную картину. В любом случае, делитесь воспоминаниями в комментариях. Ваши мнения очень важны.
По сути - прежде чем что-то в школах вводить, надо обеспечить материальную, методическую и мотивационную базу. Иначе это будет тот же тупой отмыв бабла для чинуш и геморрой для всех остальных , который процветает в РФС.
Это было в 90-х. А сейчас возле колледжа, вместо хоккейной коробки построили жилой дом. А на площадке возле университета, где мы играли, теперь парковка.
Зато был легендарный ПИОНЕРБОЛ и ЛАПТА - огрызок бейсбола.
А в футбол на корте вполне себе играли, правда, поле никакое и мяч иногда улетал на крышу гаража неподалеку. Другой вопрос, что за всё время корт реконструировали один раз, после чего на нём появились зачем-то баскетбольные щиты (на которых все равно никто не играл, ибо покрытие так себе), но исчезли одни ворота. Остались две ямы, которые считались за штанги диаметром по 40 см. Зато забор вокруг всего этого меняли трижды.
я считаю что в школе игровые виды спорта обязательно нужны и важны. Они многому могут научить.
В младшей школе его вообще не было - было много ОФП и какие-то основы баскетбола (но в него не играли, хотя это и логично - какой баскетбол у 7-10 летних детей, у которых рост в лучшем случае был полтора метра к окончанию 4 класса).
В средней школе футбол, как уже сказано, был лишь изредка. Как правило, весной и ранней осенью кидали мяч в самом конце занятия минут на 5-10, причём это случалось часто уже после того, как по плану урока мы отбегали свои положенные 2-3-5 км, и, соответственно, гигантского желания носиться по полю уже не было. В моём классе футболом серьёзно занималось парней человека 2, ещё человека 3-4 регулярно играли во дворе. Остальные человек 5-8 на уровне "знаю правила, мяч иногда не отлетает как от полена". А так, основное внимание было баскетболу и волейболу (в 5 классе до волейбола был упомянутый некоторыми комментаторами выше пионербол).
А самое интересное то, что классе наверное в 7 или 8 мне на глаза попался учебник по физкультуре (они, оказывается, существуют!), и там вполне приличная часть (если даже наверное не большая) была уделена футболу. Причём, речь шла как раз о базовых вещах типа как правильно ставить стопу при приёме, при передаче, при ударе, как вообще можно принимать мяч, какими частями стопы можно бить, насколько сложен каждый из вариантов, какие особенности у удара будут. Словом, всё было расписано очень досконально (по крайней мере, мне так показалось в те подростковые годы), и до сих пор не покидает мысль, что с таким же успехом, с каким нас мучили с баскетболом и волейболом, могли бы нормально обучать и футболу.