Характер прохождения гонки на выбывание в триатлоне
Дебютный этап триатлонной Суперлиги прошёл ещё в марте, но до его просмотра мои руки дошли только сейчас.
Ещё на стадии анонса этого события стало понятно, что проектом выбрано очень перспективное направление, в котором кроется большой потенциал триатлона как зрелища для массового зрителя. Очевидно, что Ironman-марафоны и одно/двухчасовые гонки мировой серии, составляющие основу современного триатлона, занимают пространство, существенно ограниченное по сравнению с тем, которое может охватить этот вид спорта: в нём не хватает коротких и динамичных дистанций и разнообразия форматов. На внедрении этой идеи и основана Суперлига.
Идея - это хорошо. Но её реализация значит ничуть не меньше. И здесь всё было в полном порядке: великолепная организация, участие топ-спортсменов (не только в качестве участников, например ведущим был Робби Макьюэн), большой призовой фонд. Как следствие, на выходе было получено действительно интересное зрелище, обладающее высокой телегеничностью.
Это что касается Суперлиги в целом. Теперь о частностях. В заключительный третий день соревнований проходила гонка на выбывание. Её формат очень похож на квалификацию формулы-1. Также имеется три раунда. По итогам первого остаются 15 лучших (из 20 с небольшим), по итогам второго - 10. Эта десятка и разыгрывает победу в третьем раунде. Внутреннее наполнение этих раундов идентично: 300 м плавания, 5 км велоэтапа и 2 км бега. Суммарно это занимает порядка 20 минут, а интервал между раундами составляет 10 минут.
Поначалу её формат показался мне наименее интересным среди гонок трёхдневной программы. Вероятно, из-за меньшей экспериментальности в сочетании плавательного, велосипедного и бегового этапов по сравнению с эквалайзером и тройным миксом.
Однако это впечатление было недолгим. В отличие от болидов формулы-1, силы триатлонистов - ресурс, склонный к существенному уменьшению под действием высокой нагрузки. Поэтому перед стартом меня очень заинтересовал вопрос тактики прохождения дистанции. Насколько эффективно лидеры смогут экономить силы на предварительных раундах? Не станет ли такая экономия преградой для продолжения борьбы? Как между собой будут соотноситься времена трёх раундов?
Что получилось на выходе. Для начала стоит ответить на второй вопрос. Никаких преград для фаворитов в предварительных раундах не возникло: к концу бегового этапа неизменно формировалась группа лидеров, всем участникам которой не грозило выбывание. Мастерам бега, который является определяющим видом в триатлоне, не составляло большого труда контролировать ситуацию и не терять с группой контакт. Правда, стоит отметить, что при условии более сбалансированного состава участников ситуация могла быть более сложной. В данном же случае мастера марафонских гонок, что естественно, не смогли удержаться за более предрасположенными к коротким дистанциям участниками мировой серии.
Если говорить о соотношении времён, то, как видите, плавательный и велисипедный этапы все три раза проходились с приблизительно одинаковыми секундами. Ни о каких минисюрплясах речи не шло: слишком уж много для этого было участников. В плавании все, предположительно, всегда плыли на максимум, и здесь на фоне усталости наблюдается небольшая угасающая тенденция.
Велоэтап был более длинным и более гибким. На нём были постоянные атаки на отрыв (благо рельеф позволял), которые не давали темпу погаснуть. Главным образом они исходили от участников, основная задача которых - проход в следующий раунд. Или же, если говорить о финале, была надежда создать отрыв, достаточный для победы, от более сильных бегунов. И только в финале такой отрыв был относительно успешным: Райан Фишер добился 16-секундного преимущества. Однако, в конечном счёте, его хватило только до четвёртого места.
Иерархичность раундов прослеживается только на беговом этапе. Только в финале все бежали на максимум, и это было на порядок быстрее, чем на квалификационных стадиях. Подводя итог, экономия со стороны фаворитов, конечно, была, но теоретически можно было предположить, что она будет большей - за счёт плавания и велосипеда.
В заключении об именах. Первые два раунда выиграл похожий на героя одного известного эстонского фильма Кристиан Блумменфельт. Он не был главным фаворитом, и в финале уже на велоэтапе начал испытывать проблемы. Итог - седьмое место.
А итоговую победу одержал молодой австралиец Джейк Бёртвистл. Ещё в прошлом году на этапах мировой серии он заявил о себе как о талантливом бегуне с нетривиальным для триатлона финишным рывком. Именно это качество и позволило ему опередить действующего чемпиона мира Марио Молу и итогового победителя трёхдневной программы Суперлиги Ричарда Маррея.
На этом всё и у меня. И я, всё ещё находясь в неведении относительно того, сможет ли Бёртвистл покорить мировую серию, вновь отправляюсь в прошлое.