Рафа Надаль: Преодолевая преграды боли
“When you suffer a lot on a court, you learn to love that court.”
«Когда ты страдаешь на корте, ты учишься любить этот корт». Такого рода признание можно услышать только от Рафаэля Надаля, игрока, который с годами приобрел такую сопротивляемость боли, которую вполне можно отнести к области мистики.
Умение справляться с разными уровнями боли стало неотъемлемой частью спорта, в котором технологии и наука объединились, чтобы раздвинуть горизонт физических способностей вплоть до границы человеческих возможностей. «Невозможно играть, не испытывая той или иной степени дискомфорта, - как-то сказал Давид Феррер. – И это так и только так для каждого в туре».
Но не каждый способен это скрывать. Практически невозможно лицезреть матчи Энди Маррея, чтобы вместе со все более и более раздражительным шотландцем не переживать каждый укол боли в спине, каждый болезненный всплеск в суставах. Надаль же совсем другой. Этот игрок во время Ролан Гаррос-2012 был вынужден каждый матч играть через сильнейшую боль, и, тем не менее, за весь турнир он проиграл всего один сет, одолев в финале Новака Джоковича. А всего несколько недель спустя травма колена стала настолько серьезной, что выбила его из тура больше, чем на полгода.
За последние десять лет Бенито Перес-Барбадилья, агент Надаля и его давний друг, наблюдал его, играющим – и обычно выигрывающим – со спазмами брюшных мышц, аппендицитом, содранными до крови мозолями и болью в колене такой силы, что любого из нас превратила бы в едва ковыляющего калеку.
«Я бы точно не смог делать то, что делает он, - улыбается Бенито. – Мне кажется, отчасти это потому, что он таким родился. Он рос со страстным желанием соревноваться, соперничать, быть бойцом. Он это обожает и жаждет соревноваться постоянно. Ну еще и потому, что над своей психологической устойчивостью он напряженно работал с детских лет. Его семья внесла в это огромный вклад».
Такие атлеты, как Надаль, это редчайшая, уникальная порода людей, которые вряд ли видят мир в тех же, что и мы, простые смертные, красках. Те, кто близок к нему, уверены, что его самосовершенствование в психологическом плане, большая часть его способности подчинять тело разум, пришла от жесткой дисциплины и воли к победе, которые он впитал благодаря философии его дяди, касающейся не только спорта, но и жизни.
Тони Надаль тренирует своего племянника с того дня, когда он впервые взял в руки ракетку – в три года. Но, несмотря на то, что атлетически Рафа всегда был богато одарен генетически, от природы, Тони не раз высказывал удивление от того, насколько его карьера превзошла карьеры таких игроков, как Ришар Гаске или Энди Маррей, у которых, по мнению Тони, более тонкое врожденное чувство мяча.
«Думаю, что на корте Рафа жестче и четче контролирует свое сознание, чем эти игроки», - говорит Тони.
По мнению Тони, способности Рафы преодолевать неблагоприятные ситуации и решать проблемы в ходе матчей, зачастую напрямую связанные с переживаемой им болью, пришли к нему с воспитанием и жизненными уроками, преподанными ему в детстве. Он уверен, что подобным обучением в работе с молодыми теннисистами слишком часто пренебрегают, ссылаясь при этом на итальянского тренера Риккардо Пьятти, работающего с Милошем Раоничем.
«Пьятти говорит, что проблема сегодняшнего дня состоит в том, что, когда ты предоставляешь родителям выбор – их сын будет либо победителем Ролан Гаррос, либо грамотно и правильно выращенным и воспитанным ребенком, - они всегда выбирают первый вариант, - рассказывает Рони. – Но при этом забывают, что выиграть Ролан Гаррос гораздо проще, если тебя правильно воспитали, что проявляется том, дисциплинирован ли ты и умеешь ли слушать.»
Одним из любимых приемов Тони-тренера было сказать – кто первым выиграет 20 очков, тот и победитель. Он раз за разом позволял племяннику набирать 19, а потом медленно, но верно отбирал у него победу. Целью было приучить Рафу к невзгодам и постепенно выстроить сопротивляемость, чтобы его характер был более дисциплинирован и приспособлен к физическим и психологическим испытаниям в будущем.
«Не бывает такого, чтобы в жизни ты ни разу не столкнулся с проблемами, и это надо принять, - говорит Тони. – Ты не можешь оставаться вечным ребенком, уверенным, что все всегда будет прекрасно. Поэтому с младых ногтей я намеренно ставил перед Рафой небольшие препятствия, чтобы он знал – все далеко не всегда бывает гладко. Так что в отличие от множества других игроков он выучил – в жизни и игре не всегда все проходит легко.»
Став профессионалом в 15 лет, Рафа очень скоро обнаружил, что вынужден заставлять свое тело приближаться к пределу возможностей. Свой первый Большой шлем он выиграл в 18, соревнуясь более мощными, более сильными игроками, кое-кто из которых был старше него на целых 10 лет. «Мы никак не ожидали, что все в его жизни случится так быстро, - вспоминает Тони, - Рафа же был еще мальчишкой, игравшим со взрослыми. Чтобы соответствовать, ему приходилось бежать, бежать и бежать».
За это пришлось заплатить. В конце 2005-го Рафа пережил травму ноги, которая чуть было не перечеркнула его карьеру. Она стала всего лишь первой в длинном перечне травм, которые сделали его 14 титулов на турнирах Большого шлема еще более выдающимися.
«Каждый раз, когда он травмировался, для него наступал очень трудный период, - говорит Перес-Барбадилья. – 2005-й был, пожалуй, особенно тяжелым моментом его карьеры. Я помню, как он выиграл Ролан Гаррос в 2006-м. Как он прибежал к отцу, как он рыдал. Было столько боли, столько сомнений. И то, как он каждый раз умеет собраться, пережить, оправиться, много говорит о его настойчивости и жажде стать лучше, чем был.»
Обычно в разговорах с прессой Рафа старается не вдаваться в подробности о том, в каком состоянии его тело, но иногда, если застать его в более самопогруженном настроении, допускает озабоченность долгосрочными последствиями травм, которым подверглось его тело в погоне за успехом.
«Хотелось бы мне ощущать боль только тогда, когда я играю, - как-то сказал он. – Хотелось бы наслаждаться жизнью, которая будет после спорта».
Это заботит и остальных членов его семьи. Когда Тони спросили, будет ли Рафа выступать до 35, как Андре Агасси или вечно юный Томми Хаас, ответ был категоричен: «Не думаю».
Рафе только 28, но каждая травма все больше и больше толкает его тело к краю. Густаво Куэртен, еще одна легенда грунта, после 28 выступал только эпизодически из-за быстро прогрессирующих дегенеративных процессов в бедре, которые и оборвали его карьеру.
(Прошу прощения у читателей, но подробное препарирование автором Рафиных проблем с коленями, призванное проиллюстрировать неизбежное скорое завершение его карьеры, а так же революционные методы лечение стволовыми клетками от сеньора Анхеля Руиса-Которро, я опускаю. Кому интересно или кто не в курсе, добро пожаловать в оригинал статьи. - прим.перев.)
Несмотря на то, что Рафа весьма не любит обсуждать свои колени, в прошлом году он признал, что все еще чувствует боль, которая, судя по всему, будет сопутствовать ему до завершения карьеры. И хотя лечение помогло, инъекции стволовых клеток скорее всего придется делать регулярно, если он намерен выступать и после 30.
Но в то же время чем больше Рафа преодолевает барьеры боли, тем сильнее становится его любовь к игре. Это может показаться нелогичным, но, как объясняет Тони, невзгоды позволяют тебе сделать шаг назад и увидеть картину в более полном масштабе.
«Если так посмотреть, то теннис – это всего лишь перебрасывание мяча через сетку туда и обратно, и он становится настоящей страстью только тогда, когда вспоминаешь обо всех трудностях, с которыми столкнулся, обо всех психологических усилиях, о том, как ты шаг за шагом одолевал все препятствия, становился выше них. И что бы ни случилось в ближайшие годы, вы можете быть уверены – Рафаэль со всеми своими достижениями уйдет из тенниса счастливым и удовлетворенным человеком. У нас нет никаких особенных ожиданий на будущее. Как всегда цель Рафы – просто продолжать совершенствоваться. Это – самый лучший способ осуществить задуманное, стараться делать все так хорошо, как только ты можешь».
By David Cox
http://www.tennisworldmagazine.com/mag/magazine.php?num=25&pag=6
на этот вопрос даже я бы ответила точно. Ольга, поправьте цифру :))
Да, победа слаще, когда преодолеваещь проблемы и сложности. Но так хочется для Рафы легких побед!
спасибо, Ольга.
вечно юный Томми Хаас потора года уже по сути на корт толком выйти не может(
Спасибо за перевод))
А Тони не аферист, а садюга, хоть и правильно воспитал племянника))
Оля, спасибо за перевод)