4 мин.

Для Рафаэля Надаля тяжелый труд и боль – это предмет гордости, но надолго ли его хватит?

Дуглас Перри

06.08.2014

Профессиональные теннисисты стараются исполнять удары, которые невозможно отбить: сокрушительные удары навылет, которые вынуждают соперника застыть на месте с открытым от удивления ртом. Они знают, что мало что в жизни может вызывать у тебя такой восторг, как очко, выигранное ударом навылет, и это одна из причин, почему многие возрастные игроки отказываются закончить карьеру и выйти из игры даже тогда, когда игра у них явно ушла. Они начинают выступать в парах, потом переходят в командный турнир World TeamTennis, а затем уже и в ветеранский тур Джона Курье.

Игра Рафаэля Надаля, однако, никогда не характеризовалась ударами навылет. Несомненно, он выполняет немало таких ударов: закрученные с огромной силой и ускорением они ударяются о корт и отскакивают к третьему ряду трибун. Но возникает такое ощущение, что идеально выполненный удар навылет даже слегка расстраивает Рафу, ведь такой удар означает окончание розыгрыша, и матч приближается к концу. Бить по мячу – вот что по-настоящему любит 28-летний испанец, вот что приносит ему радость и умиротворение: бить по мячу раз за разом, часами – до самого конца. Он неоднократно востороженно говорил о том, как важны мучительные усилия на теннисном корте: «Триумф – это не победа... Триумф – это умение получать удовольствие от тренировок, получать удовольствие от жизни, удовольствие от тяжелой работы». Иными словами, добиться результатов можно только потом и кровью. Мыслимо ли было услышать такое из уст Джона Макинроя или Илье Настази? Эта любовь к тяжкому труду, на тренировке и в матчах, привела к тому, что вокруг Надаля возник некий таинственный ореол: «Если долго всматриваться в бездну, бездна начнет всматриваться в тебя», - сказал Ницше. Этот немецкий философ явно говорил о Рафе, ведь так? На корте Филиппа Шатерье на Ролан Гарросе Надаль и есть та самая бездна, и это высший комплимент. Роджер Федерер и Новак Джокович столько раз заглядывали в нее на протяжении многих лет. Им не понравилось то, что они там увидели, но они отдают ей дань уважения.

Надаль, девятикратный победитель Открытого чемпионата Франции по теннису, безусловно известен своими достижениями на грунте. Но мы все уже давно поняли, что мы ошибались, когда повторяли традиционную присказку: ему нужен грунт, чтобы стать победителем. Надаль всегда обладал талантом, чтобы играть любым стилем тенниса, даже используя подачу с выходом к сетке (serve and volley), если нужно. То, что он стал королем грунта всех времен и народов, отчасти обусловлено культурной традицией (в его родной стране преобладают именно грунтовые корты), но главным образом все-таки психологическими причинами. Он не просто получает удовольствие от мучительных усилий, он полагает их необходимыми – словно именно благодаря им он в состоянии контролировать ситуацию. Все, кто общался с Рафой или же был на его пресс-конференциях, знает, что он склонен к тревожности и отличается даже некоторой катастрофичностью мышления. Он признавался в том, что не любит находиться дома в одиночестве, что это заставляет его так нервничать, что он засыпает с включенным телевизором и светом. «Мы живем только один раз, - сказал он как-то, - поэтому я стараюсь по возможности избегать риска». Выполняя удары с отскока, он чувствует себя уверенно, это его личное психологическое прибежище. Это освобождает его от тревог на тот период, пока он на бегу отбивает мячи, до тех пор, пока мяч в конце концов не попает в сетку или вылетит за пределы корта, и ему вновь приходится думать, вновь выполнять свои ритуалы в ожидании нового розыгрыша.

Конечно, я гиперболизирую, но в этом есть и толика правды. Многие журналисты задавались вопросом, не разыгрывает ли их Надаль, отказываясь называть себя фаворитом даже в Открытом чемпионате Франции и демонстрируя беспокойство по поводу какого-то неизвестного, низкорейтингового соперника в первом круге. Но это не издевательство. Он прекрасно осознает конечность своей теннисной карьеры. И сейчас более, чем когда-либо. Надаль, который уже пропускал большую часть сезона в 2009 и 2012 году из-за серьезных травм коленного сустава, снялся с турнира в Торонто, который проводится на этой неделе. Он пропустит и турнир серии Мастерс в Цинцинатти на следующей неделе. Причина: травма правого запястья.

На таком высоком уровне тенниса травмы неизбежны. Но у Надаля количество травм растет и растет. У него отнимает много сил, чтобы чувствовать себя уверенно. Наряду с хроническими проблемами коленного сустава, его беспокоит спина (травма, которая не позволила ему хорошо выступить в финале Открытого чемпионата Австралии в январе), а теперь еще и запястье. Федереру и Сампрасу было 28, когда их результаты стали постепенно ухудшаться. Теперь этот неминуемый спад начался и у Рафы? Федерер, которому на этой неделе исполняется 33, сумел приспособиться к проблемам возраста благодаря более атакующему стилю игры: чаще играя у сетки и сокращая розыгрыши. Конечно, так же мог бы поступить и Надаль, но тогда он перестанет быть той самой бездной. Спокойнее всего, энергичнее всего он чувствует себя в розыгрышах, состоящих из не менее 20 ударов. Какой будет жизнь для Рафы, когда он больше не сможет бегать и бить по мячу с полной силой, удар за ударом, удар за ударом? Когда он будет знать, что для победы ему нужно закончить розыгрыш побыстрее? Это может привести к тому, что он перестанет получать удовольствие от тенниса, а вместе с ним из его игры уйдет и тот нерв, который необходим каждому большому спортсмену, чтобы показывать максимальные результаты.

Если так, то один из самых значительных теннисистов в истории тенниса задумается о том, что же делать дальше. По крайней мере, ему не придется проходить через все стадии горя, как приходилось большинству чемпионам. Вы же знаете модель Кюблер-Росс, согласно которой, чтобы пережить горе, человек проходит через пять стадий:отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. У Рафы врожденная стадия принятия.

 

http://www.oregonlive.com/the-spin-of-the-ball/index.ssf/2014/08/for_rafael_nadal_pain_is_glory.html